Пол Андерсон «Зовите меня Джо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ю-сфинксы искусственно созданы по подобию земных млекопитающих, но жить они будут не на Земле, а на Юпитере, где температура минус 190 градусов Цельсия и давление 200 атмосфер. Они никогда не имели сознания и управлять их трудной жизнью на Юпитере будут люди, но дистанционное пси-лучевое управление вещь недостаточно изученная и то, что Ю-сфинксы не имели сознания еще не значит, что они его не будут иметь. Вопрос только какой ценой?
Входит в:
— антологию «The Best Science Fiction Stories and Novels: Ninth Series», 1958 г.
— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.
— журнал «Знание-сила 1966`4», 1966 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей», 1967 г.
— антологию «Alpha 2», 1971 г.
— антологию «Jupiter», 1973 г.
— антологию «The Astounding-Analog Reader: Volume 2», 1973 г.
— антологию «The Science Fiction Hall of Fame Volume 2A», 1973 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame: The Novellas, Book 1», 1975 г.
— антологию «Science Fiction Novellas», 1975 г.
— антологию «Bio-Futures», 1976 г.
— сборник «The Dark Between the Stars», 1981 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 19 (1957)», 1989 г.
— антологию «Где не ступала нога...», 1989 г.
— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.
— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1992 г.
— антологию «Ключи к декабрю», 1992 г.
— антологию «Порог понимания», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.
— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.
— антологию «Beyond Flesh», 2002 г.
- /языки:
- русский (15), английский (17), итальянский (3)
- /тип:
- книги (30), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Бородаевский (12), Д. Коссато (3), К. Круглов (1), С. Сандрелли (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 7 января 2021 г.
У данного рассказа одна цель: показать, как разум проявит себя в искусственном теле, которое изначально лишено самосознания и полностью управляется со стороны. Это чистая выдумка со стороны автора, ибо ситуация явно неправдоподобная: невозможно представить себе, чтобы мысли (как и ощущения) можно было передать на расстояние, как обычный радиосигнал. Тем более — в чей-то мозг. Я уже упоминал в своих комментариях, что мысль — это не электрический сигнал, а ассоциативная связь между нейронами. Ее нельзя не только передать, но даже подслушать! Все ритмы, изученные нейрофизиологами, не помогут нам понять, о чем человек думает — они только описывают текущую мозговую активность, а не ее причину. Так что все размышления персонажей насчет дистанционного управления живым организмом совершенно ненаучны и потому бессмысленны. Особенно забавной выглядит поломка пси-передатчика: все современные схемы работают на напряжении не выше 5 Вольт — откуда там взяться перенапряжению?! Даже если б передача мыслей была возможной, все сигналы имели б одинаковую интенсивность, будь то мысли радости или ненависти — отличия проявлялись только в фазовом сдвиге по частоте, но никак не по амплитуде! А от этого лампы не взрываются. Тем более, что их 30 лет назад заменили полупроводниковыми транзисторами. Автор об этом тогда не мог догадаться — их время еще не пришло.
Тем не менее, идея управления поступками человека не так уж и фантастична! В нашем обществе ее широко используют уже на протяжении нескольких тысячелетий. Но наибольшие успехи были достигнуты в ХХ веке. Речь идет о внушении. На сегодня это единственный известный способ влиять на чужое сознание. Его особенность в том, что такое влияние косвенное (а не непосредственное, как в рассказе) — оно осуществляется через органы чувств. Существует целая масса методов, как это сделать — например, посредством гипноза. Ослабив таким образом защитные барьеры сознания, суггестор (внушающее лицо) задает чужому разуму свое представление о чем-то. Оно несет в себе не столько информацию о самом объекте, сколько представление о нем, в основном — эмоциональную окраску. Эта окраска формирует в сознании внушаемого определенный образ с искусственно сформированным отношением к нему (интерес, неприязнь, отвращение и проч.). Вот через этот мысленный образ и можно влиять на поступки означенного человека. Ничего не показалось знакомым? По такому принципу построена вся современная реклама, т.н. «общественное мнение» и... образование. Да-да, все педагоги используют внушение для закрепления у детей стереотипа поведения! Причем, учителя с гипнотическими задатками (тембр и ритмика голоса, умение правильно подбирать одежду и пр.) добиваются больших успехов и у них много поклонников. Как правило, 90% из них — мужчины, ибо женский разум легче «взломать» из-за его склонности к чувственному познанию. Поэтому девочки учатся лучше мальчиков, хотя эти знания им в дальнейшем оказываются не так уж и нужны. Рискну высказать гипотезу: вся главенствующая роль мужчины в этом мире связана с его сильными суггестивными способностями! Они развились неявно, как средство противодействия сильному противнику — именно мужчинам приходилось защищать первобытное общество в период матриархата. Получается, что женщины против воли воспитали в мужчинах своего будущего повелителя...
