А. Дж. Дейч «Лист Мёбиуса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В метро Бостона потерялся поезд. Он отправился со станции Парковая и не прибыл на станцию Кендалл. Так где же он? Математик Тьюпело уверен: поезд следует искать в четвёртом измерении.
Впервые на русском: «Лента Мебиуса» (пер. Т. Шинкарь). — «Наука и жизнь», №12, 1969 г., стр. 102-109.
Входит в:
— антологию «Omnibus of Science Fiction», 1952 г.
— антологию «Strange Travels in Science Fiction», 1954 г.
— антологию «Fantasia Mathematica», 1958 г.
— антологию «One Hundred Years of Science Fiction», 1968 г.
— антологию «Where Do We Go from Here?», 1971 г.
— антологию «Il passo dell'ignoto», 1972 г.
— антологию «Metagalaktika», 1978 г.
— антологию «Пять зелёных лун», 1978 г.
— антологию «Laughing Space», 1982 г.
— антологию «Трудная задача», 1982 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)», 1984 г.
— антологию «Фантастические изобретения», 1991 г.
— антологию «If This Goes Wrong...», 2016 г.
— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Рассказ |
Экранизации:
— «Лист Мёбиуса» 1988, СССР, Свердловская киностудия, реж. Леонид Партигул
— «Мёбиус» / «Möbius» 1993, Германия, реж. Матти Гешоннек
— «Мебиус» / «Moebius» 1996, Аргентина, реж. Густаво Москера
— «Мебиус 17» / «Moebius 17» 2005, Германия, реж. Джо Проислер
- /языки:
- русский (4), английский (14), итальянский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (19), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Бурбаш (1), Ч. Скалья (1), Т. Шинкарь (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 12 февраля 2022 г.
С точки зрения безоглядной веры наших предков во всесилие науки — тот же «Человек — невидимка». Там в отзыве всё сказано, но повторяться или цитировать — смысла нет, ибо случай — несколько иной. Хотя суть — одна и та же, откровенно говоря.
Там, в романе Уэллса — на пьедестал Литературы впихнули наивность надежд на то, что шаг от науки к производству способен сделать гениальный одиночка, что скоро все мы заживём в мире прелестей технического прогресса, что сие дело — всего лишь нескольких десятков лет, что триллионы финансов, армии рабочих, толпы технических спецов, администраторов, торговцев — не нужны, что можно и так, быстро, индивидуально, без напряга конвейеров, антиэкологичных вывертов, войн, безработицы, голода, болезней и всего прочего.
Причина — понятна. Ещё бы, ведь благоденствие и рай на Земле — вот они, практически рядом. Осталось-то — всего лишь — ещё буквально один, последний, паровоз на рельсы угромоздить и — вот оно, счастье. Безоглядная Вера во всесилие науки, в её громадный, мастодонтальный потенциал.
Здесь — практически то же самое, но — с подвыподвертом. Паровозы — внедрили, авиация — уже в небе, атом — считай, покорён. Теперь — логично, как бы: должны начать проявляться всякие иные чудеса, этими яйцеголовый из университетов предсказанные. Всякие там подпространства, эффекты теории относительности, энергии вакуума, всякие прочие невиданные чудеса. Чуть-чуть, буквально, осталось. Вот, ещё один, теперь уже точно, последний, паровоз на рельсы угромоздить и — вон там, уже за поворотом, наш рог изобилия, Наукой обещанный.
Да, наивное было время. Романтичны были предки. Прямо, до неприличия
vam-1970, 31 марта 2018 г.
Рассказ — номинант премии Хьюго 1951 года , ретроспективной. После прочтения начинаешь с опаской относится к поездкам в метро. Кроме терроризма ещё и топологические выверты. Но парадоксы возможные и скорее всего невозможные описаны сильно. Хотя трёхмерный объем никак не пересекается с двухмерным. Но для сюжета и премии подходит, чтобы взбудоражить умы читателей.Что и получилось у автора.
Bizon, 20 ноября 2014 г.
Классика жанра, иллюстрирующая каким образом в обыденной жизни может произойти смещение пространств. Кстати, идея не такая и фантастическая, — я не про пропажу поезда, а про влияние связной системы. Абсолютно связная система теоретически способна преобразоваться в более высокий пространственный уровень. Другое дело, что Бостонское метро (как и любое другое) не является абсолютом связности. Хочу обратить внимание, что по этому рассказы было снято уже четыре фильма, что уже говорит об уникальности произведения.
Выделю математика Тьюпело, — ну очень примечательный персонаж. Его философски-отстраненные рассуждения весьма забавны. Поезд перешел в иное измерение, бывает. Как исправить? Никак.
Рекомендуется любителям математически обоснованной фантастики.
god54, 20 декабря 2010 г.
Очень даже неплохой рассказ, иллюстрирующий такое научное понятие, как лента Мёбиуса. Следует отметить, что излагая науку понять это просто невозможно, но автор в увлекательной простой форме знакомит читателя с иным измерением, так что начинаешь понимать. Да и написано динамично и без наукообразных рассуждений.