Артур Мейчен «Белые люди»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: С использованием мифологии | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Повесть знакомит нас с дневником одной девочки-подростка. Однако содержание дневника несколько неожиданное. Мы не найдем в нем ничего, чего могли бы ожидать от дневника маленькой английской леди. В самом начале своего повествования девочка предупреждает своих возможных читателей, что раскроет в дневнике лишь некоторые из своих тайн.
И ни в коем случае ей нельзя упоминать в дневнике о письменах Акло, раскрывать тайну языка Чиан, и рассказывать, как рисовать большие прекрасные Круги...
Первая публикация: Horlick's Magazine Vol. I, January, 1904, pp. 57-78
Входит в:
— сборник «Дом душ», 1906 г.
— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.
— сборник «Tales of Horror and the Supernatural», 1948 г.
— антологию «Tales To Be Told in the Dark», 1953 г.
— антологию «Cuentos de terror», 1963 г.
— антологию «The Golden Road», 1974 г.
— антологию «Lost Souls: A Collection of English Ghost Stories», 1983 г.
— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.
— антологию «Жители ада», 1993 г.
— антологию «The Colour Out of Space», 2002 г.
— антологию «H.P. Lovecraft's Favorite Weird Tales», 2005 г.
— антологию «Great Horror Stories: Stoker, Poe, Lovecraft and Others», 2008 г.
— антологию «The Screaming Skull and Other Classic Horror Stories», 2010 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.
— антологию «Antología universal del relato fantástico», 2013 г.
— антологию «Вход и выход. Антология мистики», 2014 г.
— журнал «Полнолуние, 2014 №2», 2014 г.
— антологию «Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды», 2015 г.
— антологию «The Moons At Your Door», 2016 г.
— антологию «Supernatural Short Stories», 2018 г.
— антологию «The Folio Anthology of Horror Stories», 2018 г.
— антологию «The Big Book of Classic Fantasy», 2019 г.
— антологию «The Mammoth Book of Folk Horror: Evil Lives on in the Land!», 2021 г.
— антологию «Страшни разкази на прочути окултисти», 2021 г.
— антологию «Наставники Лавкрафта», 2023 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 10 июля 2019 г.
Шедевр Артура Мейчена — рассказ (по объему это скорее повесть) «Белые Люди» являет собой практически идеальный образец мистической фэнтези, оказавший влияние на весь жанр. В частности — Г.Ф.Лавкрафта, подробно анализировавшего его в своих литературоведческих статьях. Однако было бы ошибкой считать его чисто развлекательным внутрижанровым произведением. Мейчен поднимает в рассказе проблему тяги цивилизованных людей к дионисийским вакханалиям глубинного народа, своего рода майдану духа (да и тела) по отношению к официозной христианской церкви. Если раскрепоститься не удается явно, то это можно делать и тайно — отсюда все эти русские народные празднования Ивана Купалы, чествования Костромы, обряды призыва дождя «сексом на меже», колдовство и знахарство... Видно проблема существования параллельных официозу вер и культов была и в Англии, просто замени леших и домовых на фей и эльфов.
Сюжетно рассказ представляет дневник девочки-подростка, оказавшейся вовлеченной в некий культ, носители которого — «белые люди» (прототип которых — валийский субэтнос), будучи в повседневности обычными гражданами, собираются в определенные дни в тайных местах и занимаются там делами, выходящими далеко за рамки обыденного. Полунамеками, через сказки, предания, природные явления, наркоманские оргии и артефакты прошлого дается полноценная картина грандиозной тайны, простирающейся от древности в запредельные параллельные миры, населенные странными персонажами вроде черных и белых эльфов. Однако заигравшись с неведомыми богами можно поплатиться, так как мир тайный давно уже находится в противоречии с миром реальным, и сладкие оргии у костров с прекрасными принцами из эльфийских стран не стыкуются с общественной моралью. Позиция автора по теме высказана в обрамляющим дневник девочки рассказе и в нем много размышлений о грехе истинном и грехе обыденном. Видно, что он понимал грех как жизненную витальную стихию, противоречащую морально-нравственным нормам того времени, но не сильно противных НАШЕЙ современности. В этом смысле история придется по душе любителям неоязычества, экстрасенсорики, мистики и т.п. Любопытно также отметить, что подобные тайные религии до сих пор кое-где практикуются даже в России и странах бывшего СССР (Прибалтика, Осетия, Мордовия) что наводит на параллели с рассказом и заставляет задуматься, так ли мы далеко ушли от мистики прошлого.
Pikachik, 19 января 2016 г.
Даже читая впервые и совершенно не зная подоплёки может показаться, что эта виньетка похожа на смертельный яд в драгоценном флаконе: идеальная точёная форма и жуткое содержание.
Перед нами не хоррор, не фэнтези, не сказочка и не притча.
Это -- герметический текст.
Обрамлённый прологом и эпилогом, контрастно обыденными, подчёркнуто прозаичными.
Как говаривал Стивен Кинг, секрет не в рассказе, а в рассказчике. Добавим, и в контексте.
