Василий Щепетнёв «Тайная игра»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Спецслужбы | Вторжение «Чужих» | Фантастические существа (Вампиры )
- Линейность сюжета: Линейный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В Московский уголовный сыск, совсем недавно созданную организацию, является странный посетитель, слишком уж щегольски одетый для опасных улиц послереволюционной Москвы. Зовут его Александр Александрович Арехин и прибыл он, оказывается, для того, чтобы стать следователем по особо важным делам, по личному распоряжению Дзержинского. С таким распоряжением не поспоришь, но МУСовцы относятся к совсем небольшевистской фигуре нового следователя с глубоким подозрением, особенно начальник, товарищ Оболикшто. Действительно, одевается и живёт Арехин по-буржуйски, по улицам передвигается не пешком, а на «Паккарде» с шофёром и даже днём носит тёмные очки, а ещё он шахматист гроссмейстерского уровня. Дела ему достаются не просто важные, а необычные, под стать самому следователю. Загадочных и тёмных дел в смутное время творится в Москве немало. Невесть откуда берутся «волхвы», «попрыгунчики», маньяки, оборотни, сумасшедшие учёные... Всем им Арехин найдёт, что противопоставить.
Шесть новелл о гражданской войне в России, связанных сквозным героем, сыщиком Александром Арехиным.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Подвиги Арехина»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zlydeni, 16 января 2018 г.
Превосходная книга, в которой Василий Павлович совместил несовместное — легкий язык, литературность, увлекательность и метафоричность. Ценители детектива здесь мало что смогут найти — все-таки поиск тайны в рассказах об Арехине играет роль едва ли не последнюю. Не берусь судить о задаче, которую ставил перед собой автор, но одной из возможных я бы назвал — нетривиальный и личный взгляд автора на 20-30 годы Советской России. Выразительные герои, ироничное и в то же время некое трепетное отношение к описываемому времени — всё в целом порождает проивезедение искреннее, не пытающееся притворяться «закрученным триллером», «боевиком-детективом про крутых ребят» и так далее. Первое впечатление, закрепившееся, наверно, надолго, после перевернутой последней страницы — очень добрая книга. Добрая — и в значении качественно написанная, и по общему настроению.
Aligus, 11 апреля 2015 г.
«Фандорин времен Гражданской войны». Лихо придуманная и написанная НАСТОЯЩИМ РУССКИМ языком озорная пародия сразу на все и всех: самого Уэллса и первых советских фантастов, подвыдохшегося Акунина с его душкой Эрастом, «гумилевскую» трилогию Лазарчука-Успенского и т.д. и т.п. Местами даже «Собачье сердце» проскакивает. Отдельный респект автору — за очень «вкусные» описания Москвы 20-х. Единственная ложка дегтя в этой цистерне меда — скомканные в некоторых частях цикла концовки. Порой создавалось впечатление, что автору гораздо интересней придумывать само преступление, наворачивая туда кучу исторических персонажей — от Ильича с Инессой Арманд — до царевны Анастасии и Петра Леонидовича Капицы, чем собственно давать его разгадку. Поэтому в некоторых «делах» концовки остаются фактически открытыми и страдают порой отсутствием логики.
k2007, 29 апреля 2015 г.
Хорошая книжка. Самая сильная часть ее — герой. Спокойный, невозмутимый, сильный, порядочный. Умный. Читать про таких — одно удовольствие.
Детективная интрига слаба, но она не занимает здесь первое место. Но вместе с роман цепляющий.
Brain-o-flex, 17 декабря 2014 г.
Стильно, умно, прозорливо, остро написаны «Дела о ...» С удовольствием прочитаю продолжение «Подвигов Арехина». Не было даже тени сомнения, что это не ретро. Каждый раз на «скользком» месте восхищался — и как ЗА ЭТО автора не расстреляли! Когда узнал, что написано это «недавно» (примерно лет двадцать назад), мой пыл поугас. Но ведь обманулся! Прекрасные описания улочек, закоулков «тех» лет по городам и весям, есть время и место «городским легендам», дошедшим до нас, есть посыл к будущему, есть портреты персонажей той поры, имеющие прототипы... Остаётся поздравить автора с новым изданием и пожелать ему творческих удач и Здоровья!
