Павел Бажов «Синюшкин колодец»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Бабушка Ильи, умирая, завещала внуку решето пера да наставление о загадочной бабке Синюшке, что может вознаградить богатством удалого человека. Илья, простота, пока провожал бабушку в последний путь, не уберёг наследство, утащили корыстные люди. Осталось у него всего три пера, собрал он их в шапку и решил проведать загадочную Синюшку...
Первая публикация: сборник «Московский альманах», 1939, стр. 256-266.
Входит в:
— цикл «Уральские сказы» > цикл «Сказы о «первых добытчиках»
— сборник «Ключ-камень», 1942 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1942 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1944 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1944 г.
— сборник «Уральские сказы», 1945 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1947 г.
— сборник «Каменный цветок», 1948 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1948 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1949 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1949 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1950 г.
— антологию «Лукоморье. Сказки русских писателей», 1952 г.
— антологию «La Russie fantastique (de Pouchkine à Platonov)», 1975 г.
— антологию «Сказки», 1987 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1990 г.
— антологию «Ключ земли», 1991 г.
— антологию «Скоро сказка сказывается. Волшебный мир сказок», 1993 г.
— антологию «Солдат и царица», 1993 г.
— антологию «Книга кладов», 1995 г.
Экранизации:
— «Синюшкин колодец» 1973, СССР, реж. Валерий Фомин
— «Синюшкин колодец» 1978, СССР, реж. Михаил Шаров
- /языки:
- русский (157), немецкий (1), французский (1)
- /тип:
- книги (148), аудиокниги (11)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Krislizerin, 10 апреля 2021 г.
Очень трогательный сказ, который оставляет светлую грусть после прочтения. Влюбился Илья девку-Синюшку, поэтому и страдал, поэтому и жену взял похожую, как две капли воды на свою любовь. Смысл тут вовсе не в богатстве и наставлениях покойной бабки, а в любви, потому что ведь и сама Синюшка с горестью говорит
Paganist, 15 февраля 2021 г.
Какая-то беспросветная картина мира в этом конкретном сказе вырисовывается. Будешь вкалывать честно и упорно — добра не наживёшь. Будешь работать спустя рукава — особо ничего не изменится. Получишь дары от духов гор — счастье и богатство будет, но недолго. Конечно, свою лепту в такой нерадостный сценарий вносит бесправие рабочего люда тех времён и мировоззрение, сформированное на его основе. Но всё же как-то невесело. Слишком безнадёжно.
История про бабку Синюшку и её колодец — вполне традиционна для «Уральских сказов». И как бы хороший парень, чтущий заветы мудрой бабушки, не старался — всё равно судьба его какая-то глупая, хоть и жизненная. То ли написано у него на роду такая участь, то ли это расплата за столкновение с Синюшкой. Ведь практически во всех сказах судьба персонажей, взаимодействующих с духами, подобными Хозяйке горы или Синюшке, трагична.
Siberia, 20 сентября 2020 г.
«Уральский хоррор» Бажова с колоритной Синюшкой любим мною с детства. Самобытный. Запоминающийся. Яркий. Верно подмечающий несовершенство жизни.
В малолетнем возрасте сказ про Синюшкин колодец производил жутчайшее впечатление, даже будучи прочитанным не раз. В семье хранится сборник «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы» 1967г. с красочной иллюстрацией, изображающей бабку Синюшку. Тощая синеватая фигура с молодым лицом и длинными угловатыми руками. Детское воображение рисовало, что эта девушка-бабка в любой момент может сквозь картинку протянуть свои опасные руки, дабы утопить меня в болотном окошке-колодце. Спустя годы, когда читала сказ про Синюшку подрастающей дочке, муж впервые познакомился с этой историей и, конечно же, с той самой иллюстрацией. Поразительное совпадение с моими детскими страхами — ночью муж проснулся от кошмара в котором Синюшка тянула его в колодец длиннющими холодными руками.
Сказ этот из неуловимых мелочей складывает точное впечатление о непростой доле старателей, о хрупкости жизни. Он о том, что богатство не дает гарантию счастья и не должно быть мерилом всего.
Метлика, 16 апреля 2018 г.
