Эрнст Т. А. Гофман «Музыка Бетховена»
«Музыка — самое романтическое из всех искусств.., потому что имеет своим предметом только бесконечное». И Бетховен — это тот, кто взглянул на искусство инструментальной музыки с безграничной любовью и проник в глубочайшую его сущность. Его музыка «движет рычагами страха, трепета, ужаса, скорби и пробуждает именно то бесконечное томление, в котором заключается сущность романтизма».
Входит в:
— цикл «Крейслериана» > цикл «Крейслериана, главы с 1 по 6»
— сборник «Фантазии в манере Калло», 1814 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 21 июля 2022 г.
– Мне вот не нравится певец N.
– Ты был на его концерте?
– Нет, мне сосед напел.
(Старый анекдот)
Я плохо разбираюсь в музыке. Я не слушал классиков. И когда речь идёт о Бетховене, не слушая его произведений, трудно полностью оценить, о чём идёт речь (ну, тут хотя бы Бетховен, а не совсем мне неизвестная опера «Ombra adorata» из одноимённой главы «Крейслерианы»). Можно только довериться автору эссе. А послушать упомянутые произведения упомянутых композиторов (тут ещё и Гайдн с Моцартом) всё равно не тянет, даже при моей любви к Гофману.
Но одно дело доверится выраженным в тексте ощущениям Гофмана/Крейслера от музыки композитора вообще, а другое дело – от отдельных частей музыки, которой я не слышал. А такое тут тоже есть.
Остается только довольствоваться сторонними вещами – рассуждениями о преимуществах фортепиано, например, или утверждением, что Бетховен – настоящий романтический (в ключе понимании романтики Гофманом) композитор.
Yazewa, 1 марта 2008 г.
Эту главу по достоинству может оценить, пожалуй, только профессиональный музыкант. Или большой любитель музыки.