Генрих Альтов «Легенды о звёздных капитанах»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В начале шестидесятых годов, когда только первые спутники робко проникали за пределы атмосферы, Генрих Альтов написал цикл рассказов — легенд, что живут среди людей, давно освоивших космос, и повествуют о первопроходцах, открывших человечеству путь к звёздам.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— сборник «Легенды о звёздных капитанах», 1961 г.
— антологию «Под одним солнцем», 2017 г.
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ученик Дьявола, 5 января 2020 г.
К этому сборнику не стоит подходить с мерками обычной научной фантастики, как это зачастую делают критически настроенные читатели. «Легенды о звездных капитанах» – это не фантастика, а именно легенды, эпос. Легенды светлой зари космической эпохи, когда люди не усмехались скептически, слыша в песнях слова «И на Марсе будут яблони цвести» или «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы», а были искренне убеждены, что вскоре «в космос будут летать по профсоюзным путевкам». Мы – поколение скептиков, и нам трудно понять образ мыслей тех лет. А он был таков, что клич «Кто может быть сильнее людей?!», брошенный Альтовым в рассказе «Огненный цветок», не подвергался никакому сомнению. В сказках и легендах прошлых веков подвиги совершали боги и титаны, великаны и феи, хитроумные иваны-дураки и благородные принцы. Но новое время требовало нового эпоса и новых героев – их и создал Альтов в «Легендах о звездных капитанах». Только его эпос устремлен не в прошлое, а в будущее. «А на Земле уже тогда жили свободные, гордые, смелые люди, – писал он. – И не было среди них трусов». Эти люди совершают вещи, столь же невозможные с точки зрения науки, сколь и чудеса в сказках прошлого: пролетают сквозь Солнце, добывают Огненные цветы из раскаленной лавы, ускользают от взрыва сверхновой. Да, конечно, если «поверить гармонию алгеброй», то любой из рассказов Альтова немедленно рассыплется в прах. Но стоит ли это делать? По-моему, нет. Лучше просто постараться прочитать их так, как читали когда-то – искренне и без стремления «препарировать до последней косточки». Тогда и впечатление будет совершенно иным.
zotovvg75, 13 октября 2022 г.
Если кто-то измучен бытовыми неурядицами, устал от вечных проблем, разочаровался в жизненных перспективах, тому очень помогут три небольших рассказа данного цикле. Я верю, что в литературе заложена мощнейшая энергетика, способная поддерживать душевные силы читателя и восстанавливать нарушенное равновесное состояние. Это как раз тот случай, когда говорят о целительной силе искусства и тот кто тонко чувствует подобные возможности литературы, прекрасно это понимает.
Цикл буквально пронизан жизнеутверждающими началами, возвышенной патетикой торжества настоящего Человека над всеми трудностями и преградами. Безудержный оптимизм и вера в то самое недостижимое светлое будущее-вот отправные смысловые точки в общем-то простеньких рассказов. Но все дело в их внутренней наполненности, в той самой энергетике, содержащейся как в строчках теста, так и «между строчками».
Пролететь сквозь Солнце, пережить взрыв сверхновой, найти прекрасное во мраке и хаосе-все это приподнимает обычную научную фантастику в высшие сферы поэзии, мечты, позитивной философии. Не каждому автору дано подобное, Альтов же реализовался в данном смысле на все сто. Несмотря на краткость, рассказы объемны в каком-то особом трогательном подтексте, заставляют читателя чувствовать и думать. А то, что активизирует мысль и эмоцию, поистине гениально!
Solnechnaja, 29 июня 2020 г.
Двоякое впечатление осталось у меня от трёх небольших рассказов, составляющих цикл. С одной стороны, если воспринимать их как легенды далёкого будущего, то можно получить удовольствие от поэтичности стиля, аллюзий на античную мифологию и персонажей-героев, выполняющих свою героическую функцию. С другой – всё-таки стиль не настолько хорош, чтобы читать рассказы как поэзию в прозе, аллюзии поданы в лоб и переиначивают первоисточник ради неизбывного пафоса, а персонажи так же быстро забываются, как появляются на страницах.
Про научно-фантастическую составляющую даже сказать нечего, за исключением второго рассказа, «Сверхновой Аретины», который мне больше всех понравился. В нём есть какая-то общечеловеческая осмысленность поступков героев, а не чудовищный гуманистический пафос, убивающий все остальные. Если бы я прочитала эти рассказы в школьном возрасте, наверное, они бы оставили по себе светлые воспоминания, а сейчас вроде как и хочется проникнуться непоколебимой верой автора в Человечество с большой буквы, но прямота, наивность и даже агрессивность высказывания его полностью обесценивает.
mshvez, 31 января 2020 г.
