Джеймс Ганн «Где бы ты ни был»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мэттью Райт был рад, когда его друг Гэй предложил ему дописать диссертацию по теме «Психодинамика колдовства» в своей охотничьей хижине. Но по пути к новому пристанищу Мэтт встречает Эби, молодую девушку, которая, похоже, обладает способностью к телекинезу...
Впервые эта маленькая повесть была экранизирована в 1990 году в телеспектакле из серии «Этот фантастический мир», выпуск 16 («Психодинамика колдовства»).
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, May 1953», 1953 г.
— антологию «Five Galaxy Short Novels», 1958 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей», 1967 г.
— сборник «Время колдовства», 1970 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— антологию «Муха с белой головой», 1990 г.
— антологию «Мы с моей тенью», 1990 г.
— антологию «Звезды американской фантастики», 1991 г.
— антологию «Сплошные неприятности», 1991 г.
— антологию «Американская фантастика, т. 14: антология рассказа», 1992 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1992 г.
— антологию «Трактат о ведьмах», 1992 г.
— антологию «Чудеса магии», 1993 г.
— журнал «Фантастика и детективы № 2, 2013», 2013 г.
Экранизации:
— «Этот фантастический мир. Выпуск 16: Психодинамика колдовства» 1990, СССР, реж. Антонина Зиновьева
— «Ну, ты и ведьма» / «Ну ти й відьма...» 1992, Украина, реж. Эдуард Дмитриев
— «Если невеста ведьма» 2002, Россия, реж. Олег Фесенко
- /языки:
- русский (15), английский (3)
- /тип:
- книги (15), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Виленская (2), Ю. Эстрин (13)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Baskk, 10 января 2023 г.
Телеспектакль по этой книге я тоже видел, но после книги он меня не впечатлил, а даже разочаровал. Потерялся юмор, чудеса не были зрелищными. А вообще эта «счастливая невеста» просто мечта для настоящего мужчины
mputnik, 13 марта 2021 г.
Если уж строго подходить к определению сути чтива, то это не совсем уж и фантастика. По крайней мере — в её современном понимании. Без малого 70 лет тому, почти что целая эпоха (для сравнения — СССР продержался всего на копейки дольше). Посему и наиболее частоупотребимое жанровое позиционирование текста (мистика, магический реализм) — вполне себе объяснимо.
Хотя — опять же, если уж строго подходить к локализации — это скорее ирония или юмор, чем прямо-таки мистическое некое повествование. Серьёзность изложения тематики — в явном дефиците, автор и не пытается придать истории хоть мало-мальски чопорные академические черты. Сие — скорее некий водевиль.
Но — видимо — именно в этом и есть необъяснимая притягательность этого текста, некое плохо скрытое подспудное желание — утверждение — побуждение о причислении чтива сего к классике Светлого Храма Фантастики. Это — очень добрый, жизнеутверждающий текст. И это тоже — и мистика и магия. Ибо — опять же — необъяснимо с рациональной точки зрения
ужик, 14 января 2020 г.
Ну что сказать? Мэтью , в общем, сам виноват. Когда он встретил Эби и начал ставить эксперименты, изучая ее колдовской талант, он не воспринимал девушку как человека, всего лишь лабораторный материал для изучения. Когда ведьмочка Эби разозлилась, она, в свою очередь, тоже не стала переживать за «право каждого человека на ошибку», «ну так же нельзя» и т.д. и т.п. , а просто и незатейливо начала мстить. )))
А вообще где-то в мыслях бродит, что повесть эта — этакий «Пигмалион» наоборот. Ведь Эби именно такой черствой и целеустремленной, получается, создал сам Мэтью. Ну, на фундаменте вполне себе сформировавшихся природных задатков. Но Эби-то от Мэтью никакой душевности не видела. Страшненькая замарашка до преображения. Не слишком добровольный волонтер для экспериментов. Ну вот и получил Мэтью в стократном, так сказать, объеме за все свои труды... Шекспир ведь что писал? Hell has no fury like a woman scorned. Ну или в вольном поэтическом переводе — женщин обижать не рекомендуется )))
Кропус, 1 октября 2020 г.
Да всё нормально у них будет, вопреки мнению некоторых. Ведь способности Эйби проявляются только когда она несчастна. А если герой не полный идиот, то своих экспериментов он повторять не будет. Смысл концовки в последней фразе: «Невеста была счастлива».
zdraste, 7 марта 2017 г.
Какая прелесть!
Великолепно изображен страх мужчины перед судьбоносным решением — женитьбой; с одной стороны, иной раз он принимает гротескную форму; с другой стороны, смешно, когда мужчина наделяет женщину всеми мыслимыми и немыслимыми способностями, считая ее ведьмой.
К концу рассказа, разбирает смех, действительно, веселый рассказ. И, негде и некуда скрыться бедному мужику, от женщины, в монастырь мужской, разве что податься.
