Ольга Громыко «Белорийский цикл о ведьме Вольхе»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры | Драконы | Оборотни, метаморфы ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Белорийский цикл — название, скажем так, условное. Точнее даже не условное, а лучше сказать официально не закрепленное издательствами. В него входит весь цикл романов, рассказов и повестей о Вольхе Редной. Мы взяли на себя смелость мыслить не категориями издательств, а категориями восприятия читателей. Исходя из этого, все, что касается событий связанных с Белорией и Вольхой: «Профессия: ведьма»; «Ведьма-хранительница»; «Верховная ведьма»; «Ведьмины байки» — связали в единый цикл. Цикл о ведьме и ее приключениях. Цикл, который собрал огромное количество поклонников и буквально вознес Ольгу Громыко, замечательную белорусскую писательницу на вершины популярности.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
- /языки:
- русский (22), чешский (1), польский (7)
- /тип:
- в планах (1), книги (21), аудиокниги (5), графические (3)
- /перевод:
- M. Makarevskaya (6), П. Вейгел (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
feng, 31 июля 2020 г.
Мне не понравилось.
Язык вычурный. Вычурный. У меня глаза кровоточили, когда продиралась через нагромождения эпитетов, «иронических» выкрутасов, рваный какой-то и дерганый ритм.
Персонажи плоские. Главная героиня еще более или менее напоминает живого человека, но уж больно противная. Лен какой-то несуразный букет из того, что хочет видеть в папе маленькая девочка лет шести.
Описания магических механик неоригинальны, очень часто затянуты и нудны.
Мир плоский. Напоминает душное и скучное РПГ.
Единственно, порой описания леса были приятны, прямо глоточек воздуха. Ну за них 2 балла и поставлю.
PlatonT, 22 февраля 2019 г.
Вот интересное ощущение получается, когда перечитываешь книги впервые за 10 лет. Сейчас приключения В. Редной ощущаются несколько по-другому и наслаиваются воспоминания о том времени, когда в первый раз читал.
Разбирать сам цикл О. Громыко не вижу толком смысла, ибо именно «Белорийский цикл» стал на территории русскоязычной литературы родоначальником целой плеяды женских юмористических романов, потеснив Белянина с этой грядки. Громыко создала универсальную структуру повествования и довольно запоминающийся архетип героини, на тот момент это было для читателя в новинку, ведь до неё из «официальных» женщин авторов фэнтези была только «Волкодав» М. Семёновой, а юмористическое направление было представлено Беляниным и ему подобными с более грубым юмором, характерным для конца 90-х. И тут появляется автор, которая создала мир по мотивам славянских сказаний, изменив мистических и нуарных вампиров на довольно забавных жителей с крыльями и способностями оборотней, на тот момент так мало кто делал. Добавим к этому чисто студенческий юмор, а позже и просто байки, перелицованные под мир Вольхи, и получаем новый жанр, который захватил довольно приличный сегмент современной фэнтези-литературы.
Сейчас, по проторённой дорожке, юмористическое фэнтези развилось, обросло «столпами», «классиками» жанра, а количество новых произведений ежегодно приближается к сотне только напечатанных, правда из-за кажущейся лёгкости жанра выходит огромное количество мало усвояемого чтива, что и ведёт к угасанию направления. Появилось много оригинальных вселенных, запоминающихся героев и хороших авторов, что интересно вне зависимости от гендерных различий, даже несколько специализированных книжных серий.
Оглядываясь на сотни обложек вышедших книг в этом направлении, становится как-то по светлому грустно – держать в руках томики о приключения Верховной Догевской Ведьмы Вольхи Редной и её избранника Повелителя Догевы Лёна.
Оценка: Думаю она не нужна, те кто прочитал в годы выхода получили свои 100 лет жизни от смеха, а те, кто только собирается – счастливого и весёлого чтения.
StasKr, 16 июня 2017 г.
