fantlab ru

Рэй Брэдбери «Электрическое тело пою!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Оценок:
1152
Моя оценка:
-

подробнее

Электрическое тело пою!

I Sing the Body Electric

Другие названия: Электронная бабушка; Я пою электрическое тело; О теле электрическом я пою; Я пою электричество тела! / The Beautiful One Is Here

Рассказ, год (год написания: 1958); цикл «Корпорация «Марионетки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 168
Аннотация:

У Тома, Тимоти и Агаты умерла мать, ни одна нянька или сиделка долго у них не задерживалась, и тогда отец купил им электрическую няню...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Рассказ написан на основе одноименной пьесы для телевидения.

Примечание. Первая публикация на русском языке в журнале «Химия и жизнь», 1975 г, № 2-3. Сокр. перевод с англ. Татьяны Шинкарь. Художник не указан.

Послесловие: Валентин Рич. Больше блага, чем зла.


Входит в:

— сборник «Электрическое тело пою!», 1969 г.

— сборник «To Sing Strange Songs», 1979 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «The Twilight Zone: The Original Stories», 1985 г.


Экранизации:

«Этот фантастический мир. Выпуск 8» 1984, СССР, реж. Виктор Спиридонов

«Электронная бабушка» 1985, СССР, реж. Альгимантас Пуйпа



Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной зарубежной фантастики. Рэй Брэдбери
1975 г.
Рассказы
1978 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Время, вот твой полет
1991 г.
451° по Фаренгейту
1992 г.
Избранные сочинения в трех томах. Том 2
1992 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1997 г.
Электрическое тело пою!
1997 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Что-то страшное грядет. Рассказы
2000 г.
Электрическое тело пою!
2001 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Марсианские хроники. Вино из одуванчиков. Рассказы
2003 г.
Электрическое тело пою!
2005 г.
Машина до Килиманджаро
2010 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Машина до Килиманджаро
2019 г.
Машина до Килиманджаро
2019 г.

Аудиокниги:

Золотые яблоки солнца
2004 г.
Рассказы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Электрическое тело пою!
(английский)
I Sing the Body Electric!
1969 г.
(английский)
To Sing Strange Songs
1979 г.
(английский)
The Twilight Zone: The Original Stories
1985 г.
(английский)
The Twilight Zone: The Original Stories
1985 г.
(английский)
I Sing the Body Electric!
1998 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 2
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ сколь хороший, столь и грустный. Осенняя печаль, такая в духе Брэдбери.

Идеальная бабушка-робот, пришедшая на смену безвременно покинувшей этот мир матери. Вы — само совершенство, даже, может быть, лучше, чем человек. Где-то читал, что законы роботехники Азимова — суть библейские десять заповедей. Если даже не так, то к данному рассказу мысль применима на все сто. Робот — не только нянька, это и друг, и защитник, учитель, наставник.

В тоскливой сцене под занавес выходит старость. Она неизбежна, и опять вспоминается Азимов с его «Двухсотлетним человеком». У роботов тоже есть уход на покой и пенсионный возраст.

Откликнется ли электронная няня на зов состарившихся подопечных? Вернётся ли, чтобы они могли все вместе сидеть в гостиной, которая, безусловно, тоже постарела, так же как дом. Автор не даёт ответа, оставляя концовку открытой. Впрочем, это уже не так важно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только начав читать рассказ сразу же невольно вспоминаешь ещё одну прекрасную вещицу, написанную чуть ранее ровно на эту же тему другим мэтром англо-американской фантастики — «Робби» Айзека Азимова. Произведения эти, довольно разные по форме и по манере изложения, тем не менее очень схожи в главном: оба они являются своеобразным гимном роботам-няням, роботам-воспитателям, сумевшим стать настоящим другом для своих маленьких подопечных.

Только Айзек Азимов сделал свой рассказ настолько правдоподобным, что его трудно отличить от реальной жизни, а Рэй Брэдбери, как он это умеет, сотворил романтическую историю, красивую и больше похожую на сказку, чем на что-то реальное. У кого получилось лучше — вопрос открытый: обе истории хороши.