Этот сказ обладает жутковатой притягательностью: бабка Синюшка со своим болотным колодцем и длинными руками жутковата даже для Бажова. Она менее добра к людям, чем большинство волшебных бажовских персонажей: Хозяйка медной горы, насколько помню, убивает только жестоких и полностью потерявших совесть, таких, как Северьян убойца. Многие персонажи с этой стороны вообще не показаны. А Синюшка чуть не убила самого Илью и утопила Двоерылко, который конечно вор, но относительно безобидный.
Ранняя смерть Ильи с женой не показалась мне разрушением сказки: это сказка такая, пессимистичная, она так начинается (с демонстрации не лучших черт человеческого характера в виде старушонок, укравших у Ильи последнее) и так заканчивается.
Да и какой-то хэппи энд тут имеется: гг ведь уже хотел идти топиться в этот самый колодец, и встреча с будущей женой отсрочила его смерть, подарила счастье.
Что касается морали русских сказок — мне кажется, как раз в сказах Бажова ее причины раскрываются очень хорошо. Это крепостное право плюс коррупция, которая тоже отчасти следствие кп. Поэтому персонажам сказа «Хрупкая веточка» несмотря на желание и умение работать, не остается ничего, кроме бедности: весь немалый заработок они вынуждены отдавать барину. А персонажам сказа «Змеиный след» везет из-за несчастья: их умирающего отца отпускают на волю только потому, что «никуда его не надо». Из-за этого у них появляется возможность дать взятку приказчику и оформить вольную. И все эти повороты судьбы никак не зависят от воли самих крепостных.
Не удивительно, что на таких примерах возникает своеобразный взгляд на мир с превентивным отказом от надежды добиться чего-то собственными усилиями и надеждой на удачу. По-моему, ясно, что причина такого взгляда это система общественного устройства. И что вот тогда-то, при крепостном праве, многие проблемы народного характера и зародились.
Gourmand, 2 апреля 2015 г.
Мне финал не понравился. Он и не трагический, и не счастливый. Он за-сказочный. Пошёл, утоп в колодце, сгинул — трагический финал, но финал сказочный. Пошёл, женился, жил-поживал — счастливый финал, но сказочный. А пошёл, женился, потом жена померла и сам помер — не финал. Из-за этого «потом». Такими «потом» можно до наших дней продолжать историю, а то и дальше. Рядом же сказка «Серебряное копытце». Встретили, получили шапку, стали жить-поживать — конец. Вот это сказка, это рассказ с финалом. И что там потом с девочкой-сиротой будет, с дедушкой, с кошечкой — это уже за пределами сказки.
В этом же рассказе Бажов воткнул про смерть молодой жены и ГГ, и это зря.
А так, без финала, — прекрасная история простого парня.
Тиань, 16 сентября 2014 г.
Очень красивая и очень грустная сказка.
Не думай о богатстве, — поучает бабушка внука. — Богатство — это плохо. — А беспросветная бедность, видимо, хорошо. Так же, как безбашенная храбрость и готовность к халяве. Такова мораль почти всех уральских сказов и русских сказок в целом. Не в этом ли глубинный исток нашей неустроенной жизни одним днем? Немецкие сказки возвеличивают труд как основу обеспеченной жизни. Наши же проводят мысль, что трудом обустроить жизнь свою достойно невозможно. Богатство достижимо только на халяву: понравишься бабке Синюшке, и даст она тебе блюдо с ягодами-самоцветами, тогда и заживешь. И ведь жизнь наша из глубины веков такую философию оправдывает, так что кто его разберет, где здесь причина, а где следствие.
Особенность же именно этого сказа в отсутствии счастливого финала. Получил герой и богатство, и девицу-красавицу любимую в жены, но век им обоим отмерен был очень краткий, поскольку богатства гор здоровьем и жизнью человеческой оплачиваются. Получили вроде бы и на халяву, но уже заранее расплатились, здоровье свое на горных работах растратив. В свете ранней смерти героев, которая представлена как нечто обычное для Уральских гор, бабушкин наказ обретает новый смысл. — Не думай об обустройстве жизни, внучек, довольствуйся тем, что даст она сама, ибо короток век человека в горах. — Богатства Синюшкины только на первый взгляд даром на счастье кажутся. Ничего земля даром не отдает, за все плату свою требует.
Это одна из самых трагичных сказок, которую мне доводилось читать. В ней нет надежды.
bbg, 4 августа 2014 г.
Воспоминания детства... Радиола, заезженная пластинка и голос Николая Литвинова из динамиков: «Без ковша пришёл!..»
Как давно — и как здорово это было!