Альфред Бестер «Аттракцион»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эдди Бекон повел своих детей в парк Кони-Айленд на аттракционы. Он и не мог подумать, что встретив женщину по имени Фрейда, сам станет участником аттракциона, сломавшего его жизнь.
Первая публикация на русском языке («Аттракцион») в журнале «В мире книг», 1988, № 10, с. 78-80.
Входит в:
— журнал «Fantastic, May-June 1953», 1953 г.
— сборник «Звёздная вспышка», 1958 г.
— антологию «Роджер Желязны, Роберт Силверберг, Альфред Бестер. Мастера американской фантастики», 1991 г.
— журнал «Галактические новости 1992'01», 1992 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— журнал «Если 1993'1», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Spec-Lit 2: Speculative FIction», 1998 г.
— сборник «Redemolished», 2000 г.
— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.
- /языки:
- русский (12), английский (5), французский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (3), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Баканов (5), В. Задорожный (4), Д. Хаас (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 9 июля 2024 г.
Тема рассказа — путешествие в прошлое с целью поиска свежих/острых впечатлений/ощущений — для фантастики отнюдь не нова. Для меня, например, давно уже эталоном произведений такого плана служит «Лучшее время года» Каттнера и Мур — вещица, сделанная очень качественно, причем сильная не только в событийном плане, но и в эмоциональном тоже.
Здесь же ничего, кроме довольно странной идеи путешествий в прошлое с целью «расшевелить» психически неустойчивых людей, чтобы потом посмотреть, что из этого получится (боже, какое же это будущее, в котором живут такие ублюдки!), нет. Да и написан рассказ как-то не очень интересно — и по построению, и по тому, что в нём слишком много грязи. Ну а про то, что все эти художества пришельцев из будущего как-то должны влиять на это самое будущее, здесь, в рецензиях, неоднократно уже упоминалось.
Darth_Veter, 11 марта 2021 г.
Сложное и непонятное существо «человек». Вначале борется с природой, чтобы обезопасить и упростить свою жизнь, а, достигнув цели, ищет себе опасных приключений, чтобы потешить свою заскучавшую душу. Особо хорошо это видно на американцах: их просто тянет в «проблемные» страны, где они могут испытать то забытое чувство, которое зовется страхом. Примеры подобного поведения показывают такие фильмы, как «Тени Чернобыля», «Бангкок Хилтон» и «На гребне волны». Наверно, изгоняя наших пращуров из Эдема, господь-Бог вложил в их естество небольшой изъян, мешающий нам наслаждаться спокойной жизнью и заставляющий рисковать. Как настоящий американец, Альфред Бестер знал о подобном недостатке и сумел использовать его во благо другим: он стал писателем-фантастом, мастером на разного рода выдумки и предсказания. Новелла «Аттракцион» поначалу кажется каким-то сюрреалистичным бредом о маньяках и извращенцах. Но уже к середине повествования читатель понимает, что всё гораздо сложнее: персонажи ведут себя вполне адекватно, вот только им слишком много известно про психически-неуравновешенных людей. К этим людям их тянет, словно пчел на мед. Но вовсе не затем, чтобы свести счеты с жизнью, а наоборот — чтобы почувствовать ее вкус. Глядя на современное поколение, я начинаю понимать правоту американского писателя: исчезновение романтики 60-70-х годов сделало наших граждан рыхлыми и слабыми людьми, которые поездку за грибами уже считают героическим поступком. Свою нереализованную страсть они глушат либо компьютерными играми (например, в «танчики»), либо просмотром «ужастиков» и чтением сопутствующей литературы. Если б предоставилась такая возможность, они отправились бы и в прошлое, чтобы помочь Аттиле захватить Рим или присутствовать на последних мгновениях жизни Атлантиды. С другой стороны, человек, наверное, не достиг бы своего сегодняшнего положения в этом мире, если б трусливо прятался от опасностей в подземных норах (см. «Девятую планету Тайи» Стругацких). Главное в такой ситуации — не терять рассудок и сохранять чувство меры во всех своих поступках.
---------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о разнице в развлечениях настоящего и будущего. Это благо для человечества, что машину времени создать невозможно — в противном случае наша история нам бы уже не принадлежала.
vorpol, 27 декабря 2020 г.
Рассказ казалось бы с интересной сюжетной идей, но получается вот какая загогулина: да, с психологической и социальной точки зрения Бестер подал новую идею про «тайм-сафари» за эмоциями. Однако, с точки зрения канонов научной фантастики, он выдал ахинею — тут тебе и путешествия назад во времени, и активное влияние на прошлые события... в общем «научная» составляющая фантастики проигнорирована полностью.
Сказочник, 13 сентября 2017 г.
Рассказ вполне типичен для Бестера. О человеческом надрыве, о том, как кто-то другой толкает на грани эмоций, на трагедии ради... Ради чего? Ради развлечения... Ради того, чтобы разогнать кровь самому себе. Охота, одним словом. Охота на эмоции. И неважно, что кто-то умрет. Это ведь произошло за тысячи лет до твоего собственного рождения.
vam-1970, 10 февраля 2018 г.