Единственное, что несколько смущает в рассказе, так это слишком умные разговоры о совершенно абстрактных вещах, которые велись между отцом и роботом-няней в присутствии и ПРИ УЧАСТИИ детей 9,10 и 13 лет. Как-то слабо верится, чтобы наши дети хоть что-нибудь поняли из такого разговора. Или раньше дети поумнее были :)?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень долго смаковал этот рассказ — не хотелось прощаться с ним. Пр этом, прекрасно понимаешь, что это неизбежно, как неизбежна старость, смерть близких, расставания и боль. Как неизбежен весь процесс взросления. Прекрасный рассказ. Такой, который хочется читать внукам у камина. Жаль только что роботы у Брэдбери показаны гораздо человечнее людей.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сентиментальность этого рассказа уместна и оправдана. Этот рассказ, несомненно, относится к лучшим рассказам Бредбери, несмотря на крайне неудачное название, содержащее отсылку к любимому поэту Бредбери, Уолту Уитмену.

Интересно, что одновременно, практически синхронно с этим рассказом, появился рассказ англичанина Брайана Олдиса «Суперигрушек хватает на всё лето» на этот же сюжет. Но разница — колоссальная!

Мне лично больше нравится вариант Бредбери.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Электрическое тело пою!» Бредбери — доброта и... депрессия.

Я вообще не понимаю, как можно перевести «I Sing the Body Electric» таким образом.

Даже моих скудных знаний английского языка хватило для того, чтобы мой мозг восстал и перевёл это как «Песнь электрическому телу», уж извините великодушно.

Впервые прочитал в детстве (благо Рея Бредбери в СССР любили и знали даже больше, чем в США, и найти его книги тогда особой проблемы не было) и благополучно забыл прочитанное.

Потом прошло более 30 лет и я решил освежить воспоминания...

На свою голову...

Перечитал,пересмотрел экранизацию в «Этом фантастическом мире» и впал в депрессию недели на две, ибо нельзя такое ни смотреть, ни читать при кризисе среднего возраста.

Нельзя, понимаете, так с человеческими чувствами обходиться, но Бредбери как-то умудрился.

«Вот, мы были детьми, была у нас няня электрическая, папа купил (гусары, помолчите, зачем папа купил электронную тётю, сказано же вам — в качестве няни детям), было круто.

...а потом мы постарели.

Вот так, с места в карьер — МЫ ПОСТАРЕЛИ!!!

Ну зачем ты так,старина Рей?

Хотя бы пару страниц уделил жизни главных персонажей после няни.

А то какой-то уж больно резкий скачок из детства прямо в старость получился.

Я прям тоже как-то резко состарился вместе с ГГ.

Экранизация кстати, удалась под стать оригиналу — такое же депрессивное кино получилось.

Да в принципе, книга как мне кажется, вовсе не для детей предназначалась, а для людей постарше, поумнее, и для тех, у кого нет проблем с давлением.

Ежели у Вас хорошее настроение, Вы среднего возраста,легко впечатлимы и хотите почитать Бредбери — почитайте лучше «451 градус по Фаренгейту», намного более жизнеутверждающее произведение, нежели этот рассказ.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один добрый рассказ. Так бывает, что не у всех детей есть бабушка. Живая, теплая, с банкой вкусного варенья. Но в будущем создают не только Терминаторов, но и добрых искусственных бабушек. Дети вырастают, разъезжаются кто-куда. Но время идет и вот уже эти взрослые люди становятся стариками. А старики – они же как дети. И им снова нужна бабушка. Та самая, добрая и теплая, хоть и искусственная. Возвращайся, бабушка. Они тебя снова ждут.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень добрый теплый рассказ. Настоящая качественная фантастика, в том виде, который я люблю больше всего. И вкусный-вкусный язык Бредбери- настоящее удовольствие для гурмана. Единственный минус- печальное послевкусие.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот она -воплощенная мечта любого ребенка: идеальный взрослый, самый близкий друг, с которым можно пошептаться о маленьких детских тайнах и который не отмахнется: «Мал еще, чтобы об этом думать». Идеальный собеседник, который не устанет слушать и отвечать на самые глупые вопросы. Защитник, который всегда даст дельный совет и никогда не унизит, а если надо — станет между тобой и опасностью. Товарищ по играм, который будет расти вместе с тобой и никогда тебя не покинет, уйдя в страшную темноту смерти. Электронная бабушка, верная и любящая, в которой, как в зеркале, отражаешься ты сам со своими мечтами и желаниями, в памяти которой ты будешь жить вечно.

