Эрнст Т. А. Гофман «Кавалер Глюк»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Однажды поздней осенью в Берлине автор повествования встречает человека примечательной наружности, с которым — почти случайно! — заводит беседу о музыке. Речь незнакомца была чрезвычайно эмоциональна... но он внезапно исчезает. Выяснится ли его личность при следующей — снова случайной! — встрече?..
Кроме переводчиков указанных в базе изданий, произведение переводили:
- С.С. Игнатов (М., Геликон, 1918)
- П.О. Морозов (Пг., 1922)
Входит в:
— сборник «Фантазии в манере Калло», 1814 г.
— антологию «Fantastic Worlds: Myths, Tales, and Stories», 1979 г.
— антологию «Избранная проза немецких романтиков. В двух томах», 1979 г.
- /языки:
- русский (15), английский (1), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (18)
- /перевод:
- М. Бекетова (2), С. Игнатов (1), Н. Касаткина (10), Л. Кент (1), Э. Найт (1), Е. Попович (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 9 июля 2022 г.
Итак, это, кажется, первая проза Гофмана. Но уже здесь видны его основные принципы:
А) это рассказ об искусстве, с рассуждениями о сути и красоте музыки;
Б) в нём есть разделение общества на две группы – обыватели и поэтические души;
В) есть раздвоение мира – на мир материальный и мир духовный с его чудными гротескными (тоже ведь гофмановская «фишка») видениями. Кстати, даже лицо неизвестного знакомца «раздвоено» – «мягко очерченный подбородок составлял странный контраст с замкнутым ртом…»;
Г) есть ирония, легкая насмешливость в авторском тоне;
Д) и есть мистификация. Из текста без сносок (а они не везде присутствуют) понять это трудно, но на момент происходящих событий реальный кавалер Глюк был уже мертв.
Вот и получается, что этот совсем небольшой и первый рассказ уже несёт в себе все «приятности» Гофмана зрелого.
Yazewa, 15 февраля 2008 г.
Совершенно чудесное (чем вообще отличается Гофман!) литературное описание музыки. Ничего подобного я, кажется, не читала ни у кого! И очень мастерски создается атмосфера произведения.