Айзек Азимов «Логика»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Донован и Пауэлл оказываются на орбитальной станции, где помимо прочей своей работы занимаются экспериментальными испытаниями нового робота КТ-1. После своего «рождения» Кьюти (так ласково прозвали нового робота) путем логических умозаключений решил, что люди есть низшие существа...
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— журнал «Astounding Science-Fiction, April 1941», 1941 г.
— сборник «Я, робот», 1950 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 2», 1965 г.
— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.
— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.
— антологию «A nyikorgó idegen», 1971 г.
— антологию «Space Odysseys: An Anthology of Way Back When Futures», 1974 г.
— антологию «Decade: the 1940s», 1975 г.
— антологию «Science Fiction of the Forties», 1978 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction Firsts», 1984 г.
— журнал «Robur 9», 1985 г.
— сборник «Мечты роботов», 1990 г.
— антологию «Созвездие Льва-7», 2022 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 6 мая 2024 г.
По мере чтения смутно пришло осознание, что читал таки его в детстве, деталей сюжета не помнил, но пародоксальная концовка отложилась в памяти.
Рассказ отличный, но не шедевр, поэтому девятка.
== и самая важная часть отзыва почему рассказ мог быть издан в 1940х, но не сейчас, была удалена вахтерами-модераторами ==
1001, 31 декабря 2024 г.
В свое время весь цикл рассказов «Я, робот» мне абсолютно не зашел (хотя от других книг Азимова, включая «Стальные пещеры» я в то время был в восторге).
Случилось это по причине полной неправдоподобности практически всех сюжетов, причем начиная с самих, чисто умозрительных «Трех законов робототехники»
(поясню — это как свести тексты Уголовного, Административного и Гражданского кодексов (про другие просто умолчим :) к трем коротким статьям. Благо, эти три закона можно применить и к людям).
Другой проблемой была полная техническая безграмотность автора (он таки химик, а не инженер :)
Это особенно контрастировало тогда с творчеством Станислава Лема — Лем (врач по образованию) отлично разбирался в кибернетике (судя по всему, он был хорошо знаком с работами Норберта Винера и проч. кибернетиков).
То, что цикл писался Азимовым в 40-х годах — нам было тогда неизвестно.
Но даже тогда тезис «неправильно направленный луч может уничтожить объекты на Земле» — был совершенно абсурдным.
Так как в принципе допускалась такая возможность (а описание методов управления лучом — это вообще был шок :)
(а вот упоминание логарифмических линеек вполне извинительно для 40-х годов :)
Плюс автор допустил гм... нетолерантный подход к чувствам людей одной из мировых конфессий, причем совершенно очевидно, что сделал он это ради «красного словца».
В общем, как и весь цикл — данный рассказ представляет чисто исторический интерес :)
1001, 31 декабря 2024 г.
Небольшое дополнение по поводу комментария «при недостатке исходных данных в любом обществе, в любом разуме неизбежно возникает вера в сверхъестественное существо»
Увы, тут скорее все наоборот — при недостатке исходных данных сильна вера в науку (особенно среди людей, от науки далеких :)
Причина простая: задача любой школьной программы — дать средне-статистическому человеку набор знаний, который позволит ему жить и не забивать голову поиском ответов на отвлеченные вопросы (уже в вузовских программах дело куда интереснее :)
Казалось бы — простая вещь, биология. Простая клетка (все помнят школу :)
А начинаешь изучать, как оно все там работает — и по ходу выясняется, что там все очень и очень непросто. Вполне можно сравнить с промышленным предприятием по сложности (а там еще и аналог электростанции есть :)
Поневоле начнешь впадать в мистику :)
artem-sailer, 18 декабря 2021 г.
После двух первых, серьёзных, технически и психологически выверенных рассказов классического сборника «Я, робот» данное произведение показалось шагом в сторону, быть может, юмористическим отступлением. На мой взгляд, Азимов в «Логике» просто иронизирует над религией, показывая, что при недостатке исходных данных в любом обществе, в любом разуме неизбежно возникает вера в сверхъестественное существо. Постулаты требуют принятия их на веру, без доказательств. И в то же время постулаты по определению воздвигаются при помощи некоторых допущений. Ну, да, собственно — вот вам и вера в то, что логически доказать невозможно, накручивай что хочешь.
Но возможно, здесь Азимов иронизирует ещё и над наукой. Как известно, очень многие теории, считающиеся сегодня незыблемо научными, построены на постулатах, лежащих в самом фундаменте. Так заведено ещё со времён Эвклида. И очень даже может получиться так, что по-другому попросту нельзя, и тогда остаётся лишь уповать на скромность творцов теорий — в том смысле, что они не слишком уж будут злоупотреблять с постулатами.
zotovvg75, 20 мая 2021 г.