Dimson, 4 июня 2014 г.
Наверное, каждую новеллу стоило бы обсуждать отдельно, т.к. получились они весьма неоднородными, но, увы, на такой подвиг меня не хватит. С точки зрения постмодернизма — роман удался, с точки зрения фантастики — тоже всё на самом хорошем уровне, элементы реализма и сюрреализма настолько удачно вплетены в текст, что в голове у читателя создаётся занятная картинка.
Забавно смотреть, как реализуются идеи Беляева или Алексея Толстого, как прописывается страшный в своей абсурдности и сумасшествии фон. Сама центральная фигура сыщика-шахматиста Арехина кажется полной загадок, поневоле ждёшь неожиданного хода, того, что он прислан к нам с Марса или перенёсся из параллельной реальности.
При этом, увы, есть и здоровый половник дёгтя — с детективностью в новеллах слабовато. Особенно в заключительной шестой — загадки, по сути, не разгаданы, всё будто выглядит мостиком к продолжениям.
ismagil, 10 ноября 2011 г.
Зима 1919-20 годов, голод, холод, реквизиции, каждый дом как унитаз, и никаких венчиков из роз. В Московский уголовный сыск приходит новый сотрудник Александр Арехин, спокойный до отмороженности шахматный гроссмейстер, нокталоп и мастер стрельбы в падении, живущий в хоромах, передвигающийся на экипаже с персональным кучером либо вовсе в авто, вежливый и не пьющий политуру. Словом, типичная контра, какую в МУС и ЧК дальше первой стенки водить не принято. Проблема в том, что этого вот недобитка добивать никак нельзя. Во-первых, у него блат (по-немецки — листок с цидулями от Феликса Эдмундовича, Льва Давидовича и Владимира Ильича). Во-вторых, только этот вот недобиток может раскрыть странные дела упырей, попрыгунчиков и гипнотизеров, которые нападают не только на простых совграждан, но и на обитателей Кремля.
Фантасты не устают прикидывать холмсово кепи на самые внезапные фигуры отечественной истории. Клугер с Бабенко сделали сыщика из юного Ленина, а Щепетнев — из гроссмейстера Алехина (что там сделали Бушков с Пушкиным и Хаецкая с Лермонтовым, просто не знаю и надеюсь не узнать). Впрочем, выбор Щепетнева выглядит совсем обоснованным. Автор давно известен как отчаянный любитель шахмат и конспирологии с мистикой, а также нелюбитель Советской власти. Эти любови-нелюбови и составляют каркас «Тайной игры» — всех шести невеликих эпизодов. Детективной интриге, к сожалению, остается совсем мало места — еле сидячего.
Придумано и реализовано все довольно лихо, при этом скромно и со вкусом. Щепетнев классный автор, и он действительно постарался возвести аутентичные засады в аутентичных декорациях. Другое дело, что декорации, как правило, оказываются важнее действия, которое сплошь и рядом сводится к выезду Арехина в очередную прекрасную и страшную точку, мимо которой неминуемо проплывет злыдень с необходимыми уликами под мышкой. И читатель в итоге с этим мирится и начинает получать удовольствие, не докапываясь до мелочей и глупых вопросов о том, кто такой этот мистер Арехин, чего он хочет, с какого бодуна он читает Ленину книжки вслух, и почему он нокталоп да мусор, а не наоборот — и вообще, к чему все это и зачем. Смирению способствует и фирменная щепетневская манера экономить на объяснениях, связках и крупных планах.
Читать забавно и интересно, намеков, аллюзий и меланхоличных хохм пригоршня в каждом абзаце, извилины время от времени начинают шевелиться — по нынешним временам разве мало? Вот и скажите спасибо.
Спасибо, в общем.