fantlab ru

Томас Лиготти «Последний пир Арлекина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
291
Моя оценка:
-

подробнее

Последний пир Арлекина

The Last Feast of Harlequin

Другие названия: Последнее пиршество Арлекина

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 40
Аннотация:

Антропологи тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо — в том числе и странные увлечения. Герой рассказа, исследующий образ клоуна в мировых культурах, и сам непрочь спрятать лицо за ярким гримом и дурацкой ухмылкой.

Однажды он узнает, что в провинциальном городке Мирокаве существует странный праздник, выпадающий на самую длинную ночь в году — зимнее солнцестояние. В гуляниях неким образом задействованы и клоуны...

Надеясь разогнать сезонную депрессию и пополнить коллекцию антропологических курьёзов, герой отправляется на место событий. Но у весёлого празднества обнаруживается тёмная подкладка – темнее самой тёмной ночи...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1991 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Песни мертвого сновидца. Тератограф
2018 г.

Издания:

Ужасы. Последний пир Арлекина
2011 г.
Песни мертвого сновидца. Тератограф
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Grimscribe: His Life and Works
1991 г.
(английский)
The Year's Best Fantasy and Horror: Fourth Annual Collection
1991 г.
(английский)
Best New Horror 2
1991 г.
(английский)
Die Sekte des Idioten
1992 г.
(немецкий)
The Best from Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology
1994 г.
(английский)
Grimscribe: His Life and Works
1994 г.
(английский)
Cthulhu 2000: A Lovecraftian Anthology
1995 г.
(английский)
The Nightmare Factory
1996 г.
(английский)
The Shadow at The Bottom of The World
2005 г.
(английский)
The Shadow at The Bottom of The World
2006 г.
(английский)
American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny from the 1940's Until Now
2009 г.
(английский)
Grimscribe: His Life and Works
2011 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2014 г.
(английский)
Best New Horror #2
2014 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2015 г.
(английский)
Songs of a Dead Dreamer and Grimscribe
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который сочетает в себе интересные элементы древних ритуалов и загадочную атмосферу маленького городка. Это классическая формула: древняя тайна, хранимая поколениями, несмотря на столетия прогресса, продолжается в наше время. Этот страх перед неизвестным и чуждым для обычного мира часто притягивает и пугает читателя, особенно если главный герой — чужак, который пытается разгадать эту тайну, рискуя собственной жизнью.

В этом рассказе эта формула объединяется с необычной темой клоунов и шутов. В их весёлой и беззаботной внешности прячется нечто мрачное и таинственное. Это добавляет особую изюминку и оригинальность истории. Однако, несмотря на сильное начало и интригующую завязку, рассказ не смог полностью удержать мой интерес.

Хотя рассказ начинает наращивать атмосферу таинственности и напряжения, в конечном счёте, правда, которая открывается персонажу, оказалась недостаточно впечатляющей. Финал, который должен был бы шокировать или перевернуть восприятие всей истории, показался мне блеклым по сравнению с началом. Рассказ оставил ощущение недосказанности, как будто потенциал был, но он не был полностью реализован.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Последний пир Арлекина» Томаса Лиготти — это рассказ, который делает попытку описать древние ритуалы и обычаи через призму ученого, но, к сожалению, оказывается скорее поверхностным, чем глубоким и убедительным. В сравнении с детальной и интеллектуальной прозой Умберто Эко или Артуро Перес-Реверте, произведение Лиготти выглядит несколько упрощенным и недоработанным.

Эко и Реверте известны своими доскональными описаниями и способностью глубоко погружаться в исторические и культурные контексты своих романов, создавая убедительную и интеллектуально насыщенную литературу. В «Последнем пире Арлекина» Лиготти пытается следовать подобному пути, но его описания кажутся скорее набросками, чем полноценным изучением.