Очередная история коллизий взаимоотношений двух приятелей Пауэлла и Донована с роботами. Сразу же обратил внимание на наличие космической станции по преобразованию энергии солнца в энергию для практических земных нужд. Сама по себе эта тема очень интересна и на такой основе можно написать отдельное интересное произведение. Но в данном рассказе у Азимова иная цель. Научно-технический прогресс шагает семимильными шагами и появляется робот последнего поколения, гораздо совершеннее предыдущих. Кьюити дана безупречная логика и он путем рассуждений пришел к идее Бога(Господина), подобно Канту с его знаменитыми логическими обоснованиями необходимости существования Бога. Безусловно каждый делает выводы сообразно своим возможностям, но Кьюити это уже не Спиди из «Хоровода» запутавшийся в несостыковках законов робототехники. Здесь робот, признав человека несовершенным существом, перенес второй закон робототехники на преобразователь энергии станции, отождествив его с Господином, а себя, как наиболее совершенное существо-с Пророком.
Самое интересное в данной ситуации то, что робот с его точки зрения может быть вполне прав. Это собственно и признали Пауэлл с Донованом. Но все-таки второй закон должен жестко ограничивать подобное вольнодумство. И здесь видимо не случайно Азимов наделил Кьюити определенным самосознанием и эмоциями. Мне кажется именно они вывели робота из повиновения заложенному алгоритму, подарив возможность делать самостоятельные выводы. Ведь данные качества собственно и делают человека таковым, отличая от самой совершенной машины. Талант Азимова дает бездну возможностей для самых разнообразных рассуждений на эту тему. Получил от прочтения рассказа большое удовольствие.
amak2508, 31 января 2021 г.
Конечно, парадоксальное решение о судьбе нового экспериментального робота, принятое героями произведения в финале, выглядит достаточно эффектно, да и их попытки убедить робота в ошибочности его взглядов не оставят читателя равнодушными, но.... Всё-таки этот рассказ цикла сильно проигрывает его первым вещам — и тому же «Робби», и тому же «Хороводу».
Причин здесь несколько, но главная из них кроется в том, что на этот раз сложившаяся ситуация не выглядит правдоподобной. Здесь и неверие в то, что экспериментального робота, первого в серии, не оттестировали на Земле, и удивление по поводу того, что три закона роботехники куда-то удивительным образом испарились, и непонимание того, как умное образованное существо (в данном случае робот) может обожествлять обыкновенный механизм, состоящий из отдельных деталей, Тем более, что этот самый механизм для своего обожествления никакого повода никому не давал :). В общем, похоже, что в этом случае Азимов писал скорее рассказ-шутку, которую не следует принимать всерьёз. Об этом же, думается, говорят и образы главных героев — эдаких неврастеников, чуть что начинающих кричать и плеваться, и не испытывающих ни малейшего уважения к своим «подопечным». Если же говорить серьёзно, то не верится, чтобы ТАКИХ людей могли использовать для испытаний экспериментальных роботов. Хотя... год создания рассказа — далёкий 1941, может быть, тогда всё это и писалось всерьёз :).
astoun, 25 июля 2019 г.
Идея рассказа блестящая, иначе не скажешь. Однако по прочтении возникают довольно серьезные вопросы.
Допустим, один робот сбрендил, но все остальные гораздо примитивнее его и должны беспрекословно подчиняться законам роботехники, в том числе повиноваться приказам человека. Каким образом Кьюти сумел переубедить их, не залезая в позитронный мозг — не объясняется вообще.
Ну, а то, что герои никому не сообщают о случившемся и преспокойно оставляют сменщика с психом-роботом, подвергая Землю страшной опасности, — попросту преступно. Да их за это судить надо!
LadyL, 13 февраля 2019 г.
Вы пробовали когда нибудь говорить об устройстве мира с религиозным фанатиком? Если нет, то не пробуйте, пустая трата времени. А если Вы вынуждены это делать?
Ироничный, где-то смешной и грустный, где-то даже пугающий рассказ. Автор явно иронизирует над логикой в основе которой лежит вера в чистом виде. Когда все аргументы притягиваются исходя из начального постулата, который, якобы, не требует доказательств. Второй момент иронии вытекает отсюда же — ирония над верой и религией. На мой взгляд самая «вкусная» часть рассказа. Но, дабы не ущемлять ни чьих чувств не буду расписывать почему. Отсюда же и ирония над любым фанатизмом, какие бы у него ни были корни.
Грустная часть заключается в том, что при совершенствовании интеллекта, при недостатки знаний и желании познать мир, этот интеллект, в данном случае искусственный, скатывается в средневековый фанатизм, ошибки. Что называется, не спешите с выводами, но и не стоит быть таким уж скептиком.
Пугающей частью для меня стала человеческая безалаберность и недальновидность, страх за сиюминутную возможность потерять работу и деньги, который приводит к потенциально гораздо большей опасности. Что называется « А-а-а, и так сойдет».
Но в целом рассказ замечателен, в нем присутствуют все компоненты полноценного произведения из-за чего ин смотрится целостно, закончено.
IvanG, 24 декабря 2020 г.
