Пол Мелкоу «Десять сигм»
Сборник рассказов и повестей, в которых главное — человек и то, как он решает возникающие проблемы в параллельных мирах, при встрече с пришельцами или когда случается что-то неожиданное. Показан человек, не технология и не социальные схемы будущего.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kuntc, 10 декабря 2010 г.
Неплохой и приятный сборник рассказов. Мелкоу удалось соединить в своих произведениях современный подход и простоту, изящество «старой школы». Любой из рассказов «Десяти сигм» не перегружен излишними деталями, как это сейчас модно у многих других маститых фантастов. В центре внимания всегда одна идея, одно фантастическое допущение, вокруг которого разворачивается действие. Как изменится ход истории, если забросить в Древнюю Америку семена современной кукурузы? Что такое улиточные камни? Для чего инопланетяне используют нашу планету? И даже в чуть более сложных рассказах из цикла «Дети сингулярности» нет особо мудреных фишек. В тоже время в рассказах Мелкоу встречается и популярная ныне тема постсингулярного общества, и некоторые другие черты современной фантастики.
Вторая отличительная черта рассказов этого сборника заключается в том, что во главу угла всегда поставлен герой, его поступки, взаимоотношения с другими персонажи. Человек. Мелкоу не столько волнует вопрос «а что, если», сколько, как поведут себя персонажи в этой ситуации. Главной же темой, проходящей через «Десять сигм» станет «Выбор и поступок». Так герой заглавного рассказа должен решить, сохранить ли все свои ипостаси в других мирах или рискнуть и спасти незнакомую женщину. Дети из «Улиточных камней» выпускают на волю удивительное существо, хоть оно и может обогатить всю их семью. Герой из «Смерти яичного короля» оказывается в ситуации, когда под угрозу поставлены труды нескольких лет его жизни, а Доктор Силач мается со скуки и выбирает себе место в окружающем мире супергероев и злодеев.
Условно же «Десять сигм» можно разделить на три части, на три группы рассказов. Первые связаны с параллельными мирами, вторые входят в один цикл «Дети сингулярности», ну а третьи – просто разнообразная мешанина.
«Десять сигм» расскажет об очень необычном человеке, который способен поддерживать связь со своими двойниками из параллельных миров, которые в свою очередь связаны со своими копиями, которые… и т.д. Его можно назвать неким «многомерным человеком», что существует в миллионах лиц. Опыт каждого из двойников становится известен всем, что позволяет избежать опасностей, а заодно «воровать» музыку, книги из разных пространств. Не назвал бы эту идею особо уникальной, если покопаться в памяти, то можно, например, найти подобный рассказик даже у нашего Владимира Васильева, в котором герои из параллельного мира попадают в Советский Союз, а возвращаются обратно с хитами Макаревича, Шевчука и прочих рок-музыкантов. Но написано блестяще, со смыслом. Читается очень приятно. На эту «многомерность» слегка похожа и центральная идея «Стен Вселенной»: те же альтернативные миры, те же двойники… Только вот копии теперь перемещаются между Вселенными физическим образом с помощью специального прибора. Тоже получилось весьма неплохо, вот только, на мой взгляд, рамки повести слишком узки для этой истории о Джонни Деревенщине и Джоне Первичном. Открытый финал так и просит продолжения. А если посмотреть на даты написания этих двух рассказов – 2004 и 2006 соответственно – то может быть «Стены Вселенной» и выросли из «Десяти сигм». Но на этот счет можно только гадать, а вот у третьего рассказа о других мирах под названием «Кукурузная война» вдохновителя автор называет сам в послесловии. «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, замечательная книга о судьбах цивилизаций и о причинах, направляющих их развитие, что уже несколько раз у нас переиздавалась (рекомендую!). Удивительно, как казалось бы совершенно не относящиеся к истории мелочи способны изменить весь мир. А «Кукурузная война» — прекрасная иллюстрация идей Даймонда. Очень понравилось.
