fantlab ru

Пол Мелкоу «Стены Вселенной»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
289
Моя оценка:
-

подробнее

Стены Вселенной

The Walls of the Universe

Повесть, год; цикл «Стены вселенной»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Главный герой встречает своего двойника, который предлагает ему путешествие по иным мирам. Вот только машина для перемещения работает в одну сторону...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Asimov's Science Fiction, April-May 2006», 2006 г.

— антологию «Trochu divné kusy 3», 2007 г.

— журнал «Если 2007'11», 2007 г.

— сборник «Десять сигм», 2008 г.

— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2007 // Повесть

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение, короткая форма)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2007 // Повесть

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2006 // Повесть

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2007 // Лучшее произведение малой формы

Похожие произведения:

 

 


Десять сигм
2010 г.

Периодика:

Asimov's Science Fiction, April-May 2006
2006 г.
(английский)
Если № 11, ноябрь 2007
2007 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-9
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это же одно из моих самых любимых направлений в фантастике! Я уверен, что когда-то даже искал список рассказов, где присутствуют параллельные вселенные и путешествия между ними. Но меня всегда разочаровывало то, что большинство таких историй сводится к попаданцам, с подробным описанием жизни в каждом из миров, и чаще всего мир параллельной вселенной только один. Меня всегда привлекала идея множества разнообразных миров.

Идея параллельных миров — это, на самом деле, дешёвый инструмент для автора в плане креативности. Если ты создаёшь устройство, которое позволяет перемещаться между вселенными, у тебя есть бесконечный источник для творчества. Ты можешь создавать любые сюжетные повороты и события с главным героем, и всё это будет обосновано правилами, по которым работает вселенная. Однако, несмотря на простоту этой формулы, многие рассказы теряют интерес, не удерживая внимание читателя.

Но этот рассказ (или повесть) — отличный пример того, какими должны быть истории про параллельные вселенные. Это захватывающее повествование о двух разных персонажах, вернее, об одном и том же персонаже, но из разных вселенных. Устройство для перемещений между вселенными имеет свои ограничения, что делает историю ещё интереснее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, тот факт, что ты не можешь вернуться в предыдущую вселенную, добавляет интриги и мотивации для персонажей. Покидая свою вселенную, ты навсегда покидаешь свой дом, что делает переходы ещё более драматичными.

После прочтения этой повести я узнал, что через три года она переросла в роман. И теперь мне интересно почитать роман, но я боюсь, что это может показаться немного затянутым сразу после свежего прочтения повести. Поэтому, если вам нравится читать истории о параллельных вселенных, я рекомендую пропустить повесть и сразу приступить к роману. Возможно, он будет более полным и интересным. Более того, у романа есть продолжение и вторая часть приключений этого героя, который скитается по вселенным. И это неудивительно, ведь бесконечное количество параллельных вселенных — это бесконечное количество потенциально интересных историй и сюжетов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современная интерпретация древнего сюжета «Принц и нищий». Написано отменно. К прочтению настоятельно рекомендую. Особенно здорово сие произведение слушать в бесподобной начинке Олега Булдакова. Перевод тоже, как ни странно, весьма хорош.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть увлекательна, читается легко — и это, к сожалению, её единственное достоинство. Потому что в остальном всё не так хорошо. По жанру это скорее приключения с фантастическим допущением. Повествование идёт ровно, без провисаний, но как-то поверхностно. Главные герои — тинэйджеры, на подростков же, видимо, и рассчитана повесть. Заканчивается повесть ничем — практически обрывается на полуслове. Возвращаться к ней мыслями после прочтения не хочется, поразмышлять не о чем.

Ну вот, раскритиковал-раскритиковал, а сам-то прочитал в один дух. Нет, правда, не такая уж плохая повесть.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея параллельных вселенных в фантастике располагается где-то рядом с идеей путешествий во времени. Отличная палочка-выручалочка от временных парадоксов, когда незадачливый путешественник наступает на бабочку, и – оп! – создается альтернативная реальность. Все это дело очень просто и показательно разъясняет доктор Эммет Браун во второй части трилогии «Назад в будущее», ну а у нас разговор пойдет немного о другом.

Пол Мелкоу тоже свои идеи разъясняет довольно просто, не перегружая читателя терминами. Его повесть «Стены вселенной» представляет собой чистую воплощенную идею о громадном количестве параллельных реальностей, проходить между которыми довольно просто, если знать как. Джон Рейберн теперь знает, вот только радости от этого не ощущает. Дело в том, что к Джону однажды заявился он сам из другого мира. Пришедший назвался Джоном Первичным и показал прибор, который нажатием одной кнопки может отправить человека в параллельный мир. Так уж вышло, что Джоны поменялись местами, а прибор может перемещать только в одну сторону и не позволяет сделать ни шагу назад. Как же устроится жизнь наших героев?

Повесть хороша именно своей идеей, автор вдоволь пофантазировал над различными возможностями и поворотными моментами. Герои не картонные, но и не особо живые. Концовки просто нет, объяснения, откуда взялся прибор, – тоже. Позже Мелкоу включил эту повесть в одноименный роман, лишь слегка дополнив ее новыми сценами да сместив угол зрения с Джона Рейберна на Первичного. Начинать читать стоит именно с повести, общая картина будет полнее.

