fantlab ru

Пол Андерсон «Патруль времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
1584
Моя оценка:
-

подробнее

Патруль времени

The Time Patrol

Другие названия: На страже времён; На страже времени

Рассказ, год; цикл «Патруль времени», цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 201
Аннотация:

Эверарду предложили довольно странную работу, связанную с «заграничными поездками». Но он и не предполагал, что на самом деле ему предстоит вступить в Патруль времени и в дальнейшем посетить множество эпох. А самое главное — ему предстоит устранять временные несоответствия, как, к примеру, тот факт, что в кургане 5 века появились радиоактивные предметы.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Печатался в журнале «Звезда» №8 за 1981 год


Входит в:

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Отдельные повести и рассказы

— цикл «Патруль времени»

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1955», 1955 г.

— сборник «Патруль времени», 1960 г.

— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.

— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1975 г.

— журнал «Звезда № 8 1981», 1981 г.

— антологию «Патруль времени», 1985 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— сборник «Патруль Времени», 1991 г.

— антологию «Что было бы, если...», 2004 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

— сборник «Aja valvurid. Ajapatrulli jutud I», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 


Патруль времени
1985 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Сатанинские игры
1991 г.
Патруль времени. Настанет время. Восставшие миры
1992 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Короли ночи
1993 г.
Коридоры времени
1993 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1993 г.
Патруль времени
1995 г.
Патрульный времени
1995 г.
Патруль времени
1999 г.
Что было бы, если...
2004 г.
Что было бы, если…
2004 г.
Патруль Времени
2004 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Патруль Времени
2008 г.
Патруль Времени. Щит Времени
2009 г.
Патруль Времени
2010 г.
Патруль Времени
2015 г.
Патруль Времени
2018 г.
Патруль времени
2018 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1955
1955 г.
(английский)
Звезда № 8 1981
1981 г.

Самиздат и фэнзины:

Миры Пола Андерсона. Том 23
2018 г.
Патруль Времени
2021 г.

Аудиокниги:

Патруль времени
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Guardians of Time
1960 г.
(английский)
Les 20 meilleurs récits de science-fiction
1964 г.
(французский)
Guardians of Time
1972 г.
(английский)
Histoires de voyages dans le temps
1975 г.
(французский)
I guardiani del Tempo
1977 г.
(итальянский)
Histoires de voyages dans le temps
1987 г.
(французский)
The Time Patrol
1991 г.
(английский)
Stráž času
1997 г.
(чешский)
Aja valvurid. Ajapatrulli jutud I
2017 г.
(эстонский)
Патруль часу
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гм, а ведь «Патруль» был издан в том же 1955 году, когда Азимов издал свой роман «Конец вечности».

(«Совпадение? Не думаю!» (с) :)

И сюжет, в сущности, один и тот же — некто управляет прошлым. Но как по разному был реализован сюжет...

Конечно, можно придраться и к «Вечности», но в целом — сюжет этой книги выглядит достаточно правдоподобным, да и цель существования Вечности (как конторы) вполне понятна и даже благородна.

А вот у Андерсона что-то не получилось: помесь уголовного розыска со спецназом, агенты которого (сорри :) сразу же кладут болт на должностные инструкции и сам начинают творить то, с чем, по идее, должны бороться (а это даже не кошелек Жеглова, это однозначное несоответствие занимаемой должности)

Да и сама идея — любой (по факту) проходимец может легко получить доступ к такой стратегически важной вещи, как машина времени (МВ).

(существуй такая машинка на самом деле — доступ ней охранялся бы сильнее (на порядок- другой), чем доступ к командному пункту РСВН)

Ну ладно — допустим, МВ много и кому-то из Патруля не повезло — его убили, а машину захватили.

Сорри, даже у обычной машины есть ключ зажигания и система блокировки запуска двигателя — а у машин времени в этом рассказе их почему-то нет :)

Да там, по идее — механизм самоликвидации должен быть, в обязательном порядке, это основы основ :)

Вот этот момент молниеносно переводит это произведение в разряд «чтение для младших школьников, физику еще не изучавших».

