Никколо Макиавелли «Мандрагора»
Входит в:
— антологию «Комедии итальянского Возрождения», 1965 г.
- /языки:
- русский (9)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- А. Габричевский (1), А. Дживелегов (1), Н. Ракинт (1), Е. Солонович (6), Н. Томашевский (6)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 29 сентября 2019 г.
И если легкомысленный сюжет
украсит вряд ли имя
того, кто мудрым бы считаться рад, —
корить за легкость автора не след:
затеями пустыми
он скрасить хочет дней унылый ряд.
Он обратил бы взгляд
к серьезнейшим предметам,
однако под запретом другие
начинанья для него:
за них ему не платят ничего.
Никколо Макиавелли «La mandragola» (1518).
Неужели эту пьесу написал великий и страшный Никколо Макиавелли, автор одного из самых жутковатых политических трактатов всех времён и народов?
Да, эта лёгкая и откровенно скабрезная пьеса действительно принадлежит перу знаменитому флорентийцу. Просто нужно представлять более детально его биографию — биографию обычного человека, гуманиста и мыслителя, так до конца и не нашедшего своего места в жизни, служащего разным государственным деятелям и ищущего поддержки многих других. Часто Макиавелли оказывался на обочине жизни, и в такие тягостные для него периоды и возникали самые различные трактаты, а также появлялись и такие вот пьесы, больше подходящие Лопе да Веге или Карло Гоцци.
Пьеса «La mandragola» (кстати, выше неверно указана дата её публикации, ставили её ещё в 1518) служит весьма любопытным примером ренессансной литературы. Она не слишком похожа на античные комедии, скорее, отсылает нас, скажем, к некоторым новеллам Бокаччо, и прочим творениям итальянской литературы, нарочито лёгкой и ещё более нарочито скабрезной. Пожилой и глупый муж при красивой и чувственной жене — ну что вы, откуда может, например, у Аристофана взяться такой сюжет? Молодой прохвост, его слуга и друг, плутоватый поп и туповатая мамаша Лукреции — всё это кружит нас в лёгком водовороте авантюрного сюжета, главной целью которого являются жаркие поцелуи и объятия самой красивой девушки в округе... А у старика супруга вырастут ветвистые и красивые рога.
В общем и целом, эта пьесы сыскала большую славу в Италии того времени... Это хоть как-то компенсировало то, что Макиавелли не подпускали к службе у Медичи. Но этой пьесой — не наследием античности, а очень «итальянской» и «ренессансной» по своей сути, он напомнил о себе,и оставил нам наследие — наследие человека, не чуждого юмора и лёгкого хулиганства.