Лоис Макмастер Буджолд «Шалион»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
«Что касается внутренней хронологии мира, то первой идёт «Священная охота». В повестях о Пенрике действие происходит примерно на сто пятьдесят лет позднее, а в «Проклятии Шалиона» и «Паладине душ» — ещё через столетие или около того».
(Лойс Макмастер Буджолд)
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Цикл книг |
- /языки:
- русский (8), английский (9)
- /тип:
- в планах (2), книги (15)
- /перевод:
- А.В. Александрова (3), К. Егорова (1), Т. Зименкова (3), В. Миловидов (1), А. Ютанова (3)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 27 марта 2019 г.
Хорошая серия, впечатление от которой портит последний (по времени написания) роман.
«Проклятие Шалиона» и «Паладин душ» — неплохие романы, полные приключений, благородных и смелых героев, прекрасных дам и щепотки магии. В этих романах лично меня подкупило то, что для того, чтобы впустить магию в реальный мир, требуется желание и воля кого-то из героев. Таким образом, чудес даром не бывает, за все приходится платить.
«Священная охота» стоит особняком от двух других романов. Прежде всего, здесь нет знакомых героев. Действие происходит неизвестно когда и, строго говоря, не в Шалионе, а другой стране мира. И слишком уж много всего автор туда намешала. Буквально, кусками перенесла идеи из предыдущих романов. Книга теряет логику, слишком много мятущихся героев и непонятных событий.
В общем, эти книги написаны для развлечения. Но написаны хорошим автором. Если не читать «Священную охоту», то положительные эмоции от знакомства с «Шалионом» получить вполне реально.
Корделия, 3 апреля 2015 г.
Замечательно, что весь Шалионский цикл издали под одной обложкой. Это и удобно для чтения, и позволяет лучше понять многогранный мир, созданный автором. Впрочем, наиболее сильное впечатление на меня из всех трёх романов произвёл самый первый («Проклятие Шалиона», 2001 г.), прежде всего благодаря своему НЕГЕРОЮ.
Героями своих произведений Буджолд делает именно «негероев».
Принятый стандарт для главного действующего лица фантастики или фэнтези: железные нервы и такие же мускулы, быстрота реакции, «семерых одним ударом», а также неисчерпаемое обаяние и стабильный успех у женщин. Этакий Конан-варвар в разных обличиях.
Буджолд словно специально задаётся целью разрушить стереотип. Майлз, герой «Саги о Форкосиганах», — калека от рождения, хилый, слабый и отвратительный внешне. Кэсерил в «Проклятии Шалиона» слаб и беспомощен по другим причинам. Но он явный негерой. Он постоянно стремится уйти от конфликтов, избежать столкновений. Немолодой, некрасивый, бесконечно усталый, страдающий от нечеловеческой боли и тоже, на определённом этапе, превращающийся в урода (он и сам так себя воспринимает).
Но и Майлз и Кэс нужны автору, чтобы выразить безусловно важную для неё мысль: героизм не зависит от природных и внешних данных; он там, где по-настоящему сильный дух. Несломленная душа сильнее любой материальной оболочки!
А рядом всегда, для контраста, маячит традиционный герой — красивый, умный, обаятельный, храбрый. Но он у Буджолд всегда на вторых ролях. (Рядом с Майлзом — Айвен, рядом с Кэсом — Палли). Да, они есть, эти замечательные красавцы, но не они творят историю...
Кроме прочего, Буджолд создала, на мой взгляд, весьма интересную мифологию (даже, скорее, теологию) своего мира. Сначала, читая о странных богах: Отце и Матери, Сыне и Дочери, о боге «всего, что приходит не в своё время», — воспринимаешь их как некие условные «картинки», которым нелепо поклоняются в вымышленных государствах. И только потом постепенно начинаешь сознавать, насколько глубоко у автора понимание божественного. Боги не вмешиваются в жизнь людей. Они заведуют миром душ, духовной призрачной Вселенной, которая — рядом с нами, за тонкой перегородкой, отделяющей жизнь от смерти. Буджолд заставила меня по-особому взглянуть на материальный мир (вместе с героем), ещё раз оглядеться вокруг и увидеть, что этот мир прекрасен и непередаваемо интересен!
