Генрих Альтов «Огненный Цветок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Среди звёздных капитанов бытует легенда об Огненном цветке. Многие пытались найти его, и, наконец, капитан «Прометея» нашёл чудесный цветок на бушующей планете Зевс. И хотя было ясно, что чудовищное притяжение Зевса прикуёт «Прометей» к планете, капитан пошёл на посадку.
Так же: Генрих Альтов. Огненный Цветок: Научно-фантастический рассказ / Рис. З. Кампара // Наука и техника (Рига), 1961, №3 – с.30-31.
Входит в:
— сборник «Легенды о звёздных капитанах», 1961 г. > цикл «Легенды о звёздных капитанах»
— антологию «Альфа Эридана», 1960 г.
— антологию «Povídky z vesmíru», 1961 г.
— антологию «Капитан звездолёта», 1962 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 1», 1965 г.
— сборник «Создан для бури», 1970 г.
— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.
— антологию «Под одним солнцем», 2017 г.
— антологию «Глубина. Погружение 14-е», 2019 г.
- /языки:
- русский (9), английский (1), чешский (2), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (12)
- /перевод:
- Х. Врбова (1), М. Генчова (1), Р. Дегарис (1), В. Крекотень (1), Я. Пискачек (1)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 27 декабря 2021 г.
Оценивать произведения Альтова и Журавлевой на самом деле не так-то и просто. В таком далеком детстве я приходил от них в такой дикий восторг, что возникало непреодолимое желание бросить свою учебу в школе и немедленно отправиться в исследовательский космический полет куда-нибудь к Альфе Кентавра или Тау Кита. Для этой категории населения оценки творчества писателей были исключительно высокими, ибо оно никого не оставляло равнодушным. Каждый из мальчиков в ту пору мечтал стать космонавтом (эта фраза стала тогда своеобразным мемом). Но если судить с высоты своих лет, как повидавший жизнь взрослый человек, то сразу становятся видны все огрехи и недочеты созданных писателем произведений: они неоправданно-оптимистичны, противоречат научным постулатам и зачастую не в ладах с обычной логикой. Действительно, разве будет кто-то в будущем снаряжать СОТНИ экспедиций к далеким звездам, чтобы найти на их планетах какой-то совершенно мифический цветок?? Космос — это вовсе не парковая зона, где может прогуляться каждый желающий. Это мертвая и холодная пустота, убивающая всё живое не только радиацией, но и нереально-огромными расстояниями. Никто и никогда не сможет летать в нем, как герои «Легенд о звездных капитанах». Тем более, в одиночку, без всякой поддержки. Если судить со стороны здравого смысла, произведения данного типа — обычные сказки Нового времени, единственной ценностью которых является сам язык повествования — яркий, восторженный, насыщенный аллегориями и аналогиями, побуждающий к действию. Сказачность сюжета подтверждает и сам автор, называя своего героя Прометеем. Огненный Цветок — это аналог Олимпийского огня, который прежний Прометей выкрал, чтобы отдать его людям. И огонь и цветок — всего лишь символы человечьих надежд и устремлений. Такое иносказание превращает рассказы Альтова в самую настоящую поэтическую прозу, и все ее недостатки тут же становятся преимуществами. У взрослых рассказ, конечно же, вызовет в лучшем случае печальную улыбку, а вот молодежи он способен в буквальном смысле «сорвать башню». Вот за эти эмоции мы и любим подобную беллетристику.
---------------
РЕЗЮМЕ: пересказ старой легенды о Прометее с точки зрения эпохи завоевания межзвездных пространств. Посвящается романтикам 60-х годов прошлого века.
vanishrap, 3 сентября 2024 г.
«Огненный цветок» — это рассказ, который слишком явно отсылает к легенде о Прометее. Несмотря на то, что он хорошо написан и удачно переплетает элементы древних мифов с космической реальностью, его аллюзии и параллели с мифом о Прометее кажутся слишком прямыми и очевидными.
Вместо древнего огня в центре истории оказывается инопланетный огненный цветок, способный улучшить качество жизни. Космос, будущее, космические корабли — всё это служит заменой древней мифологии, но параллели становятся слишком явными, когда выясняется, что и корабль, и капитана этого корабля зовут Прометей. Планета, на которую они высаживаются, чтобы забрать огненный цветок, называется Зевс. Эти прямые отсылки делают интерпретацию древнего мифа слишком очевидной.
Хотя история остаётся интересной и удачной в своей интерпретации мифа, мне показалось, что она могла бы быть сильнее, если бы сохраняла более неявный оттенок. Если бы автор позволил читателю самому провести параллели и сделать выводы, рассказ оставил бы больше пространства для размышлений. В этом случае параллели с мифом о Прометее были бы менее очевидными, и читатель сам мог бы найти их, почувствовав себя более вовлечённым в процесс интерпретации.
