Дмитрий Манасыпов «Метро 2033: Дорога стали и надежды»
От зыбкого марева Рубежа у Самары, от города, стоящего на берегу Белой реки, от выжженных оренбургских степей... Километры пути по полумертвому миру, пути, ведущего в город без радости. У каждого своя цель, у каждого своя дорога. И от того, как идти по ней, зависит то, какой она станет. Но в мире, полном крови и ненависти, нельзя пройти свой путь и остаться незапятнанным. И дорога меняет каждого, оставляя шрамы на теле и рубцы в душе. Сложно не сломаться под напором обстоятельств, не согнуться под хлесткими ударами ветра судьбы.
Но лишь пройдя испытание странствием, можно понять, кто ты и для чего ты здесь. Какие бы преграды ни возникали на пути, преодолевать их нужно с честью. И, может быть, тогда в конце дороги стали получится разглядеть зыбкий мираж надежды.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Дорога стали»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 368
Активный словарный запас: высокий (3157 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2014 // Ржавый Артём. Лучший злодей. Антон Клыч | |
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2014 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль. Морхольд |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mikereader, 17 марта 2018 г.
Я начал читать про жизнь какой-то семьи в постапокалписисе.
Потому, что это было всего лишь начало, а
vodyanoy_pes, 24 марта 2017 г.
Книгу, в которой нет никакого смысла или посыла читателю, нельзя назвать книгой.
Тот, кто читает исключительно постапокалиптическую литературу, даже не имеет право называть себя ценителем литературы. Постапокалипсис — удел слабых, тех, кто хочет сбежать от проблем, быть самим за себя. Поэтому многие любят этот жанр.
Без смысла, без идеи. В этом романе нет ничего, чем можно было бы оправдать потраченных денег. Герои картонные, диалоги простые и однообразные, сюжет банален.
Писатель, который СВОИМ произведениям ставит оценку 10 — не писатель.
Knigolub282, 10 марта 2016 г.
По одежке встречают
Необычно все! Начиная с нетипичной, для «Вселенной» мрачной обложки и оканчивая, не побоюсь этих слов, чарующим и подкупающим названием «Дорога стали и надежды». Звучит, а! В принципе, истолковать название можно вполне легко. Дорога и дорога. Железная. Ведь большинство важных для сюжета событий происходят рядом (и на) железнодорожных путях. Но, как мне показалось, название отожествляет собой нечто иное, нежели описание главной локации. Дорога, как бы банально это не звучало, означает судьбу каждого героя романа. Это их путь. Путь, наполненный кровью, порохом и сталью, но помимо этого, еще и надеждой. Надеждой встретить хотя бы еще один, пускай и последний рассвет. Банально? Да, нет, почему?
Первые впечатления...
Сюжет берет своё начало в небольшом селе, которое начало потихоньку очухиваться от последствий Ядерной войны. От описаний и аллегорий автора мурашки идут по коже. Сочная и красочная картинка отчетливо встает перед глазами. Дождь бьет в окно, скрепят под напором завывающего ветра ставни и половицы. Автор грамотно и со знанием дела нагоняет са́спенс, заставляет с содроганием переворачивать очередную страницу в ожидании апогея. И когда мы достигаем вожделенную развязку пролога (!), земля уходит из-под ног. Действительно, настолько сурового и жестокого введения в сюжет я, осмелюсь сказать, не было ни в одной книжке из серии «Вселенная Метро 2033».
Аня дико крикнулa, боясь не успеть, оттолкнулa дочку, удaрилa коротко, без зaмaхa. Много ли нaдо мaленькой девочке? Ее собственнaя смерть пришлa к ней секундой позже и окaзaлaсь кудa стрaшнее и больней».
Дальше нас переносят на некоторое время вперед, в относительно спокойную обстановку, которая резка контрастирует с мрачным прологом. Здесь Дмитрий знакомит нас с одним из главных персонажей – Азаматом, который держит свой путь по Дороге Стали. Как выясняется, погибшая в прологе семья была близка Азамату. И тот, намереваясь отомстить и спасти дочь своего товарища Мишки, погибшего при защите своих близких от клыков мутировавших тварей, направляется в логово мутантов, напавших на дом. Здесь же нас вводят в курс дела, что, дескать, смерть этих людей была неизбежна. Живущие в селе специально поселили новоприбывшую семью на краю, дабы принести их в жертву. Жестоко? Может быть. Однако я бы не стал делить мир на черное и белое. Каждый выживает, как может. Посему винить селян в излишней циничности, жестокости и бесчеловечности крайне трудно. Время такое. И очень хорошо, что Дмитрий Манасыпов не романтизирует катастрофу с первой и до последней строчки. Жизнь после Всеобщего Конца – говно, кровь, слезы, боль, смерть, а не веселые приключения бессмертных героев, совокупляющихся с самыми красивыми девушками и в перерывах уничтожающих своих врагов пачками. Сказка, а не жизнь, правда? Дмитрий Манасыпов же просит забыть нас о таком. На, дорогой читатель, жаждущий Конца Света, смотри, что с тобой будет.