После чего читать это взрослым можно только из принципа.

Далее: сам сюжет.

Тут надо бы немного пояснить, как физики понимают понятие «время» (если кратко — это одна из переменных в некоторых формулах, с помощью которых физики пытаются с переменным успехом объяснить некоторые наблюдаемые воочию и с помощью приборов явления :)

У фантастов же «время» — это чисто бытовой подход, предполагающий, что время — это такая наблюдаемая последовательность событий.

Поскольку почти каждый человек способен погружаться в свои воспоминания — у людей возникает и прямо связанная с этим явлением идея «машины времени», позволяющей перемещаться в прошлое не мысленно, а наяву.

(то, что при этом, в принципе, мир прошлого должен быть воссоздан заново (акт сотворения Мира — точный аналог :) — фантастов практически никогда не смущает).

При этом они обычно не считают нужным пояснять, как, собственно, это все происходит (в качестве примера исключения см. книгу «В институте времени идет расследование» и фильм «Назад в будущее», где в популярной форме были использованы идеи из этой книги :)

Нет, были и сообразительные авторы, у которых машина времени становилась еще и звездолетом (так как в прошлом Земля была совсем в другом месте Вселенной) — но их крайне мало, так как захватывающий сюжет из этого варианта создать сложно.

Но есть один вариант, который таки дает возможность путешествий во времени без создания и разрушения Вселенных.

Это тот, при котором мы все находимся в Матрице — а все что мы видим, слышим и ощущаем, всего лишь виртуальная реальность.

Ну и как мы можем повторно посмотреть старый фильм — так нам в Матрице могут показать и прошлое (такое же виртуальное, как и настоящее :)

И вот тут, если бы мистер Андерсон додумался до такой идеи — книга могла бы стать интересной и весьма популярной.

Но увы, для такого был нужен уровень Станислава Лема, а не его, Пола, уровень как фантаста и писателя.

Оценка: 3
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну и небольшое дополнение:

В книге Гарри Гаррисона «Фантастическая сага» (1967 года) есть забавный момент, когда герои приходят к дому викинга.

Очень похоже на то, что то была «пасхалка» по поводу соответствующего эпизода в «The Time Patrol».

Только у Гаррисона таки получилось намного интереснее и забавнее :)

Для тех, кто не в курсе — даю цитаты

«Патруль времени»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На пороге большого дома появился седобородый мужчина с топором в руке. Как и все люди этого времени, он был на несколько дюймов ниже среднего мужчины двадцатого века. Перед тем как пожелать гостям доброго утра, он встревоженно оглядел их.

Эверард вежливо улыбнулся.

— Я зовусь Вульфнот, сын Альфреда, — ответил йомен. — Входите и садитесь с нами за стол.

«Фантастическая сага»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как бы в подтверждение слов Лина грубо сколоченная дверь землянки распахнулась и из нее выскочил человек. С ужасным криком он прыгнул вверх, ударил топором с широким лезвием по щиту, висевшему на левой руке, и бросился бежать вниз по склону прямо к грузовику.

Несколько огромных шагов — и он уже подбежал к экспедиции. На его голове был отчетливо виден черный шлем с рогом; белокурая борода и пышные усы развевались на ветру. Продолжая издавать невнятные звуки, воин начал грызть край щита. На его губах появилась пена.

Ирония Гаррисона по отношению к путешественникам во времени очевидна :)

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мэнсон Эверард устраивается на работу, которая требует от соискателя хорошей военной подготовки и отменного здоровья. А взамен работодатель гарантирует заграничные командировки и увлекательные приключения. За всем этим словоблудием скрывается завуалированная истина: нанятые на подобную работу люди должны будут защищать временУю линию мира от нежелательных изменений...

