Джон Грегори Бетанкур «Заря Амбера»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Вторичный литературный мир
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Бессмертие | Пророчество
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Наш мир — лишь одно из Отражений Амбера... Есть лишь две Истиные Сущности — Амбер и Хаос. Роджер Желязны в своей грандиозной эпопее много оставил недосказанным. Например, с чего все начиналось, как в тени Хаоса начал зарождаться Свет... Трилогия повествует о том, как беженец Хаоса и его сын решили создать новый мир, совершенно иной...
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Хроники Амбера»
- /языки:
- русский (7)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Сосновская (3), О. Степашкина (4)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 2 июня 2022 г.
Безусловно амберский подцикл Бетанкура следует считать фанфиком, но фанфиком добротным, несмотря на ряд существенных недочетов. Главный недостаток — это незавершенность цикла, из запланированного пятикнижия, которое по аналогии можно назвать Хрониками Оберона, увидело свет лишь четыре романа. Наверняка сам Р. Желязны даже не планировал писать предысторию своего мира, но согласитесь, очень заманчиво узнать, как всё начиналось. Это желание ещё более усиливают путеводители и энциклопедии по Амберу, где мелькают персонажи, не упоминавшиеся напрямую в Хрониках Корвина и Мерлина. Творения Бетанкура местами противоречат общей картине, сложившейся после прочтения десяти романов Желязны, да и внутренних противоречий автору избежать не удалось, но подкупает сама возможность в очередной раз вернуться в полюбившуюся вселенную, побывать во Владениях Хаоса, ещё раз пройтись по залам и коридорам амберского дворца.
В самом начале мы встречаем Оберона, который еще ничего не знает о своем происхождении и является простым лейтенантом в армии короля Эльнара, правящего в одной из многочисленных Теней. Дворкин, который, как мы знаем является отцом Оберона и создателем магических карт, а также создателем Пути — магической матрицы вселенной, строящейся на Порядке, в пику Логрусу, являющемуся основой Хаоса, предстает перед нами в образе пытливого изобретателя, который ещё находится в своем уме и довольно далёк от привычного нам облика бородатого карлика, освободившего Корвина из подземелий Амбера. Естественно у Оберона сразу обнаруживается целый выводок разнообразных братьев и сестер от разных матерей. И всё же в отличие от родственников упомянутого Корвина, автор более-менее раскрыл образы только нескольких родственников первого короля Амбера, большинство братьев-сестер присутствует для галочки, в виде безликих имярек.
Основная интрига строится на противостоянии владык Хаоса и семейства Дворкина, хаоситы понятным образом стараются устранить конкурента, не допустить создания Пути, но то что предначертано свыше — неизбежно случится. Неоднократно Бетанкур копирует фабулу романа «Девять принцев Амбера», когда Корвин и Блейз пытались штурмовать Амбер, без особого успеха, конечно же. Первый роман цикла (собственно — «Заря Амбера») заново знакомит нас с основными правилами игры — использование волшебных карт, путешествия по Теням. Это хорошо для новых читателей, но скучно и утомительно, если вы уже прочли все Хроники Желязны. Новой информации, касательно космогонии Амбера и Хаоса, автор выдает в час по чайной ложке. Это очень разочаровывает, с одной стороны автор не хочет нести откровенную отсебятину, пытаясь не нарушать картину, созданную Желязны, с другой стороны — мы ведь сюда пришли именно за этим, за новыми подробностями.
Оказавшись вместе с Обероном во Владениях Хаоса, мы почти не выходим за ограду семейного поместья. Вторая книга выглядит очень затянуто, скучновато, её отличительная черта — небольшая событийность. Большинство особенностей жизни во Владениях Хаоса, которые описывает Бетанкур, уже знакомы нам по Хроникам Мерлина — от нетипичной геометрии архитектурных построек до придворных дуэлей с использованием триспов и фандонов. Интересный момент — автор упоминает, что Тени появились всего за 50 лет до описываемых событий, что явилось судя по всему результатом исследований и экспериментов Дворкина. Однако, не совсем понятно что отражают все эти Тени, если Амбера ещё не существует, да и Путь ещё физически не начерчен, существуя только в виде мутировавшей ДНК у некоторых потомков Дворкина, в особенности у Оберона, да ещё внутри Судного камня (ничего нового о происхождении этого ключевого артефакта нам не расскажут, к сожалению).