Леночкa всхлипывaлa, прижимaясь к плечу Азaмaтa. Он зaкутaл ее в рвaное пaльто, нaйденное в одной из зaхоронок пещеры. Оно, конечно, отсырело, но одежды у девочки не остaвaлось совершенно. Особенно после того, кaк Пуле пришлось ловить ее, и остaтки плaтьицa, зaцепившись зa торчaщий из стены корень, рaзодрaлись к чертям собaчьим.
Орден Возрождения
Знакомство с так называемым «Орденом Возрождения» происходит совсем не в радужных тонах. Глава «Ордена», называющий себя «Мастером», вынужден поддерживать свою жизнь, отнимая жизни других людей. Именно для этого в застенках Ордена содержатся рабы, с одним из которых мы встречаемся лично. С молодым парнем Кириллом, ставшим очередной жертвой бесчеловечной «процедуры» для продления жизни Мастера. Дмитрий Манасыпов за очень короткий срок успевает привязать нас к персонажу, да так, что его становится по-настоящему жалко. Никому бы не пожелал такой участи, честное слово.
Выделим одного представителя этого славного Ордена. Представительницу, если быть точнее. А если быть еще точнее, то Ингу Войновскую. О как.
Вот теперь мы лаконично затронем один из главных минусов книги. Образ Инги – до жути стереотипен. Если бы перед нами было иностранное кино, я бы назвал девушку «стереотипной солдаткой». Инга, естественно, кровожадна и, вроде как, сексуальна. Именно в такой последовательности. Командует своим отрядом, да и вообще, крутая, аки сваренные в крутую яйца, девица. Только образ она неживой. Ну, не веришь ты в него. Может, вина в том, что таких «бой-баб» хватает в каждом втором зарубежном фильме? Черт его знает, на самом деле.
Банда Антона Клыча
Клыч – больной ублюдок. Да, да, именно так. По велению злого рока, Антону очень понадобилась голова центрального персонажа – Морхольда, имевшего глупость подписать контракт на, хе-хе, транспортировку некой особы женского пола по имени Даша.
Так вот, противостояние Морхольда и Клыча – самый эпичный эпизод всей истории. Правда, я иногда путался, за кого я болел больше. За Клыча или Морхольда? Ибо образ Клыча затмил собой образ Морхольда. Настолько он крут. Красавчик Джек, не иначе.
И чем же закончится война между этими двумя весьма харизматичными личностями? Ответ кроется на страницах «Дороги». Поверьте, хотя бы ради этого локального конфликта стоит читать эту книгу.
Прочие эпизоды
Железная дорога.
Момент с железнодорожниками – вышка, на мой скромный взгляд. За один эпизод автор распаляет в душе читателя просто бурю эмоций. Отвращение, ненависть ко всему и вся, в том числе к Морхольду, который без зазрения совести оставляет множество людей на неотвратимую погибель. Кто сказал, что рыцарь должен быть без страха и упрека?
Каннибалы.
Вот здесь Дмитрий меня вообще не впечатлил. Что и говорить, коварные каннибалы уже давно стали клише жанра и серии «Метро» в частности. Да, жутко, да, атмосферно. Но все предсказуемо и до жути банально. Складывается ощущение, что ты это все видел уже, если не тысячу, то сотню раз. При этом повторюсь, описан эпизод со смаком. Мрачно, даже пугающе, но не впечатляет, увы.
Школа.
Эпизод в школе достоин похвалы. Очень атмосферно. Читая, я буквально представлял себя на месте героев, затаив дыхание, шарящих по углам, прячась от преследователей. Зачет. Гамма различных эмоций была испытана при прочтении. И страх за жизни героев. И радость за их находчивость. Да много всего, если честно.
Пасхалки.
Тут кратко, по сути. Буду разбирать каждую пасхалку – займет объем, наверное, с книгу самого Дмитрия Юрьевича. «Дорога» пестрит всякого рода отсылками к книгам, музыкальным исполнителям, фильмам и прочее-прочее. В общем, кто поймет, тот поймет, а кто не поймет, тот ничего не потеряет. Даже я не могу с уверенностью сказать, зацепился ли я за все «крючки», оставленные автором, или же нет.