Мне нравится идея параллельных миров и «эффекта бабочки», так что повесть ожидаемо пришлась по душе. Если вы тоже любите подобное чтиво, то не разочаруетесь.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Текстом и его наполнением доволен. Мысли четкие, изложение сжатое и насыщенное. Описания через поступки и слова двух главных персонажей — Джонни Простака и Джона Первичного. Кто, что, как скоро, что сказал при этом — всего несколько слов . Пейзажи и атмосфера — отправляйтесь к Брэдбери и Кею. При данном раскладе котопса действительно можно перепутать с бешеной собакой. Эмоции — рассказываются. Остального мира, кроме США, словно нет.

Жанр путешествия в параллельные миры, как и машина времени, вооружает автора для игры в «а что, если». Мало что более удобно для показа вариативности нашего мира. Для оценки роли случайности и неизбежности в человеческой судьбе не знаю более эффективного инструмента. К тому же, можно от души потрындеть, т.е., пофилософствовать. Квантовая теория способствует, понимаете ли.

Зато и игроков на этом поле достаточно, и в литературе, и во всех разновидностях кинотелепродукции. Чтобы выделиться, требуется еще кое-что к альтернативным спискам изобретателей и президентов, всякой разной экзотики, этики, тоске по дому и дежа-вю.

У Пола Мелкоу это кое-что есть.

Живет мнение, что идеи можно украсть. Что только зависть, глупость и нелепые правила окружающих мешают настоящему предпринимателю развернуться. Что главное — верить в себя. Что все гениальное — просто. Как швейная иголка Зингера с ушком в острие. Иногда это сравнительно безобидно, как система ТРИЗ, иногда имеет тяжелые последствия. Вроде тех, что показаны в этом тексте.

Секреты, идеи, достижения, истории успеха — да нате! К услугам Джона Рэйберна лучшие бестселлеры, формулы и изобретения множества миров, лишь бы в рюкзачок вместились. В демонстрации тщетных попыток реализации потенциала есть особенная прелесть для взрослого человека. В каком-то смысле, известное «42» Д.Адамса и терзания чужих достижений в «Стенах вселенной» схожи. Без вопроса и решения никакой ответ не нужен. Овладение знанием, понимание дела невозможно заменить.

Меж строк — обоснование здоровой этики. Очень ненавязчиво показано, как много значит выбор вектора движения. И в чем разница между стратегиями поиска незапертой двери и строительством дома. Даже если можно испытывать все двери Вселенной, а для строительства — только две руки (ну там еще нормальная работа, стипендия, небеспокойсь-по-поводу-документов и ряд других, малозаметных, бонусов от автора хорошему герою).

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое большое по объёму произведение сборника – повесть «Стены Вселенной» я оставил на десерт, желая по более крупной форме составить всё же о Поле Мелкоу как писателе мнение, максимально близкое к точному для себя. И надо сказать, Мелкоу-рассказчик оставил мне немалую надежду, и даже довольно отчётливое желание почитать у него что-нибудь ещё впоследствии. Для меня нет сомнений, что эта повесть в сборнике лучше на голову-другую всех прочих рассказов (может быть, вместе взятых).

Что же, спрашивается, получилось у Мелкоу в «Стенах…» такого, чего не вышло в других историях? Лично для себя я отметил цельность и строгость сюжета, и даже этакую взрослость и в персонажах, и в манере письма, и в тематике. Несмотря на то, что снова герои автора – тинэйджеры, но есть в них уже – что в Джонни Деревенщине, что в Джоне Первичном, — основательность, стержень. Обоим Джонни пришлось рано повзрослеть, им пришлось это сделать, ибо они относительно рано столкнулись с большим обманом, лишениями и прочими бедами: Первичному раньше и побольше, наверное, но хоть Вторичному Джонни пока что чуть меньше, но разве ему от того слаще? Потерять семью и обрести новую для каждого из Джонни в отдельности не есть тождественные вещи. Давно замечено: на чужом горе своё счастье не построишь, так и вышло на данный момент для одного из Джонни, хоть и желает он сейчас сделать всё, чтобы «подняться» и таки построить свою жизнь в новой вселенной. Возможно, толк и выйдет, но, думаю, что всю его жизнь судьба того, другого Джонни будет сидеть занозой в его душе. Может ли служить оправданием, что когда-то с ним поступили примерно так же? – без сомнений в однозначности я для себя ответить не могу.

Что ещё выгодно отличает «Стены Вселенной», так это общая тональность и атмосфера повествования на всём прочтении истории: ровно, без срывов, без провисаний Мелкоу пришел не к хэппи-энду, но к весьма открытой концовке, когда хочется поразмыслить над тем, как же всё-таки сложатся судьбы обоих Джонни. Плюс — отличный ход с рукой третьего Джонни (вот он – психологизм!), а после – сцены с «родителями» Джонни из другой вселенной, где (как я думаю, уже) нет их Джонни.

В общем, повесть получилась очень добротной. Можно, наверное, при желании найти и какое-то количество недостатков в ней, но я не стал. Единственное, что вызвало небольшое недоумение, так это присвоенная нумерация вселенным. Я, конечно, далёк от мысли, что на каждой из них висит вывеска или стоят столбики с номерами: 7433, 7534… , но, так как этот факт всё же не уложился в моём понимании, то я оставил его на совести фантазии Мелкоу, как необходимый атрибут и некое допущение.

Мне думается, что пройти мимо этой повести думающему читателю не стоит; много времени она не отнимет, а удовольствие получить очень даже возможно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх