Хорхе Луис Борхес «Хаким из Мерва, красильщик в маске»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Религиозное (Ислам ) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток | Центральная Азия ))
- Время действия: Средние века
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хаким, красильщик из Мерва, вдруг возомнил себя пророком. И стали его называть Хаким Пророк Под Покрывалом или просто Хаким Под Покрывалом, потому что никто не видел его лица, которое он закрывал четырехслойным покрывалом белого шелка...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
|
Входит в:
— сборник «Всемирная история бесславья», 1935 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
- /языки:
- русский (26), испанский (3), украинский (2)
- /тип:
- книги (31)
- /перевод:
- Е. Лысенко (21), Т. Шишова (5), В. Шовкун (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rovdyr, 11 июня 2014 г.
Интересно, что в этом рассказе появилась тема зеркал и размножения как некоего зла. Позднее она присутствует в рассказе «Тлен, Укбар, Орбис Терциус».
pavel-lob, 26 марта 2013 г.
Рассказ о событиях, произошедших более двенадцати веков назад в районе Средней Азии планеты Земля. История о том, как человек повел за собой много людей, прибегнув к очень простой, но действенной вещи — ко лжи. Но ложь, как и религия, более убедительна при наличии чудес. И чудо свершилось — леопард ослеп! Как Хакиму это удалось — пожалуй самая большая загадка всей этой истории, но не случись этого, кто бы поверил новоявленному Пророку?
P.S. Первопричиной прочтения мною этого рассказа была запавшая в душу песня Бориса Смоляка, которая так и называется: «Хаким из Мерва».
jamuxa, 11 декабря 2010 г.
Самая фантастическая история из сборника Борхеса «Всемирная история бесславья». Хотя, как и все остальные имеет под собой реально достоверную основу. Но, как не раз отмечал сам Борхес: «самая фантастическая литература, которую мне доводилось читать — это теологические трактаты», истинное предназначение которых — «разбитие в пух и прах» фантастических идей, сбитых в крепкие теории, ересиархов.
Миры ересиархов завораживают. Борхес уже задавал вопрос: а что бы было, если бы не победил (в вопросах веры) Рим, а победила Александрия, с её великолепным «розарием» гностиков (ересиархов, как считаем, — в этой вероятности — мы)? И в той, альтернативной, реальности не потешались бы мы, сейчас, (что в этой, нашей, реальности архикощунственно) над «гимнастом» с креста?
Очарование этой истории сродни очарованию восточным ароматом бесконечных историй из сказочной книги «1000 и 1 ночи» (которую Борхес считал самым главным вкладом ислама в развитии Цивилизации, самой «божественной» из его книг).
И, что очень характерно для пущей фантастичности этой истории, здесь соединяется «святая троица символов Борхеса»: кинжал ( ширазский ятаган), зеркало, маска!
Продолжил бы дальше, но «Его не стали слушать и пронзили копьями»... :(
Anastasia2012, 13 января 2011 г.
На первый план для меня в этой истории выдвинулся сам Хаким: его история, отношение к своему ремеслу, последствия вредного производства. Из такого восприятия плюс потеря здоровья и внешней формы (если можно так выразиться) вполне может произрасти Некто или Никто (и маска рогатого ему будет в помощь). Слепы, кто его видел, глухи, кто его слышал, неблагодарны те, кого он повёл за собой. Актуально.
drogozin, 18 августа 2010 г.
«Месседж» этого рассказа казалось бы должен быть ясен любому современному человеку. Борхес анализирует и высказывает своё отношение ко всякого рода сотворениям кумиров, пророков и идолов. И указывает на истинную цену и мимолётность этих явлений. Но понимая и принимая эту очевидную позицию, современное общество продолжает их творить в количестве ещё большем, чем это делали тёмные средневековые арабы.
А вот сам текст новеллы меня скорее оставил равнодушным, хотя её тема мне понятна и близка.
mytreus, 30 июля 2010 г.
Рассказ не так прост, как кажется на первый взгляд. Это не развенчание очередного шарлатана. Вопрос сложнее — почему люди идут за пророком. В его посулах рая и ада нет ничего особо устрашающего (обыденное сознание просто не может объять бесконечность 999 царств огня и т. д.) или притягательного. Притягательна мироотрицающая философия: мир — ошибка и ошибочно длить существование людей, поэтому — разнузданность или воздержание. О подобном говорили и ранние гностики и поздние (богомилы и катары); и на Востоке и на Западе.
Но вот что интересно: почему ослеп леопард?
elsolo, 11 октября 2009 г.
Религия всегда многозначна. В этом ее и сила и слабость. А религия Пророка для европейцев совершенно чужда.
olvegg, 8 марта 2008 г.
Очень интересный образ основателя новой религии (или ереси, что в общем-то зависит от точки зрения). В рассказе по крайней мере два слоя — история создания секты, не слишком отличающаяся от многих подобных, и описание странной, безумной, но и уникальной философии нового пророка.
duke, 8 марта 2008 г.
До чего же легковерный народ, эти арабы. Прямо диву даешься. Пришел человек в маске, объявил себя Пророком, пару раз прочитал проповедь – и все, дело в шляпе! Очередной прохиндей.