Немного о Морхольде
Возможно, вы заметили, что я глубоко не рассматривал образ Морхольда да и саму историю не стал разбирать по косточкам, пробежав только по некоторым особо важным, на мой взгляд, моментам. Что же, это было нарочно, ибо всякий, кто прочтет эту книгу, сделает свои выводы. Возможно, кому-нибудь полюбится беспринципный Морхольд. Возможно, кто-то возненавидит его. И это, я считаю, правильно. Таким должен быть персонаж. Не картонно-белым/черным, а живым, со своими скелетами в шкафу, со своими грехами, со своей жизненной философией. В создании образов (рассматривается конкретно серия «Метро»), Манасыпова может потеснить разве что Цормудян.
Вывод: «Дорога стали и надежды» — это нечто новое, но только в рамках цикла «Вселенная Метро 2033». Книга, которая вновь пробудила во мне интерес к «Метро», после того, как я зарекся брать в руки опусы из этой серии. Однако, следует понимать, что «Дорога» далеко не прорыв в жанре, а посему не стоит ждать от неё великих откровений. В рамках «Метро» она действительно выглядит своего рода прорывом, но в рамках постапокалипсиса, не совсем. В общем, без лишних слов, книгу рекомендую к ознакомлению тем, кому надоело смотреть на глобальные катастрофы сквозь призму розовых очков.
Knigolub282, 17 января 2016 г.
The Road of Steal and Hope.
Про книгу «Дорога стали и надежды» Дмитрия Юрьевича Манасыпова.
Проект «Вселенная Метро 2033» перестал существовать для меня после две тысячи двенадцатого года, который был самым богатым на интересные книги. «Муос», «Наследие Предков», завершение одной из самых красивых постапокалиптических сказок – «Севера», все эти пережитые эмоции разом померкли после того, как я взял книгу нового автора, написанную и изданную в две тысячи тринадцатом году, после этого я зарекся иметь дело с вышеупомянутой серией. Но время шло, и меня вновь потянуло на боевики, и вот однажды, рыская в поисках книги по интернет-магазинам, я наткнулся на интересную аннотацию, принадлежащую «Дороге», и, на свой страх и риск – приобрел сей опус.
Книга понравилась, захватила, впилась стальной хваткой, не отпуская до самого финального аккорда, о, да, это были невероятные эмоции. Сюжет раскрывать не буду, скажу лишь, что оригинальностью он не блещет, но как автор обыграл его, вплел интересные ситуации и эпизоды – все это заслуживает твердой девятки. Персонажи (первого плана) вполне себе живые люди, которым веришь, сопереживаешь, и мечтаешь так же, как они, встретить хотя бы еще один рассвет, во что бы то ни стало. Грязь, пот, кровь, слезы, кишки – все это не для того, чтобы заставить читателя морщить нос (о чем автор упоминает в послесловии), а для того, чтобы показать, каково это – жить на грани жизни и смерти, когда еще утром ты мирно общался с товарищем, а днем этот самый товарищ лежит мертвый в канаве с простреленной головой, это страшно, но такова война, без дурацких прикрас в стиле «избранных» героев.
Концовка, сказать честно, не очень понравилась, ожидал хоть какого-нибудь лучика надежды, но, видимо, находясь на Дороге, следует забыть слово «надежда».
Вывод: хорошая книга, которая подарит вам незабываемые эмоции. Роман Манасыпова занимает почетное место в моем личном топе: после «Муоса», но перед «Путевыми знаками».
DmitryErm, 27 мая 2014 г.
Хотелось бы поделиться впечатлениями от книги «Дорога стали и надежды» Дмитрия Манасыпова. Не буду называть это громкими словами «отзыв» или «рецензия». Спойлеров не будет, так что читайте спокойно.
Не люблю обсуждать обложку. Но в данном случае она оказалась очень ярким дополнением к книге. Обложка создаёт правильное настроение. Тут есть и абсолютно безрадостные руины, над которыми расстилается сумрачное небо, которые нагоняют тоску (хотя есть там и просвет, напоминающий Прореху, интересную и красивую аномалию мира Уфы-2033). Но посмотрите на выражение лица главного героя! И как интересно перекликаются красный огонёк в трубке и красные всполохи, виднеющиеся в рытвинах... Очень, очень интересное решение. А герой... Он просто Хорош, ни убавить, ни прибавить. Перед нами человек, много испытавший, много переживший, но не потерявший оптимизма. А без оптимизма, как и без оружия, в новом мире не выжить.
