Пол Андерсон «Рука помощи»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Земляне давно вышли в космос. Солнечная система освоена. Появилось новое государство — Объединенные Солнечные Республики. Представители Земли встретили в космосе и другие цивилизации, других разумных существ. И оказались самыми развитыми в техническом отношении. И сейчас решается вопрос о предоставлении технической, культурной и гуманитарной помощи двум гуманоидным цивилизациям – Кундалоа и Сконтар.
Кондалоа – теплая планета с пониженной относительно земной гравитацией. Её жители тонки и экзотичны и вызывают огромную симпатию у землян. Они получат помощь.
Сконтар, напротив, холоден и неприветлив. И жители его неприятны и грубы. Удастся ли получить помощь им?
Входит в:
— антологию «Possible Worlds of Science Fiction», 1951 г.
— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.
— антологию «Great Stories of Space Travel», 1963 г.
— антологию «The Stars Around Us», 1970 г.
— антологию «Political Science Fiction: An Introductory Reader», 1974 г.
— антологию «Les Pièges de l'espace», 1977 г.
— антологию «Histoires de la fin des temps», 1983 г.
— журнал «ПиФ: Приключения и Фантастика. Выпуск 18», 1991 г.
— журнал «Фандет экспресс 4'91», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
— антологию «Глубина. Погружение 25-е», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (11), английский (5), французский (2), польский (2)
- /тип:
- книги (15), периодика (2), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Б. Александров (4), М. Баррьер (2), К. Круглов (1), И. Невструев (3), Ю. Ставиньский (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 31 мая 2015 г.
Чтение рассказа Пола Андерсона «Рука помощи» — отличный пример того, почему американская фантастика 50-х годов XX века заслуживает названия «золотого века».
С момента написания рассказа прошло 65 лет, но он звучит так, как-будто его написали вчера. И что бы там ни говорили в предыдущих отзывах — на момент написания рассказа проблема, поднятая в нём, ещё не стояла столь остро, как стоит она в современном мире. И сделать настолько точный прогноз мог только очень талантливый автор. В дискуссиях по поводу этого произведения не раз возникала мысль, что дело не в условном Западе, который навязывает свою «демократию» всему миру, и что суть не меняется, если вспомнить помощь СССР любым неграм в Африке, лишь бы они начали строить «социализм». Не стану спорить. Но для меня рассказ всё-таки несколько глубже, чем прогноз на тему «экспорт демократии». Для меня это, прежде всего, уникальное предвидение всех процессов глобализации, которые происходят в современном мире. Сразу же вспоминаются французские сыроделы, которые не хотят терять вековые традиции «сырного разнообразия». И которых при этом никто, собственно, и не спрашивает, потому что «Макдональдсу» нужен одинаковый сыр во всём мире... Вот и Андерсон в этом рассказе задаётся подобным вопросом — а есть ли хоть что-то, что было бы ценнее культурного многообразия? А ведь оно невозможно без сохранения различных культурных Традиций. Именно так, Традиций с большой буквы, а не тех «костюмированных представлений», которые по всему миру разыгрываются сегодня для туристов. И проблема сохранения культурного разнообразия сегодня стоит в мире очень остро. Так что прогноз у Андерсона вышел более чем удачный.
Одним словом — классика, обязательная к прочтению всем, кто хочет не только читать, но и думать о прочитанном.
artem-sailer, 24 января 2023 г.
Неожиданно антиимпериалистический рассказ Андерсона. Неожиданно — в том плане, что в комментариях к некоторым другим рассказам Андерсона часто называют излишне американским автором. А это произведение легко можно трактовать как критику глобализма, что в наше время автоматически переадресовывается в сторону американцев.
Впрочем, есть один нюанс: думается, в 1950-м году, когда был написан рассказ, ассоциация «глобализм — США» ещё не была такой устойчивой. Кока-колы и прочие транснационалы только разминали свои силы, более того — в те времена Советский Союз наращивал объёмы экспорта своей идеологии.
Как бы там ни было, но следует признать, что очень ярким и правдоподобным у Андерсона получился образ инопланетного (так и хочется сказать — заокеанского) консультанта, который настоятельно рекомендует «младшим братьям» отказаться от родного языка, потому что он «неправильный» — образ, который по современным меркам следует признать прямо-таки программным.