Грустная и добрая история об отношениях родителей и детей. О том, что дети ждут от своих родителей, о любви, которая связывает на всю жизнь. Дети так хотят уверенности в своих папах и мамах: чтобы «всегда было лето, раннее июньское утро, когда мир пробуждается и все вокруг прекрасно, разумно и совершенно», чтобы в родительской памяти они сохранялись, такими, как в самый счастливый день, и чтобы к этой памяти можно было припасть, как к роднику в жаркий день, когда вдруг потеряешься в жизни и появится необходимость вспомнить самого себя.

Они ждут, что родительская любовь будет хранить и оберегать, поддерживать и советовать. Но, как часто, это растворяется в повседневных заботах, теряется каждый раз, когда мы говорим «иди, поиграй, у мамы дела!», «отстань, у меня был тяжелый день»,« я работаю день и ночь, чтобы у тебя все было, а ты, неблагодарный...». И еще много чего, что, каждый раз откусывает по кусочку от радости и любви.

И так грустно и трогательно, что именно машина оказалась способна подарить детям настоящую любовь, чтобы они прожили счастливую жизнь и передали эстафету своим детям и внукам. «И хотя споры о том, что такое любовь, будут продолжаться еще не одну тысячу лет, мы с вами, может быть, придем к выводу, что любовь — это когда кто-то может вернуть человеку самого себя».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Положим, петь электрические тела особо нечего, ибо неоднозначное это создание ни по сути своей, ни по влиянию на человека.

С одной стороны, такого рода машина существенно облегчает жизнь людей, особенно людей беспомощных в силу слишком юного или, наоборот, преклонного возраста. Если о ребенке или старике некому позаботиться, робот-нянька — это спасение.

С другой стороны, машина с таким наполнением искусственного интеллекта почти приближается к порогу разумности. Если в начале рассказа за словами и действиями электрической бабушки стоят только закачанные в нее знания, то при расставании с воспитанниками она высказывает три собственных желания: чтобы ее поместили в пансионат для «ненужных» машин-помощниц, чтобы позвали назад в семью, если вдруг она сможет быть чем-то полезна, и странное для машины желание стать живой. Такого рода механизм нельзя приравнивать к персональному компьютеру или стиральной машине. На него должно распространяться этическое правило об ответственности за тех, кого приручил, а люди не слишком то стремятся брать на себя ответственность. Наличие таких машин вскрывает неприглядные стороны людей и в некоторой степени даже способствует их развитию. Ведь если ты не оплатил пансионат для «ненужной» бабушки, тебе потом пришлют другую, и она будет не хуже, только тебе самому придется жить с памятью о той, первой...

Из рассказа неясно, оплатили ли герои пансионат. Но на склоне лет бабушку ждут и получат. Умная машина снова будет заботиться о них, как в детстве. Вот только в детстве это была необходимость, отец должен был работать, и он не снимал с себя ответственности за детей, он был с детьми. А в старости герои просто оказались отстраненными от семьи, взрослые дети где-то, у них свои жизни, беспомощным родителям в этих жизнях места не оказалось.

На закате жизни герои отчасти повторили судьбу своей первой электрической бабушки, им тоже пришлось вернуться к истокам — люди, дела, которым были посвящены их жизни, пошли вперед уже без них. Увы, таков итог подавляющего большинства человеческих жизней. В сущности, электрические бабушки старикам нужны гораздо больше, чем детям.

Если коротко сформулировать суть рассказа — он о бренности жизни человеческой. Конечно, в нем предостаточно рассуждений о природе любви, на поверхности — тема потребительского отношения к механическим помощникам, но все это мне кажется вторичным. Главное же показано в финале: беспомощность и одиночество старости, единственная надежда которой на помощь носителей электрических тел.

Ничего нового или интересного о людях рассказ мне не открыл...

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта вещь — не просто рассказ, это словно целебная микстура, попадающая на язык читателя! Это что-то волшебное по сути своей, в изображении своем, в целях своих... Читать — одно удовольствие, даже жаль, что таким великолепным языком написана столь малая вещь.