В те времена, когда читатели серии проявляли бОльшую активность, чем сейчас, в адрес авторов часто сыпались упрёки в нереалистичности, избыточной сказочности. И если отбросить совсем уж крайние случаи (а ля «Нет в Чернобыле мутантов, гавно это ваше Метро!»), то зачастую такие обвинения были оправданы. Ведь нередко не только общий антураж, но и взаимоотношения между людьми в романах серии были показаны в несколько, так сказать, смягчённом ключе. Ну что ж, в отношении данной книги такие замечания едва ли будут оправданы. В неё веришь. Сразу и окончательно, с первых строк. Веришь в героев, веришь в ситуации. Да что там герои-люди, даже котяра Саблезуб становится практически родным, настолько он вышел классным! Потому и ругательства, которые часто и от души произносят персонажи романа, как-то не напрягают. Просто в какой-то момент приходит осознание того, что такие люди в таких ситуациях иначе выражаться просто не могли.
Да, книга жёсткая и жестокая, автор этого не скрывает. Принять правила игры или брызгать слюной всё время чтения, натыкаясь на грубые слова или сцены насилия — дело каждого.
«Дорога стали и надежды» — книга о Людях. О людях сильных, о людях, у каждого из которых, если вчитаться в текст внимательно, есть своя Правда и свой взгляд на то, что такое Добро. Моралистам и гуманистам в мире Дмитрия Манасыпова делать нечего. Они там погибнут раньше, чем успеют это осознать. Да и, будем откровенны, все эти красивые моральные нормы и в нашем-то мире соблюдаются условно. В нашем мире тоже хватает зла, жестокости, насилия. Что же говорить о мире после Великой Срани (да-да, именно так, цинично, но образно названо в романе событие, обычно именуемое Армагеддоном или Катаклизмом; синоним сильный, что тут скажешь). Тут куда ни посмотри — ужасы и мерзости на любой вкус. На вопрос, «что такое хорошо и что такое плохо» одного ответа нет и быть не может. И когда героиня романа произносит фразу: «Твори добро! Убей всех злых людей! Сожги их дома! Изнасилуй их женщин и потом убей! Добро победит зло!», — сначала, конечно, оторопь берёт. Но потом начинаешь размышлять... И понимаешь, что вот такое уродливое, жестокое, вывернутое на изнанку понятие «Добра» тоже вполне имеет место. Дмитрий Манасыпов не даёт ответов, не преподносит читателю на блюдечке какие-то истины. Он заставляет читателя самого размышлять, на чьей он стороне.
Эта книга, которая местами заставит ужаснуться, местами вызовет улыбку. Местами захочется поспорить с автором, местами — с самим собой. А иногда захочется отдохнуть от перестрелок и схваток (а этого добра тут сколько угодно), сделать маленький привал на дороге стали и надежды, и просто попытаться понять: а стоит ли идти дальше?.. И если да, то во имя чего?
Как встретит читатель роман Дмитрия Манасыпова, покажет время. Я же благодарю автора за работу и желаю дальнейших успехов в творчестве.
midea, 19 октября 2016 г.
Интересная книга в жанре экшен с нескончаемой чередой сложных ситуаций и событий. Действия романа разворачиваются в постапокалиптическом мире, который полон опасностей. Герои сложные и противоречивые личности.
Дальше спойлеры.
Мир прописанный в «Дороге стали и надежды» находится по колено в крови и по уши в дерьме. Причем в дерьме, как в буквальном так и в переносном смысле этого слова. Это мир, где вместе с материальными благами цивилизации исчезли и моральные нормы цивилизованного мира. Автор достаточно детально и тонко прописывает все прелести нового порядка после ядерного удара или выражаясь словами самого автора после Великой Срани.
В быту люди откатились далеко назад, да и в общественных отношениях на первое место вышли базовые инстинкты. Тут нет места слабым, нерешительным, сомневающимся, не умеющим отстоять свое. Здесь правит закон силы, который не прикрывается красивыми словами о доброте, великодушии и сострадании. Люди поставлены на грань выживания и только от них их умений и навыков зависит будет ли у них завтра. Опять таки в буквальном смысле этого слова — завтра. То что завтра для некоторых не наступит никогда автор показал уже в прологе, причем очень натуралистично и жестко. Очень многое в романе буквально и натуралистично: грязь, вонь, страх, смерть.