Темп событий драстически ускоряется в третьем романе, автор, словно реабилитируясь за «Хаос и Амбер», вываливает нам на головы целый калейдоскоп новых и уже знакомых по Хроникам Желязны персонажей, закручивает в клубок несколько сюжетных линий, успешно в них запутавшись, но при любом затруднении — просто разрубает очередной Гордиев узел, который сам же и создал. В сюжет вводятся загадочные фейнимы (местные эльфы), у которых есть свой аналог Логруса и Пути под названием Кейе. Об этой загадочной расе нам расскажут всего чуть, но подобным образом можно до бесконечности уводить читателя к Истоку всего, так этого Истока и не достигнув. Автор раскроет личность настоящей матери Оберона, но кто она и откуда взялась и даже как её зовут — тайна сия велика есть. В общем, на третьем томе свое повествование автор мог успешно и завершить, показав нам первый этап возникновения Амбера и установление статуса-кво между ним и Хаосом.
Тем не менее, Бетанкур решает продолжать, делая замах на рубль — в «Тенях Амбера» мы вновь находим отсылки к загадочным фейнимам, к большой игре, которую неизвестные ведут на шахматной доске вселенной, используя лордов Хаоса и родичей Дворкина в качестве пешек. Помимо спикардов автор вводит новую линейку могущественных артефактов — мечи Иккариона, упоминая лишь о двух из десяти, но что-то мне подсказывает, что легендарные Вервиндль и Грейсвандир, которые достанутся Брэнду и Корвину, были выкованы именно этим мастером, именно этим мечам изначально было суждено скреститься в противостоянии Хаоса и Порядка. Да много чего ещё автор не успел раскрыть, думаю, даже если бы ему удалось дописать заключительный роман, это всё равно бы не заполнило все лакуны, интересующие пытливого читателя. Как резюме: читать факультативно, не возлагая надежд на откровения, просто чтобы продлить удовольствие от пребывания в Амбере.
Ryabinhatash, 11 июля 2022 г.
Когда я решила прочитать цикл, то встал вопрос: читать в том порядке, в котором написал автор, или в хронологии мира. Выбрав последовательность, начала с Зари Амбера. То, что первые 4 книги не оттолкнули от остального цикла, говорит что приквел хорош, пусть и читается как ряд повестей, и ощущается сумбурность. Не знаю, сумел бы автор раскрыть все линии и довести их до логического конца. Но пока этот цикл остаётся литературой для развлечения.
Прочитав остаььныве отзывы, захотелось отметить Хаос. Он поражает воображение. Окружающий мир перестал быть декорациями и ожил. Постоянное мельтешение должно кружит голову, космос который стал ближе по ощущениям пугать, а иные законы гравитации очень усложнять жизнь. Но почему-то, герой быстро привык и все его недомогание списывались на Лоргус
Вот только странно, почему дети Дворкина не выглядели как дети Хаоса?
*начала читать первую книгу из Пятикнижия Корвина*
Да, с первого взгляда видно, что выстраивали по образу и подобию. И характеры, и начало действий: я ничего не понимаю, но я обрету власть
prometey2102, 2 мая 2017 г.
Я как будто плохой фанфик прочитал. Будучи фанатом «Хроник Амбера» не стоит читать эти произведения. Да и вообще не стоит. У Желязны была очень своеобразная манера письма — ему хотелось верить. Вот просто, читаешь условного «Джека из Тени» и благодаря стилю автора веришь в происходящее. Бетанкур — это просто нечто. На мой взгляд, некоторое время в первой книге он пытается хотя бы подражать манере письма Желязны, но потом что-то ломается и мы начинаем читать что-то уж совсем странное. Есть такое понятие — недосказанность. Во всех произведениях Желязны она уместна — мы так и не узнаем почему погибли старшие два брата Корвина, восставшие против Оберона, мы не совсем понимаем что такое Змей и Единорог, отношение Оберона к Хаосу и кто же все-таки на самом деле Дворкин — но это и не нужно объяснять! Каждый фанат может составить свою версию, сам додумать и получить определенное удовлетворение. Это все-таки два законченных Пятикнижия, продолжить которые мог только Желязны, или самостоятельный автор, сравнимый с ним по таланту. Бетанкур же... Слабенько. Очень я бы сказал. Шаблонность просто поражает, попытки составить интриги вообще смешат. Уже в первой книге легко пробивается главный твист третьей, персонажи сделаны чудовищно неинтересными.
alklor, 3 июля 2017 г.
«Превращенья и обманы,
Лилипуты, великаны —
Кто придумал? Чья вина?
Вот опять линяет краска,
Вот опять спадает маска,
А под ней — ещё одна,
А под той — ещё одна...
Но сквозь годы и румяна,
Незаметно и упрямо,
Никогда не до конца —
То ли светлый, то ль печальный,
Проступает изначальный
Чистый замысел Творца...»