Почему же я выставил рассказу 8 баллов? Совершенно ясно, что не за техническую составляющую, а за правдивое описание психологических манипуляций с сознанием. Может ли внушаемый человек заметить факт внушения? А, если заметит, как будет на это реагировать? Тут автор дает, на мой взгляд, правдивые прогнозы, которые хорошо согласуются с современными психологическими концепциями. Сам процесс зарождения самостоятельности в «марионетке» пока чисто гипотетичен, но не так абсурден, как сама технология внедрения в чужое сознание. Реакция на вторжение также правдоподобна — поставить жесткий ментальный блок, вышвырнув при этом чужое сознание вон. Подобной защите учат сегодня не только психологов, но и дикторов, учителей, военных и даже менеджеров по связям с общественностью! В свое время одиозный академик Казначеев пытался технически создать «защитное ментальное поле», но потерпел в этом начинании неудачу по причине нематериальности самой мысли.
Еще одна интересная проблема, поднятая автором: можно ли передать свой разум в чужое тело? Вопрос совсем не праздный и многократно обсуждался как писателями-фантастами (Шекли «Обмен разумов», Азимов «Город и звезды», Саймак «Что может быть проще времени?», Желязны «Властелин Света», Бестер «Человек Без Лица», Гибсон «Нейромант», Звягинцев «Одиссей покидает Итаку», Ливадный «Райвен» и др.), так и серьезными учеными (Кристоф Кох, Джулио Тонони, Дуглас Хофштадтер). На сегодняшний день экспериментальных данных, подтверждающих возможность подобного переноса, еще недостаточно, чтобы делать однозначные выводы. Впрочем, так же не доказана и невозможность такой операции. Чаша весов пока находится в равновесии и неизвестно, куда она в будущем качнется. Будем надеяться, что перенос разума всё же станет реальностью в ближайшем будущем, ведь, тогда он гарантирует нам самое настоящее бессмертие...
---------------
ИТОГ: рассказ, интересный своей интерпретацией разумности сознания и возможностью манипулирования им из внешнего источника. А также морально-философскими вопросами бессмертия и свободы разума. Один из персонажей рассказа — калека Эдвард Энглси — был использован Джеймсом Камероном как основа для создания образа Джейка Салли из фильма «Аватар».
primorec, 21 мая 2013 г.
Поверьте мне, всегда будет лежать пропасть между теми, кто считает себя «здоровыми» и нормальными», и теми, кто имеет, как это принято сейчас стыдливо выражаться, «ограниченные возможности» или, вообще, «не такой, как все». Мне тоже всегда казалось, что я понимаю, с какими сложностями сталкиваются в нашем мире те, кому тяжело двигаться, плохо видит или слышит, прикован к инвалидному креслу. Мне казалось, что я представляю и понимаю.
Ничего я себе не представляла и ничего не понимала. Понимать я начала только оказавшись по другую сторону реальности, в одночасье, перейдя из категории «здоровых» в категорию «с ограниченными возможностями». И тут уж быстро начинаешь соображать, что мир этот приспособлен и предназначен для крепких и здоровых людей, какие бы пандусы, перила или съезды не придумывали авторы многочисленных проектов по адаптации инвалидов. И как бы ни были внимательны окружающие и близкие, какие бы чудеса не творила медицина и технологии, все бы отдал, чтобы снова почувствовать себя сильным, ловким и свободным.