Как и бывает у гениального писателя Бестер в коротком рассказе сразу вместил пару оригинальных идей: люди с будущего перемещаются к нам для развлечений, причём острых, и все преступления организуют они, воздействуя на психику местных жителей. При этом наблюдая и получая удовольствие от содеянного.
Gourmand, 23 декабря 2014 г.
Хороший рассказ. Очень грамотно подано: правда открывается шаг за шагом, держа читателя в постоянном напряжении. И неплохая идея. Я не увидел «атрофии чувств». Я увидел то, что свойственно любым людям. Экстрим. Желание пощекотать себе нервы, получить адреналин. Аттракцион. Все эти слова есть в тексте. В том числе и сафари. Разве не организуют сафари? Бои без правил? Прыжки в Эвереста?
Наоборот, чем безопаснее, чем добрее и спокойнее окружающий мир, тем сильнее тяга получить встряску. Возможно, это ненормально. Не знаю. Но это есть.
Есть и «русская рулетка», когда игроки поочерёдно стреляют себе в голову. Есть патрон или нет?
Соглашусь, что автор перемудрил. Щекатать себе нервы можно и не выходя из дома. И тем не менее кто-то ездит за сто морей ради того, чтобы съесть отравленную (возможно) рыбку.
Прочитал без отторжения. Динамично, бодренько. Нормальный вполне рассказ.
redmarie, 21 августа 2012 г.
Рассказ понравился своей психологической напряженкой, на грани надрыва.
В самом начале мало что указывает на фантастичность рассказа, это скорее триллер с откровенными сценами насилия. Оригинальна идея автора по объяснению засилья преступности в настоящем: свалить все на неких пришельцев из будущего. Один из персонажей в порыве откровения делится своими мыслями: «Отсюда все эти преступления, убийства и изнасилования. Это не мы. Мы не хуже, чем были всегда. Это они.» Диалог двух людей из разных времен, нашего и будущего, драматичен. Насколько разные восприятие действительности и цели этих двоих!
Правда, для меня есть в этой истории некая фантастическая неувязка. Это произведение наложилось на один из самых известных рассказов Р.Брэдбери... И если даже убийство бабочки ТАК повлияло на ход истории... То чего же эти искатели развлечений А.Бестера такими действиями хотят добиться там, в своем будущем?..
god54, 15 ноября 2009 г.
Общество, не испытывающее чувств, вернее не показывающее свои чувства в своем времени и расслабляющееся в другом времени. Как это похоже на нас сегодняшних. Всю неделю в наглухо застегнутых костюмах и душах, а на выходные в лес, на природу, на охоту, в баню — оторваться по полной, почувствовать эмоции, взбодрить свою кровь...
Вихрь, 22 ноября 2011 г.
Любопытный рассказ. Его тема заключается во в чём: в будущем люди всё-таки научились путешествовать вр времени, но данное открытие они используют не в исторических и познавательных целях, а для удовлетворения своих неормальных потребностей. То есть для превращения в реальность своих садистских и извращенческих сексуальных фантазий, Для получения новых эмоций и ощущений посредством убийств, изнасилований, издевательств и прочих злодеяний
И после прочтения я подумал, что нетакая уж это фантастика. Ведь человек (по выражению А.А.Бушкова) — «сволочь изрядная». и он способен на всякую мерзость и преступления только их-за любопытства или даже просто так...
Чужой, 24 августа 2010 г.
Если необходимость бороться за существование исчезает, то внутренняя потребность в этом может остаться-- инстинкт всё-таки. Поэтому и приходится искать приключения, а то и убивать ради развлечения и острых эмоций....
Акулина-Макушка, 9 октября 2008 г.
Интересный вариант размышлений на тему фатализма. Однако в отличие от большинства предшественников Бестер видит предрешенность наших бед не в Судьбе, не в генетической предрасположенности или влиянии прошлых деяний, а в... будущем. Не предки, а потомки, согласно версии Бестера — причина несчастий. Вырождающееся поколение, которое не умеет чувствовать самостоятельно (страдает атрофией чувств) и потому использует прошлое в качестве оригинального атракциона. Этакое эмоциональное сафари на предков. Трофеи — эмоции, которых так недостает потомкам...
ozor, 15 ноября 2008 г.
Человек — самое мерзкое существо на Земле, ибо способен убивать не ради пропитания, не ради борьбы за существование, а просто из любопытства, или просто для развлечения.
tevas, 23 сентября 2007 г.
Рассказ поначалу совершенно не нравился, поскольку не было понятно о чем идет речь. Читаешь — и все кажется бредовым. Но потом все встает на свои места, и, к большому сожалению, это не меняет сути моей оценки. Как-то скучно...
Pupsjara, 19 июля 2007 г.
Средний рассказ о людях из будующего, которые возвращаются в ХХ век с помощью машины времени, чтобы пощекoтать себе нервы возможным убийством или самоубийством, аттракцион одним словом.
Vendorf, 17 марта 2008 г.
Все достаточно намешано, что очень сложно разобраться, что автор хотел показать и что автор хотел добиться от читателя. Все немного странно...