Рассказы «Лето с семеркой», «Влюбленные одиночки» и «Сильное звено» входят в один цикл с общими героями, действие которого разворачивается в далеком будущем после наступления Сингулярности. В результате технологического прорыва почти все человечество исчезло в результате Исхода, на Земле же остались лишь немногие. После наступило время бедствий, катастроф, но к моменту событий в рассказах на планете вновь воцарился мир и порядок. Главным героем всех трех произведений будет Аполлон Пападопулос, секстет, новая ступень в развитии человека. Шесть личностей, наделенных общей памятью и опытом и способных обмениваться между собой сообщениями с помощью феромонов. В сравнении с остальными произведениями «Десяти сигм» эти три истории выглядят более современно, но ничуть не хуже. В каждом из рассказов Мелкоу проводит своих героев (героя?) подростка через ряд испытаний, свойственных, как обычному человеку, так и такому необычному созданию: взросление, любовь, отрыв от своей группы и одиночество. И передать образ мысли, как каждого из членов секстета, так и всего этого необычного создания у автора получается на высоком уровне. Вот за это истории мне и понравились. Самое лучшее, на мой взгляд, — «Сильное звено»: интересный сюжет, четко обозначенный смысл. «Лето с семеркой» чуть хуже, а «Влюбленные одиночки» — просто приятно, но особо сильных чувств не вызывает.
Все остальное, как я уже сказал выше, рассказы различной тематики. Самый слабые – «Кот для дисфункциональной семьи» и «Инопланетянин моей мечты». Просто забавные зарисовки, не больше. Самый необычный и душевный – «Улиточные камни». Самый детективный – «Смерть яичного короля»: убийство, преступник и необычное изобретение. Самый «комиксовый» — «Доктор Силач и скука». И «Целина» — просто хороший рассказ.
А в заключение хочется сказать, что есть фантастика, которая вызывает удивление и восхищение своими героями, образами или идеями. А есть такая, как «Десять сигм» Мелкоу – спокойная, душевная, приятная. Рассказам из этого сборника добавить бы чуть больше поэтичности, и было бы совсем замечательно.
Jedaevich, 7 февраля 2011 г.
Честно говоря, уже после прочтения «Десяти Сигм», знакомясь с послесловием автора, понимаешь, что он стал симпатичен и сам, как человек, и с другими его творениями хочется познакомиться в будущем.
Очевидный плюс книги — то, что вышла в уже ставшей любимой серии «Сны Разума», продолжающей приятно удивлять ценителей бодрой, сильной, креативной, мощной научной фантастики.
Я так понимаю, что те, кто читает ежегодники Гарнера Дозуа «Year's Best Science Fiction», ужже смогли наверняка оценить несколько вещей Пола Мелкоу. Тем лучше, что я не читал — произведения стали для меня приятным времяпрепровождением.
«Десять сигм» – сборник рассказов. Условно его можно поделить на три части. По тематической составляющей.
Первая часть посвящена вопросам параллельных миров. «Десять Сигм», открывающий сборник, проводит параллель с недавним фильмом «Господин Никто», рассказывая историю о человеке, одновременно живущем во многих мирах и осознающем всех их единомоментно. Второй рассказ, «Стены вселенной» обращается к проблеме взаимоотношения двойников из параллельных миров — своего рода «Принц и Нищий», только с совершенно интригующим окончанием. То, что «Стены вселенной» вошел в шорт-лист премий «Nebula», «Sturgeon», «Hugo» и получил читательский приз Азимова за лучший рассказ, говорит в его пользу. Мне тоже очень понравилось, и категорически захотелось продолжения, продолжения, продолжения :)
Вторая условная часть сборника («Лето с семеркой», «Влюбленные одиночки», «Сильное звено») обращена к проблеме кластеров — искусственно созданных групп людей, в которых 4 и больше людей являются фактически одним существом с одним общим разумом, обмениваются мыслями и чувствами последством телепатии и гормонов, выделяемых человеческими телами. Идея не нова, но испытания и нравственные проблемы, которые испытывают главные герои, делают их такими близкими и человечными.
Ну и третья условная часть — это просто отдельные рассказы. Каждый самобытен и забавно обыгран.
«Доктор Силач и скука» – взгляд на супергероев и суперзлодеев, – которые ошиблись в выборе профессии. Очень шуточное произведение, которые весьма удачно сочетается с мультфильмом «Мегамозг» )
«Инопланетянин моей мечты» посвящен желанию женщины быть похищенной пришельцами )
«Кот для дисфункциональной семьи» — многие считают кошек священными животными, а здесь обыграна мысль сделать кота невольным источником зла, причем сделать весьма оригинальным способом ) Лично мне было смешно.
«Смерть яичного короля», «Улиточные камни», «Целина» — тоже все симпатичны.