Любопытное дело перечитывать спустя десять-пятнадцать лет понравившиеся тебе книги. За это время меняется мир вокруг тебя, меняешься ты сам, а в результате – меняется восприятие когда-то понравившихся книг. Например, до этого момента я и не подозревал, что Ольга Громыко является автором наиболее впечатляющего, хотя и абсолютно невозможного по чисто техническим причинам, геноцида в отечественном юмористическом фентези. Впрочем, об этом, а также о других ляпах писателя, я подробно писал в отзывах на романы «Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Верховная Ведьма», так что повторяться лишний раз не хочется.
Мне могут возразить, что цикл о Белории относится к юмористической литературе, так что мои примеры авторских ошибок несущественны. Но простите, любое произведение должно обладать своей внутренней логикой и непротиворечивостью. Трилогия о Вольхе Редной этому требованию не соответствует. Поскольку мне нравится та ирония и юмор, с которой Ольга Громыко написала эти романы, я могу простить ей этот недостаток, однако не вижу причин не указать на него.
Что важно: все основные ошибки автор сделала в «Профессия: ведьма», то есть в своей дебютной книге. В дальнейшем от романа к роману количество ляпов, несуразиц и банальной путаницы становится всё меньше и меньше. Трилогия о Вольхе Редной – это история становления не только главной героини, но и самого автора.
Правда этот же цикл также иллюстрирует тезис о том, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Сборник «Белорские хроники», который вышел в 2008 году гораздо слабее основного цикла (2003 – 2004 годы).
Если же поискать пару слов о каждом произведении в отдельности, то получится примерно следующее.
Основной цикл:
«Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Верховная Ведьма» – в нулевые годы книги о Вольхе Редной породили вал подражаний в результате чего ехидные ведьмы, клыкастые лошади и псевдославянский антураж просто заполонили страницы романов вышедших из-под пера МТА. Впрочем успешный автор (а успех Громыко не вызывает сомнение) не виноват в творчестве своих эпигонов. 10/10, 9/10, 9/10.
Произведения, примыкающие к циклу о Вольхе Редной:
«Пивовой» – забавная история, которая понравится тем, кто любит пиво и не любит сотрудников налоговой службы. 8/10.
«Хозяин» – рассказ, который связан не столько с Вольхой, сколько с «Верными врагами». Отсюда несвойственная рассказу мрачность, которая плохо сочетается с остальными историями о ехидной ведьме. Не смотря на то, что история написана бойко более семи баллов поставить ей не могу, поскольку финал рассказа испорчен безобразным роялем, благодаря которому героиня осталась в живых. 7/10.
«Умысел и домысел» – забавная зарисовка о событиях, случившихся примерно через десять лет после окончания третьей книги. За эти годы Орсана обзавелась замком, оставила военную службу и приняла предложение о руке и сердце от Роллара. Вольха же за это время успела стать магистром 1-й степени и ехала на свадьбу подруги, пока очередной деревне не встретила злейшего врага всех успешных магов и рыцарей… 8/10.
«Рой» – один из лучших рассказов цикла. Широкая деревенская свадьба, отличные шутки и колоритные герои. Один только неисправимый воришка чего стоит! 9/10.
«Верность до гроба» – прекрасная история о неверном муже, ревнивой жене, чёрной магии и подработке, которую нашёл для Вольхи тролль-наёмник. 9/10.
«Незванная гостья» – зарисовка из жизни бродячей магички. Глупый поп, тупые селяне и ехидная ведьма в одном комплекте. 6/10.
«Курортный роман» – авторский позор. Жлобское поведение главной героини, сцена с зоофилией и неудачные попытки пошутить убивают малейшую возможность оценить этот опус сколь-нибудь приличной оценкой. Не читайте этот рассказ, если не хотите испортить впечатление от цикла. 2/10.
Произведения, не связанные с Вольхой Редной:
«Нелетописное» – проходной и неинтересный рассказ служащий предысторией к роману «Профессия: ведьма». 6/10.
«Стринги» – ещё один авторский позор, который Громыко зачем-то предала огласке. Любовное зелье, домогательства Катиссы Лабской к окружающим и неудачные попытки пошутить на эту тему. Не читайте этот рассказ, если не хотите испортить впечатление от цикла. 2/10.