Концовка рассказа, которая должна была стать кульминацией и разгадкой тайн, оказывается неожиданно комичной и лишенной той глубины и напряжения, которые читатель ожидал. Это создаёт контраст между амбициями рассказа и его реальным исполнением.

Оценка в 6 из 10 отражает этот контраст: есть понимание того, что автор стремился к чему-то большему, но не смог добиться нужной убедительности и глубины. В итоге, «Последний пир Арлекина» остаётся рассказом, который не смог в полной мере реализовать свой потенциал и оставить значимый след в жанре.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В новелле Томаса Лиготти «Последнее пиршество Арлекина» присутствует очевидная аллюзия (можно говорить о генезисе) на рассказ Г.Ф. Лавкрафта «Праздник». В том рассказе образ обретших человекоподобие (не только форму, но и — главное — сознание) червей в свое время так поразил меня, что с тех пор он уже много лет является одним из моих любимых в творчестве ГФЛ. Кстати, Лиготти напрямую сослался в своей новелле на знаменитое стиховтворение Эдгара По «Червь-победитель». В целом эта связь и эта отсылка являются несомненным достоинством «Последнего пиршества».

Но генетическая связь не означает тесной общности и схожести. В «Пиршестве», как это ясно и из названия, Лиготти активно использовал один из своих излюбленных мотивов — клоунов (шутов, арлекинов). Сам я не имею пристрастия к этой теме, и никогда не понимал ее распространенности в современной культуре жанра weird — распространенности в том искаженном преломлении, что некоторых доводит до коурофобии.

Сюжет «Пиршества» вкупе с клоунским антуражем не произвел на меня большого впечатления; к тому же он показался мне слишком предсказуемым.

Но в этом произведении есть два весьма интересных для меня аспекта.

Во-первых, это примечательные философские рассуждения о противоречивой природе празднества сатурналий: ведь в боге Сатурне (греческом Кроносе) совмещаются как плодородие, так и истребление (пожирание) своих плодов.

Во-вторых, меня увлекло описание места действия новеллы. Это городок Мирокав где-то на Среднем Западе США. Меня заворожил облик этого города с его причудливыми строениями, хаотичными улицами, нарушенной визуальной перспективой, странными пейзажами и неестественными тенями. Пожалуй, ради нахождения в этом городе я посчитал прочтение новеллы для себя ценным событием.

Кстати, о названии Мирокав. Позволю себе немного пофантазировать в интерпретации его этимологии. Первая часть — это итальянское (вспомним историческую родину Томаса Лиготти) слово miro, что означает «чудо». Второе (caw) я трактую как деформированное слово cava, которое в итальянском языке означает «яма / пещера» (этот объект играет важную роль в новелле), а в переносном смысле — «источник / изобилие». Все вместе можно интегрировать как «яма изобилия чудес». Чудес, конечно, в духе weird.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно «лавкрафтианская» проза, в хорошем смысле этого слова. Не по букве, но скорее по духу, что пожалуй и лучше. Очень атмосферный, «густой» рассказ. Читал с удовольствием.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Cтранные ощущения у меня все-таки от Лиготти, его заметки и культурно-философские размышления в стиле Лотмана или, как здесь, Бахтина читать хоть и сложно, но интересно, в них присутствует образность и оригинальность мысли, но когда дело касается проявления сверхъественного, то тут образы и сюжеты Лиготти не выдерживают никакой критики, какой бы мифологией они не прикрывались, они все равно остаются трешем или бессмыслицей. Никакой гармонии в этих переходах также не замечено. Но конечно манера повествования, по сравнению с остальными представленными в сборнике произведениями (кроме может «Первого раза») выделяется как диссертация выделяется на фоне школьного сочинения, отсюда и такая высокая оценка.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно жуткий рассказ о том, что мрачные тайны могут подстерегать нас в соседней деревне.

Ученый-антрополог заинтересовался странными обычаями маленького городка, и попал в непрекращающийся кошмар.

Стиль у Лиготти своеобразный, но написанно интересно

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх