Кобо Абэ «Совсем как человек»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Главный герой пытается выяснить, кем же он является на самом деле.
Входит в:
— журнал «Звезда Востока 1968'11», 1968 г.
— антологию «Продаётся Япония», 1969 г.
— антологию «Японская фантастическая проза», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dima9275, 8 июля 2024 г.
Всё таки Кобо Абэ не мой писатель — сколько читаю автора никогда не проникался текстом. Точнее текст меня не трогал ни в + ни в -. Прочёл и прочёл и сразу забылось. Никакого эмоционального отклика. Вот что «Женщина в песках», что данная книга. О чём вообще были истории — хер пойми))
Смысла «Совсем как человек» я не понял — что автор хотел сказать? К чему вёл? Главное в чём вообще смысл истории!? Читалось нудно и вязко — ибо не фантастика, как я думал покупая книгу. Такое чувство, что просто читаешь бессмысленные записи больного — и? К чему тратить своё время на такое.
RaisingDan, 7 марта 2014 г.
А чем вы докажете, что вы человек?
Да, да ты читающий, что ты ответишь пришельцу (пришельцу?) если тебя спросят человек ли ты. Какие ты аргументы приведешь? Будешь ли ты ссылаться на историю рода человеческого рассказывать о культуре, материальной и духовной, или прикроешься чувственным восприятием?
Именно это выясняет Абэ раскрывая эти вопросы в диалоге двух людей (людей?). Данную повесть трудно считать за фантастику. Если например роман «Четвертый ледниковый период» классифицируется как фантастика и иных толков быть не может, так как в нем есть очевидное фантастическое допущение. То относительно Ningen Sokkuri вопрос достаточно сложен, есть ли в нем фантастическое допущение?
Да, если считать за таковое ракету летящую к Марсу. И в то же время, нет так как это лишь повод для ситуации. В корне же чистый сюжет Абэ, или даже «кафкианский» сюжет.
Героя судят. Судья, истец, защитник он сам. Обвинитель марсианин. Ситуация может разрешится только волей главного героя, в зависимости от приговора, который он вынесет себе. В этом сходство со всеми другими романами этого автора. Именно наличие «суда» является фантастической предпосылкой. Ситуация в которой при жизни можно осудить человека, «взвесить» его человеческую сущность, решить «человек ли он» вот что такое Фантастика по Абэ.
Определенно, сильная книга. Даже если учитывать, что вопрос в ней рассматривается вполне затертый. Если вам понравились другие произведения автора, то и это не оставит вас без приятных впечатлений.
Екклизиаст, 12 марта 2014 г.
Главный вопрос: кто такой и что такое человек?
Что делает нас людьми и до какой степени мы ими остаемся?
Что отличает нас друг от друга?
Где та тонкая грань, которая разделяет человека и нечеловека? И есть ли она вообще.
Рассказ предлагает задуматься о том, на чем зиждется наше существование, подумать о том, к чему мы стремимся в жизни и зачем вообще живем.
А марсианец зачем? Для того, чтобы убедиться в том, что мы не спим, принято щипать или колоть себя, но так мы можем убедиться только лишь в реальности своего тела. А как же с разумом? Вот тут приходится «ущипнуть» свой разум «марсианцем».
ivan2543, 23 сентября 2012 г.
Эта повесть послужила мне настоящим вознаграждением за усердие. Дело в том, что волею отечественных издателей она оказалась в одном томе с романом Сакё Комацу «Гибель дракона» («Погружение Японии»), о котором я писал отдельно. Что же касается повести – к счастью, она является полной противоположностью роману, оказавшемуся с ней под одной обложкой.
Сложно сказать, является ли это произведение фантастическим, или нет. Более того, отчасти именно этот вопрос и составляет основную идею повести. Что есть вымысел и чем он отличается от правды? И когда правда превращается в ложь? Это вопросы, на которые пытаются найти ответы герои повести. И ответ не так-то просто найти, как на первый взгляд. Несколько раз ситуация переворачивается с ног на голову.
Если человек видит то, чего не видят другие – он сумасшедший? Или, может быть, он – гений, которому доступны тайны Вселенной? Если двое не могут прийти к согласию в одном из пунктов, очевидно, что один из них неправ. Но кто – если объективная проверка их утверждений невозможна? Эта история – образец логического парадокса. Если можно быть марсианином, но при этом выглядеть как человек, биологически являться человеком, пользоваться земными ресурсами, производить товары и технику, идентичную земной; вдобавок, быть потомком покорителей Марса из далекого космоса – то можно ли вообще быть марсианином? Или же марсианин и землянин – это одно и то же?
Не случайно я перечисляю вопросы: «Совсем как человек» — это книга вопросов. На каждый из них можно дать однозначный и очевидный ответ… если не позволять себе задумываться. Иначе самое бредовое предположение, словно яд, проникнет в сознание, и навсегда отравит его образом иллюзорной и обманчивой Вселенной, где все – не то, чем оно кажется людям, ограниченным информационной средой, формирующей их личность.
Но это не книга ответов – это книга вопросов. Она не декларирует истину и даже не призывает читателя искать ее – всего лишь напоминает о том, что мы этой истиной не обладаем, а менее всего обладаем в то время, когда считаем, что тайн для нас уже не осталось.
Достоинства произведения:
совершенно парадоксальная, но при этом увлекательная философская игра;
предельно напряженный и абсолютно непредсказуемый сюжет;
свежий и тонкий юмор, глубокая ироничность повести.
Недостатки: отсутствуют.
Итог: автор иронично спрашивает – уверены ли мы в том, что знаем о мире? Не являются ли наши взгляды на мир систематическим самообманом, как говорится в психиатрии, «внутренне непротиворечивым бредом»? Повесть – всего лишь шутка, но с долей предостережения для тех, кто считает, что уже знает о мире абсолютно все.
Bridgette, 8 августа 2010 г.
Японская фантастика вообще довольно своеобразна. Я как раз читал сборник «Продаётся Япония» 69 года. Большинство рассказов там были ненаучно-фантастическими, а «Совсем как человек» и вовсе фантастикой назвать сложно. Но это скорее достоинство.
Та логическая эквилибристика, которая составляет основу сюжета, будет покруче всяких тахионных излучателей с нарушением принципа причинности :glasses: Несмотря на то, что весь рассказ — по сути разговор двух людей и немного действий, я бы назвал его триллером, вполне себе остросюжетным.
NATUSIK-TS, 31 мая 2011 г.
Я осталась в полном восторге от прочитанного. Книга очень интересная. Речь героев меня более всего поразила. Особо хотелось бы отметить, что автор дает сравнения с высшей математикой, химией, физикой. Что касается концовки, то она не оставляет читателей равнодушными. Впечатляет нарастающий кофликтный накал между героями. Своеобразный финал. Достойная книга.
Король ящериц, 12 января 2010 г.
Поначалу очень напрягало постоянное нытьё лирического героя повести... А в целом — очень любопытная книга. Порадовало обилие изощрённых речевых конструкций. В особенности, мне, как математику, понравилась предложенная здесь трактовка термина «топология»))) А то, что всё это ещё увенчано действительно провокационным финалом, — просто великолепно. Заставляет задуматься над многими вещами...