Как говорится,
We're all living in Amerika
Amerika ist wunderbar
We're all living in Amerika
Amerika, Amerika
We're all living in Amerika
Coca-Cola, Wonderbra
We're all living in Amerika
Amerika, Amerika
Если кто не в знает, то замечу, что «Раммштайнам» здесь удалась изумительная игра слов, ведь wunderbar — это «чудесный» по-немецки («Америка чудесна»), а Wonderbra — это американский бренд бюстгальтеров, увеличивающих размер груди.
Юлия Белова, 9 ноября 2022 г.
Рассказ был написан более 70 лет назад — в 1950 году. Но, удивительное дело, когда его читаешь, временами кажется, будет рассказ написан вчера. На русском языке он впервые был опубликован в 1992 году в третьем томе Библиотеки зарубежной фантастики «Фата-Моргана», изданном в Нижнем Новгороде. Позднее рассказ был опубликован и в других изданиях.
Итак, далекое будущее. Люди давно вышли в космос. Соединенные Республики Солнца одно из сильнейших государств космоса. Но в космосе есть и другие цивилизации — нечеловеческие. Они чем-то похожи на людей, чем-то нет. Разумные с Кундалоа почти неотличимы от землян — они людям нравятся. Разумные со Сконтара на людей похожи гораздо меньше, так что земляне их не любят. Пять лет между двумя нечеловеческими цивилизациями шла война, которая истощила оба народа. И речь заходит об экономической и гуманитарной помощи по восстановлению двух цивилизацией. Организована конференция и на нее приглашены дипломаты обеих цивилизаций — лучшие! При этом премьер министр Соединенных Республик Солнца размышляет, что люди несколько несправедливы к одному из участников. Все уверены, что виновником войны является Сконтар, но это не так. Премьер размышляет:
«Что касается людей, то они любили кундалоанцев, а значит, не любили сконтариан, на которых и свалили всю вину. Впрочем, Сконтар и перед войной не пользовался особой симпатией. Его жителей обвиняли в изоляционизме и стремлении во что бы то ни стало придерживаться отживших, с точки зрения землян, традиций. Раздражение вызывал их образ жизни и даже внешний вид.
Дэлтону пришлось туго, когда он уговаривал Собрание пригласить Сконтар на конференцию по экономической помощи. С большим трудом премьеру удалось объяснить, насколько это важно — получить доступ к природным богатствам Сконтара и заручиться дружбой могучего народа».
Как будто сегодня написано, правда? Еще могу добавить, что Сконтар — это мир холодный, где мерзнут даже местные жители, что уж говорить о чужаках.
Вы полагаете, что в рассказе будет решаться вопрос — кто получит помощь и что надо сделать, чтобы ее получить?
Нет, потому что довольно скоро читатель узнает, что посол Сконтара сорвал переговоры. Сконтар помощь не получил. А вот его противник получил — очень и очень щедрую. И главный вопрос рассказа, а что несет рука дающая? Какова цена помощи?
Интересный вопрос, правда? И очень знакомый.
Андерсон шаг за шагом показывает, к чему приводит щедрость землян на Кундалоа. И что случается со Сконтаром, которому приходится решать проблемы самостоятельно. Жители Сконтара должны достичь успеха — у них просто нет выхода. Для них это вопрос выживания.
Проходит время, и сконтариане могут увидеть результат — и у себя дома, и на Кундолоа. Что они увидят? А вы как думаете?
Впрочем, у вас есть возможность открыть книгу (ту или другую — изданий много) или заглянуть в Интернет и узнать, что же случилось в далеком будущем.
«Сказка ложь, да в ней намек...» — писал Александр Сергеевич. Фантастика тоже сказка, и тоже заставляет думать.
_Y_, 1 мая 2022 г.
Прочитал рассказ скорее с недоумением, чем с чем-то ещё. Не так, чтобы я был фанатом Пола Андерсона, но здесь – ну совсем никуда. Посмотрел оценки, отзывы и удивился – откуда восторги? Чем они вызваны?
Вещь философская, доносит одну единственную мысль – каждая цивилизация должна развиваться своим путём. Адаптация, принятие чужих достижений – тупик. Кроме этой мысли ничего в рассказе я не увидел, а с самой мыслью категорически не согласен.