Островки цивилизации есть, но эти новообразовавшиеся формации железной рукой наводят порядки на своих территориях:
Разрушение это страсть все равно какая власть,
Власть всегда пила чужую кровь.
И когда наступит крах солнце вспыхнет на штыках
И толпу на смерть погонит вновь.
Время убивать, время наступать, время наступать и побеждать!
А с другой стороны, какой еще может быть власть в мире полного хаоса и разрухи, как еще она сможет удержать хоть видимость порядка и стабилизировать ситуацию.
Но даже в таком жестоком мире у людей остается надежда. Только их дорога к странноватой надежде превращалась в кровавый путь. Путь, прокладываемый сталью, свинцом и порохом. И многими смертями. (с)
В таком мире способны выжить только сильные и жесткие до жестокости люди. Здесь нет места женским слабостям и детским капризам. Каждый персонаж не зависимо от пола и возраста отличается цельностью натуры и сильным характером. Но каждый имеет и свои присущие только ему черты.
Морхольд — охотник за головами, который помнит какой был мир до Войны. За его цинизмом и сарказмом скрывается боль от утраченного мира, его семьи, его страны, то чем он гордился и то что он любил. Но у него появляется небольшая надежда в лице девушки Даши, что он сможет вернуть хотя бы часть утраченного. В романе так и не было названо настоящее имя этого персонажа и не рассказана история его прозвища. Но вроде так звали какого-то рыцаря. Только Морхольд далеко не рыцарь в белых доспехах, который спасает юную деву в беде. У него четкие жизненные позиции и приоритеты. Его долгая по меркам этого мира жизнь научила его выживать в любых самых суровых условиях и не брезговать для этого ни какими методами. Морхольд по натуре одиночка и он полагается только на себя и всегда старается оставить за собой последнее слово. Но в тоже время у него есть свои нормы морали, которым он следует. А сопровождая Дашу в ее путешествии, он проявляет к ней практически отеческую заботу, заботясь не только о ее безопасности, добротной одежде, но даже дарит ей ненужную для выживания, но очень приятную Даше безделушку. Так что в чем-то все-таки рыцарь. И именно Морхольд расскажет, что люди прошлого. т. е. мы сегодняшние, не умели ценить жизнь и за мелочной суетой не замечали как она скоротечна.
Другой мужской персонаж Азамат чем-то похож на Морхольда. Только он помоложе. Его имя Азамат — удалой молодец, характеризует его не хуже прозвища — Пуля. Он бывший солдат, в прочем как и Морхольд, и каждый из них может сказать о себе: мы солдаты по истории только безликими тенями проходим: в строю фаланги, легиона, полка, армии, ополчения. Редко кого из нас по имени упомянут. Что ты чувствуешь солдат? Да какая хер разница! Главное что чувствует и думает тот который приказал тебе идти убивать и умирать, это его имя запомнят потомки. А ты тенью останешься. (с)
На примере Азамата и его сослуживцев автор покажет как тяжело будет адаптироваться солдатам к другим условиям жизни после войны. Немногие это смогут сделать, из тех кто сможет преодолеть себя будет Азамат и его друг Мишка. Только мирная жизнь окажется не менее жестокой, чем жизнь на войне. Трагически закончится семейное счастье Михаила. Да и сам Азамат не сможет удержать свое хрупкое счастье. Азамат не менее противоречивый персонаж, чем Морхольд, но как и Морхольд он старается следовать хоть каким-то человеческим нормам. И слабая надежда о простом человеческом счастье все еще теплится в сердце Азамата.
Но есть персонаж у которого нет надежды, но у нее есть вера. Вера в то что наше дело правое и мы победим. С этим ей повезло больше все остальных. Это Инга Войновская. Даже в фамилии этой героини слышно слово война. Инга любит и умеет воевать, это то чему ее учили с детства и в чем ее сильная и самоотверженная натура проявилась сполна. Инга, как и другие персонажи книги, человеколюбием не страдает, в некоторых эпизодах ее можно назвать излишне жестокой, но лить кровь ради крови — это не ее кредо. Цель ее войны очень неоднозначная — построить идеальное общество без мутантов и прочих отщепенцев, как по мне фашизм чистой воды. Методы достижения бесчеловечные — железной рукой загнать всех в светлое будущие. Да Инга по сути отрицательный персонаж, но кто в этом мире в белом, да что там в белом — кто тут хотя бы без пятен крови? А вот с другой стороны образ Ингы — это образ идеального офицера, да и в принципе человека любого другого рода занятия. Она беззаветно предана своему делу, ничего не пытается урвать для себя, высококлассный профессионал. Она требовательный руководитель, который жестоко пресекает любое неповиновение. Но, есть одно но... она заботься о своих людях настолько насколько ей позволяют это боевые действия. А еще Инга расскажет об изнанке военной службы, которая совершенно лишена романтического ореола.