Артур Мейчен, Посвящённый Адепт храма Изиды-Урании, член Ордена Золотой Зари писал по сути автобиографичный рассказ по горячим следам пережитого. Трудно отделаться от мысли, что суждение о природе абсолютного греха есть выстраданный им самим чёткий и внятный манифест: незадолго до этого Орден Зари вынужденно раскололся, и Мейчен ушёл вслед за своим другом Артуром Уэйтом оттуда, где начал резвиться Алистер Кроули.
К сожалению, сила впечатления от «Белых людей» на 100% зависит от перевода, а перевод «книжечки» был сложнейшей работой. Необходимо было и сохранить интертекстуальность во всей полноте, и передать оттенки эмоционального тона условной героини (где её образ не живой персонаж и даже не функция, она ясно прочитывается как Анима, аллегория души неофита, переживающая инициацию, символическую смерть и вторичное рождение на Пути к себе самой), -- тяжёлая задача!
Реверанс всем, кто трудился, но личное предпочтение отдаю лишь одному варианту.
Для сравнения две цитаты навскидку.
Первая:
А теперь вот так:
Чувствуете разницу? Это голос ребёнка. И он по-настоящему пугает.
Это один из самых красивейших и жутких текстов, что я знаю. А напугать меня ох как нелегко; во всяком случае ни Кингу, ни Баркеру, при всём уважении, ни, тем более, кому-либо из жупелов второго эшелона это не удалось.
А Мейчен смог.
Илориан, 29 сентября 2014 г.
Во-первых, к чему эти разлагольствования о грехе, добре и зле, столь тщательно разрисованные в прологе, я не очень понял. Они как-то не особо вяжутся с самим содержанием дневника. Думаю, лишь для того, чтоб создать произведению ауру взрослости. Потому что по своей сути-это просто сборник детских сказок, объединённых общей темой. Красивых, но скучноватых. Слава Богу, что они коротки: автор не стал злоупотреблять читательским вниманием. Иначе над книгой можно было бы уснуть.
Rovdyr, 9 сентября 2016 г.
В этой повести я смог полноценно воспринять только пролог; и «более или менее» — эпилог. Авторские рассуждения в прологе весьма интересны и вызывают настрой увлеченно дискутировать с ними (мысленно, само собой).
Что касается основной части произведения — дневника героини — то читать ее целесообразно, только обладая компетенцией (в определенной сфере) уровня самого Мейчена, либо с помощью столь же компетентных комментариев. Не имея ни того, ни другого, я, к сожалению, в значительной мере потерял эту повесть — мои первые попытки прочтения свелись к крайне поверхностному скольжению по фразам, словам и буквам, которые не синтезировались в что-то осмысленное.
Впоследствии я частично восполнил эту утрату (с помощью комментариев), но большого интереса и впечатления уже не возникло. Поэтому вынужден обойтись без оценки. В принципе, конечно, «Белый народ» нужно обязательно прочесть желающим проникнуть в тайны творчества Артура Мейчена.
VovaZ, 31 августа 2017 г.
Весьма притязательный и атмосферный рассказ, в первых строках, вроде бы посвящённый теме философского определения зла и греха.
Однако, развивая сюжет, автор быстро переходит к линии миротворчества, создавая основные черты вселенной «маленького народа». В последствии, эта линия будет использована многими фантастами 20-го века, включая Саймака, Бредбэри и, собственно, всеми мастерами фэнтазийного цеха.
Kima Kataya, 3 декабря 2015 г.
Иногда прологи делают произведению только хуже. Впрочем, затянутые вступления весьма характерны для писателей прошлых лет, так что лучше простить промашку и пойти дальше. И читатель скорее всего не пожалеет — ведь за скверной обложкой прячется на редкость интересная игра фантазии и слова. Как раз тот случай, когда автору вдруг всё удаётся и получается многохвалимая «атмосфера», которая в первую очередь увлекает своим сеттингом, нежели сюжетом или персонажами. Здесь они совершенно не главное. Перед нами притчеподобные сказочные рассказы в духе старой школы, но с настолько удачным фоном и обрамлением, что свежо читаются даже в наши дни. Ибо можно взять у предшественников интересных монстров или ныне популярную тему, но удачное сочетание слов и описательной части просто так перенять и скопировать не получится. В целом впечатление неожиданно положительное.
Yarowind, 25 июня 2015 г.
Мутный и нудный эзотерический рассказ с элементами вудуизма про потусторонних белых людей. Шлак.
alex1970, 30 сентября 2013 г.
Интересные рассуждения о природе греха и святости, несколько парадоксальный взгляд на привычные вещи.
Сам дневник меня не впечатлил — похоже на бред неврастеничной девушки, а может на волшебную сказку. Убедительным я бы его не назвал.
2480, 18 сентября 2010 г.
Мейкен-очень хороший мастер описаний. Вся природа в его рассказах прямо встаёт перед глазами. И все действия происходят обязательно на фоне природы.
Здесь мы видим очередное тому подтверждение. Рассказ именно мистический- то есть не хоррор, автор не хотел нас пугать, очень много странностей, происходящих с героиней. Вернее, мистические действия, которые она учится выполнять под руководством своей няни. Странные действия, не менее странные истории, рассказанные няней производят впечатление абсолютной реальности-настолько достоверно они описаны.
Можно читать тем, кто начинает своё знакомство с данным автором (на мой взгляд, это его лучшее произведение), а также всем любителям мистики и любителям читать красиво написанные книги.