Может, я чего не понял — по-моему, это не фантастика, а панегирик советским супер-героям-звездопроходцам. Прообразами которых стали мифологические персонажи Древней Греции. Много ура-патриотизма, много лозунгов, воспевания героев и их подвигов. Причем подвигов ради подвигов, без определенной цели. «Икар и Дедал»: а пролетим-ка мы сквозь Солнце! Зачем, чего ради? Где тут наука и фантастика, я не увидел. Для внеклассного чтения 10-летним школьникам из 1960-х годов это вполне подходит, а для современного прочтения, хотя бы в порядке знакомства с «ретро»-фантастикой советского периода — вызывает недоумение. Может это фельетон? пародия на западные комиксы про супер-героев? Тогда где же юмор, где ирония? Непонятно. Мимо кассы прошло. 5 баллов.
ii00429935, 18 июня 2018 г.
Три романтические истории о покорителях космоса из очень далёкого будущего. И как верно замечено в классификации Фантлаба, эти люди уже не совсем люди.
Каюсь, я не смог проникнуться романтизмом и оптимизмом Генриха Альтова. Даже если воспринимать эту трилогию, как некую поэму в прозе, здесь очевиден перебор с пафосом. Персонажи Альтова лишены привычных человеческих имён, простых и понятных слабостей, а на подвиг они отправляются, как мы с вами утром на работу. Третья новелла, «Огненный цветок» представляет собой новую версию мифа о Прометее. Так вот, древнегреческому титану можно было сопереживать. Он в одиночку пошёл против богов и жестоко за это расплачивался. Сочувствовать звездным капитанам Генриха Альтова, извините, невозможно в принципе. Здесь остается только восхищаться и аплодировать стоя.
eollin6, 20 апреля 2012 г.
Давайте говорить прямо — романтика в фантастических произведениях частенько отдает фальшью. Сюскающие герои восторгаются какой-то лабуде на фоне умильно-прилизанных декораций.
Но к Альтову это не имеет ни малейшего отношения. «Легенды о звездных капитанах» — это романтика дальних дорог, подвига, человеческого гения, светлого будущего в самом светлом, незамутненном смысле. Этот короткий цикл рассказов стоит особняком даже в контексте фантастов — певцов оттепели. Это удивительно тонкая, поэтичная, хрупкая вещь. Наивная в своей чистоте. Но может ли абсолютное добро не быть наивным?
Это поющая, ликующая проза. И единственное сравнение, которое мне приходит на ум — это Горьковская «Песнь о буревестнике», которую, несмотря на усмешки любителей пнуть мертвого льва, я считаю одной из сильнейших вещей в русской литературе 20-го века.
Но весть, которую нес Альтов, была другой. Это была весть о эпохе победившего разума, чистом и справедливом мире, эпохе, ради которой стоило жить и умирать. И которую похоронили те, кто из всех вестей предпочитает «Биржевой вестник».
Я давно не перечитываю Легенды. Мне стыдно перед этими людьми. Ведь в том, что их никогда не будет, наверное, есть и моя вина. Ведь я тоже просто живу, плывя по течению, один из молчаливого большинства. Простите меня, звездные капитаны...
неомут, 31 мая 2015 г.
Да, писатель Альтов был не ахти какой. Написал немного, читать его было скучно даже тогда, в детстве. История с «Гриадным крокодилом» тоже его не украсила. Но цикл «Легенды о звездных капитанах» стал его лучшей, непревзойденной работой. Романтика? Поэзия фантастики? Да как ни назовите, но если спустя сорок лет после первого и единственного прочтения я помню мельчайшие детали прочитанного и состояние восторга, я снимаю шляпу и низко кланяюсь автору. После таких книг фантастика в твоей жизни остается навсегда.
glaymore, 23 августа 2012 г.
Прекрасный цикл. Крайне нетипичный для советской НФ того периода.
Настоящая поэзия в прозе — красивая без слащавости, гордая без пафоса.
Очень трогательные рассказы о звездах и людях.
Уникальная попытка создать новую мифологию покорения Вселенной.