Разочарование — вот что я испытал при знакомстве с этим циклом (по крайней мере, с той частью, что издавалась на русском языке). Понятно, у каждого свои вкусы и предпочтения, так что кто-то возьмёт эту книгу в руки только для того, чтобы ещё раз окунуться в Мультиверсум Теней-Отражений. Но мне-то было обещано не это! Мне обещали не повторение — мать учения, мне обещали снятие покровов с тайн, разгадки загадок и ответы на вопросы. И что же я получил?
Вот, скажем, принц Корвин. Хочет править, однако вынужден постоянно оглядываться на загадочную и мистическую фигуру отца, наделённого необычайными даже с точки зрения Корвина силами, который, однако, лидерские позиции сдаёт.
А вот здесь у нас юный Оберон. Тоже борется за лидерство, тоже вынужден постоянно оглядываться на загадочную и мистическую фигуру отца, наделённого необычайными силами, который, однако, тоже сдаёт.
Этого ли я и мне подобные ждали и хотели? Было бы интересно взглянуть на известные события или их подоплеку глазами Оберона — но не вставлять в глазницы Оберона глаза всё того же Корвина (поклон Мета)!
Или вот оно перед нами — коробка с карандашами... ээ, творение Огненного Пути (в него ж тоже совершенно свободно вмещается что угодно! ;-) ). А что было до него? Другой, черновой Огненный Путь! С точки зрения живущих в Тенях, отличия минимальны.
Или вот возможность заглянуть в мир без Пути. Однако ж... а был же ещё и Кейе! Кстати, а что это? Неизвестно. Загадка. Но ведь речь шла о разгадке старых загадок, а не о создании новых?
Или вот восхождение на престол короля Свейвила. Что мы узнаём о нём? То, как он на него взошёл, и то, что до него был король Утер. Как мы не знали ничего о Свейвиле в оригинальном цикле, так мы ничего не знаем и об Утере здесь...
И так далее, и тому подобное. Автор снимает маски только затем, чтобы под ними мы узрели новые маски. А вот «чистый замысел Творца» так и остаётся загадкой — по крайней мере, для меня.
P.S.: Да, к слову: вот здесь
https://profilib.com/kniga/44907/dzhon-betankur-teni-ambera.php
выложен фанатский перевод четвёртой части цикла. Но, как становится ясным из последних строк, и она не последняя. А следующая, пятая, едва ли будет и написана, не то что переведена.
Ishamael, 13 сентября 2014 г.
Амбер, «Начало». Я бы сказал, вышел средненькой руки цикл, автор явно не рассчитал свои силы, когда брался за продолжение – предисловие к знаковому творению Желязны. Все бы было ничего, но памятуя об оригинальной серии, постоянно держа в уме два Пятикнижия, непременно будешь сравнивать. И в этом случае Бетанкур был в крайне сложном положении.
Первый роман давал надежду на качественную работу, по крайней мере, главы так до 15-ой. Потом становилось откровенно скучно. Диалоги пусты, как холодильник перед зарплатой, персонажи плоские, как шутки Эйбера, Дворкин просто смешён. Но все же я прочитал роман быстро и не скажу что чувствовал себя неприятно. Какая-никакая интрига была, да и мир Амбера Бетанкур криво, но скопировал. В конце даже стало интересно, а что же дальше?
Дальше был «Хаос и Амбер». Все те же диалоги, персонажи, но к ним добавился раздражающий Оберон. Нет, в некоторых моментах он был просто невыносим. Но все же, мы, хотя бы лучше узнали Эйбера и Фреду. Хаос был другой, не желязновский, но вполне самобытный. Другой вопрос, что приемлемо ли это в серии? Однако что есть, то есть.
«Правь Амбером!» добавил вопросов. Это, пожалуй, самый странный роман из трех. Будто Бетанкур замыслил что-то более грандиозное, чем раньше, а расписать этого не успел. Вот и получите спикарды, фейминов, драконов, странные поступки героев. Самое страшное, что Бетанкур совершенно не умеет расставлять приоритеты. Вспомните создание Дворкины Узора, это описано как обыденное явление, будто такое случается сплошь и рядом. А ведь грандиозное событие в мире Амбера! Вот в таком же ключе автор описывает и возникновение самого топонима Янтарного королевства. Видите ли Оберон в это время смотрел на воду, и свет солнца на оной напомнил ему мерцание пресловутого самоцвета. Ну смешно же! Третий роман был такой же как и прочие – средненьким.
Что же получается? Не хватило Бетанкуру мастерства. Задатки у него есть, ведь читать три романа мне было интересно. Но это скорее из-за нежелания расстаться с миром Желязны. Многие наметки Бетанкур не реализовал, видимо это осталось в 2-х не изданных книгах. Жаль, может быть это немного бы исправило положение. Пожелаю удачи Бетанкуру в творческом пути, все же он не испортил «Амбер», он просто не смог внести в этот мир что-то новое.