Как бы автор не изображал людей войны — офицеров и солдат в хорошем или негативном свете — в целом война показана с отрицательной стороны. Нет пафоса, восхищения или любования этим процессом. Цитируя другого автора можно сказать, что война в этой книге — это ужас, смерть, голод, подлость, подлость и подлость. (с)
Наверное, такое виденье войны связано с углом зрение на эту самую войну. Так как ее «прелести» показаны в книге глазами рядового солдата, а не тех кто снимет сливки с войн.
Мемуаристов почти не интересует, что переживает солдат на самом деле. Обычно войны затевали те, кому они меньше всего угрожали: феодалы, короли, министры, политики, финансисты и генералы. В тиши кабинетов они строили планы, а потом, когда все заканчивалось, писали воспоминания, прославляя свои доблести и оправдывая неудачи. Большинство военных мемуаров восхваляют саму идею войны и тем самым создают предпосылки для новых военных замыслов. Тот же, кто расплачивается за все, гибнет под пулями, реализуя замыслы генералов, тот, кому война абсолютно не нужна, обычно мемуаров не пишет. (с)
Еще один женский персонаж — Женя Уколова. Вот не знаю есть ли надежда у нее, но у нее появляется любовь (возможно только в моей романтичной голове). Характер у Жени, как и у других нордический, только этой героине придется пересмотреть взгляды на окружающий мир. Для Жени в силу ее профессии мутанты — это зло. Только до этого общалась она с ними в основном через прицел штатного оружия. Но приказ начальства и злодейка судьба вынуждают ее пообщаться лично с этими людьми. А вот при ближайшем рассмотрении мутанты оказались очень разными и по своей сути ничем не отличающиеся от других людей. Моральных уродов готовых убить ради забавы или еды предостаточно и среди тех и других. И это Женя очень хорошо прочувствует, когда из рук безумных мутантов попадет в руки не менее безумных людей. А вот помогут в ее освобождении именно мутанты, хотя основную роль тут сыграет Азамат. И тут начнется та самая Женина любовь. В одном из комментариев я прочитала, что любовь появилась на пустом месте и в нее трудно поверить. Поверить на самом деле легко, если вспомнить, что люди в этом мире больше доверяют инстинктам, а не выдуманным книжно-сериальным идеалам и образам. Когда Азамат говорил, что Жени нужен мужик, он немного ошибался — ей нужен хороший мужик. В чем для меня осталась загадка, так это в ответных чувствах. Но возможно ответом является поведение Саблезуба — как-то очень неравнодушно относится умная животина к этой героине, все пытается пригреться и подластиться.
Кто в книге однозначен и непротиворечив, так это Антон Клыч. Садист и моральный выродок. Вот он упивается и кровью и насилием, вдохновлено исследует грани человеческой боли.
Центральный персонаж вокруг которого построен весь сюжет книги — это девушка Даша. Один из переводов ее имени звучит, как владеющая благом. Да, Даша владеет редкими способностями, которые являются желанным благом для многих. Только эти способности иногда мешают, а иногда помогают ей самой. Даша сама является надеждой этого мира. Только не известно в какую сторону способности будут развиваться и в каких целях она их будет использовать. Стоит ли ждать от такой юной девушки не по годам взрослой мудрости? Не знаю, трудно сказать куда повернет авторская фантазия. Я вот очень сомневаюсь, что Даша сможет побороть соблазн абсолютной власти над разумом других людей.
Так что в книге кроме надежды есть еще вера и любовь. Еще бы добавить мудрости и возможно тогда этот мир станет хоть чуть-чуть но благосклонней к своим обитателям.
Если особо не вникать в размышления каждого из персонажей о жизни, то эта книга шикарный добротный боевик. А вот если вникать, то напрашиваются определенные выводы. Для меня основная идея этой книги — это осознание ценности окружающего мира и жизни, которая есть у каждого здесь и сейчас. Эти мысли высказывают разные персонажи на протяжении всей книги. Жизнь прекрасна, хоть и полна забот и проблем, но на фоне возможной катастрофы они выглядят мелко. И не дай Бог пережить хотя бы малую часть из описанного в книге, чтобы оценить мир и относительное благополучие в реальной жизни.