Но, по порядку, и сначала о художественных особенностях произведения. Предупреждаю: всё, что идёт ниже, можно считать засветкой сюжета, а можно и не считать. Поэтому спойлеры ставить почти не буду – решайте сами читать отзыв или бросить. Впрочем, рассказ рекомендовать не могу, так что этот отзыв, возможно, сэкономит чьё-то время.
Итак сюжет, который можно/нельзя засветить. Почему? Сюжета нет, есть схема.
Героев тоже нет. Есть персонажи, и они ничего не делают, только разговаривают друг с другом, всегда или почти всегда напыщенно, всегда и исключительно проводя основную мысль рассказа.
Антураж есть, цивилизации друг от друга отличаются. Показалось, что слишком «фэнтезийно» для социальной НФ, но это не минус, скорее дело вкуса.
В целом, принадлежи рассказ какому-нибудь неизвестному автору – бросил бы, не дочитав. По признаку «скучно».
Теперь про философскую составляющую, про идею рассказа. Не знаю, может быть, в конце 1940-х, когда текст писался, всё так и представлялось? Типа «каждый должен идти своим путём, только свой путь может привести к успеху»? Не знаю, не знаю. Да и не важно, читаем ведь мы рассказ сегодня, с точки зрения сегодняшнего опыта. И сегодня ошибочность посыла многократно доказана жизнью. Да что жизнью, одно только понятие «изобретатель колеса» ставит всё на свои места.
Неубедительно? А как на счёт аборигенов Австралии, так и не придумавших лука? А американских индейцев, не дошедших до колеса? Да, да, того самого колеса! Современные примеры? Северная Корея.
А как же быть с теми, кто пошёл по пути той или иной интеграции? Стали «придатками»? Не-а. Хорошо у них всё. Германия стала экономически процветающей страной. И не надо политкорректно заявлять, что немцы всё делают под дудку американцев, это попросту не так. Япония, полностью сохранив свою самобытность, достаточно быстро превратилась из страны почти средневековой в передовую технологическую державу. Более новые примеры? Пожалуйста – Китай. Два десятка лет посылки студентов во все развитые страны, приглашения специалистов из всех развитых стран (всё на очень привлекательных условиях). И что, кто-то скажет, что сегодня Китай неразвит? Или что потерял свою самобытность?
И что в сумме? Философская идея рассказа противоречит сегодняшним реалиям, а художественное исполнение не производит впечатления совсем. Минус на минус плюса не дают.
Darth_Veter, 30 сентября 2021 г.
Рассказ ставит на обсуждение давний вопрос: стоит ли принимать помощь со стороны могущественной державы или всё же следует расчитывать только на собственные ресурсы? Проблема далеко не праздная, ибо имеет десятки похожих примеров во всемирной истории. Первыми были шумеры, объединившие под своей властью города-государства Двуречья. Потом были царства нильской долины, которые подобным приемом сумел объединить царь Юга Нармер. Но наибольшего успеха в распространении своей политики добились, конечно, греки. За сравнительно короткое время они сумели установить контроль над всей Ойкуменой, основывая свои колонии в самых дальних ее уголках. А благодаря Александру Македонскому, греческая культура проникла далеко на восток — вплоть до самой Индии. Знаменитая Бактрийская держава была самым ярким ее проявлением. Позже по пути греков пошли и ромеи, насаждавшие свою культуру в Средиземноморье на протяжении двух тысяч лет. Начиналось везде одинаково: невинная «гуманитарная» помощь немного позже сменялась «добровольным» вхождением в состав более могущественной империи, которая после этого, не стесняясь, насаждала свои порядки. Отголоски такой экспансии видны и сегодня. Например, иберийцы не смогли сохранить свою культуру — даже их язык сегодня представляет собой причудливую кальку с латинского и древнегреческого (речь, как вы понимаете, идет об испанском языке). Через пять сотен лет их потомки вышли в море и, в свою очередь, «присоединили» Латинскую Америку, которая по понятным причинам заговорила по-испански. Чего ж удивляться, что и вышедшая в Галактику Земля стала поступать так же? Подминая под себя все встретившиеся культуры, люди образовали Соединенные республики Солнца, где их планета занимала главенствующее положение. Перед новыми мирами — Кундалоа и Сконтар — встала извечная проблема: принять помощь Земли и фактически превратиться в ее придатки или отказаться, сохранив свою уникальность? Автор показывает нам оба пути и в конце делает неутешительное сравнение. Кстати, о «птичках»... Вы не задумывались о том, сколько иностранных слов прижилось в современном русском языке? Мне по долгу службы пришлось этим озаботиться, и результаты исследования повергли меня в шок: 30% наших слов имеют греческое происхождение и примерно 20% — латинское! Половина находящихся в употреблении слов имеет иностранное происхождение! А, ведь, есть еще арабские и даже индийские заимствования... Например, известное всем слово «огонь» происходит от древнеиндийского aghni, а не менее русское «скамейка» — от греческого skamnia (сиденье из строганой доски). Культурная экспансия даром не проходит: современные дети уже говорят совсем непонятные слова: «агриться», «фейк» или «лайк». Не хватало еще, чтобы такой сленг со временем узаконили в государственных документах, как это фактически произошло со словом «супермаркет»...
