Хорхе Луис Борхес «Алеф»
Произведения, входящие в состав этого сборника, можно было бы назвать рассказами-притчами. А также — эссе, очерками, заметками или просто рассказами. Как всегда, у Борхеса очень трудно определить жанр произведений. Сам он не придавал этому никакого значения, создавая свой собственный, не похожий ни на что «гипертекст». И именно этот сборник (вкупе с «Создателем») принесли Борхесу поистине мировую славу. Можно сказать, что здесь собраны лучшие образцы борхесовской новеллистики.
В окончательную редакцию 1952 года вошло четыре дополнительных рассказа и эпилог.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
- /языки:
- русский (25), испанский (1), украинский (3)
- /тип:
- книги (28), аудиокниги (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 11 ноября 2024 г.
Проза Борхеса, по крайней мере для русскоязычных читателей, это высшая степень экзотики. Причём, не только в привычном для этого слова смысле — картины Латинской Америки, но и в более широком понимании чего-то редкого и далёкого от нас. Например, у кого вы ещё прочитаете в одном сборнике рассказов о бессмертном (в прямом смысле) Гомере; о жизни южноамериканских бандитов и воинов гаучо; о раннехристианских ересях на стыке древнего мира и средневековья; об Испании времён арабского владычества; о послании, которое Бог зашифровал в пятнах на шкуре ягуаров, и которое таким образом передаётся из поколения в поколение? Всё это не только экзотика образов, но и экзотика идей.
Удивительно, каким эрудированным человеком был Борхес. Примечания к некоторым его рассказам иногда занимают до четверти объёма самого рассказа. Автор ссылается на источники из самых разных эпох (от античных и средневековых до современных ему) и культур (Европа, Ближний Восток, доколумбовая и современная Америка). В наше время интернета сложно представить, что ещё недавно были люди (хочется надеяться, что и сейчас есть), которые хранили столько знаний в собственном разуме.
Жанры рассказов различны — реализм, историческая проза, псевдодокументальные эссе, магический реализм, притчи. И везде, конечно, бездны философии. Для себя выделю два рассказа с очень оригинальными идеями (эти рассказы и стали одними из самых известных у Борхеса) — «Заир» и «Алеф». (У Пауло Коэльо есть романы с такими же названиями — «Заир» и «Алеф» — несомненное влияние Борхеса.) Также в число наиболее понравившихся могу отнести рассказ «Вторая смерть» и совсем короткий « Два царя и два их лабиринта».
shna303, 13 ноября 2013 г.
По-моему, в основе собрания этих рассказов лежит мысль о равнозначности людей. Нет. Не подберу правильного слова. Не об одинаковости или равноценности, а о том, что один или другой человек – суть одно и то же в глазах Бога (в смысле «вселенная», «Космос», «Мироздание»). Один человек выдаёт себя за другого, но подмены никто не обнаруживает. Один человек – это отражение, интерпретация и сущность другого такого же человека.
«Как одна монета неотличима от другой, служит одной и той же цели, так и люди – суть один и тот же человек в глазах вечности и мироздания».
«Всякий человек – это и другой человек, что один человек – это и все люди»
Dimas_86, 22 января 2009 г.
Один из первых прочитанных мною сборников Борхеса. Среди очень ровных рассказов мне хотелось бы выделить три наиболее запомнившихся. «Дом Астретия» — прекрасно продемонстрирована способность Борхеса рассказать изветную сказку как абсолютно новую, «взгляд с другой стороны» показывает что фантазия границ не знает (ну или что любую историю можно перевернуть сног на голову). «Два царя и два их лабиринта» — притча маленькая и что-то писать явно лишнее, но хотелось бы отметить оригинальную развязку автора. «Deutsches Requiem» — очень красивый рассказ, трагедия нации через отдельного её представителя.