Неизвестный автор «Прядь о Сёрли, или Сага о Хедине и Хёгни»
История о двух вечно сражающихся друг с другом и не могущих умереть от ран героях — о том, как все началось и о том, чем закончилась их бесконечная схватка.
Входит в:
— цикл «Древнегерманский героический эпос» > цикл «Королевские саги» > повесть «Óláfs saga Tryggvasonar en mesta»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 1 сентября 2023 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/ghuK2).
Армию мертвецов из этой пряди иногда путают с эйнхериями, пирующими в Вальхалле вместе с Одином и прочими богами; такую неточность допускает, к примеру, Семен Коган во вновь актуализированной событиями 23 августа рецензии на «Лучших в аду».
Из первых же главок пряди видно, во-первых, что памятник либо носит серьезные следы правки, внесенной человеком, симпатизировавшим христианству, либо вообще был изначально сложен христианином, поскольку языческие боги, особенно Фрейя, тут превращены в жестоких интриганов, для которых человеческие судьбы — просто хворост под котлом на пиру.
Утром Фрейя проснулась и увидела, что дверь открыта, но не сломана, а ее любимое ожерелье исчезло. Она догадалась, что ее обхитрили, и, едва одевшись, пошла во дворец к конунгу Одину и сказала ему, что он поступил бесчестно, наказав похитить ее драгоценность, и попросила, чтобы он вернул ей назад это ожерелье.
Один ответил, что, памятуя о том, как было приобретено это ожерелье, она не получит его обратно, «если ты заклинаниями и волшбой не сделаешь так, что два конунга, каждому из которых служит двадцать конунгов, поссорятся и начнут биться; и они будут вставать и сражаться, как только они будут убиты; так будет продолжаться, пока не появится некий христианин, такой храбрый и сопровождаемый великой удачей своего господина, что он посмеет вступить в это сражение и убьет этих мужей. Тогда это кровопролитие закончится, и все хёвдинги, как положено, освободятся, наконец, от проклятия и воздействия твоего вредного волшебства».
Фрейя согласилась с этим и забрала ожерелье.
Для сравнения, эйнхерии Вальхаллы, согласно «Речам Вафтруднира», ведут образ посмертной жизни, куда лучше соотносящийся с представлением о рае. Сюжет о хьяднингах вкратце и с некоторыми изменениями изложен также Снорри Стурлусоном в «Языке поэзии», но лишен характерной для «Пряди о Сёрли» оптимистической концовки, поскольку там освобождение мертвой армии отнесено, как и у Когана, к концу времен.
Объединяет эти «воинские спецподразделения» лишь фигура Фрейи, которая вообще-то “по основной специальности” богиня плотской любви и красоты (и «Прядь о Сёрли» очаровательна в лаконичной характеристике способа, каким добыла Фрейя у карликов Брисингамен),
но вдобавок, как внезапно сообщают нам «Речи Гримнира», делит поровну с Одином души павших, что порою списывают на контаминацию образа Фрейи чертами супруги Одина Фригг.
И совсем уж замалчивается вопрос, как повлиял этот мотив связанной проклятием армии мертвецов на стратегию Арагорна из «Властелина колец» в битве при Пеларгире.