Вместо этого у меня сложилось ощущение, что автор подаёт мне идею слишком прямо, как будто «кладёт её в рот», пережёвывает и помогает проглотить, лишая меня возможности самостоятельно размышлять над происходящим. Это излишняя забота, которая, как мне кажется, ослабляет впечатление от рассказа.
Однако, несмотря на эту критику, рассказ в целом был неплох, и, возможно, кому-то такая прямая интерпретация мифа придётся по душе.
Ctixia, 9 июля 2022 г.
Космический пересказ легенды о Прометее из серии Альтовских «Легенд о звёздных капитанах». Не могу сказать, что мне такое очень нравится, но читать интересно. Патетика рассказа возвышена и героична, общая канва цикла безупречна соблюдена.
Кстати, не все знают, что Зевс и Прометей потом помирились.
zotovvg75, 11 октября 2022 г.
Ах романтика, романтика, не дающая спать по ночам юным и взрослым мечтателям, строящая в воображении заманчивые проекты будущего, уносящая вдаль к неизведанным планетам. В рассказе подобные мыслеформы овеществились в Огненном Цветке, символе красоты, чувственности, влюбленности. Но вместе с этим Огненный Цветок выражает собой и отчаянную храбрость, целеустремленность, силу знания. Другими словами в нем отражается сама Жизнь и сам Человек делающий эту Жизнь наполненной мыслью и чувством. Отсюда не случайна прямая аналогия рассказа Альтова с мифом о Прометее, с божественным огнем зажигающем в людской душе искру разумности и духовности.
Эта искра позволяет видеть необычное в обычном, позволяет знать вне опыта, то есть разрушить все преграды на пути к богам мифического Олимпа. Именно так метафорически можно описать человеческий путь к достижению высшего знания и чувства. В рассказе Зевс олицетворяет собой планету не отдающую Прометею свое сокровище, как же это все поэтично и здорово! И капитан Прометей поистине был поэтом и отважным исследователем в одном лице, способным не только мыслить, но и чувствовать. Именно такое качество приподнимает человека над рациональностью, придавая некую сверхрациональность, позволяющую видеть прекрасное в капельке росы или полете бабочки. Это приподнимает счастливца над костной материей, если хотите приподнимает в прямом смысле слова, вознося на запретный Олимп. Я думаю именно об этом говорит Альтов в своем рассказе, именно подобное заставляет людей будущего рисковать жизнью и отдавать все свои силы в поиске загадочного Огненного Цветка!
vam-1970, 12 апреля 2019 г.
Один из самых романтических сюжетов советской фантастики в эпоху соцреализма. Вот именно — соцреализм и фантастика — вещи несовместимые. Но сосуществовали...
Какой-то шарм рассказа- помнится до сих пор. Как нечто прекрасное и загадочное во Вселенной, которое и не может быть по требованиям соцреализма, но мечтать об этом не запрещается.
Carex, 11 апреля 2019 г.
Это такая фантастика, где совсем нет физики, и слишком много лирики. Даже приторно. По уровню пафоса сравнима с фильмом «Туманность Андромеды» (Вам, живущим в двадцатом веке. Вам, живущим в первом веке коммунистической эры — ПОСВЯЩАЕТСЯ). И хотя в рассказе про коммунизм ни слова, но вот эта вот романтика 60-х чувствуется в каждой фразе. Мне рассказ показался глупым и наивным. Представляет интерес только для историков фантастики.
тессилуч, 16 января 2016 г.
Поэтичный и несколько высокопарный рассказ про мифологию будущего. Многовато патетики. Поэтому были упреки в «благоуханности» этого произведения.
elent, 13 июня 2012 г.
Чудесная поэма в прозе. Замечательный гимн людям. В детстве просто млела читая и перечитывая.
Иприт, 6 января 2011 г.
Своего рода предсказание мифологии будущего — очень интересная попытка. Альтов вообще неординарен, а в описании будущего космического так сказать фольклора в особенности. Респект
god54, 23 декабря 2009 г.
Поэтический гимн новому человеку, вышедшему на просторы Вселенной и раскрывающему ее тайны. Все это изложено по правилам построения легенд, словно поэзия в прозе.
Sawwin, 26 марта 2008 г.
Ни до, ни после Генриха Альтова никто не осмеливался писать так. Как и полагается легенде, рассказ очень патетичен. Однако автору удалось избежать фальшивых нот, и рассказ читается до сих пор, как гимн человеку-победителю.