Концовка, именно такая, какая должна быть, ни больше, ни меньше.
Все четко, и правильно расставлено по местам.
а чего еще не хватает Мэтью? конечно он будет счастлив. Ухожен, умыт, накормлен, обстиран, жена красавица и умница. Да и с тестем нашел общий язык и сообщника.
Спасибо за совет kven irden
morbo, 31 августа 2017 г.
Поначалу рассказ читается с интересом, но по мере того как у героини обнаруживается всё больше и больше сверхъестественных способностей, читать становится не интересно. На какую-нибудь одну простую сверъестественную способность я ещё согласен, потому что её обладателю приходится выдумывать, как применить эту способность к конкретной проблеме. Когда же человек обладает почти безграничными способностями и можно почти всё, то выдумывать ничего не приходится и читать это становится уже не интересно. Это как читать про Робинзона, который оказался на необитаемом острове со стройматериалами, толпой строителей, стадом коров, радиостанцией, трактором и т.д. Нет, на протяжении всего рассказа интерес к происходящему не теряется, но это интерес прозаический — просто понять, что там дальше автор выдумает.
Концовка мне кажется неожиданной.
Рассказ не считаю достойным внимания. С другой стороны, если прочитаете, то о потерянном времени скорее всего не пожалеете.
technocrator, 1 октября 2019 г.
О истории одной неудачной попытки научного исследования паранормальных способностей.
В реалистически-бытовом плане — о том, насколько трудно прийти ко взаимопониманию людям из разных социальных групп, с разными характерами и устремлениями, даже если между ними есть притяжение. Особенно, если один ради эксперимента идёт на обман (хотя тут и положение дел уникальное к этому привело).
Имхо, не очень удалась завершающая часть с переходом от серьёзности к фантасмагоричности и иронии (пусть и достаточно жёсткой). Финал уводит опять в несколько другую плоскость. Хотя сама по себе тоже впечатляюще обыгранная фантастическая ситуация — каково жить под абсолютным контролем твоих действий и мыслей?
В целом, всё-таки мне не очень зашло. Вообще, для успешного сочетания научно-рациональных и мистически-фэнтезийных элементов требуется большое мастерство. Хотя, надо признать, сюжет вышел оригинальным, а персонажи — живыми.
SHWY, 4 июля 2017 г.
Необычная, яркая вещь, украшение 10-го тома БСФ (хотя его ещё много чего украшало, та же «Звёздочка»). Указываю на неё, когда меня спрашивают, каков мой идеал женщины. Иногда с удовольствием перечитываю. И «Механическое эго» Каттнера вспоминается, тоже шедевр, хотя и не о том совсем, а всё-таки..
vam-1970, 4 июля 2017 г.
Герой повести занялся экспериментальным исследованием экстрасенсорных способностей девушки — по понятиям тех времен -ведьмочки. Итог -женитьба!
А кто знает -исследуют ли сейчас такие сверхспособности людей? Именно исследуют, а не отвергают.
redmarie, 24 ноября 2012 г.
Психологическая история с подтекстом. Эмоционально и жизненно: счастливая женщина создает вокруг себя атмосферу уюта и комфорта, покоя и умиротворения, тот, на кого направлен «вектор счастья», «чувствует, что жизнь прекрасна». Идиллия обычно не длится долго. Если в минуты блаженства женщине нанести глубокую душевную рану, сильно обидеть, она, с точки зрения «спокойных и уравновешенных, надо-уметь-держать-себя-в-руках» личностей, начинает вести себя неадекватно, и к ней намертво приклеивается ярлык «У! Ведьма!» Бывает, и предметы «левитируют», правда, брошенные рукой, а не силой разума. :)
В произведении Джеймса Ганна главный герой Мэттью Райт случайно встречает девушку Эби. Узнав, что она обладает необычными способностями, которые проявляются только при условии настроения несчастья, он в корыстных целях доводит Эби до депрессивного состояния и ставит над ней опыты. И как говорится, получает по-полной: не буди лихо, пока оно тихо. В персонаже Эби сначала ощущается детскость, проявившаяся в желании отомстить обидчику. Намерение, переросшее по ходу повествования в стремление доказать любимому человеку его неправоту.
Огромное спасибо автору за то, что не унизил Женщину негативным финалом. Славная, в чем-то поучительная повесть, с юмором, однако, не без грустных нот. Писатель отвечает на пословицу «насильно мил не будешь», и главное — все счастливы.
Dimova, 19 июня 2016 г.
Интереснейший рассказ! Главный герой Мэттью Райт поплатился за свою неосторожность. Достижение цели любой ценой не самая лучшая идея. Играть на чувствах молодой ведьмы, обладающей немалым потенциалом, довольно рискованно. Благо Эби из тех,кто может за себя постоять! Женитьба довольно безобидное наказание, учитывая ее способности, ведь в дикой ярости она могла снести не только комнату, но и город!!! Так что, не обижайте женщин :)
kaplya, 29 февраля 2012 г.
