Акимицу Такаги (高木 彬光 / Takagi Akimitsu) – псевдоним японского писателя Сейити Такаги, автора детективных романов, работавшего во время периода Сёва (1926-1989).
Очерк о жизни
Родился 25 сентября 1920 г. в городе Аомори (префектура Аомори) на севере Японии в семье, насчитывающей четыре поколения врачей. Его мать умерла, когда будущий писатель был маленьким ребёнком. Отец умер, когда Сейити учился в школе, семья обанкротилась и разошлась и образование он продолжал лишь с помощью родственников. Провалив экзамены химического отделения факультета фундаментальных наук Токийского императорского университета, Такаги сумел поступить на факультет фармации Киотского императорского университета, однако через год учёба на фармации ему наскучила, и он перевёлся на инженерный факультет, который успешно закончил, получив специализацию в металлургии.
По окончании университета начал работать в АО «Самолёты Накадзима», но потерял работу после того, как закончилась Вторая мировая война, так как в Японии был введён запрет на военную промышленность.
В 1947 г., пытаясь найти работу и будучи вдохновлён предсказанием гадалки, Такаги решает стать писателем и пишет свой первый роман «刺青殺人事件», который был высоко оценён Эдогавой Рампо. По рекомендации последнего, роман был напечатан год спустя.
С 1979 г. писатель несколько раз переносил инсульт, страдал от их осложнений. Свои переживания и опыт борьбы с болезнью он описывал в таких работах как «甦える 脳梗塞・右半身麻痺と闘った900日» (1982), «わが闘病記 脳梗塞・死からの脱出» (1987).
В конце 1980-х годов автор завершает свою литературную карьеру в связи со всё более ухудшающимся состоянием здоровья. Скончался Акамицу Такаги 9 сентября 1995 г. в Токио.
Очерк о творчестве
Такаги – один из самых известных японских писателей, работающих в жанре детектива и шпионского романа. Его сложные полицейские романы до сих пор читаются с большим интересом; критики отмечают, что в его произведениях проявляется интерес к психологии и исследованию характеров персонажей, в равной степени, будь то сыщики, жертвы или преступники.
Акимицу Такаги стал первым в Японии писателем, кто позволил себе говорить в романах о событиях актуальных и хорошо знакомых читателям, а также одним из первых использовал тему финансовых преступлений.
Особую роль в его детективах играют образы простых японцев, которые переживают нелёгкое время восстановления, возрождение экономики, разрушенной войной. Судебные драмы – микрокосм, в котором отражаются культура, этика, напряжённые отношения между полами и другие актуальные процессы послевоенной Японии 1950-х – 1960-х годов.
Герои большинства его книг, как правило, являются полицейскими или прокурорами. Это объясняется тем фактом, что Такаги самостоятельно (любительски) изучал юриспруденцию, поэтому он предпочитает изучать право вместе со своими героями.
В произведениях из цикла о Кёсукэ Камидзу автором иногда используется психологический момент игры в сёги (японские шахматы, в чемпионатах Японии по которым Такаги регулярно участвовал). По манере игры с подозреваемым, главный герой определял психологический фон человека, зачастую «раскалывая» преступника в момент кульминации партии.
При этом, в 1950-х – 1960-х гг. Такаги пробовал писать в разных вариациях детективного жанра, в том числе исторического детектива, плутовского романа, юридического детектива, истории экономических преступлений, научной фантастики и альтернативной истории.
Фантастика в творчестве
К фантастике в творчестве Такаги можно отнести несколько произведений. Во-первых, это романы «宇宙戦争» (1954), «ハスキル人» (1958) и «連合艦隊ついに勝つ» (1971). В них он повествует о вымышленной войне.
Кроме того, Такаги в 1956 г. опубликовал повесть «邪教の神», которая стала первой японской оригинальной историей «Мифов Ктулху». Эта история начинается с того, что Киёхико Мураками, богатый скряга, пьяный шатается по антикварным лавкам и в одной из них покупает зловещую фигурку чёрного божка с семью пальцами и короной на голове. Сюжет сдвигается от имитации «Зова Ктулху» к мистическому нуару.