Книги Л.М. Буджолд всегда непросты, всегда дают повод для размышления о Вселенной и Человеке.
primorec, 25 апреля 2012 г.
Если кто думает, что рыцарские романы придумали для мужчин, то он глубоко ошибается. Этот незабвенный жанр создали для дам и только для дам, скучающих в пустых замках/или квартирках — кому, как повезло/, пока их рыцари развлекались на стороне в обществе более практичных и доступных красоток и проламывали черепа врагам на поле брани. И поэтому наполнены рыцарские романы всем, что так мило женскому сердцу.
К чему это я? А это так, вступление к отзыву о цикле «Шалион», который много ближе к рыцарскому роману, чем к фэнтези. Собственно от фэнтези — только сам придуманный мир Шалиона. А все прочее... Замки, короли и королевы, рыцари, тайны и интриги — все, что может пожелать душа скучающей девицы, ожидающей прекрасного принца на белом коне, или дамы, оставленной в одиночестве верным /или не очень/ паладином.
Неспешное повествование, длинные описания интерьеров и нарядов, столь подробные, что вполне годятся для модных журналов или пособий по украшению дома в средневековым стиле. Мельчайшие подробности жизни героев — от того как спали и что ели до описания их генеалогии и видов на брак со всеми подробностями родственных связей. Множество интриг, девичьих слез из-за тайной любви, мистики и сложных взаимоотношений с местными богами и богинями, размышлений, диалогов. И, конечно, счастливый конец, когда злодеи получат свое, а страдающие девицы и дамы обретут счастье в объятиях возлюбленных. А такое обилие всего «женского» предполагает, что собственно действия будет немного. Так, пара эпизодов с маханием мечами.
Но при всех этих, кому — достоинствах, а кому и недостатках, герои действительно получились у автора на славу. Еще бы, если уделить им столько внимания. Особенно Казарил — несправедливо преследуемый и благородный, Словом, без единого недостатка — настоящий образец для женских грез. Или вечно страдающая Иста. Это чтобы читательницы всех возрастов прониклись состраданием к бедам героини и соотнесли ее судьбу с собственными невзгодами.
Так, что цикл неплох, особенно, если Вы — женского пола, обладаете массой свободного времени и испытываете острый недостаток в благородных рыцарях.
dimon1979, 8 августа 2011 г.
Я никогда не делил авторов на мужчин и женщин, может мне везло с выбором книг и не попадались откровенно женские романы, но прочитав цикл Буджолд «Шалион», который полностью соответствует моему определению женского романа, я наверное буду строже подходить к выбору книг, написанных женщинами. Попробую объяснить почему.
Трилогия «Шалион» состоит из трех книг, если вы будете читать книги в серии ЗСФ, каждая будет объемом около 600 страниц, я читал цикл в одном томе « под Дозоры» — 1050 страниц маленьким шрифтом, для меня это большой объем текста и хотелось прочитать по-настоящему интересные книги, но вышло все немного не так.
В книгах автора есть все необходимое для хорошей книги — яркие герои, продуманный сюжет, тайны и загадки, четко прописанный мир, в котором происходят события. Казалось бы читай и получай наслаждение, однако не все так просто и однозначно, Буджолд считает, что читателю необходимо знать все подробности жизни придворных во дворце, чем они питаются утром, в обед и вечером, что одевают в повседневной жизни и на праздники. Кроме этого автор расскажет читателю о всех династических браках и союзах, почему необходимо было выйти замуж за одного, а не за другого, подробно расскажет о переживаниях девушек перед свадьбой, после свадьбы и во время совместной жизни. Может это и нравится читателям-женщинам, но меня такие подробности очень напрягали и читать было очень нудно.
Что мне понравилось в цикле «Шалион»? В первую очередь — герои, придуманные автором, недостаток действия и практически отсутствие боевых действий, компенсировалось хитроумными интригами и закулисными играми, следить за противостоянием враждующих сторон было очень увлекательно и предугадать некоторые ходы и что за этим последует, получалось не всегда. Также в плюсы автору можно занести и придуманный мир Шалиона, в котором люди иногда общаются с богами и могут совершать некоторые поступки с их позволения, избранники богов могут видеть зло внутри человека и при помощи магии бороться с его проявлениями.