«Верные враги» – в своё время меня откровенно разочаровали. Выяснилось, что автор умеет писать смешно, но не умеет писать лирично. Из-за этого «Верные враги» не представляют собой ничего интересного и содержание книги забылось через пару месяцев после прочтения. Перечитывать книгу, чтобы освежить в памяти сюжет не буду. 6/10
«Гороскопчик» – дурацкий рассказ о находчивом слуге, тупом рыцаре и шлюховатой благородной деве. Персонажей в рассказе нет, есть только типажи, а их мы уже неоднократно видели ранее в произведениях других авторов. Из-за этого рассказ получился не только глупым, но и вторичным. Даже странно, что Громыко вообще включила его в сборник, так как максимум чего он достоин – быть напечатанным в каком-нибудь околитературном журнале. 4/10.
«Один к двум» – проходной и ничем не запоминающийся рассказ из числа тех, который читается легко и забывается уже через пару дней. 6/10.
«Капкан для некроманта» – продолжение «Верных врагов». Так как мне в своё время не понравился роман о любви оборотня и некроманта, то и повесть не произвела на меня особого впечатления. Попытался перечитать – не понравилось, бросил. 6/10.
«Ничего личного» – байка с неимоверно длиннющей бородой. Самое первое, что вспоминается на эту тему – так это сюжет из Ералаша за 1991 год о том, как двое школьников устроили аукцион, пытаясь купить благосклонность хулигана и тем самым сподвигнуть его избить конкурента. Причём ролик у Ералаша выглядит достовернее, чем рассказ у Громыко, ведь аукцион у хулигана получился спонтанно, а в этом рассказе наёмная убийца целенаправленно заставляла заказчиков раз за разом повышать оплату своих услуг. Банальную историю искупает лишь развязка, пускай и ожидаемая, но всё равно смешная. 7/10.
«Божий промысел» – ещё один проходной и ничем не запоминающийся рассказ. Конфликт между магами и священниками оказался сведён к банальному и не слишком смешному приключению на церковном кладбище. 6/10.
«Моровка и три мага» – самый удачный рассказ о Катиссе Лабской. Пожалуй, именно такой и стала бы Вольха, если бы не повстречала Лёна: абсолютно несносной и бесцеремонной бабой, способной перебить за раз кучу вурдалаков, потом пойти в кабак, перепить всех тамошних завсегдатаев, а под конец вечера – снять понравившегося ей мужчину. Ну, а через пятьдесят – сто лет такой жизни – нагонять такой страх на своих учеников, что те даже после того как став взрослыми боялись бы её больше, чем нежить. 7/10.
«Пророчества и иже с ними» – история о пифии, которая предсказал себе смерть в день своего двадцатипятилетия, а в итоге за несколько дней до этой даты оказавшейся в теле злобной королевы-узурпаторши получилось неплохой, но не более того. Наверное, дело в героини истории, ибо на фоне мелькнувшей пару раз в повести Вольхи Редной Риона Рудничная выглядит довольно бледно. 7/10.
«Узелок на удачу» – один из лучших рассказов не только сборника «Белорские хроники», но и всего цикла. История простого крестьянского парня, который заручился поддержкой жадного деревенского колдуна чтобы убить чудовище, подкупает хорошо прописанной психологией главного героя и запоминается надолго, если не навсегда. Остаётся только пожалеть, что остальные рассказы из сборника не выполнены на столь высоком уровне. 9/10.
«The Witcher: задание «Ужасная незнакомка» – ещё один неудачный рассказ о Катиссе Лабской. В данном случае автор смогла удержаться от того чтобы вновь скатиться в литературный позор (как это было со «Стрингами»), однако ничего интересного в этом рассказе нет. Единственно, что бросилось в глаза, так это то, что Озёрный край (провинция королевства Белории в романе «Ведьма-хранительница») здесь почему-то является отдельной державой. Громыко в который раз продемонстрировала, что не помнит о том, что сама же написала в предыдущих книгах. 6/10.