Так что мне вполне понятны чувства Эда Энглси: наслаждение от простого бега, восторг от движения ловких и послушных пальцев, от острого зрения, улавливающего буйство красок, от запахов, звуков, от власти над собственным телом и его послушной реакции на самые мимолетные желания мозга. Какое это должно быть счастье: чувствовать себя цельным и независимым, обрести предназначенный для тебя дом, и при этом — оставаться нужным и делать любимое дело.
И еще, читая рассказ, я думала, о той вере и надежде, которая никогда не оставляет людей, даже тогда, когда все твердят, что все уже кончено. И каждый день заставляет преодолевать боль, слабость, унижения и равнодушие и находить радость в самых обыденных вещах: движении, свете, звуках.
Это очень человечный рассказ, светлый и обнадеживающий. Юпитер, физические законы и прочие фантастические элементы — лишь малозначительный фон, повод поговорить на тему, которую не слишком любят читатели и писатели. Пусть в нем практически нет событий — катаклизмов, перестрелок, злобных маньяков, вынашивающих коварные планы. Но зато есть много обычных человеческих чувств и такой понятной веры, что все в мире возможно, надо только очень сильно этого желать и никогда, никогда не сдаваться/Господи, как легко писать эти слова, и как невообразимо тяжело следовать им в жизни!/. И полный надежды финал: Эд Энглси заслужил свое счастье, став новым человеком — первым жителем Юпитера Джо.
zdraste, 28 августа 2019 г.
Феерический рассказ, и дело не в идее а в ее подаче. Читаешь про
Рассказ фееричен в том, что заставляет мечтать о далеких Звездах, о внеземной цивилизации, задаваться вопросом а как зародилось сознание человека, может кто-то влил искру интеллекта в обезьяну, создав ее мозг по своему образу и подобию.
Что категорически не понравилось, так это медицина, это полная посредственность на уровне каменного века, это какой нужно быть ничтожной цивилизацией, чтобы летать с одной планеты на другую, создавать биологически жизнеспособный вид во внеземном существовании, и при этом не уметь излечить своего соплеменника-человека, ну чистое убожество!
Спасибо за совет _xander_
artem-sailer, 8 декабря 2020 г.
Рассказ интересный, конечно, но немного заунывный. Временами автор уходит в объяснения в ущерб действиям. Оживлённости этому рассказу, на мой взгляд, не хватает. Есть ещё несколько непродуманных вопросов.
Например, если человечество научилось конструировать и воспроизводить живых существ под среду обитания (в данном случае — под крайне враждебные и экстремальные условия Юпитера), то почему в обществе есть инвалиды? Не гуманнее было бы сначала позаботиться о них, чем о далёком и, вообще-то, никак не перспективном Юпитере? Вместо этого земным инвалидам будет предлагаться переселяться в тела искусственно созданных обитателей Юпитера. Странная логика. Можно лишь посочувствовать герою-инвалиду, которому доверили управлять Ю-сфинксом. Если вдуматься, то это форменное издевательство, нет ничего удивительного в том, что у этого несчастного героя такой недружелюбный характер.
В «Аватаре», кстати, логика такая же была, если я правильно понял? Или нет? Точно сказать не могу, поскольку фильм не смотрел, но говорят, что в фильме многое заимствовано из этого рассказа.
Ну, и несколько таких вот несуразиц в рассказе имеют место.
Не скажу, что рассказ совсем не понравился. На самом деле, читается с интересом. Но, не зацепил. Как бы прошёл мимо. К сожалению.
Текстоплёт, 13 ноября 2018 г.
Тот случай, когда название уже раскрывает будущую интригу, поэтому из сюжета заранее начинаешь догадываться о предстоящей развязке этой истории.
Остаётся читать интересную фантазию о технологии пси-лучевого излучения (описание очень напоминает радио). Занятна и идея создания ю-сфинкса: не все исследовательские задачи можно решить при помощи роботов. Красивый у автора получился Юпитер, даже несмотря на сверх-экстремальные условия этой планеты. Люблю эту эпоху в фантастике, когда можно было свободно мечтать о жизни на планетах нашей Солнечной системы.