Цикл состоит из трех книг, каждый из романов является самостоятельным произведением и читать можно в любом порядке, очень жаль, что я этого не узнал раньше, скорее всего знакомство с этим циклом было бы прекращено после первой книги.
kagerou, 7 августа 2010 г.
Судя по количеству голосов, цикл менее популярен, чем «форкосигановский» — и совершенно напрасно. Да, трудно отвыкать от старых любимых героев и привыкать к новым — но Кэсерил, Иста, Исель и компания того стоят.
И уж тем более того стоит мир Шалиона — с интересной богатой историей, весьма нестандартной теологией и, как всегда у Буджолд — очень человечный.
Skrag, 16 июля 2012 г.
Первые две книги прочитал на одном дыхании за два дня, третью осилил на половину, хотя сюжет мне показался более интересным за счет новых персонажей и развития темы «богов» в мире Шалиона.
stogsena, 13 февраля 2008 г.
«При дворе Иаса Иста не могла не узнать способы, как мужчина и женщина — или любая другая комбинация участников — могут доставить друг другу удовольствие, не рискуя получить последствия в виде детей.» Замечательный образчик дамской логики или просто случайный ляп переводчика? Впрочем, сложность межполовых отношений в цикле — ничто перед актом соития любого из божественной Пятерки со своим сосудом-святым. Да, в общем и демоны не сильно отстают... И если Леонид Андреев показал процесс «вочеловечивания» «сверху», то Лоис видит и показывает его со стороны сосуда, как может только женщина, с ее любовью, страхом-неприятием вмешательства извне, и т.д., и т.п. Это к вопросу, может ли жещина писать от лица мужчины — может, если мужчина — святой!
Пожалуй, здесь налицо определенный прорыв в осмыслении образов и внутреннего мира святых (пусть и неземного пантеона) в современной литературе, причем не только фэнтезийной. Все остальное — крепкие характеры других персонажей, дворцовые интриги, войны местного значения — как-то отступает в тень перед сиянием аур святых. Хорошо это или плохо для цикла в целом — каждый читатель найдет свой ответ на вопрос.
По-моему, автору удалось и «линию провести» в стиле поэта тов. Фанерного, и интерес поддерживать в каждом отдельно взятом романе за счет постоянного нагнетания атмосферного давления. То есть идея не поглотила полностью содержания, как это случилось, например, у Стругацких «за миллард лет до конца света». Хотя и до Маркесовского слияния идеи и содержания дело не дошло, все же это у богов получается лучше...
okter, 14 июля 2009 г.
Интересный мир, интересные герои, интересные взаимоотношения человека с богами. Первая книга мрачновата, зато хорошо передает атмосферу нависающего проклятья. Третья книга не связана с первыми двумя — мир тот же, но другая страна, другие герои, и боги как-то не у дел, вокруг животная магия. Больше всего понравилась вторая книга. Судьба женщины, которая много страдала, даже была признана сумашедшей, но в конце нашла своё счастье и призвание.
TheMalcolm, 1 января 2007 г.
Аннотация прилично устарела — русский перевод третьей книги уже с полгода как вышел.
Самое приятное, что Лоис не занимается самоповторами — каждая следующая книга совсем другая. Самое неприятное, что после первой части автор совершенно ушла от «исторической фэнтези» в область чистого воображения. В этом смысле известная сериальность таки чувствуется. Стало меньше оригинальности и больше стандарта. Главная находка первой части — аналогия одержимости демоном и рака — так и осталась непревзойдённой.
leonka, 11 ноября 2005 г.
Хороший роман, думаю, не слабее, чем первый. В начале несколько затянутый, но к середине становится напряжённее. Интересные взаимоотношения человека с богами, «святость», как тяжёлая миссия... В общем, очень рекомендую, а тем, кому понравилось «Проклятие Шалиона», — рекомендую вдвойне! Жду перевода третьей книги.
abadinttb, 18 мая 2007 г.
Неплохой фэнтези, магии как таковой нет и если есть то только это не печать какого нибудь бога.А так ничего живенько.