Обобщая, надо отметить, что написаны все рассказы простым, хорошим языком. Как говорит сам Пол Мелкоу в послесловии, «Главные герои у меня – дети, которые обнаружили несправедливость и пытаются исправить ее. Это мои любимые герои и моя любимая коллизия.»
Поскольку все мы — большие и маленькие дети, удовольствие от чтения книги получено будет обязательно.
Рекомендую.
Borogove, 11 января 2011 г.
Дракон, заходящий на посадку в замок, на обложке, сравнения с Винджем и Стерлингом от Realm of Fantasy, издание сборника в Снах Разума — всё мимо! Ни драконов (слава небесам!), ни Винджа со Стерлингом (увы!), и ни одного рассказа во всем сборнике, отвечающего концепции Снов Разума! Суть последней (если я правильно помню) — издание качественной. современной зарубежной НФ. Ничего не попишешь: Мелкоу — безусловно, писатель зарубежный и современный. Качественный? — возможно. НФ? — лишь отчасти.
Из всего изданного в СР, Десять Сигм — самый «мягкий» фантастический сборник. Причем, эта «мягкость» не интеллектуально-гуманитарная, в духе Ле Гуин, а вполне детско-юношеская. Никакого брутала. Персонажи — дети, подростки, студенты. Простая мораль. Простой язык. Семейные ценности. Никакого юмора. К Мелкоу нельзя предъявить претензий, что он пишет некачественно. Он просто пишет не для взрослых. Либо у него иначе не получается. В рассказах сборника бессмысленно искать второе дно, либо языковые вкусности, либо интересные научные концепции. Зато вполне на уроне фантазия, драйв повествования (особенно в этом смысле удались Стены Вселенной), лаконичность изложения. Хоть сейчас в программу для внеклассного летнего чтения!
Недочет сборника и в том, что он как-то странно составлен. Нет ни единой концепции (хотя многие рассказы посвящены параллельным мирам, их маловато, чтобы выдерживать линию), ни грамотной композиции сборника (например, абсолютно бледным Улиточным Камням зачем-то отведена роль коды). В общем, представьте себе диск Best Ballads от выпустившей полтора альбома группы...
Из бойскаутско-нравоучительной атмосферы ДС выделяется рассказ Смерть яичного короля — наверное, самый личный из сборника и, пожалуй, наименее подходящий для книжной полки подростка. Мелкоу очень здорово передал собственное чувство брезгливости по отношению с снобизму и пошлости кампусовой жизни, в качестве перца добавив гомосексуальной бытовухи. Надо признать, срабатывает.
«Десять Сигм» получился крепким, но на многое не претендующим сборником начинающего автора. Предназначение: «для отдыха мозгов», и только в этом смысле он имеет отношение к понятию «сны разума».
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Я уже читал раньше заглавный рассказ этого сборника (Десять сигм) в одном из последних сборников «Лучшее за год» и очень обрадовался и обнадёжился когда увидел что новая книга в серии «сны размуа» — сборник рассказов Пола Мелкоу.
Итак, перед нами авторский сборник из 12 рассказов, большинство из которых номинировалось на различные премии в области фантастики. Один даже стал финалистом Хьюго, а другой — Лауреатом премии Locus.
Даже не уверен что нужна какая-то реклама. Хьюго и Локус уже говорят сами за себя. Это не надуманные субъективные премии региональных журнальчиков, а настоящие авторитеты. И читая фантастику, номинировавшуюся (или лауреатов) на них — понимаешь что так оно и есть.
Как вам была бы история о человеке, живущим сразу во всех бесчисленных вероятностях миров и осознающего это?
А захотели бы вы поработать на машине, которая не только открывает нам параллельные миры, но и создаёт их и более того, позволяет путешествовать в прошлое этих миров, вносить изменения и смотреть что получится? Кстати, теория паралелльных миров, видимо, вообще из любимых тем автора — в той или иной форме эта мысль всплывает в нескольких рассказах.
А ещё в этом сборнике аж три рассказа вообще как бы цикл образуют — ибо связаны между собой одними и теми же героями и одним и тем же местом действия — будущем Земли после генетических войн...
Я очень доволен прочитанным, проведённым временем.
-----------------------------------
Цитата из книги:
«Услышав стук в дверь, я оторвал взгляд от раскрытого учебника Чена «Основы физики плазмы», лежащего у меня на коленях — нужно по крайней мере на одну лекцию опережать студентов, у которых я веду занятия.»
Jedaevich, 13 ноября 2010 г.
