Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Угрызения совести, огромные и тяжкие, как камень, сводят с ума вора Маркхейма, и заставляют совершить убийство антиквара. В свою очередь, это убийство знакомит его с дьяволом, который совсем не против продолжать оказывать преступнику свои услуги... Только вот силы раскаяния он не учел...
Входит в:
— сборник «Веселые молодцы и другие рассказы и басни», 1887 г.
— журнал «Weird Tales, April 1927», 1927 г.
— антологию «The Haunted Omnibus», 1937 г.
— антологию «Twenty-Two Strange Stories», 1946 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (UK), June 1953, Vol. 2, No. 1», 1953 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (Australia), September 1955, No. 99», 1955 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, July 1955 (Vol. 26, No. 1. Whole No. 140)», 1955 г.
— антологию «Angels and Awakenings: Stories of the Miraculous by Great Modern Writers», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Horror and Supernatural of the 19th Century», 1983 г.
— антологию «The Twelve Frights of Christmas», 1986 г.
— антологию «Devils & Demons: A Treasury of Fiendish Tales Old & New», 1987 г.
— антологию «Tales of the Dark», 1987 г.
— антологию «Ghosts for Christmas», 1988 г.
— антологию «Тайны старой Англии», 1994 г.
— антологию «Шедевры английского готического рассказа», 1994 г.
— антологию «Master's Choice: Mystery Stories by Today's Top Writers and the Masters Who Inspired Them. Volume II», 2000 г.
— антологию «19th Century Horror», 2001 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— антологию «H. P. Lovecraft's Book of the Supernatural: 20 Classic Tales of the Macabre», 2006 г.
— антологию «Scottish Ghost Stories», 2009 г.
— антологию «Улица Морг. Дом 1», 2010 г.
— антологию «Spinechillers: Tales for Hallowe'en and Other Dark Nights», 2012 г.
— антологию «Classic Crime Stories», 2014 г.
— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.
— антологию «Сезон ведьм. Большое собрание мистических историй», 2014 г.
— антологию «Мистика. Большое собрание историй: переводы», 2022 г.
— антологию «Торжество тьмы. Страшные истории», 2023 г.
— антологию «Тайное поклонение», 2024 г.
- /языки:
- русский (50), английский (18), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (65), периодика (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Волжина (38), С. Ивановас (1), А. Энквист (7)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 11 марта 2024 г.
На мой взгляд, бледное и неправдоподобное подражание «Преступлению и наказанию».
Герою Достоевского, чтобы нравственно переродиться, потребовалось проделать огромную работу над собой, многое пережить, прочувствовать, проникнуться состраданием. А у героя Стивенсона перемена происходит внезапно, как по взмаху волшебной палочки. Только что он был прожженным циником, всячески оправдывающим собственные пороки, ни капельки не раскаивающимся в совершенном убийстве, но после беседы с дьяволом мгновенно прозрел, переметнулся на сторону добра и сдался властям.
Не верится от слова «совсем».
Lilian, 3 октября 2022 г.
По мере чтения этого рассказа невольно хочется сразу же проводить параллели с темами «Преступления и наказания». Убийство и внутренние переживания совершившего его человека. Вот только для хоть какого-то подобия раскаяния представленному здесь главному герою потребовалось вмешательство потусторонних сил и долгий диспут с ними. Долгий — в рамках рассказа, а не романа. И всё же это были бездны рассуждений о человеческой натуре и грехе, самооправданий и постулатов на подобии «это не я виноват, это жизнь такая». Представитель потусторонних сил при этом выступал голосом разума и жестокой правды. И именно поэтому я сомневаюсь, что его можно однозначно отнести к силам зла.
Iricia, 21 апреля 2023 г.
В какой-то момент рассказ показался скучным, но он понравился мне, когда прочитала его полностью. Следить за внутренними метаниями убийцы интересно, и мне кажется, повествование выстроенное таким образом, что любое решение персонажа после того, как он открыл дверь оставило бы впечатление.
amak2508, 24 октября 2020 г.
Неужели это тот самый Роберт Льюис Стивенсон, который написал «Остров сокровищ»? В этом рассказе он предстаёт перед нами прямо-таки каким-то английским Достоевским, способным легко ориентироваться в самых сложных нравственных и морально-этических проблемах. Душа человека, падающего всё ниже, но способного всё время находить себе оправдания в виде сложившихся обстоятельств (невольный грех:)), человека, считающего себя в глубине души хорошим, только вот жизнь почему-то всё время мешает ему быть хорошим — всё это препарировано автором с величайшей тщательностью и знанием дела.
Картинка, нарисованная автором и жизненна, и выписана мастерски, но... для читателя Стивенсона всё это как-то уж очень неожиданно — он, начиная читать рассказ, настраивается совсем на другое и, наверное, поэтому впечатление от этой неординарной вещицы (кстати, не так легко и читающейся — здесь надо и внимательно вчитываться, и думать) оказывается несколько смазанным.
Kontarh, 29 апреля 2010 г.
Ну а кто все таки явился к Маркхейму в лавке? Сначала вроде ясно — дьявол. Но почему когда Маркхейм принял решение «сдаться» дьявол вроде как обрадовался? Ну там «чудесная перемена преобразила его лицо»
Или все это не более чем глюки воспаленного сознания убийцы?
Darinella, 26 ноября 2007 г.
Сильный рассказ, даже очень. Напоминает даже чем-то традиции русских классиков в части описаний разговоров с сатаной и угрызений совести. Вообще, у Стивенсона очень сильна нота общения с потусторонними силами и раскаяния в совершенных поступках. Наверное ,это обусловлено складом характера писателя. В Маркхейме радует то, что он нашел-таки силы в себе не сбежать, а поступить честно, по крайней мере, с самим собой.
kkk72, 28 ноября 2007 г.
Хороший рассказ. Написан под явным влиянием Достоевского. Убедительно показаны муки совести и раскаяние преступника, его борьба с дьяволом, сидящим в собственной душе.