В этом смысле книга Дмитрия Манасыпова звучит в унисон со строками песни:
Люди, одним себя мы кормим хлебом,
Одно на всех дано нам небо,
Одна земля взрастила нас.
Люди, одни на всех у нас дороги,
Одни печали и тревоги,
Пусть будет сном и мой рассказ.
JK_fLagMan, 14 июля 2014 г.
«Дорога стали и надежды» не обычная боевая фантастика – в ней переплетаются, как и «тупой» экшен, так и «острый» юмор. Но в первую очередь этот роман заставляет задуматься, учит делать выбор и не принимать все однозначно. Ибо зачастую добро для одного не является добром для других. И бывает, что, творя то, что считаешь правильным для себя и условных своих, ты наносишь вред другим, которые, вполне возможно, зла вам и не желали. Роман в чем-то можно было бы охарактеризовать штампами аля «порабощай и властвуй» и «право сильного» — но, во-первых, суровая действительность будущего хаоса жизни после возможной ядерной войны обязывает выживать любыми способами. А во-вторых, книга не зациклена только на этих проявлениях человеческого «естества», в ней нет только белого или черного — истории переплетены, осмысленны и покрашены в разные полутона. Нет изначально только правых, каждое мнение имеет место быть, каждому читателю дано право выбрать то, что для него правильно, или осмыслить то, что он считал правильным до прочтения этой книги.
«Дорога» особенно сильна тем, что пугает не своей фантастической составляющей, а реально возможными последствиями, жуткими в своей правдоподобности и имеющими все основания быть в действительности. Сколько бы я не читал и не смотрел фантастику и фильмы ужасов – реальность гораздо страшнее всех выдуманных уродцев и страшил. Ибо на подсознании ты понимаешь, что выдумка есть выдумка, а голову тебе условный отморозок запросто расшибет и за жалкие копейки. В этом плане произведения Дмитрия выгодно отличаются от других в жанре постапокалиптики. Так как он не гоняется за внешними наворотами и описаниями двадцатой головы, тридцатых щупалец – все это внешняя мишура, избытком которой уже никого не удивить. Как не уродуй уродца, и какой бы жести ему не приписывай – все уже давно все видели, и зачастую очередные потуги на этом поприще вызывают уже не страх и любопытство, а омерзение. Пусть у Дмитрия мутанты и монстры возможно более «приземленного» вида, зато последствия от встречи с ними, описание их психологии и поведения настолько ярко и скрупулезно показаны, что начинаешь верить. А в то, во что веришь – того и боишься. Ибо подкрадется сзади маленьким зверем писцом да как даст больно! ;)
Отдельно хотелось бы отметить рост Дмитрия как писателя, который не боится экспериментировать. Если ранее в его произведениях было все сурово-брутально-серьезно и юмором попахивало через раз, да и то больше на уровне бытовых подначиваний (но, оговорюсь, те романы и были настроены на подобный лад), то в «Дороге стали и надежды» мы видим реинкарнацию лучших традиций Шекли и Гаррисона. Обыденные подколы никуда не делись, но! В данном романе присутствует множество удачных отсылок к современным проявлениям жизнедеятельности, причем во многих сферах и кругах – тут тебе и присказки, популярные в нашем отрезке времени, и вырезки из кинематографа и книжной индустрии. И самое главное — личные наблюдения автора за творящимся вокруг круговертом жизни, зачастую в юмористическом и\или саркастическом ключе.
Так что экшен, как говорится, экшеном. (Который, опять же, описан очень правдоподобно и реалистично). Но! Как по мне, главное в романе Дмитрия это то, что его произведение позволяет задуматься не только о возможном будущем, но и о социальных и насущных проблемах настоящего. Увидев корень, можно предотвратить, или умеющий уши да слышит. Жесткому апокалиптическому реализму однозначно быть! И пусть Д.Мартин покурит в сторонке ;)
Ну и напоследок небольшая ложка дегтя :) Порой уважаемый автор уж очень много дает на откуп фантазии читателя – как бы дает задатки картины, а потом резко обрывает, из серии — дальше дорисуйте сами. Оно, конечно, хорошо тренирует фантазию и воображение, но иногда хотелось бы конкретики. А то фантазия бывает ну очень бурной, исходя из личной испорченности ;) Но это, конечно, проблемы читающего индивидуума и не столь существенны :)
А самый же большой и жирный минус в том, что на творения Дмитрия подсаживаешься как на наркотик и усиленно ждешь продолжения, прям как сериал «Игра Престолов» ;)
Dobkachleo, 11 июля 2014 г.