Название честно предупреждает — не надо искать здесь твердую НФ, это именно МИФЫ о капитанах, вместо флотского устава изучающих древние заповеди, борющихся с плазменными бурями, ищущих в межзвездной тьме свет Огненного Цветка
Это настоящая Литература с большой буквы, рассказывающая о Людях с большой буквы, свободных и смелых.
Да, местами наивная, детская, потому что в реальной жизни таких Людей не бывает и мир устроен намного грязнее и отвратительнее — но может ли легенда не быть наивной?
Как с этой прекрасной романтической книгой можно сравнивать поделия графоманов Колпакова и Парнова — понять не могу.
GomerX, 21 июня 2018 г.
Ужасный примитивизм! А подготовка автора по фундаментальным научным дисциплинам — это просто шок-контент! Этому человеку не стоило бы писать НФ вообще, никогда! Даже палповые рассказики из американских журналов 50-х годов смотрятся оригинальней и лучше демонстрируют преимущества жанра научной фантастики, кем этот романтизированный недо-научный китч.
ФАНТОМ, 23 августа 2012 г.
Настоящая, высокая Поэзия.
Поэзия фантастики.
За простотой и сказочностью языка проступает неистребимая вера в Человека, вера в разум, в прекрасное и светлое будущее.
Недостижимое — теперь уже — будущее.
Ron Giron, 19 марта 2016 г.
Полностью согласен с неомутом. Альтов — личность очень странная. И даже сомнительная — из за той истории с крокодилом. Читал я как то то его интервью, где он и про крокодила рассказал и про свою неприглядную роль в этом. Кстати после этого интервью у меня зародилось сомнение — а он ли вообще написал эти рассказы? Этот косноязычный завистливый человечек? И вдруг написал эту поэтику? Не знаю — но даже если он — то значит был такой высокий взлет. В любом случае эти три рассказа заслуживают того, чтобы жить вечно! И будут жить!
ps А мне собственно интересно, за что мне ставят минусы? Это родственники Альтова что ли?)) Нет? Да вы почитайте сами то его интервью, где он косноязычно рассказывает об этой истории. И как он сам рассказывает как он С УДОВОЛЬСТВИЕМ натравливал детей на Колпакова.
witkowsky, 18 апреля 2012 г.
Только издание 1961 года — по сути дела — «разрешило» Генриху Сауловичу «быть писателем». Сколько времени мурыжил рукопись Детгиз — пока кто-то не догадался дать ее «Клубу любителей научной фантастики» в Доме Детской книги (ул Горького, д. 43). Руководила им З. П. Смирнова, сестра писателя Н. П. Смирнова... но об этом в другой раз. Короче говоря, мнение школьников почему-то возымело действие, Альтшуллеру (Альтову) «разрешили» издать книгу, а нам, участникам ДДК, даже разрешили присудить (дважды) антипремию «Гриадный крокодил»... Полвека прошло с тех пор, и грустно думать, что писатели-фантасты будущего лишь едва-едва успели «прикоснуться» к этому детищу хрущевской оттепели.
Однако это все-таки было. Я не рискну сейчас перечитать эту книгу.
Но некое «право быть фантастом» дала мне именно она.
Полвека тому назад.
И теперь, когда на школьников. защищавших Альтова, льют грязь за то. что они посмели проявить хороший вкус и не купиться на краденую «Гриаду» Колпакова, жаль тех, кто понятия не имеет о том, чем была их борьба, и скольким из них она стоила жизни.
elent, 13 июня 2012 г.
Гимн Человечеству, Науке, Надежде. Все имеют право на счастье. Но каждый его находит сам. Такой поэзии о Космосе и Людях я больше нигде не встречала.
zohcain77, 22 августа 2012 г.
Альтов оставил в фантастике двойственный след. Его ранние пафосные рассказы мог написть даже школьник. Они были простые и понятные. В них нет особого литературного мастерства. В детстве я тоже читал их с удовольствием, дух времени они передавали, но были и другие, не менее достойные писатели. Альтов же, возомнив себя великим талантом, в рассказах которого бьётся «Пепел Клааса» пробивался в фантастику по костям других, не худших писателей. Он организовал банду сомнительнах школьников в ДДК и затеял хамскую акцию с «Гриадным крокодилом», опорочив пионера советской космооперы А. Колпакова. Второй жертвой стали Емцов и Парнов. Еремей Парнов, дважды лауреат премий Еврокона (1976, 1984), автор знаменитого «Ларца Марии Медичи», по уровню литературного мастерства он стоит выше Альтова, так можно ли Еремея Парнова назвать графоманом?