Михаил Емцев, Еремей Парнов «Не оставляющий следа»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Биофизик Джордж Корин пять лет прожил в одиночестве на тихой уютной планете. Посетившие однажды планету космонавты обнаруживают Джорджа бесплотным. Что же случилось на планете, и куда исчез настоящий Джордж?
Так же: Михаил Емцов, Еремей Парнов. На зелёном перевале: Научно-фантастический рассказ // Наука и техника (Рига), 1963, №3 – с.44-48; №4 – с.20-23.
Входит в:
— журнал «Искатель 1962'1», 1962 г.
— антологию «Новая сигнальная», 1963 г.
— сборник «Падение сверхновой», 1964 г.
— антологию «Il pianeta dei virus», 1966 г.
— антологию «Формула на невъзможното», 1967 г.
— антологию «Russian Science Fiction 1968», 1968 г.
— антологию «Russiese Essef», 1970 г.
— антологию «The Ultimate Threshold», 1970 г.
- /языки:
- русский (4), английский (3), итальянский (1), голландский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Гинзбург (1), Р. Деросси (1), Х. З. Якобсон (1), М. Схрёдер (1), Ц. Христова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 11 января 2022 г.
Обожаю такие произведения, когда можно поиграть с научной фантастикой, представляя ее изобретения в виде потенциально возможных открытий, с попыткой поглубже вникнуть в их вероятную работу. Например применительно к данному рассказу пришлось набросать даже небольшую принципиальную схемку изобретения Джорджа и сразу стала понятна оригинальность предлагаемой авторами научно-фантастической идеи. Если сравнивать этот рассказ с близким по сути рассказом Азимова «Логика», то мы также видим здесь ситуацию, когда создание рук человеческих, путем логических рассуждений сделало вывод о своем превосходстве над создателем. Но в отличии от самых совершенных роботов Азимова из его знаменитого цикла, псевдо-Джордж имеет гораздо больше возможностей. Он может развивать скорость до световой, имеет абсолютную неуязвимость и всепроникаемость. В этом смысле такой виртуальный фантом идеален для выполнения самых немыслимых поручений и авторы очень хорошо описывают его потенциальные возможности. Призрачность существования, конечно же большой минус и делает двойника Корина абсолютно эфемерным существом, а зависимость от генератора гаусс-пространства и Большого Кибера есть ахиллесова пята в плане независимости бытия. Хотя, поскольку авторы представили аналогию гаусс-генератора с сердцем человека, а Большого Кибера с мозгом, мы также зависимы от работы этих наших органов.
Вот такое необычное воплощение человеческого разума представили читателю Емцев с Парновым, сопроводив рассказ целым ворохом научно-фантастических идей и теорий. Возможность создания искривленного пространства, управление гравитацией, поставили изобретателя на одну ступень с Творцом, конечно же в человеческих масштабах. Такая возможность есть самая сокровенная мечта, заветная цель любого пытливого о безудержного в своих стремлениях человеческого ума. Авторы предлагают различные варианты манипуляций с гаусс-пространством, создавая увлекательную иллюзию научности в своих фантастических предположениях. Это есть безусловно большой плюс в этой и без того интересной истории, заставляющей читать от начала и до конца на одном дыхании. Очень хороша аналогия блока сомнения псевдо-Джорджа с мятежным человеческим духом живого человека, незнающим покоя в своих исканиях.
Я думаю в этом рассказе, в своих исследованиях искусственного интеллекта, авторы ничем не уступают аналогичным произведениям своего известного коллеги Айзека Азимова. А в плане приложения хотя бы и невероятных, но все ж таки научных идей к увлекательному сюжету, Емцев с Парновым показали себя талантливым авторским тандемом в плеяде известных имен золотой поры советской фантастики.
Кропус, 23 июня 2018 г.
Один из двух известных мне произведений советской фантастики о бунте роботов. (Второй, «Суэма» Днепрова. Есть правда ещё и «Звёздные берега» Слепынина, но там кибер-интеллект взбунтовался у другой цивилизации, капиталистической разумеется.) На мой взгляд рассказ так себе. Во-первых главных герой просто зритель и никак не влияет на ситуацию. Его слабое трепыхание в этом направлении ни к чему не приводит и псевдо-Джордж разрушается сам собой. Во-вторых, совершенно очевидно, что вселенную псевдо-Джордж не завоевал бы. Ибо он А) С материей на прямую не взаимодействуе, а управляемый робот у него был всего один, да и перемещаться с любой скоростью вплоть до световой в отличии от неощутимки тот не мог. Б) Генераторы гауспространства были явно станционарны, а значит отдалеяться от них слишком далеко он не мог, энергия с расстоянием, она рассеивается. В) Генераторы имеют определённую мощность, а значит размножаться до бесконечности псевдо-Джордж не мог. Г) Управлялся он кибермозгом, тоже снанционарным (Сам псевдо-Джордж посуществу был чем то вроде передвижной кинокамеры), а значит сразу возникает ограничение связанное со скоростью сигнала. Д) Кибер-мозг тоже должен иметь ограниченную мощность, и хотя он сам требовал больше каналов информации слишком много псевдо-Джорджей не потянул бы.
Ещё два момента. Почему кибермозг начал развиваться только после того, как к нему подключили неощутимку. А что об обычном телепередатчике никто не подумал. Планету как я понял терраформировали, ну и где поселнцы? Почему после терраформирования там живёт только один человек?.
Поэтому больше пяти поставить не могу.
god54, 20 июня 2011 г.
Авторам удалось найти свое сюжетное решение в хорошо известной проблеме противостояния искусственного интеллекта и разума человека. Получился неплохой рассказ. Но многочисленные отступления в виде наукообразных рассуждений, нелогичные технические решения, наивность отдельных положений совершенно затеняют литературную и психологическую часть рассказа. И в целом довольно трудное чтение, ибо приходится прорываться через наукообразные термины.
Demid, 5 января 2011 г.
Фантастическая идея об объемном телевидении, положенная в основу рассказа, интересна, но не совсем продумана авторами. Непонятно, зачем псевдо-Джорджу понадобилось имитировать собственное размножение путем деления. Не проще было ли сгенерировать новую область гаусс-пространства, не прибегая к делению созданной ранее области?
Также не понятно, как псевдо-Джордж, сквозь которого свободно проникали все предметы, мог носить цветы к памятнику Марии?