«Путь бетона и страха»
Рецензия на «Метро 2033: Дорога стали и надежды» Дмитрия Манасыпова
Не так часто узнаёшь, что «Вселенную Метро 2033» читают писатели, формально к ней не относящиеся. Более того ― читают и выкладывают прекрасные большие рецензии на романы серии, а ещё общаются с другими поклонниками проекта. Дмитрий Манасыпов изначально повёл себя именно так, вызвав неподдельное восхищение и уважение у многих (но буду говорить в первую очередь за себя). А потом выяснилось, что этот писатель решил сделать свой вклад в развитие постъядерного мира. Да к тому же описать доселе едва задетые территории. Разумеется, я был безумно рад такому повороту событий!
«Дорога стали и надежды» ― роман для реалистов и любителей боевика, экшна. В нём три сюжетные линии. Первая берёт начало под Уфой, повествуя о сталкере-контрабандисте Пуле, в миру Азамате Абдульманове. Это хороший парень, убивающий мутантов. Действие второй линии разворачивается в Оренбургской области. Она посвящена Инге ― майору Ордена Возрождения, редкостной стерве, но талантливому полководцу (или лучше сказать «командиру»?). Уж не знаю почему, но эта линия, как мне кажется, далась автору хуже двух других. Может, не так уж он и любит описывать практическое абсолютное зло, а может, это я так воспринял, кто знает… Ну, и третья линия посвящена приключениям вынесенного на обложку Морхольда, бравого сталкера, убивающего всякую шваль и помнящего времена до войны, и обладающей необычным даром девушке Дарье, которая понадобилась ну абсолютно всем!
Первая и третья линия интересны тем, что они донельзя схожи. И хотя Дмитрий прямо указал, что Азамат не выглядит очень сильным, да и молод, плюс у него всегда с собой огромный саблезубый котик, а Морхольд ― вполне взрослый силач, да и занимается спасением девчонки, мне показалось, что эти герои (да и Уколову можно сравнить с Дармовой, что уж тут) суть одно и то же. Оба оказываются храбрыми воинами, легко разбираются с врагами (а если нелегко, то с грубой весёлостью), заботятся о попутчиках. И обоих можно отнести к злому добру, если так можно выразиться.
Морхольду в своё время приходит во снах красивая молодая девушка, просящая её спасти, и удивлённый сталкер приходит в Кинель, где находит Дарью Дармову. Азамата, нарушившего законы Новоуфимской Коммунистической Республики, отправляют найти племянницу главы СБ (или другой шишки, не уверен), а та оказывается Дарьей Дармовой. Загадочный Мастер (возникла ассоциация с Мастером Витом из «Ниже ада» и «Сестёр печали» Андрея Гребенщикова и Мастером из «Доктора кто») находит девушку, обладающую сильным даром к телепатии, и хочет её заполучить. Он отправляет на её поиски Ингу Войновскую, и та устремляется… Правильно, за Дарьей Дармовой.
Это если без спойлеров. Выходит, героям аж и трёх регионов почившей России понадобилась одна молодая девчонка, пускай и способная на многое. В принципе, банально, но Дмитрий Манасыпов знает, как наполнить сюжет интересными моментами. И вот уже в каждой главе убивают, пытают, пытаются изнасиловать, бегут и так далее. Военное положение во всей красе! Следить за событиями действительно интересно, книга не даёт расслабиться.
Интересно, что очень часто автор делает отсылки к событиям пятилетней давности. Видимо, быт в Поволжье начал налаживаться примерно в то время.
Кстати, об отсылках. Я был очень удивлён, наткнувшись на реверанс в сторону «Второго шанса не будет» Сурена Цормудяна. Вот уж чего-чего, а этого я не ожидал. Помню, в своё время я назвал мир ВШНБ альтернативной «Вселенной Метро 2033», этаким параллельным миром. «Дорога стали и надежды» вскрыла границу и на мгновение соединила их.
Но что-то я отвлёкся. Коли уж заговорил о неотпускающем сюжете, то стоит замолвить слово и за финал. А финал ― такая гадость, которая может перечеркнуть все старания писателя. К счастью, обошлось. Концовка, хоть и немного грустная, но открытая, не подкачала. Получился хэппи-энд со вкусом пепла на губах. То, чего и стоило ожидать от такой по-настоящему мужской серьёзной книги. Очень рад, что Дмитрий Манасыпов принял участие в серии и отметился именно таким сильным произведением. Если будет продолжение, буду совсем не против его прочитать.