---------------
РЕЗЮМЕ: притча о настоящей цене «гуманитарной» помощи от великой державы. Актуальный вопрос на злободневную тему.
amak2508, 13 июня 2019 г.
Немного утрировано и чуть-чуть притянуто, но это именно тот случай, когда такие вот авторские «вольности» позволили Полу Андерсону создать великолепный рассказ — умный, увлекательный и, что особенно ценно, вневременной. Он был актуален на момент своего создания, актуален сегодня и, наверняка, будет актуален и в будущем. Хотя проблема конечно не столь проста, какой кажется на первый взгляд.
Да, народ, принимающий помощь, волей-неволей начинает подстраиваться под культуру, философию и харизму помогающих. Но те, кто такую помощь не получает, и автор об этом тоже пишет, вынуждены неопределённо долгое время существовать в гораздо более тяжёлых условиях да ещё, если по правде, и непонятно, будет ли от этого хоть какой-нибудь толк. Сконтар, который за пятьдесят лет самостоятельности поднялся до немыслимых высот технического и экономического развития — конечно всего лишь сказка, символ, так сказать.... Но рассказ получился действительно классный — и подумать есть над чем, и удовольствие от интересного чтения получаешь.
prot1988, 28 марта 2018 г.
По образу и подобию
Можно много проводить аналогий с современной политической ситуацией на глобусе, искать там соляриан, кундалоанцев и сконтариан. Мораль рассказа глубока и проста: пока будет существовать вот такой принудительно-обязательный путь «развития», втаптывающий в грязь истинные ценности и многовековые традиции, никакого настоящего прогресса не произойдет. Убивать в людях свое «я», навязывать ложные идеалы и цели не есть движение вперед. Разве развитие цивилизации обязательно должно измеряться количеством сошедшей с конвейера техники, запасом боеголовок и тоннами штампованных безделушек? Не в том сила, брат.
Если абстрагироваться от политики, интересно было посмотреть на земл..эээ соляриан глазами жителей других звездных систем. Только мне почему-то стало стыдно за нас. И перед глазами все еще стоит образ того старого кундалоанца, прижимающего кувшин к груди.
volga, 15 июля 2013 г.
«Сильная цивилизация идет своим путем, слабая хватается то за одно, то за другое»
Два планетарных государства, пережив пятилетнюю войну, заключили при посредничестве Земли мирное соглашение. Однако, оба государства были так истощены войной, что обратились за помощью к землянам. В результате открытого референдума было решено оказать помощь только одному народу...
Это рассказ о том, как легко потерять свою национальную идентичность, поменять менталитет, поменять культурные ценности, идеологию, даже образ жизни под влиянием экономически и политически более сильной «цивилизации». А ведь это своего рода колонизация. Что сначала? Помощь в денежной форме, строительство промышленных предприятий для развития экономики слабого государства, обучение специалистов, внедрение более высоких технологий — вроде всё здорово. Только очень часто следом за экономической помощью-экспансией идет экспансия культурная, приводящая к подрыву духовного потенциала, к разрушению прежней культуры, моральных норм и ценностей, а вместо всего этого — идеализация чужого образа жизни, идеологии, мировоззрения, искусства, чувство неприязни к собственной культуре. А что в результате? Сильное государство? О нет. В результате мы получаем народ, нет, не народ, а территориально-ограниченную массу, без прошлого, без будущего... Дерево не может жить без своих корней. Это вопрос времени.