Милый и романтичный рассказ о развитии интеллекта у робота на далекой космической станции. Робот КТ-1 вызывает симпатию, он как наивный и любопытный ребенок, исследующий непонятный мир. И то, к каким умозаключениям он приходит, как раз есть следствие смешения сильного интеллекта и детской наивности.
Некоторое недоумение вызвало то, как реализована технология, ради которой существует космическая станция — слишком опасно для жителей Земли. Не верится, что на это кто-то когда-то решился. А еще страннее выглядит вывод, сделанный учеными о дальнейшей безопасности использования станции. Все вроде бы строго логично, если принимать во внимание незыблемые законы робототехники. Но, учитывая возможные последствия — просто неприемлемо.
Впрочем, главное в рассказе — робот и его мышление, поэтому такой антураж простителен.
Стронций 88, 7 декабря 2020 г.
И снова Пауэлл и Донован, и снова робот (опять – новый робот), и снова критические проблемы с ним. И на этот раз всё грозит уничтожением доброй части матушки-Земли!
И ситуация такая, что приступы агрессии Донована (прекрасно, что герои обладают каждый своим характером – это ещё сильнее оживляет их) я понимаю: я тоже готов иногда взбеситься в спорах с человеком, отвергающим очевидное.
Этот рассказ о том, что
Смутило другое.
RuselM, 9 апреля 2019 г.
Оригинальный рассказ, позволяющий взглянуть на себя (человека) со стороны. Формирование мировоззрения и веры робота, его самосознания, и к каким выводам это привело в итоге. В какой-то момент становится тревожно за ГГ, как они выкрутятся из такого затруднительного положения.
Nazarbaev, 4 мая 2012 г.
При всем уважении к творчеству Азимова, этот рассказ, вопреки его названию, абсолютно нелогичен! Проводить испытания новой модели робота на объекте отвечающем за энергоснабжение и безопасность земли. Людьми, которые командуют роботами посредством эмоциональных срывов («Ты, медная обезьяна...», «Ты будешь выполнять наши команды и помалкивать...» и т.д.). Да и сам робот не владеющий элементарными базовыми знаниями об устройстве вселенной, и у которого непонятным образом возникает РЕЛИГИЯ — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий (роботы становились на колени(!)) и объединение людей (в данном случае роботов) в организации (церковь, религиозную общину). Согласитесь — логики маловато)))
Alex Kolz, 6 ноября 2012 г.
Очень люблю этот рассказ за его неброское остроумие. Этот деловитый робот, упертый, самоуверенный, опирающийся только на свой разум (перевод, конечно, подстраивающийся, в английском тексте даже слово логика ни разу не употреблено), отвергающий любые другие свидетельства. Робот-скептик, робот-картезианец, а потом уверовавший робот. Но самое забавное, что все равно все на благо людей. Что бы робот себе не напридумывал, в корне его действий несомненный категорический императив.
mac_mac, 7 марта 2017 г.
Робот-скептик! Отличный рассказ, но мне в один момент было немножко страшно, когда роботы отказались подчиняться приказам Пауэлла и Донована. . И повторяли только одно: «нет господина, кроме господина!» Я подумала: «не хотелось бы мне оказаться на их месте в тот момент! «
Оценка: 10.
kirik, 16 апреля 2012 г.
Странный рассказ, логика в котором, как раз таки, отдыхает в сторонке ;)
Собрав на орбитальной станции экспериментальную модель робота КТ-1 Донован и Пауэлл неожиданно узнают от него, что они являются представителями низших существ и не могут быть его создателями, а все благодаря логичным умозаключениям робота, что слабые и несовершенные существа (люди) не могли создать более совершенное существо (робота). Прибавив к тому еще условие, что «кормят» роботов так же не люди, а чудо генератор, робот выстраивает свою систему поклонения и выступает в качестве пророка «Господина», где людям отделена низшая ступень служения...
Вообще Азимову во всех его рассказах свойственно «очеловечивание» роботов и этот рассказ не исключение — на заре своего существования всё, что выходит за рамки понимания, роботом (как и человеком когда-то) воспринимается как мифическое и причисляется к творениям некоего высшего создания «Господина» (камень в огород религии от Азимова), коим творением\созданием он является и должен служить ему (с чего бы?). И все бы ничего и «человеческий» путь развития сознания у нового робота можно было бы принять, но... если даже учесть, что на заводе роботу не вшивают систему ценностей и первоначальных установок относительно «кому и чему верить можно и нужно» (что глупо), то сам автор не отрицает, что КАЖДОМУ роботу прописывают три основных правила поведения, которые призваны уберегать и охранять человека и из которых уж жутко логичный робот должен был вывести «кто здесь главный».
В целом рассказ не очень понравился — обыгрывание идеи религиозности роботов выглядит насмешкой над религией как таковой, а сам рассказ от того не серьезен, еще и потому как если даже не брать в расчет приведенные выше доводы, главные герои должны были смекнуть, что только собранный робот ведет себя как ребенок, у которого при рождении нет системы ценностей и которому родители должны ее дать с воспитанием, а не требовать сразу суждений как у «взрослого».