В целом сюжет этого рассказа не выделяется особым новаторством: всё в нем просто, очевидно и не слишком оригинально. Единственная мысль, которая мне показалась правильной с точки зрения логики, — размещение школы Патрульных в олигоценовом периоде. В этом случае никаких особых правил вводить не нужно — окружающая обстановка сама их подскажет без лишних нравоучений. Вздумаешь провести пикник на природе — и тебя тут же слопает какой-нибудь хищник типа гиенодона или цинодикта. Огурцы на грядке вырастить тоже не получится — грунт не тот, да и откуда этим огурцам взяться? Хочешь — не хочешь, а будешь соблюдать определенные правила поведения! Во всем остальном автор не оригинальничает, а просто соблюдает стандарт: если есть путешествия во времени, то у людей появится неотвязное желание повлиять на прошлое в корыстных целях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вначале два воспитанника школы ловят одного коварного «попаданца» из 2987 года, сумевшего протащить в 460-й год радиоактивный материал, а затем один из них загорается желанием спасти свою погибшую в результате бомбардировки жену.
Никто же «там наверху» подобной мелочи не заметит! Однако, не только заметили, но и поймали нарушителей «табу». Поскольку от данеллиан никто скрыться не может: они сидят высоко и глядят далеко. Если б они были настоящими олухами, то не смогли бы появиться в результате эволюции! В общем, довольно средненький сюжетик на 65-70 баллов.

------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как два выпускника школы Патруля Времени ловили одного «волшебника», хотевшего защитить Англию от иноземного нашествия. Поймать-то они его поймали, а потом и сами попались в сети уже других патрульных.

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично для меня эта повесть – довольно слабая вещь. Сцена битвы во времена викингов кажется немного бесцветной, что ли… А поступок напарник главного героя спасающего (пытающегося спасти) любимую девушку – мелодраматичен, но не более. Нет какого-то неожиданного поворота событий – всё видно за километр. И конец слабый. Вмешательство внешних сил извне – фальшиво. Это всё моя точка зрения, может я и не прав. Повесть теряется в потоке других, посвящённых путешествиям во времени... повесть, но не весь цикл. Цикл великолепен! Да, к тому же скидку на время нужно сделать. «Патруль…» написан в далёком 55-ом! А большая часть современной «временной» фантастики выросла из этого цикла и из этой повести. «Патруль…» может не столь хорош, как не хороша, не красива луковица тюльпана, но мы-то знаем, что из неё вырастает.))) Повесть своё дело сделала – стала фундаментом хорошего цикла и вехой в жанре.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Патруль времени» – это, конечно, знаковая вещь для развития хронооперы, но сегодня она уже не впечатляет. При этом, я имею в виду не весь цикл, а только одноименный рассказ. Глобальная история получилась неплохой, но вот ее начало…

Мэнсон Эверард устроился на работу в достаточно необычную организацию. На собеседовании ему задавали странные вопросы, при этом, не особо интересуясь его ответами, обследовали непонятными медицинскими приборами, а в самом конце объявили, что он им подходит, и теперь Эверард будет служить в Патруле времени. Поразительно, но это оказалось чистой правдой.

Еще более поразительно, что самое интересное в рассказе – это его идея. В остальном «Патруль времени» страдает от своей избыточности. Смешать в одном рассказе путешествия по шести или даже семи временным линиям, детективный сюжет, Шерлока Холмса, радиацию, обилие внутренних конфликтов персонажей и затем использовать концовку в духе появления Бога из машины – это надо постараться. Рассказ попросту перегружен деталями, которые сюжету не особо нужны. При этом персонажи получились совсем безликими, а мотивы их действий не всегда понятными. Про логические неувязки я вообще молчу. Вот и получилась история, которая содержит в себе так много, но дать читателю может так мало.

С рассказом стоит ознакомиться, если хотите прочитать весь цикл целиком. Тогда увидите, как из слабой истории выросло что-то действительно интересное. В противном случае ничего особенного ждать не стоит.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я никогда не читал научную фантастику от Пола Андерсона. А тут — классический, как все говорят, сборник темпоральной фантастики с боевитым наименованием «The Time Patrol», предполагающий набор приключенческих сюжетов и исторических загадок. Не то, чтобы я любил приключенческий жанр, но, зная внимание автора к видимости правдоподобности своих сюжетов, связанных с историей, я решил, что определённо стоит ознакомится с его сочинениями на эту тему, вдруг там будет что-то интересное?