Рассказ написан в 1950 году, но как же он актуален, как много параллелей можно провести с тем, что происходит сейчас в современном мировом сообществе. Главное, чему учит рассказ: как бы не было тяжело попытаться найти оптимальный, а главное свой, путь развития, который в эпоху всеобщей глобализации позволит сохранить свою культуру и самобытность, свою духовность. А если уж и заимствовать что-то, то только с поправкой на собственный менталитет.
dxbckt, 16 декабря 2019 г.
Данный (завершающий книгу) рассказ хоть и является одним из малых (по объему), но самым... «врубным», что-ли...
В отличие от футурошока полученного при чтении «Крестового похода в небеса», здесь так же пойдет речь об экспансии... но несколько другой, не мгновенной (которая завоевывается силой оружия, без разницы каково оно — крестообразный меч средневековья или какой-нибудь бластер).
Повествование начинается тем, что «будущая земная цивилизация» примиряет «непримиримых врагов» (две инопланетные расы) которые (как ни странно, хоть и сильно развиты, но по факту отчего-то слабее земной). Землянам (отчего-то) духовна близка одна сторона, а вот вторая — вызывает только омерзение (только одним внешним видом, не считая хамского поведения).
Следующая сцена — это прилет «второго посла» себе домой, где от него ждут объяснения провала (их соседям «одобрили поставки гуанитарки», а им нет) и причин такого грубого и нетактичного поведения (на переговорах). То что говорит посол и чем (все это объясняет) не совсем интересно, однако по прошествии... надцать лет — состоялась новая встреча (правителя планеты) с (уже) бывшим послом (своей же страны)...
Собственно в итоге дается не только само объяснение, но и раскрывается «главная изюминка» данного рассказа... По сюжету: правитель и бывший посол летят к «соседям» (которых земляне в свое время облагодетельствовали гум.помощью») и наблюдают... и наблюдают ее последствия... Честно говоря — не надо гадать, что автор подобным путем «сигнализирует нам» об опасности такой помощи, и это «все» как раз и происходит у нас на глазах (пусть и в гораздо меньшем, планетарном масштабе).
По сюжету рассказа первая цивилицация (получившая-таки помощь) вроде бы и обрела «надежную опору» в годы кризиса... но растеряла (в последствии) все то что делало ее такой... Вторая же (планетная система) хоть и прошла через десятилетия голода, разрухи и проблем... но «закалившись как клинок», воспряло «из руин» все де и заняло подобающее себе место (в галактике).
Те же кто «бездумно» принял помощь — со временем превратились (лишь) в жалких подражателей... сменивших «старую веру» на новые идеалы... И вроде вполне сытно, и голод уже не грозит... Но вот оглянитесь... Это Вам ни о чем (знакомом) не говорит?
Тиань, 18 мая 2015 г.
Рассказ можно рассматривать как вариацию на тему бесплатного сыра в мышеловке. Причем парадокс ситуации в том, что ловить мышку вот так прямо никто и не собирался (вроде бы, хотя это не точно), но по другому просто не получается. Когда помощь сопредельному народу выражается не только в предоставлении средств и знаний, но предполагает интенсивное личное участие помощника во внедренческой части, интервенция чуждой культуры оказывается необратимой. Вытащить сыр из мышеловки без потерь важных для жизни элементов не получается. И возникают разные вопросы...
Нужна ли была кундалоанцам именно такая помощь? А если бы они самостоятельно осваивали сделанные солярианами вливания, ситуация могла завершиться иначе? Неизвестно. Уж очень специфическая культура на этой планете, по аналогии с нынешней Землей — этакая смесь Италии и Индии. В ее основе неспешность, созерцательность, метафорическое мышление. С техническим прогрессом по земному стереотипу это действительно плохо совмещается. Сконтариане поведенчески ближе к солярианам. Эти жители сурового мира привыкли к дисциплине и целеустремленной деятельности, иначе в суровом климате доставшейся им планеты просто не выжить. А у кундалоанцев более комфортабельная планета с удобным климатом, вот и не привыкли они напрягаться ради хозяйственной деятельности, необходимости не было в этом, выживанию вида и так ничего не угрожало.
Экономическая экспансия соляриан разрушила самобытную уникальную культуру. А без соляриан была ли у этой культуры перспектива к выживанию рядом с таким соседом, как Сконтар? Неизвестно, но сильные сомнения возникают, что без вмешательства соляриан кундалоанцы с их ориентированным на самоуглубленное созерцание менталитетом смогли бы быстро восстановиться после войны и не стать легкой добычей более энергичных соседей. Красивая у них культура, необычная, привлекательная, но она не кажется особо жизнеспособной в условиях недостижимости изоляции от космических соседей. Скорее всего, этот мир ожидало вырождение при любом раскладе, хоть с рукой помощи от соляриан, хоть без нее.