В этом рассказе читателю представляется возможность определить, что есть любовь. Он может принять версию электронной игрушки — Бабушки, ставшей заботливым членом семьи, или не принять, как поступила Агата, девочка из этой семьи. А потом пересмотреть свои взгляды. Или согласиться сразу и безоглядно, как это сделали мальчики Том и Тимоти, и окунуться в заботу и любовь с головой.

В этом рассказе машина представлена не Терминатором, желающим захватить мир, а любящим созданием с мыслями и чувствами. Автор предлагает нам принять его точку зрения, как это сделали Тимоти с Томом, либо засомневаться, как это сделал отец детей. В любом случае, автор ничего нам не навязывает, он предлагает подумать. Время есть.

Один из самых чудных рассказов сборника.

+10

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дивный рассказ о лучшей в мире бабушке. И не такая уж проблема, что эта бабушка — биоробот.

Многие авторы подобную историю свели бы к простой морали: «Даже самая совершенная машина не заменит человеческих отношений». Доказать эту мысль совсем не трудно: автор организует роботу сбой в программе, и чудо техники превращается в монстра. Примерно так поступил, скажем, Роберт Силверберг в рассказе «Железный канцлер». К счастью интересы Брэдбери лежат в другой плоскости. О серьезных вещах писатель рассуждает предельно просто и доступно (ведь главные герои рассказа — дети). Как ребенку свыкнуться со смертью близких людей? Где грань, отделяющая искусственный интеллект от человека? В какой момент научно-технический прогресс становится злом, а не благом? Приятно, что в последнем вопросе Брэдбери проявляет оптимизм. Отдаленное будущее в его рассказе показано светлым и добрым. Что ж, электронная бабушка определенно лучше терминатора. Человечество сделало правильный выбор. Это ведь как с атомной энергией. Можно с ее помощью освещать города, а можно делать бомбы для их уничтожения.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший добрый грустный рассказ. Брэдбери внес достойную лепту в дело внедрения робототехники в жизнь людей. Данный рассказ, наряду с Суперигрушками Олдисса, может быть спокойно вписан в цикл о Роботах Азимова, который для меня является вершиной всех произведений об искуственных людях. Только финал 200-летнего человека мне ближе, чем тот, который нарисовал Брэдбери.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне например непонятно, почему когда дети выросли, и у них появились собственные дети, им бабушка-робот перестала быть нужной. И о ней они вспомнили только в старости, когда остались одни.

Какой-то типично американский подход: дети выросли, улетели, а старики остаются доживать одни.

Именно, благодаря несогласию с такой авторской позицией, я оценку и понизил. В остальном же — всё как всегда безупречно!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ совершенно потрясающий! Светящийся добротой и лаской. Роботы не всегда являются бесдушными созданиями, иногда они способны заменить родного человека, или хотя бы попытаться это сделать. Тимоти и Том очень радуются возможности не быть одинокими и послушными, бабушка- робот старается сделать так чтобы каждый член семьи смог пережить горе, и для каждого она своя! Пусть и не все ей сразу доверяют, но ей удалось найти ключик к каждому из членов семьи. а это главное. Рассказ поистине очень тёплый, искренний и добрый.:super:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда мне кажется, что Брэдбери — не человек, а больше, чем человек. Столько любви, тепла и света в его рассказах. И ни грамма агрессии. Но даже этот рассказ выделяется на фоне остальных. Казалось бы, писано переписано (снято переснято) о разных взаимоотношениях человека и машины. Но никто не раскрывает эту тему лучше Брэдбери.

А ещё этот рассказ о родительской и детской любви, да вообще о любви к ближнему. Ибо рано или поздно, в детстве или в старости, случаются моменты в жизни, когда нужен дорогой человек рядом. Низкий поклон Вам, мистер Брэдбери!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется это самый лучший рассказ у Брэдбери. Рассказ о человеческих отношениях, о взрослении, о самой прекрасной поре в жизни любого человека — детстве и юности. Автор заставляет тебя погрузиться в этот мир и ты не хочешь уже возвращаться, а плывешь вместе с героями, переживаешь и это мир, рожденный фантазией автора, как и твоё детство, навсегда остается в твоей памяти.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх