Рэй Брэдбери «Ветер»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Во время войны Аллан оказался в долине, где рождается и умирает Ветер. С тех пор Ветер преследовал его...
Рассказ написан в 1942 г. и полностью переписан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала».
Входит в:
— журнал «Weird Tales, March 1943», 1943 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— антологию «Stories My Mother Never Told Me», 1963 г.
— журнал «Ангара № 4, 1968», 1968 г.
— журнал «Неделя № 20 1969», 1969 г.
— антологию «Far Out», 1974 г.
— журнал «The Diversifier, #21 July 1977», 1977 г.
— антологию «The Penguin Book of Ghost Stories», 1984 г.
— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.
Экранизации:
— «Ветер» 2009, Россия, реж. Егор Гаврилин
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 27 апреля 2025 г.
В то время как на Земле гремела Вторая мировая, Аллин набрел на очень необычную долину, расположенную в самом сердце Гималаев. Было очень похоже, что в ней собрались все возможные ветра со всех просторов нашей планеты. Несмотря на очевидные трудности, Аллину всё же удалось выжить и выбраться из этой ветровой долины. И с тех пор, словно бы в отместку за свое поражение, ветра начали преследовать его повсюду и с маниакальным упорством... Идея одушевленного ветра необычна сама по себе и просто обязывает писателя придумать для нее такой же необычный сюжет. Мне кажется, что автор в основном справился со своей задачей, сумев показать нам сверхъестественное в обычных природных явлениях. Нечто подобное у него проскальзывало в одной из «Марсианских хроник» — только там ветер говорил на чужом языке, которого земляне понять не могли по причине полного вымирания марсианской расы. В данной же новелле речь идет о несколько ином аспекте:
--------------
РЕЗЮМЕ: история простого американского альпиниста, сумевшего раскрыть главную тайну всех земных ветров. Наверное, всё же мудрее будет договориться с природой, чем воевать с ней «до последнего человека».
Тимолеонт, 29 ноября 2024 г.
А ведь душевный мистический хоррор получился! Есть ощущение тревоги, безысходности, какой-то хронической неизбежной угрозы и беспомощности человека. Этот рассказ вообще очень органично вписался бы в рамки лавкрафтианы! А самое забавное, что ты даже не знаешь, действительно ли ты столкнулся с чем-то непознаваемым, или это просто шизофрения в совокупности с птср и богатым воображением?)
vfvfhm, 24 апреля 2024 г.
С совсем юных лет мастер Рэй обладал завидным умением залезать в душу своего читателя. Так напишет, что от чтения всего тебя словно перетряхивает, заставляет думать о глубоко личном, заново переживать то, что казалось бы похоронено в глубинах памяти навсегда.
В шесть лет я очень боялся ядерной войны. Был 1984 год, я наверно телевизора насмотрелся. И когда поднимался сильный ветер, особенно ночью или поздно вечером — а в Северном Казахстане ветренная погода отнюдь не редкость: кругом голая степь на сотни километров — я всегда думал, что вот оно, началось. Это наверное ударная волна от далекого взрыва. Страшно было до чертиков.
И благодаря мистеру Брэдбери я это ощущение очень хорошо вспомнил, спасибо)) Никаких монстров не потребовалось! Прекрасно понимаю его персонажей. Первородная стихия умеет человека поставить на его крохотное, незначительное место.
primorec, 13 июля 2013 г.
Природа может быть очень грозной и в ее арсенале сразу четыре стихии. Есть Вода, обрушивающаяся с небес пронизывающими ливнями или стирающая все на своем пути мощью цунами. Есть Земля, вздымающаяся волнами землетрясения, мощным ударом перечеркивающая все попытки утвердиться на ее поверхности. Есть Огонь, неутолимо пожирающий на своем пути все живое.
И есть Ветер. Не легкий ласковый ветерок, а завывающий, сбивающий с ног, разносящий в щепки творения рук человеческих. Ураган, Торнадо, Тайфун...Вот о таком Ветре пойдет речь. Что может противопоставить слабый человек, нечаянно разбудивший дремавшие грозные силы, такой мощи?
Да, конечно, рассказ мистический, таинственный, загадочный. Из настоящих историй Мастера, где рядом с обыденным проступает, невидимый простым взглядом, загадочный мир чудес. И чудеса эти не всегда приятные и радостные.
Но ведь было в арсенале нашего героя Аллина оружие против вторжения всего мистического, страшного и таинственного. Простая и человечная Дружба с Гербом. Эта она защищала его от вторжения страшного, лишающего сил и разума, Ветра, оберегала от разрушения, охраняла от безумия, позволяя находить внутри себя мир и покой. И стоило только один единственный раз -даже не предать, а отодвинуть дружбу на второй план, как Ветер разрушения и безумия победил.
Вот так. Всего лишь один единственный раз человек не пришел на помощь другу, сославшись на дела и усталость. Как часто мы так поступаем в жизни: дела и спешка, некогда позвонить, поговорить, навестить. Просто посидеть с закадычным другом за рюмочкой чая вечерком, поболтать о пустяках, повспоминать былые годы, поделиться планами на будущее...
Такой маленький рассказ: всего лишь несколько диалогов двух друзей. А сколько проблем поднято: о загадочном, мистическом, человеческом... О верности и дружбе. О Верной Дружбе. А у Вас есть Друг? Может прямо сейчас он ждет Вашего звонка, который спасет его от безумного Ветра?
ii00429935, 27 июня 2012 г.
Любопытный философский рассказ, замаскированный под хоррор. Развязку здесь можно просчитать задолго до финальной точки, и вопросов «Ветер» оставляет больше, чем дает ответов. Но именно неоднозначностью и недосказанностью эта история и привлекает.
Что произошло с главным героем рассказа Аллином? Он действительно разбудил опасные потусторонние силы или просто сошел с ума? При желании можно выбрать любую версию, все зависит от точки зрения. Кто вам ближе: эксцентричный писатель и путешественник Аллин или другой герой — скептик Герб Томпсон? Примечательно, что Аллин перед нами так и не появляется — только голос в телефонной трубке. Все показано через восприятие Герба, коротающего вечер в компании скучных обывателей. По-моему, здесь и кроется главная идея рассказа. Что лучше: погаснуть, как свеча на ветру, прожив яркую жизнь, или прозябать в мещанском благополучии? И что нас ожидает при переходе в мир иной? «Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы». Это мысль другого классика (А.П.Чехов, «Вишневый сад»), но, по-моему, очень даже созвучная Рэю Брэдбери и его рассказу «Ветер». Не случайно же Герб Томпсон в налетевшем ветре слышит смех...
andor, 6 ноября 2008 г.
Завораживающий рассказ о человеке и неведомом. Все мы хотим узнать как можно больше, влезть в самые интересные тайны мира, разгадать все загадки. Но готовы ли мы заплатить ту цену, которую потребует это знание? Сможем ли мы сразиться с силой, в тайны которой мы влезли? И выдержим ли мы борьбу с ней, с этой силы, часто безнадежную борьбу, представляющую собой вечный бег от расплаты за любопытство, борьбу в которой на нашей стороне стоим только мы?
lex_art, 2 августа 2019 г.
Чем же все-таки закончился рассказ? Перечитав отзывы я обнаружил, что почти никто почему-то не обсуждает концовку.
Алан действительно погиб? Давайте рассмотрим «Ветер» как обычную детективную историю. Гибель Алана — не факт. Когда Бредбери хочет расставить все точки над i, он не стесняется натуралистических подробностей. В рассказе «Озеро» пропавшая девочка действительно утонула. Читателю предъявляют труп. Главный герой даже вроде бы опознает этот труп. Вот там действительно была гибель человека. Но касательно данного рассказа можно видеть, что материальных доказательств гибели Алана как раз таки нет. Нет тела. Нет сцены, когда Херб посещает развалины дома Алана, который разрушила стихия. Это объяснило бы отсутствие тела и стало бы бы ультимативным доказательством того, что Алан действительно стал жертвой разумной стихии, о чем читателю вроде бы рассказывают на протяжении всего текста. Все дело о пропаже/гибели Алана построено на телефонном разговоре с другом. Читателю и его другу Хербу предъявляют только тревожный голос Алана и ничего больше.
Но есть и другое объяснение. Алан действительно страдает психозом и бредит. И психоз Алана оказался заразен. Объяснение вовсе не высосано из пальца. Герои с психотическими расстройствами есть и в других рассказах автора (см. «Скелет»). Херб вроде бы тоже слышит ветер в трубке и голоса людей, которых когда-то погубила стихия. Но дело в том, что Херб вовсе не беспристрастный наблюдатель. Психоз изводит Алана уже длительное время. А Алан изводит Херба. Ergo психоз изводит Херба тоже. Херб каждый вечер беседует с другом по телефону и упоминается, что он несколько раз ездил за 30 миль ночевать к Алану. Он определенно тоже должен находится под впечатлением. В этой ситуации Алан просто изводил друга, который проявил чуткость к его Алана плачевному состоянию.
Полностью исключить версию с психическим расстройством у Алана могла бы дописанная автором развязка с поездкой Херба к дому Алана. Но ее нет. Зато есть очень подозрительная концовка буквально между двумя репликами какого-то несостоявшегося диалога.
Все вышеизложенные мысли возникли при втором чтении рассказа, которое состоялось спустя много лет после первого. По первому разу моя реакция была как и у остальных. Есть мистический, таинственный, загадочный и жуткий антропоморфный Ветер, который выбрал себе жертву и спасения ей нет. И есть история человека, над которым нависла смертельная опасность, но он не может найти не только помощи, но и обычного понимания. Повторное прочтение позволило разглядеть второй смысл, который можно аргументированно доказывать, опираясь на текст.
Andreev, 23 мая 2008 г.
Да,вечная борьба стихий и человека.Но самое главное борьба человека с самим собой,его приоритеты,его ценности — что важнее, покер с соседями,выкурить сигару на крылечке не думая о своих проблемах и страхах или все таки помощь сумасшедшему другу.А вдруг не сумасшедшему,вдруг главгерой боится как-раз того что Аллин говорил правду.Самый главный страх — страх безразличия,который пронизал всю нашу современную цивилизацию.Мы стали глухи и слепы по отношению к окружающему миру, лишь бы нас никто не трогал,лишь бы жить в своем маленьком мирке иллюзий,что все хорошо,что все плохое неправда и к нам отношения не имеет.Но не думая об этом сейчас мы создаем страшный мир для будущих поколений.Вот это страшно.
Чайханщик, 13 ноября 2014 г.
Некий товарищ путешественник побывал в гималайской Долине Ветров, за что Ветер — в рассказе это практически живое существо — его сильно невзлюбил. Рассказ, который мог написать только Брэдбери. Короткий, захватывающий, с интересной идеей. Как всегда у Брэдбери, там есть и другой смысл (или намёк на него) — монолог ГГ за карточной игрой — но это дело субъективное. Не понравился разве что оборванный конец.
lubar, 3 марта 2011 г.
Хороший и сильный рассказ. Я думаю, что друг Алана не очень верил ему. Но он не исключал, что Алан говорит правду. Но главное Алану в любом случае нужна помощь близкого человека. Если Алан сходит с ума, то его нельзя оставлять одного, что бы он себе не навредил. Если все серьезнее, то он тем более нуждается в защите и дружественной поддержке. Жена тут не выглядит жутким монстром. Все-таки ей тоже хочется внимания мужа, а трагичность ситуации все равно никто не понимает. И потом друг уже ночевал с Аланом и не раз. Кто сказал, что этот раз действительно настоящий. А вот объединение Алана и ветра может быть любым. Может ветер поглотил Алана, может Алан стал союзником ветра. А может знания Алана помогут ему подавить волю ветра и сделать его союзником человека.
2480, 6 августа 2010 г.
Уже во втором рассказе Брэдбери замечаю ход: герою хотят помочь, но при этом делают ему только хуже. И здесь проводится мысль, что человек бессилен перед лицом природы. Посопротивляться он может, но верх одержит именно природа. Алану, надо думать, повезло, когда он
В целом, жутковатое мистическое произведение, атмосферное, яркое и запоминающееся.:pray:
Гуляшик, 31 августа 2013 г.
Жуткий рассказ, вбирающий в себя весь страх перед стихией. Возможно, одушевленной и разумной, действующей целенаправленно и мстительно.
Грустно от того, что не спрятаться, не скрыться, а единственный человек, который знает, в чем дело, не до конца верит тебе... А потом становится слишком поздно.
Почему-то во время прочтения мне вспомнилась песня Агаты Кристи «Ветер». Сильная ассоциация, еще больше усиливающая всю жуткую атмосферу произведения.
zhivaev, 6 января 2009 г.
Считаю этот рассказ самым сильным по эмоциональному воздействию. И одновременно это самое любимое произведение у Бредбери. Особенно последняя фраза замораживает.
stewra darkness, 28 июля 2010 г.
В книгах Кастанеды есть момент, когда герои сталкиваются с Силой в виде ветра. Пугает их то, что Сила незнакома им, мощь ее определить нельзя. И дон Хуан говорит об этой силе, как о живом существе. Олицетворение сил природы — часто встречающаяся тема в мифологии любого народа. Естественное стремление непонятное сделать более близким, человеческим.
Ветер у Брэдбери не только живой, он обладает всеми человеческими качествами, как положительными, так и отрицательными. Из-за своей «человечности» он и кажется страшным, опасным. Потому что самый страшный зверь на Земле — человек.
sham, 15 июня 2010 г.
Наверно по настрою и мистическому сюжету данный рассказ лучше бы смотрелся в другом сборнике Брэдбери ШФ «Темный карнавал». Почти весь расссказ — телефонный разговор между двумя друзьями, в результате которого психологически нагнетается сюжет. Из наиболее понравившегося — это видение автором природы ветра, так сказать его структуры! Ну и, конечно, концовка: Не бросайте друзей и тогда вам не прийдется пожинать плоды собственной черствости!