RuselM, 24 июля 2018 г.
Рассказ потрясающий! Для своего времени он был очень прогрессивным и необычным.
Когда он был переведен на русский и опубликован, я учился в школе, тогда и прочитал его.
Не так давно перечитал сборник и с удивлением для себя обнаружил, что «Аватар» вырос из идеи данного рассказа.
А я уже и подзабыл о нем. Хотя фильм смотрел не единожды.
Вот так для себя открыл Андерсона с этой стороны :)
Некрасиво, конечно, Кэмерон поступил, мог бы и указать где-то в титрах, чьей идеей воспользовался.
Semchic8, 16 января 2016 г.
Рассказ является прототипом фильма Аватар! Но ни где не упоминается об этом! Правообладатели должны следить за этим, но всм пофиг! Фильм хорош конечно, но идея ещё шикарнее, поэтому хочется что бы было признание Андерсона!
upfallen, 1 января 2013 г.
Первая мысль: «Так вот откуда растут ноги «Аватара» !» Правда, сразу же вспомнился и Саймак, который описал очень похожую ситуацию в конце «Города», изданного на 5 лет раньше. Так что стержневая идея совсем не нова. В остальном же — «теплая ламповая» :) фантастика середины прошлого столетия. Андерсон — не биолог, но обучался на физическом факультете. Трудно извинить ему несуразицы в рассказе, чрезмерное «оземление» Юпитера и его обитателей. К тому же, сейчас немного смешно выглядит наивная вера в науку, возможность создания организмов лучше, чем «любой продукт естественной эволюции» (то есть искусственные организмы в юпитерианской среде отлично себя чувствуют, а корабли сразу ломаются, ага). Вторая идея — трансфер психоматрицы калеки в неокрепший девственно-чистый мозг органического голема — не вызывает особого интереса. Полностью понятно желание инвалида вновь обрести полноту физической свободы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассказ мне совсем не понравился. Это не так. Просто от этой формы литературного произведения я ожидаю в первую очередь интересной идеи или же ее воплощения. Сумел ли Андерсон показать что-то новое в своем рассказе? Думаю, нет. Вместе с тем, произведение довольно занимательное.
stewra darkness, 18 июля 2010 г.
Жажда жизни героя рассказа просто поражает. Люди с ограниченными возможностями, как правило, личности неординарные. Однако, большинство все-таки смиряется со своей ущербностью и просто пытается приспособиться к миру. Людей, подобных Эду Энглси, — единицы. Мне вспоминается легендарный Маресьев, который не просто вернулся в военно-воздушные силы, будучи безногим, но и заставил себя и окружающих почти забыть о своем увечье. Скольких людей его пример вдохновил на борьбу со своей бедой. Такая борьба трудна, потому что приходится многое в себе менять.
Но Энглси с собой не борется. Его желание — стать таким, каким был раньше. Сила этого желания такова, что он готов отдать все, даже жизнь. Правда, его нынешнее существование не имеет для него никакой ценности. Но он не устал жить, наоборот, он многое в жизни не успел. И поэтому просто силой своего сознания он создает себя нового, создает себе новый мир, в котором он — сильный и здоровый.
Слова Корнелиуса в конце — это озвученная мечта многих здоровых людей,ставших калеками, к сожалению, пока несбыточная мечта. Но кое-что сбывается уже сейчас. Фантастична в рассказе лишь окружающая обстановка. Люди, подобные главному герою, живут рядом с нами. Перечитывала рассказ и вспомнила мальчишку, вернувшегося из Чечни без ног. Он как-то прочитал этот рассказ, пару лет назад увлекся компьютерными играми, создал своего компьютерного героя и в реальной жизни называет себя его именем. Почему? «Там я — здоровый и сильный». И счастливый, могу утверждать это, потому что видела это счастье в его глазах. Только за это можно поставить рассказу высшую оценку.
Ant12, 18 апреля 2010 г.