Очевидный плюс книги — вышла в уже ставшей любимой «Сны Разума».
«Десять Сигм», открывающий сборник, проводит параллель с недавним фильмом «Господин Никто», рассказывая историю о человеке, одновременно живущем во многих мирах и осознающем всех их единомоментно. Второй рассказ, «Стены вселенной» обращается к проблеме взаимоотношения двойников из параллельных миров — своего рода «Принц и Нищий», только с совершенно интригующим окончанием. То, что «Стены вселенной» вошел в шорт-лист премий «Nebula», «Sturgeon», «Hugo» и получил читательский приз Азимова за лучший рассказ, говорит в его пользу. Мне тоже очень понравилось, и категорически захотелось продолжения, продолжения, продолжения :)
Вторая условная часть сборника («Лето с семеркой», «Влюбленные одиночки», «Сильное звено») обращена к проблеме кластеров. Идея не нова, но испытания и нравственные проблемы, которые испытывают главные герои, делают их такими близкими и человечными.
Ну и третья условная часть — это просто отдельные рассказы. Каждый самобытен и забавно обыгран.
- «Доктор Силач и скука» – взгляд на супергероев и суперзлодеев, – которые ошиблись в выборе профессии. Очень шуточное произведение, которые весьма удачно сочетается с мультфильмом «Мегамозг» )
- «Инопланетянин моей мечты» посвящен желанию женщины быть похищенной пришельцами )
- «Кот для дисфункциональной семьи» — многие считают кошек священными животными, а здесь обыграна мысль сделать кота невольным источником зла, причем сделать весьма оригинальным способом ) Лично мне было смешно.
- «Смерть яичного короля», «Улиточные камни», «Целина» — тоже все симпатичны.
Как говорит сам Пол Мелкоу в послесловии, «Главные герои у меня – дети, которые обнаружили несправедливость и пытаются исправить ее. Это мои любимые герои и моя любимая коллизия.»
Поскольку все мы — большие и маленькие дети, удовольствие от чтения книги получено будет обязательно. Вполне можно рекомендовать, как там писали в СССР — старшему школьному возрасту.
rumpelsteelskin, 21 января 2011 г.
В произведениях Мелкоу отсутствует фирменный авторский цинизм, свойственный многим американским фантастам. Этическая составляющая неожиданно становится основополагающей для большей части текстов сборника, словно пишет это не гражданин капиталистической державы, а советский мечтатель-идеалист. Заглавный рассказ, «Десять сигм» обращается к идее множественности вселенных. Главный герой рассказа научился извлекать выгоду из знания о своих «параллельных» двойниках. Однако он без промедления жертвует этой возможностью ради спасения другого человека.
Подростки — любимые герои Мелкоу. Жемчужиной сборника является триптих рассказов из цикла «Дети сингулярности» о трех юношах и трех девушках биогенетически объединенных в так называемый кластер. Проходя обучение по программе подготовки космических пилотов, члены кластера открывают новые горизонты собственных возможностей.
Финалы большинства рассказов неожиданно позитивны. Вот дети спасают последнего представителя разумной инопланетной расы от нечистого на руку ювелира («Улиточный камень»). Вот девочка-сорванец открывает заговор коварных пришельцев («Целина»). А вот герои и злодеи, устав от бесконечных сражений совместно идут по жизни, совершая простые бытовые подвиги («Доктор силач и скука»).
В работах Мелкоу ощущается влияние классиков американской фантастики: Пола Андерсена, Клиффорда Саймака и конечно неповторимого Рэя Брэдберри. Было бы замечательно, если бы у мировой литературы, наконец, появился еще один писатель, работающий в сходной манере. Однако пока что этот, без сомнения перспективный автор еще не набрал достаточную литературную высоту. Тексты Мелкоу простоваты. Фантастические допущения уже применялись другими писателями. Чтение доставляет удовольствие, но не вызывает глубокого эмоционального отклика. Однако художественные методы и способы подачи текста оттачиваются со временем. Главное, чтобы позитивный настрой не оставлял Пола Мелкоу. Ведь именно это свойство характера автора, отраженное в тексте, так привлекает читателей.
Elessar, 7 января 2011 г.
Очередной сборник рассказов из серии «Сны разума», на этот раз за авторством Пола Мелкоу.
