Герман Гессе «По следам сна»
Подзаголовок — «Новые рассказы и сказки» — указывает на то, что эти тексты существенно отличаются от прежних произведений Гессе, причисляемых к жанру «малой прозы»: в большинстве своем они создавались в годы, когда писатель раздумывал и работал над своим последним романом, и отразили глубинные сдвиги в восприятии Гессе как новейших веяний в европейской литературе, так и своего собственного творчества, которое стало восприниматься им в игриво-ироническом ключе, что, однако, не исключало серьезных раздумий над судьбами искусства в XX в. Все тексты уже печатались ранее, но только собранные вместе они могли дать представление об эволюции этико-эстетических представлений позднего Гессе, когда на передний план выступили озабоченность экологическими проблемами, отказ от европоцентризма и пристальный интерес к «восточной мудрости».
Впервые сборник увидел свет в цюрихском издательстве Фреца и Васмута в 1945 г., через два года после публикации в Швейцарии романа «Игра в бисер».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 10 декабря 2011 г.
«Путь сновидений» — сборник более неровный, что ли. При всей своей высокодуховности, реальной или пропагандируемой, Гессе очень любит заниматься самолюбованием. Изрядная часть рассказов носит биографический, а точнее, псевдобиографический характер — вроде «Детства волшебника». Все это звучит очень самоуверенно, очень нескромно, и не вызывает ни уважения, ни интереса. При всей моей любви к автору. Гессе и правда, похоже, пытается экспериментировать с жанрами, но у него все равно упорно получается бронепоезд нечто невнятно-духовное, вне зависимости от того, пародирует он трагический упадок современной нравственности, посмеивается над незадачливым творцом или сочиняет притчу на избитую тему про мальчика, который кричал: «Волки, волки!» Из всего понравилось только одна совершенно выбивающаяся из ряда, совершенно ехидная и ясная вещь — «О степном волке». В духе романа, который я очень люблю. Заинтересовала, пожалуй, еще история про омскую Птицу — в ней что-то есть от по-настоящему хороших и оригинальных притч и сказок, а не дешевых нравоучительных поделок, которыми обычно нас пичкают. Все недо-автобиографичные вещи ужасающи в своей скуке и самолюбовании — в них нет не то что конфликта, а даже намека на конфликт, они приторно-правильные, исполненные с первых строк такой уверенности в выбранном пути, что хочется предоставить героя самому себе и все. Гессе все-таки несколько высокомерен в своих оценках, и слишком прямолинеен (см. «Европеец», «Сказка о плетеном стуле»), чтобы кого-то действительно чему-то научить.
duke, 6 сентября 2008 г.
Из десяти рассказов условно не понравились только три. И то, потому что Гессе, имхо, в них пытался экспериментировать с жанрами, в которых, увы!, не силен. Попытки заслуживают уважения, но не более. Зато остальные истории – хороши. А некоторые — так просто шедевры!