«До сих пор ему приходилось делать всю работу — рыть, резать,
обтачивать предметы — при помощи собственных зубов и когтей. Только
изредка удавалось приспособить кусок льда поострее или отвратительно
мягкие искореженные обломки звездолета.
«Дайте мне только несколько лет, и я буду жить по-человечески», —
подумал Энглси. Он зевнул, потянулся и улегся спать.
За сто двенадцать тысяч миль от него Эдвард Энглси снял свой шлем.»
Гимн духа, веры и надежды. Воля и жажда жизни. Немощный инвалид — «морской волк» Джека Лондона. Кэмерон полностью, стопроцентно использовал рассказ в «Аватаре». Поменял биофизика Эдварда
Энглси на морпеха (брата ученого). Джо на Джейка, ю-сфинкса на аватар, Юпитер на Пандору и тд. При всем моем восхищении Кэмероном, он должен был упоминуть имя Пола Андерсона, как одного из авторов идеи «Аватара», это только бы добавило уважения Джеймсу.
подобными случаями. Когда люди просто не хотели больше жить... Но я
никогда не видел, чтобы такой человек умирал с улыбкой. До самого конца —
с улыбкой.
kirik, 4 мая 2012 г.
Некое будущее. Человечество, вечно ненасытное в части знаний, тянет свои ручонки во все стороны галактики, исследуя и «захватывая» планеты по ходу дела, естественно, ради блага всего человечества. И вот перед нами планета-гигант Юпитер, со всеми своими суровыми условиями и неизвестностью, скрываемой плотными облаками. Учитывая множество факторов, сам человек не может «прогуляться» по планете и раскрыть ее тайны, но он не унывает и находит вполне логичное решение — нужно создать контролируемое существо, которое сможет там жить и более того — развиваться.
Честно говоря несколько удивляет обилие восторженных отзывов и оценок. Идея рассказа интересна, но не сказал бы что она нова для того времени — в конце 40-ых начале 50-ых многие авторы писали про путешествие на Юпитер и различное «переселение» в другое тело, приспособленное к условиям далекой планеты. На фоне других произведений данный рассказ выглядит несколько бледновато, особенно не к месту приходится яркое «оземление» (придание черт и характеристик свойственных Земле) планеты-гиганта — тут тебе и леса, и всевозможные виды животных, птицы, метановые реки, водопады, родники и т.д. И это в то время, как многие другие до Андерсона описывали Юпитер как необычайно красивую, но все же пустынную планету, без какого-либо обилия флоры и фауны.
Если же говорить с точки зрения основной идеи сюжета — нежелание человека в новом облике возвращаться в свою старую «человеческую оболочку» и связанные с этим чувства — рассказ Андерсона также «теряет баллы» в сравнении с другими рассказами. В том же рассказе Саймака «Дезертирство» 1944г. данная тематика описана более ярко и живо и, кстати, также про Юпитер. Здесь же, как уже отметили другие комментаторы, присутствует большая доля эгоизма главного героя в поступках, которая нарочито не замечена автором и дает некий неприятный оттенок.
В целом — чтение произведения не доставило особого удовольствия в связи с выше описанными причинами. Для меня вообще выглядит нелепой ситуация, когда человечество отправляет куда-то далеко в космос на стратегически важный объект психологически неустойчивых личностей, а окружающие, заметив «неладное» с их коллегой, продолжают мирно сокрушаться между собой о том, как тот сходит постепенно с ума. А под конец так и вовсе умиляет оптимизм окружающих, которые рассчитывают на «светлое будущее» и взаимодействие со «сбежавшим в чужое тело» человеком, считающего их жалкими, слабыми людишками. По мне так этот «человек» скорее будет развивать тоталитарное общество и вести противостояние заселению «землян», но это уже совсем другая история ;)
kaplya, 4 апреля 2012 г.