Мета, 5 июля 2012 г.
С первыми двумя книгами ознакомилась еще году так в 2004, когда они только вышли. Помнится, прочитала с интересом, «Хаос и Амбер» так вообще за день отмахала. И вот, не так давно разжилась третьим томиком, в честь чего и перечитала первые два. Предо мной предстала бледная тень оригинала, где призрачный Корвин (Оберон) знакомится со своим бесцветным семейством, что-то делает в сопровождении призрачных Оберона (Дворкин) и Рэндома (Эйбер)... Я на удивление хорошо помнила сюжет ранее прочитанных книг, потому никакого отторжения они у меня не вызвали, да, слабенько, ну так и не Желязны писал. Особой воды нет, есть неплохие отсылки к различным моментам хроник, действия достаточно, читается легко и быстро. И все было хорошо ровно до конца второго томика, дальше начинается сюжетная чехарда и свистопляска. Пучок нитей повествования расплетается прямо в руках у Бетанкура, все сыро, появляются логические нестыковки и непонятно зачем вставленные детали.
Короче, Бетанкур напускает такого тумана, что понять происходящее решительно невозможно. Складывается стойкое ощущение, что если и в правду существовали некие черновики, то были они только до второго тома, а на разруливание даже столь незамысловатого повествования мистеру Джону не хватило ни фантазии, ни таланта. Навертел, намудрил, да так и бросил, даже не разрубив свой узел.
Впрочем, читать вполне можно, если не ожидать откровений и чего-то нового о любимом мире от этой его блеклой тени.
Мерлин Кори, 15 марта 2012 г.
Если бы я начал свое знакомство с Эмбером с этой книги, то наверное вряд ли бы смог полюбить «Хроники», скорее это была бы очередная книжка на полке, коих — огромное количество. И причина в том,что повествование абсолютно пресное, без каких либо загадок. Мир как мир, люди сражаются за власть. Причем Оберон уж слишком честен и идеален, в то время,как и Корвин и Мерлин были людьми, далекими от правильности,в определенных случаях могли и нож в спину воткнуть (случаи с Борелем и упоминание олимпийских игр в пример). Да и сам Эмбер не основа основ, а всего лишь простой мир, не возможно поверить в его исключительность. Так что вселенная воссозданная Бетанкуром не вызывает доверия, и только осознание того, что это всего лишь другой писатель, заставляет не разочароваться в Хрониках, только осознание и знание,что вот там дальше, ждут Корвин, Мерлин, Люк и остальные обитатели Настоящего мира, причем живут они там даже не смотря на безвременную кончину того, кто рассказал их историю.
AlisterOrm, 11 апреля 2011 г.
«Далеко не Желязны, но читается легко и приятно»... Да, пожалуй такая сентенция циклу подойдёт. «Заря Амбера» — самое обычное приключенческое фэнтези, довольно унылое, но в отличие от многих себе подобных, стилистически хорошо написанное. Если вы хотите ещё раз ощутить на губах вкус «Хроник Амбера» — пожалуйста. Если же у вас есть желание глубже познакомится с миром Амбера — Бога ради, я вас прошу, перечитайте лучше классические пенталогии.
У цикла есть продолжение — «Тени Амбера». Не думаю, что он сильно выделяется на фоне остальных трёх романов, и если выйдет на русский, по любому не буду покупать.
glupec, 8 октября 2010 г.
Как правильно сказали на другом форуме — «далеко не Желязны, но читается легко и приятно». Так что поддержу предыдущего рецензента: возмущения у меня эти книги не вызывают, но и восхищения тоже. Определённое удовольствие при чтении я получил; а что мелковато в сравнении с оригинальным циклом... Скажите спасибо, что так; ведь могло быть стократно хуже.
пс Фотография Бетанкура, доступная в сети, вызывает как мин. две ассоциации:
- что это замаскированный Сальваторе
- что это успешный коммерсант, возможно, агент по продаже автомобилей или недвижимости, который, непонятно зачем, решил попробовать себя в новом для него виде бизнеса — писательском.
В итоге — сносного качества середнячок, обычный фанфик, так и не ставший чем-то большим. Для своего жанра написан нормально.:glasses:
Kot_13, 3 мая 2011 г.
Читается быстро и легко. Но после прочтения начинаешь ощущать некоторую топорность....в общем далеко не Желязны, но как истинный поклоник Хроник скажу так-«уж лучше что то чем ничего»:smile:.