Итог: не смотря на недостатки присущие «Белории» это всё равно очень хороший цикл. Ведь популярность ему принесла трилогия о ехидной ведьме, а качество этих книг для своего жанра очень высоко. Что касается проходных и неудачных произведений, то избежать их очень просто: достаточно проигнорировать сборник «Белорские хроники» (прочитать из него стоит только «Узелок на удачу»), а также рассказы «Незванная гостья», «The Witcher: задание «Ужасная незнакомка», «Стринги» и «Курортный роман». Что касается «Верных врагов» и их продолжение «Капкан для некроманта», то здесь я ничего сказать не могу, ибо эти произведения откровенно «не мои», хотя многим они нравится.
joliecamur, 13 января 2017 г.
Книга просто офигенная! Замечательная фантастика, со своим необычным и крайне продуманным миром, потрясающим чувством юмора, при этом от книги к книге качество материала только растет! Очень надеюсь посмотреть фильм или сериал по данному произведению.
Трофим27, 11 января 2015 г.
Вся серия выдержана на одном уровне, что меня радует несказанно. Да, вторая часть явно написано лучше, чем первая и третья. Но третья отличается резким снижением уровня юмора. Нет, упало не качество, хотя и не подросло, но упала его концентрация. Теперь рассказ читается с тем же удовольствием, но без той улыбки, и поводов хохотнуть уже не особо отыскаешь. Да, третья часть выше первой, но... Вторая часть переиграла всех, по моим ощущениям.
Lada R, 29 октября 2014 г.
Громыко росла со своей героиней.
Когда писалась первая книга — «Профессия: ведьма» — им двоим было по 18 лет.
Они взрослели и учились вместе: Вольха — магии, Ольга — мастерству Писателя.
И разве узнаешь к концу цикла в профессиональной стерве и ВБП тех наивных романтичных дурочек с необъятными амбициями.
It`s all.
olyaqw, 23 мая 2014 г.
Я нашла в этих книгах отдых (я намеренно не искала остросюжетное рубище или супер драму). Повествование легкое, веселое, интересное, иногда даже романтичное. Порадовало обилие фантазийных персонажей, многих встретила только у данного автора (хотя признаю фантастикой пока не искушена). Отдельное спасибо автору за названия оных, (помимо общепринятых троллей, гномов, драконов, вампиров и т.д.). Каждому герою присущ свой стиль, порадовало троллье и драконье видение, изложение наемницы Орсаны вне конкуренции, в вампиров влюбилась пуще прежнего и даже люди не подкачали. Немного смутило соседство картошки и кружевного белья с мечами, свечами и умыванием в водоемах, дальше больше..., однако уже к середине первой книги это принимается как данность. Гхыром (как утверждает автор тролльим ругательством) пару дней пользовалась точно, уж очень созвучно оно с общечеловеческим). Рассказы понравились немного меньше романов, скорее от того, что максимально хорошее настроение у меня вызывает именно полный комплект героев романов.
Татьяна М., 29 октября 2013 г.
Кумир моего поколения Хемингуэй в одном интервью сказал, что есть книги для работы и есть книги для безделья. Ну, если честно, кто из вас, дорогие читатели, берет в руки томик фэнтези, рассчитывая извлечь из него точные научные факты или очень уж глубокие мысли? Вот и правильно! На это — не рассчитывайте. А вот порцию хорошего настроения, приятного ощущения «Какой я умный по сравнению с героями» и полной умственной расслабухи — гарантирую. Берите любую книгу цикла — и наслаждайтесь. Радуют также такие детали, как изучение ридной мовы в процессе чтения и основ поведения коллективных насекомых. Смеются все!
krasnozora, 11 сентября 2013 г.
Занимательный цикл, но самая интересная первая кинга, остальные менее, начинается в них ужасная примесь любовного романа бр-р-р! Если бы не этот «флёр» можно было бы смело рекомендовать к прочтению всем.
Анри д_Ор, 14 июля 2013 г.