Ну что же, в первом рассказе почему-то чувствуется неуверенная рука молодого автора. Причём был он опубликован через год после выхода весьма сильного стилизованного романа «The Broken Sword», и вызывает удивление сам несколько нелепо построенный текст, куда автор (если бы он не был к тому времени человеком, написавшим нескольких романов, я бы сказал, «неопытный»). Такое бывает, когда классический, но талантливый «МТА» фонтанирует идеями, и пытается всё сразу запихнуть в свежий текст.

Самое интересное, конечно, это сама концепция Времени и путешествий в нём, с помощью которой он полемизирует со свежим тогда высказыванием небезызвестного Рэя Брэдбери. С его точки зрения, «эффект бабочки» не будет работать, так как в глобальной, «большой истории» роль будут играть законы больших чисел, популяций и генетических наборов. Никак не изменит историю, например, убийство саблезубого тигра, поскольку в своём глобальном измерении это не повлияет на общую судьбу всего вида и их потомков. проблему упрощает и высказанная Андерсоном идея, что Время является эластичной структурой, стремящейся вернутся к первоначальной, неискажённой форме материи, и сама по себе компенсирует издержки бурной деятельности Патруля. Это исключает и вероятность временных парадоксов. Концепция Андерсона на удивление просто-материалистична: если человек убьёт своих родителей, он не исчезнет, поскольку уже существует как материальный объект, совокупность молекул, однако его прошлое стирается из истории вследствие её разрыва.

Всё это очень интересно, и компенсирует многочисленные недостатки повести. Скажем, откровенную мешанину сюжетов и времён, приплетение сюда совершенно ненужных сущностей (вроде Шерлока Холмса). Рассказ о Патруле, первое задание, романтическая история друга и всесильные Транслюди — всё это в одном рассказе, и это сильно перегружает его. Не говоря уже о некоторых логических нестыковках (скажем, навязчивой идеи Уиткомба, которую мега-тесты Патруля не вычислили). Особенно неуклюже выглядит и «Q-эффект» в конце, который явно вставлен для разрубания Гордиева Узла сюжета, который ну никак не давался несчастному полу Андерсону.

И всё-таки интересная «миротворческая» гипотеза автора компенсирует недостатки. Возможно, в более поздних вещах Андерсон ещё покажет себя, а пока авансом можно ему и твёрдую четвёрку поставить.

P. S. Кстати, случай с таинственной находкой в древнем кургане упоминается в рассказе Артура Конан Дойла «The Adventure of the Golden Pince-Nez». Товарищ Андерсон щеголяет начитанностью...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этой повести начинается весь цикл, пока не знаю что будет дальше, но мне очень понравилось! Я даже осмелюсь высказать своё мнение, мне жалко что это только повесть, а не роман!! Так хочется встретиться с этими героями в дальнейшем, и узнать их судьбы! Мне кажется что, Пол Андерсон является основателем жанра путешествий во времени. Очень понравилось как Эверард защищал права Уиткома перед данеллианином:smile:. Кстати в повести оспаривается один парадокс, который упоминается у других авторов пишущих о путешествиях во времени: «Вернись в прошлое, убей своего деда и тебя не будет на свете», простите за неточность формулировки, но здесь показано что время эластично и пытается вернуть изменёные события на круги своя! Мне очень понравилась эта повесть с которой начинается одноимённый цикл, посмотрим что будет дальше:super:

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается легко, картинки меняются стремительным водоворотом событий, но, увы, логика и правдоподобие страдают. Скорее — приключенческое чтиво, чем что-либо серьёзное. Случайно на страницах истории столкнулись с хронопреступником, быстренько выяснили, что к чему, раз-раз и нейтрализовали, молодцы — вернулись в своё время. По дороге один из героев решил подправить кое-что и в своей судьбе, преступление, конечно, но тоже всё благополучно закончилось. Сегодня такие сюжетные ходы кажутся тривиальными, хотя, следует признать, вполне возможно, что именно с этого произведения и стартовал весь жанр.