Еще одна версия Пигмалиона. Ученый едет в подальше от людей, чтобы спокойно закончить диссертацию о ведьмах, в существовании которых он сомневается. Судьба сталкивает его с весьма необычной девушкой. Ее неприязнь опасна, ее любовь способна изменить мир. Рассказ пронизан мягким юмором, героиня так же восприимчива к обучению, так же трогательна, как Элиза Дулиттл. А как она умеет готовить, если захочет. Если захочет… Один из лучших рассказов БСФ, много лет греет душу.
Стронций 88, 17 апреля 2013 г.
А мне повесть показалась скучной. Она, конечно, не без достоинств, но мне местами читать было скучно, если даже не сказать – мучительно. Читал два раза и оба раза это ощущение не пропадало. Особенно по началу. Сначала – какие-то тягучие рассуждения (о людях и вещах), затем какая-то куча ненужных подробностей. А главное – о происходящем догадываешься быстрее героя (ведь это же фантастика, а тут такая диссертация и такие события – дальнейшее ожидается само собой) это даже как-то раздражает, такое тугодумство – даже бутылка его, героя, не убеждает… Ну, и эта романтика – я прямо скажем, не любитель романтики, тем более такой – наивно-слащавой, с деревенской простушкой (наигранно деревенской – помытые волосы, это, по-моему, совсем грань) которая как всегда окажется красоткой, стоит её только отмыть; и обнищаниями при полной луне… Да и какой удар приготовил ей Райт – ну что ещё могло сильнее огорчить такую влюблённую простушку?.. «Опыты» над ней кажутся нудными. А то, что Эби владеет всем, чем можно (всеми параспособностями) – наигранно-невероятным. Вообще, конечно, Райт хорош, для науки идёт на такой мерзкий поступок (хотя и не очень умён – понимал ведь, наверное, к чему всё могло привести). Казалось бы, психологично, но как-то всё настроение повести с этим не меняется, оно лишь намекает на весьма интересную расплату. Кстати сказать, интересно мне стало, только когда Райт совершил этот свой «побег». Вот тут было интригующе – что же сделает с ним Эби, имея такие возможности? Кое-что было очень забавно, интересно (с теми деньгами, например, или в кафе, где все девушки стали копиями Эби – это даже пугает), сцена с танцем – наоборот, казалось какой-то неправдоподобно затянутой (особенно действия официантов). Ну, и, в конце концов, она добилась-таки своего, добилась того, что хотела… И даже Райт остался в чём-то доволен (ну после этих обжимании при луне и попыток сбить себя с мелькающих трепетных мыслей – само собой, на то и тянуло) – опять же всё виделось едва ли не в самом начале… Как-то скучно, мучительно было читать. Какое-то такое вот ощущение оставило. Предсказуемо (для меня). Слишком сахарно местами – будто писалось для девочек-школьниц (извините, конечно). Хотя есть и какое-то общепозитивное настроение… и та мысль высказанная Райтом, что жена, которая может всё и от которой невозможно спрятаться – это кошмар. Вот единственное, за что я зацепился помимо самой истории. Ну, а то, что женщина всегда добьется того, чего хочет – это мы и так знаем…
Хотя, надо сказать, повесть запомнилась – пусть где-то и не совсем хорошими вещами, типа этого скучно-мучительного ощущения и давящей наивности. Общей канвой запомнилась. Может из-за того, что фильм где-то я такой видел (наверное, та самая серия «Этого фантастического мира»). Да к тому же – проглядывая некоторые названия отечественных современных юмор-фэнтази романов, нет-нет, да и поймаешь себя на мысли, что есть авторы, буквально присосавшиеся к этой (чужой) выдумке – жене-ведьме (ведь её можно и так назвать). Не знаю, прав я или нет… Но есть такие мысли…
kastor, 6 февраля 2010 г.
Подумать только, маленький рассказ, прочитанный более сорока лет назад, оставил впечатление на всю жизнь, и не только у меня. Напечатанный в 10-м томе БСФ, он соседствовал с еще несколькими шедеврами, в частности, с «Девушкой-одуванчиком» Янга и прочими. Это обстоятельство привело к тому, что 10-й том сначала был прилично зачитан, а не так давно и вовсе исчез, боюсь, навсегда. Велика сила хорошей литературы! Снятый у нас с благими намерениями фильм не передал и сотой доли очарования прозы Джеймса Ганна, дай бог ему здоровья.
Old Beach, 1 февраля 2011 г.
Ребята, я тоже эту повесть прочитал в 67-м, и она на меня произвела такое впечатление, что я многие фрагменты запомнил почти наизусть и рассказывал своим детям. А книгу так и не нашёл, но ещё не вечер. Я Каттнера «Альтер эго» отлавливал больше двадцати лет.