Я все же прочел Ольгу Громыко. Как это со мной случилось? Просто. Поскольку меня сравнили с одним из ее героев, поневоле пришлось выяснять, кто он такой. Прочел, выяснил и удивился. Ох уж эти поклонники! Что только не расскажут об авторе! Иногда такое скажут, что читать не хочется совсем. А оказалось, вполне читабельно. Вовсе не похожие на то, что уверяли иные фэны. Мораль: иная похвала хуже ругани и ей можно верить еще меньше, чем иной критике.
Kenshi, 13 января 2013 г.
Искрометный юмор, яркие герои, сюжет непредсказуем-как тут заскучаешь?:)
Казалось бы, избитая тема-приключения ведьмы, но как мастерски написано! Изящная простота дополнена гремучей смесью шуток, новых персонажей и подробным,но нескучным описанием.
Понравились и главные герои-колоритная парочка:) никогда не знаешь,чего от них ожидать-что вытворит Вольха, и как на это отреагирует Лен:)
Приятные ощущения после прочтения, моя оценка 10.
olala735, 8 июня 2012 г.
Лучше перечитать русские народные сказки, они намного смешнее. И в сто крат интересней. Этакая взбалмошная барышня, ни умом ни красотой не блестающая и заарканила блондинистого мускулистого упыря, такого даже в сказках не встретишь :) Картонный сюжет, с первой страницы предсказуемый... Юмор? Плоский. Интрига? Не заметила. Мораль? Ноль. Может быть и можно это переварить, не включая голову при чтении, но как-то привычней все-таки думать головой, а не мягким местом.
Ann_Joy, 10 июня 2012 г.
Книги из детства. Вспомнишь — улыбаешься.
Вообще, я думаю, что большая часть плещущих негативом промахнулась то ли с возрастом, то ли с отношением к литературе.
С возрастом очень просто — вещь хорошо идёт лет в 12-13. Позже — не знаю, на себе проверять не буду. (да, страшно, да, не хочется случайно испортить впечатления)
С отношением тоже просто) Это развлекательная литература, если она выполняет свою функцию, значит, подходит, если нет — придется искать развлекательную литературу в другом месте.
Вполне очевидно, что тем, кто ищет серьёзных и сложных книг, надо искать где-нибудь ещё.
Очень нравилось, помню, что от книжки рождается такая волна позитива, что окружающих вялых нытиков просто смывает. Это очень здорово — влипнув в неприятности, сразу начать что-то делать, вместо того, чтобы портить всем настроение до последнего момента. Герои тем и берут: неунывающие, бодрые, любопытные. Про характеры нечего сказать — бог знает, может, и картон, но вот настроение у книги очень правильное.
sinwise, 8 мая 2012 г.
Долго ничего не лезло после «Лабиринты Эхо» Фрая. И тут на тебе! Зацепило так, что нет мочи дождаться вечера (читаю я перед сном), чтобы опять погрузится в мир магии, любви и юмора. Восторг неописуемый, не смотря на то, что прочтено всего 2 книги цикла. Выше в комментариях писали, что цикл к концу становится только лучше, не смотря на обратные тенденции такого рода произведений. Что не может не радовать. Я в предвкушении!
antel, 25 января 2011 г.
«Ведьма» — один из очень немногих циклов, качество которого к окончанию не только не ухудшается, но и даже идет вверх. Редкий случай. Особенно для дебютанта, тем более – армадовского. Уж очень редко там встречается сочетание смешного, умного, интересного и качественного. Обычно если и есть, то что-то одно. А тут… Первая книга, конечно, качеством не блещет, ну что ж, проба пера все-таки, но опыт, как показал даже этот цикл – дело наживное.