Основной темой сборника является идея параллельных вселенных и путешествий между ними. Это, вероятно, любимый вариант завязки сюжета Мелкоу, и к нему автор возвращается во многих рассказах и в повести «Стены вселенной» — центральной вещи сборника. Многомировая вселенная в понимании автора — мириады миров, многие из которых различаются совсем незначительно, иногда всего лишь спином единственного электрона. Наиболее сильный, на мой взгляд, рассказ на эту тему — «Десять сигм». Это история о человеке, одновременно осознающем себя в нескольких мирах. Используя свою осведомлённость о разных вариантах развития одних и тех же событий, герой может, например, предотвращать катастрофы и преступления. Может, но не хочет, для него единственной областью применения дара является воровство идей из одного мира для использования в другом. Но однажды ему придётся столкнуться с чем-то, что полностью изменит его взгляды. В этом и других рассказах на эту тему позиция автора в принципе ясна. Мелкоу полагает, что знания, идеи, возможности, доставшиеся «в подарок» от судьбы, не принесут счастья ни отдельному человеку, ни тем более человечеству. Только упорная работа, постижение секретов мироздания поможет людям использовать во благо те невероятные силы, с которыми имеют дело персонажи «десяти сигм», «кукурузной войны» и «стен вселенной».
Ещё на фоне прочих рассказов выгодно выделяется цикл о мире кластеров — три рассказа, связанные единым миром и персонажами. В них автор рисует любопытную картину будущего. Достигшее невероятных успехов в области физики и биоинженерии человечество совершает «восхождение» — объединение миллионов сознаний в единый сверхразум, существующий в виртуальной реальности. Земля же осталась кластерам — новым формам жизни, состоящим из нескольких отдельных личностей, посредством генетических изменений способных действовать как единый организм.
Пола Мелкоу часто сравнивают с Вернором Винджем — даже в издательской аннотации к сборнику отмечается сходство между этими писателями. Однако в «Пламени над бездной» Виндж идёт куда дальше Мелкоу, поднимая вопросы противостояния отдельной личности телепатическому их объединению. По Винджу, разум и самосознание — самое ценное достояние личности, ценнее даже жизни вообще. Мелкоу же, используя схожую и даже потенциально более сильную идею, не даёт ей нужного развития. В результате его рассказы лишены настоящего финала, неожиданного, переворачивающего всё с ног на голову, заставляющего по-новому осмыслить казалось бы однажды решённые раз и на всегда вопросы. Так что, на мой взгляд, этот сборник — коллекция мастерски написанных, довольно увлекательных рассказов, лишённых тем не менее некой изюминки, которая бы выгодно выделяла работы Мелкоу.
Итог — профессионально, но не шедеврально написанная вещь, 8 баллов из 10.
k2007, 30 ноября 2010 г.
Сборник, на мой взгляд, средний. Понравилась по настоящему только одна вещь — «Стены Вселенной». Это хороший рассказ с запоминающимся сюжетом, героями и финалом. Все остальное — в основном «ну так, ничего». Следующую книгу автора специально искать не буду, куплю только при наличии хороших рекомендаций
слОГ, 9 декабря 2010 г.
Сборники рассказов да еще и зарубежных авторов к тому же свежие — вещь нынче очень редкая. Проблема в том, что читатели журнала Если половину вещей уже читали (по объему так точно).
А так — рассказы очень ровные, достаточно интересные, шедевров нет, однако явных провалов также не наблюдается. Не так много, но в наше время вполне достаточно, чтобы прочитать...
P.S. Вот выйдет сборник Конни Уиллис можно будет сравнить:smile:
Atra, 4 ноября 2010 г.
На мой взгляд очень любопытный, но несколько «сырой» сборник. Рассказы в общем достаточно разнообразны, хотя нельзя не выделить ряд любимых автором тем. Это теория множественности миров, отраженная в рассказах «10 сигм», «Стены вселенной» и веру в великую силу запахов (серия рассказов о людях-кластерах). Мир людей-кластеров весьма и весьма любопытен, и мне, уж не знаю почему, тема покинутой Земли очень напомнила роман «Город и звезды» Кларка. Надеюсь издательство АСТ не заставит долго ждать с переводом романа Singularity’s Ring. Главный недостаток сборника это отсутствие адекватных концовок поголовно у всех рассказов. Автор вроде бы начинает за здравие, бурно развивает идею... а затем комкает в конце, чтобы только побыстрее с этим разделаться и схватиться за следующую идею ;). В целом сборник оставляет больше положительных впечатлений, но при прочих равных в этой серии я бы предпочла сборник Чана.