Боюсь, в памяти особо не задержится, хотя в своё время, в юности, был впечатлён. С другой стороны, этот рассказ — вступление в целый цикл произведений о патруле времени и носит вводный характер: знакомство в героями, с устройством хроноспецслужбы. В общем, почитаем ещё — посмотрим, что там дальше.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

...Недурственный хронобоевичок.

…Но образ главного злодея Штейна не очень убедительный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бравые хронооперативники Эверард и Уитком, не слишком напрягаясь, проникли в покои Штейна, без труда усыпили его бдительность льстивыми речами и прикончили холодным оружием.

И с такими вот навыками борьбы против покушений и заговоров Штейн сумел три года интриговать при дворе варварского короля?!

Не верю!

Да и развязка сюжета довольно неестественная, нарочитая, а-ля deux ex machine.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Данеллиан, могущественную расу из далёкого будущего, никто толком не видел и не слышал, но стоило только главному герою потребовать разговора с данеллианином, как запрошенное сверхсущество тут же явилось.

Как-то простенько.

...Недурственный хронобоевичок. Но и не выдающийся.

Однако время, проведённое с книжкой, было приятным. 7 из 10.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читала этот рассказ в школьные годы, была в восторге: всё было так ново, необычно, захватывающе — путешествия в иные времена, возможность изменять историю! Это было настоящее открытие... Конечно, раньше я уже читала «Машину времени» Уэллса, но там путешествия во времени показаны под другим углом зрения.

Потом был «Конец Вечности» Азимова и многое другое, включая замечательную кинотрилогию «Назад в будущее». Но я всегда мечтала перечитать «На страже времён», чтобы ещё раз пережить незабываемое ощущение загадочности и лёгкости временных перемещений, почувствовать, что всегда всё можно исправить, переписать историю...

И вот в моих руках новое прекрасное издание с оригинальным названием «Патруль времени». Но где же оно — то ощущение захватывающего дух восторга?

Впечатление совсем иное: никакой новизны переживаний, всё безнадёжно устарело, покрылось пылью и пахнет нафталином. Андерсон давно задвинут в угол в той самой нише путешествий во времени, которую занял ещё в 55-м. Его давно обогнали и превзошли последователи.

Персонажи невыразительные, события схематичные. Разве что Шерлок Холмс с Уотсоном порадовали — но и этим приёмом уже давно никого не удивишь...

Чтобы заново ощутить прелесть андерсоновского рассказа, стоит и впрямь воспользоваться услугами Патруля времени и перенестись обратно в детство!

Оценку ставлю из уважения к прошлому.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень занимательная вещь, даже сегодня. Большой плюс в развитии логики происходиящего. Или историю нельзя изменить...-есть патрульные времени. Или немного можно...- есть патрульные времени. Есть парадоксы?-есть патрульные времени. В рассказе всё логично и связанно.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная повесть. Путешествия во времени раскрывают большие возможности перед человеком, но это и всегда риск для уже сложившегося хода истории. В таком случае создание патруля неизбежно, кто-то должен следить за порядком и исправлять ошибки, если таковые возникнут. Однако в патруле работают обычные люди. Не смотря на то, что агентов подбирают очень тщательно, психологический фактор исключить не возможно, отсюда и трудности при выполнении задания, особенно когда дело касается близких. Оставаться беспристрастным в таком деле довольно сложно и автору удалось показать эту внутреннюю борьбу. Судьба постоянно ставит персонажей перед выбором. Ярчайший пример тому агент,который был индейцем. С каким нежеланием он помогал товарищу исполнить долг, понимая что восстанавливая ход истории, обрекает собственный народ на мучительные страдания. Соблазн ничего не предпринимать был очень велик, но он с этим справился. Повесть понравилась, рекомендую к прочтению!

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

[восстанавливаю свой счезнувший отзыв 2013 года]

Первый прочитанный мною рассказ из сборника этого автора. К чтению незнакомого писателя обычно приступаешь со смешанным чувством опасения и надежды: чего ждать от него?

В данном случае моё итоговое ощущение – лёгкое разочарование.