Зовите меня Джо. не Пррауумаав, или как-нибудь еще, по-юпитериански. а Джо. Новая личность в чужеродном теле остается человеком и сознает себя человеком. В рассказе идет речь не только о бессмертии индивидуума, речь идет о возможности бессмертия для человечества. В таком варианте отпадает острая необходимость обшаривать половину Вселенной в поисках подходящей кислородной планеты, причем с водой и без аборигенов. Какая экономия времени и ресурсов — сырьевых и человеческих! Не нужны никакие скафандры — человек не приспосабливает новую планету под себя, не борется с трудностями на уязвимых космических станциях, а, переделав себя для новых условий, сходит с трапа космического корабля и чувствует себя как дома! Прекрасная задумка, достойная объединенных мозговых усилий человечества.
star0dub, 20 декабря 2011 г.
Рассказ мне почему-то показался сложным – пришлось переслушивать (в «Моделе для сборки»). Если бы читал, то наверное бы сразу всё уяснил. Тем не менее это достойнейший образчик твёрдой НФ, который при этом не лишён своеобразного очарования и атмосферности. Задумка и исполнение на высоте, особенно стоит отметить, что автор смог увлечь читателя (меня) безо всяких сцен погонь и стрельбы (а сейчас именно это ассоциируется с фантастикой). Интриги как таковой нет, однако стиль написания затягивает не хуже вопросов типа «Кто это сделал?».
Егор Санин, 21 января 2010 г.
В повести «Зовите меня Джо», автор рассказывает трагическую историю Эдварда Энглси, ученом — биофизике, ставшего по воле несчастного случая калекой, навсегда прикованным к инвалидной коляске.
Энглси, работает оператором Ю-сфинкса генетически сотворенного существа, способного существовать в адских условиях Юпитера. Работая на станции Ю-5, Энглси, с помощью с технологии «пси-лучевого передатчика» подключает свое сознание к лишенному личности разуму Ю-Сфинкса, Юпитерианца по имени Джо. Джо выполняет исследовательские задачи на поверхности Юпитера в условиях штормовых ветров, аммиачных дождей и давления около двухсот атмосфер.
И не смотря на все невыносимые — адские условия существования на поверхности юпитера, Энглси счастлив, ему нравится быть сильным в теле его аватара — Джо, нравится преодолевать трудности, бороться, выживать.
Постепенно Энглси вживается в своего «аватара» настолько, что уже не мыслит существования своей личности без пси-лучевого шлема на голове.
С каждым новым воплощением Эдвард Энглси всё тяжелее переносит возвращение к безысходной, лишенной смысла, жизни одинокого инвалида, мир которого навсегда обрамлен в инвалидное кресло.
В последствии Энглси осознает, что в теле Джо он силен, энергичен, он счастлив.
Эта цитата как нельзя лучше отражает ребяческий восторг, который одолевает Энглси когда он будучи Джо добивается результата, побеждает: «Энглси задрал голову к сумрачному диску Ганимеда и торжествующе залаял...» (с)
Постепенно и неуклонно происходит слияние личности Энглси и тела искусственного создания — аватара, Юпитерианца, Ю-Сфинкса по имени Джо.
Энглси обретает новое сильное тело, новый мир, новую жизнь. Он отбрасывает беспомощное тело отчаявшегося человека биофизика Эдварда Энглси, навсегда выбирая «ад» юпитера.
История прекрасна, она отсылает читателя к тому вечному, что движет человеком, вечному зову быть счастливым.
amak2508, 1 января 2011 г.
Отличный образец твердой космической фантастики середины XX века — серьезный, умный, увлекательный. И с предугадываемым, но от этого не менее эффектным финалом.
Может быть вещь немного затянута, может быть у неё не очень хороший язык, да и с высоты сегодняшнего дня в ней, естественно, можно найти несоответствия — например, с одной стороны, земная цивилизация умеет создавать искусственные биологические существа, по уровню сложности сопоставимые с человеком, а с другой — не может защитить свои космические корабли на поверхности Юпитера от ржавчины. Но достоинства рассказа, даже сегодня, перевешивают всё это многократно — в этом произведении автору не стыдно ответить за каждое из его предложений, за каждую вложенную в него мысль. Ну, а насчет увлекательности, во время которой надо шевелить мозгами, и говорить нечего — почаще попадались бы такие вещицы.