Пожалуй, первое, что меня приятно удивило – это язык книги. Да, согласна, это не шедевр, но после немалого количества армадовских и не только опусов, чей язык повествования колеблется где-то между суконным канцеляритом и дворовым сленгом, «Ведьма» была как глоток чистого воздуха. Яркий стиль, большой словарный запас автора и умение расположить эти слова в правильном и красивом порядке сделало приятным даже сам процесс чтения, независимо от сюжета. Хотя и ошибок тоже хватает, особенно в первой книге, когда я не раз и не два ловила автора на том, что она явно не знает значения использованного слова, например, считает, что «стряпчий» — это повар… Хотя тут скорее претензия и к неуловимым армадовским редакторам, которые как тот суслик – их никто не видит, но, по авторитетному мнению, они таки есть :wink: И деньги они получают, по идее, как раз за исправление таких вот ляпов… Зря, видимо, получают. Впрочем, к чести автора надо сказать, что больше одного раза она таких ошибок не делает и все последующие книги у нее написаны гораздо качественнее. Ну и автору далеко не всегда удается удержаться в границах выбранного стиля, фразочки вроде: «инструкции по пользованию спасательными жилетами раздадут на том берегу» все-таки мало сочетаются с миром Вольхи. Ну что ж, книга дебютная, опыта еще маловато, оттуда и нестыковки.
Но все-таки именно язык является основной «фишкой» цикла, ведь, к примеру, именно из-за того КАК все описано цикл и считается юмористическим. Потому как, если брать конкретно сюжет, то ничего смешного там нет. Расскажи эту историю другим языком – триллер получится, причем страшненький. Но вот несколько слов, пара фраз – и страшное становится смешным, после фразы: «Жертвоприношение происходило в спокойной, можно сказать, дружественной обстановке» плакать над судьбой несчастной жертвы уже не получается, а упоминание перебирающего в подвале картошку вампира напрочь изничтожает любой намек на гламурность и кавайность, каковую ныне модно приписывать этому виду нежити. Впрочем, вампиры у Громыко вообще совершенно особенные, невампирные вовсе, но тем и интересны, а то «ужас, летящий на крыльях ночи» всем уже порядком поднадоел.
Я тут, было дело, задумалась, а что будет, если экранизировать «Ведьму»? Боюсь, что ничего хорошего, ведь девять десятых очарования этому циклу дает именно авторский текст, отступления, описания… Убери это и что останется? Интересненькое, но, в принципе, ничем особо не выделяющееся приключенческое чтиво.
Хотя в сюжете имеется и определенное новаторство. Это сейчас про рыжих ведьм на клыкастых лошадках только ленивый не отписался, но громыковская Вольха была первой. И, несмотря на некоторую мэрисьюшность, вышла Вольха очень живой и симпатичной. Ну а присутствие шаблонного героя-любовника… Автору на момент выхода первой книги чуть за 20 было, а написана она была еще раньше. Возраст такой, романтизЬма требует… Как же, в первом романе и без Большой Любви? Вот и появился на страницах этакий Брэд Питт или кто там сейчас претендует на роль очередного блондинистого секс-символа, для полноты впечатлений сдобренный клыками и крыльями. Но ведь очень неплохо получилось, мне понравилось, хоть и романтизм лично из меня уже повыветрился, причем давно. Тем более, что мэрисьюшность Вольхи сильно снижается всяческими забавными ситуациями, в которые она с завидным постоянством вляпывается, а лёнов имидж героя-любовника вельми портят дранные куртки и прочие негламурные прибамбасы. Что еще приятно, любовь и ее составляющие в цикле не являются сюжетообразующим моментом. У Громыко получился именно приключенческий роман, в который удалось вместить и студенческие будни молодой ведьмы, и квесты, и спасение, пусть не мира, но приличной его части и много-много чего, а любовь и прочие выяснения отношений остаются на заднем плане в виде легкой приправы для полноты вкуса.
Кстати, герои у Громыко всегда интересные, выпуклые, с яркой индивидуальностью, причем любые – главные, второстепенные, эпизодические… С ними ужасно не хочется расставаться.
Ну и в довесок куча разноплановых рассказов о том же мире. Очень разных. Что-то интересно и познавательно, что-то не производит никакого впечатления, что-то, по определению одного моего приятеля «на разок поржать»… От жутковатого и пронзительного «Хозяина» до грубейшего стеба «Стрингов», на любой вкус и цвет.
И каков мой вывод? Если судить объективно, то про этот цикл лично я могу сказать: выше среднего, но далеко не шедевр. А субъективно, ориентируясь на удовольствие, полученное от процесса чтения, я ставлю циклу десятку.