Но автору надо было противопоставить два мира: согласный на благотворительность более сильной державы и суверенно-самостоятельный. То, что его симпатии на стороне сконтарианского пути развития, понятно с первых страниц рассказа. Наверное, поэтому история получилась несколько упрощенной. Конфликт, развязка и мораль поданы слишком в лоб, рассказ получился несколько назидательным, что художественному произведению на пользу не идет. Тем более по столь сложному и неоднозначному вопросу, как взаимодействие сопредельных цивилизаций, находящихся на разных ступенях технологического развития. Космическая экспансия приводит к тому, что сопредельными оказываются практически все разумные миры. С учетом данного обстоятельства вывод о преимуществах изоляционистского пути развития кажется несколько поспешным.
Но следить за развитием сюжета было интересно, герои индивидуальны, особенности каждой из трех культур переданы доходчиво и с нужной мерой такта, чтобы элемент недосказанности оставался в отношении культуры иных миров. Рассказ в целом удачный и, в этом соглашусь с другими читателями, актуальный как на момент написания, так и в наши дни. Космос космосом, а сильно разные и неравноценные по уровню развития техники культуры и на Земле постоянно сталкиваются. Так что и практическую ценность данная работа имеет, указывая на существующие проблемы, с которыми надо что-то делать, чтобы всем вместе культурную самобытность не растерять.
Нортон Коммандер, 2 января 2013 г.
Через взаимоотношения землян с другими цивилизациями автор рассказа мастерски предлагает нам взглянуть на современное общество (современное Андерсону на момент написания рассказа в 1950-м году и современное нам, потому что в этом смысле мало, что изменилось), на то, что происходило с человечеством в прошлом и будет, возможно, происходить в будущем. Речь идёт о взаимодействии разных культур. О том, как самобытная цивилизация теряет себя, сливаясь с более развитой, а развивающаяся автономно закрытая культура может (хотя есть большой риск) преодолеть кризис самостоятельно, сохранить себя и достичь многого. В рассказе есть очень сильный финальный эпизод с плачущим гуманоидом. Браво мастеру Полу Андерсону. Апплодисменты. Рассказ из тех, которые заставляют задуматься.
antel, 9 ноября 2008 г.
Смешно и грустно, но написанный почти шестьдесят лет назад рассказ сейчас еще более актуален, чем в момент написания. По крайней мере в 50-е годы США не так отчаянно стремились навязать всему миру свой и только свой общественный строй и образ жизни. При этом мало интересуясь — а способен ли другой народ принять и переварить подобный «подарок». Столь оголтелого «экспорта американской демократии» и всего, что с ней связано тогда не еще было. И, вроде как, хотят они только добра, помочь хотят, но... Библия вспоминается, а именно: «Благими намерениями вымощена дорога в ад...». А ведь практически все нынешние войны — это всего лишь реакция отторжения на подобную «прививку». И, если судить по рассказу, война — это еще не самое страшное, что может случится после такого вот подарка. Очень уж откровенно и подробно в нем показано, что произойдет с нацией, которая согласится отказаться от своего образа жизни, своего менталитета, своего прошлого ради чего-то чужого, пусть и, на первый взгляд, лучшего. И возникает вопрос: а нужно ли было кондалоанам такое «спасение»? Ведь как нация, как народ они все равно перестали существовать.
alex1970, 22 апреля 2011 г.
Интересный философско-политический рассказ о балансе между прогрессом и сохранением традиций. Что лучше голодное существование или сытое процветание.
В рассказе показано, что не все так однозначно.
Иногда плата за прогресс и помощь может быть слишком высокой.
god54, 30 декабря 2009 г.
Автор пытается убедить читателя в том, что любая помощь развивающейся нации вредна. Тот кто развивался сам, сам всего и достиг. В современном мире, а тем более в мире будущего такого быть просто не может. Это абсурд. Экспорт знаний, а не гуманитарной помощи, обучение специалистов и предоставление современных технологий, а не готовых продуктов всегда принесет пользу. Просто многие уж очень привыкли жить на подачках: низкие цены за энергоносители, льготы, преференции... а это уже стиль мышления.