В рассказе нет никакой «изюминки», всё слишком прямолинейно и банально (так и хочется сказать – «топорно», что вполне соответствует одному из ключевых звеньев сюжета). Так, проблема быстрой общей подготовки (всего за три месяца) агентов Патруля и получения нужных для работы в конкретном временном отрезке знаний (например, изучение латыни) (всего за час) решается с помощью гипнопедии.

Конечно, надо отдать должное автору. Он всё-таки как-то пытается решить проблему временных парадоксов и вложенными в уста своих героев рассуждениями убедить читателя, что «эффект бабочки» при путешествиях в прошлое отнюдь не является неизбежным.

Запомнилась находчивость Эверарда в разговоре со Штейном, когда он сумел уверить Штейна, что история пошла именно по тому пути, о торжестве которого тот мечтал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Основной недостаток рассказа – то, как подано убийство Штейна. Я не воспринял Штейна как полусумасшедшего фанатика, несущего человечеству беды и несчастья. Слушая его монолог, проникаешься даже сочувствием к нему. И – бац! Коварный удар топором… Конечно, он убил человека и уже за это заслуживает наказания, но та лёгкость, с которой Эверард и Уиткомб становятся палачами, неприятно поражает и отталкивает. Автор же не затрагивает этическую сторону произошедшего.

Удивительно, что тщательно отобранные по результатам сложнейших тестов и прошедшие специальное обучение (вплоть до выработки рефлекса «о неразглашении») сотрудники Патруля уже на первом своём задании проявляют поразительное своеволие.

С какой целью в рассказе появляются (хотя всего на двух страницах) два персонажа, столь похожие на Шерлока Холмса и доктора Ватсона? Правда, их имена не называются, но слишком уж много совпадений. Связанные с этим предвкушения читателя оказываются напрасными. Никакой роли в сюжете эти персонажи не играют. Если это просто шутка автора, то совершенно бесполезная. Выстрел оказывается холостым.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Узел проблем, порождённых действиями главных героев, кажется неразрешимым; но читатель (в моём лице), опять-таки, ждёт неожиданной и остроумной развязки. Ан нет. Всё решает внезапно появляющийся Deus ex machina (данеллианин)… Оказывается, всё произошедшее с героями уже давно было запланировано высшими силами, и они лишь следили за тем, удастся ли Эверарду выполнить ожидаемое.

Любопытно, что имя Сталина упоминается в одном ряду с Гитлером и японскими генералами. Для автора – американца 1955 года – очевидно, что все они – виновники мировой войны.

Ещё одна привлекшая моё внимание деталь: Уиткомб сожалеет о том, что «нельзя вернуться в прошлое и застрелить этого проклятого ублюдка Гитлера в колыбели». Вспомнилась буквально соответствующая этому сцена из «Иди и смотри» Элема Климова, когда главный герой как бы поворачивает время вспять, стреляя во всё более молодого Гитлера, но останавливается перед младенцем на руках у матери. Естественно, такой уровень нравственной интерпретации проблемы – не для проходного фантастического рассказа.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю я, когда автор морально оправдывает героя за поступки, которые другим совершать запрещается. Какая-то фирменная американская идеология. Отсюда – слегка заниженная оценка.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писать много о рассказе размером в полсотни страниц не буду, да и нечего. Интересная, но сыроватая идея, очень сухое повествование — этот рассказ нужно было растянуть хотя бы раза в три, вышла бы добротная повесть, а вышло... ну что вышло. Жутко скомкано, очень прямолинейно, сухо...

Понравилась аллюзия на Дойля, успел вызвать симпатию антагонист. Правила (или Устав) кажутся несколько надуманными: с одной стороны время пластично и мелкие изменения роли не играют, с другой — наплевательское отношение к собственным сотрудникам, на подготовку которых потрачено столько сил, но даже ради их спасения запрещается проводить любые, в том числе незначительнейшие вмешательства.

Кстати, да, азимовский «Конец Вечности» сразу же вспомнился, особенно после появление «людей будущего».

По большому счету, у рассказа есть лишь одно серьезное достоинство — он является своеобразным введением в цикл, в котором есть очень достойные произведения.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх