Филип Дик «Военная игра»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В Бюро Стандартизации Импорта ведётся проверка товаров на предмет возможной диверсии со стороны Ганимеда. Ведь по слухам, дошедшим из кругов, связанных с разведкой, спутники Юпитера рассматривают возможность военных действий против торговых конкурентов, а точнее, против Земли.
И, как ни странно, наибольшее подозрение вызывает военная игра для детей «Штурм Крепости»…
Входит в:
— журнал «Galaxy Magazine, December 1959», 1959 г.
— сборник «Сохраняющая машина», 1969 г.
— антологию «The 13 Crimes of Science Fiction», 1979 г.
— сборник «Robots, Androids, and Mechanical Oddities: The Science Fiction of Philip K. Dick», 1984 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 30», 1985 г.
— сборник «Особое мнение», 1987 г.
— антологию «Бесконечная игра», 1992 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents Favorite Sci-Fi Private Eye Stories», 1993 г.
— антологию «Фантастика века», 1995 г.
— антологию «Sci-Fi Private Eye», 1997 г.
— антологию «2099 Antología de Ciencia Ficción», 2012 г.
— антологию «Созвездие Льва-8», 2022 г.
— сборник «Миры Филипа Дика», 2023 г.
- /языки:
- русский (13), английский (7), немецкий (1), испанский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (1), другое (1)
- /перевод:
- В. Баканов (7), А. Гнедкова (1), Т. Зиглер (1), М. Пчелинцев (2), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rovdyr, 12 сентября 2022 г.
«Военная игра» — несомненно, одно из лучших произведений Филипа Дика, что мне довелось прочитать. Рассказ сравнительно небольшой, но очень емкий (в нем я не усмотрел ни одного лишнего предложения) и содержит интригу, выстроенную с восхитительным мастерством.
Суть ее в следующем. Цивилизация Ганимеда потенциально враждебна Земле, но на момент действия рассказа связана с нашей планетой торговыми отношениями. Все ее товары подлежат тщательной инспекции. Герои произведения проверяют три детских игры: военную (солдатики, представляющие собой мини-роботов, непрестанно и разнообразно штурмуют крепость), устройство типа аппарата виртуальной реальности, и экономическую — на первый (поверхностный) взгляд, аналог всем известной «Монополии». Подвох кроется в одной из игр. Думаю, любой мало-мальски искушенный читатель быстро понимает, о какой игре идет речь (по классике жанра, это должна быть наименее подозрительная игра), и интрига тут не в этом, а в том, в чем именно заключается диверсия.
Дочитав до конца и узнав разгадку, я был поражен. Не берусь однозначно судить, какое впечатление она могла произвести на читателя 1959 года (тогда это выглядело вымышленной антиутопией), но сейчас, в 2022 году, она показалась мне фантастически актуальной, отражая один из весьма странных (я бы сказал — патологических) аспектов современной социальной психологии в Западном мире. Приведу его, естественно, в спойлере:
romanpetr, 8 мая 2020 г.
Классный рассказ с психологической закруткой и совсем не детский, хотя кому-то могло показаться, что использовав в рассказе тему игрушек, Филип Дик сделал скидку на возраст. Ни в коем случае! Автор довольно здраво подошел к этой теме и умело расписал возможность проникновения и захвата Земли путем «безобидного» влияния на детей. Через кого ж ещё? Только через самое слабое место у людей. Вспомнился О'Генри с «Вождем краснокожих» , когда Билл кричит: «Эй,мальчик, не хочешь ли пакетик леденцов и прокатиться?». Вот через такой «пакетик» и планируется вероломный захват со стороны Ганимеда...
В Бюро Стандартизации Импорта прибыли всевозможные детские игры и там ведётся , достаточно серьёзная проверка товаров с целью не допустить возможную диверсию. По поступившей информации из разведки, обитатели спутников Юпитера стряпают план военных действий против землян.
Три игры вызвали наибольший интерес и подозрение. На первое место в списке попадает военная игра для детей «Штурм Крепости», где умеющую обороняться крепость, атакуют всевозможными способами 12 солдатиков. Постепенно, солдатики исчезают по одному, а штурм продолжается , как ни в чем ни бывало. Руководитель группы испытателей игрушек Пинарио и его начальник Уайзмен стараются проследить игру до конца под своим неусыпным наблюдением... Была и ворая вещь: «чудо-плащ» — сразу выдал себя с головой , показав свою внутреннюю приманку....Но есть еще одна игра — «Синдром» как две капли воды похожая на «Монополию» с единственным отличием-подвохом, которая и держит всю интригу произведения до конца...
Считаю, что рассказ — классика, мог претендовать и на серьёзную премию, и на включение в хрестоматию НФ. Дик предостерег и провел урок , который можно использовать, в целом, чтобы не наступить в «подобном» будущем на грабли.А также обратил внимание на обязательное дотошное изучение любых инструкций, ибо они могут содержать некий основополагающий ключик ко всему. Что ж! Делаем выводы, благодарим Дика, идем дальше...
mr_logika, 21 августа 2017 г.
Сначала рассказ оставляет впечатление почти шедевра, и только после второго прочтения с основательными паузами для раздумий становится ясно, что можно обойтись и без слова «почти». Начну с не самой главной, но интересной детали сюжета — детские игрушки для Земли производятся на Ганимеде и спутнике (не сказано, на каком) Урана. Это очевидная и, кажется, совершенно безобидная, без подтекста (ну, а вдруг он всё-таки есть? посмотрим...), шутка. Что может против Земли какой-то Ганимед, или ещё более суровые спутники Урана, полностью зависящие от метрополии, если цена изготовленных там игрушек (плюс доставка) окажется на пару порядков выше тех же изделий, произведённых на Земле? Сделав это, не такое уж необходимое замечание, перейду к тому, о чём, собственно, и написан рассказ.
Вот такое любопытное наблюдение, касающееся иерархии должностей в Бюро Стандартизации Импорта (БСИ). Руководитель группы испытателей игрушек Пинарио человек, безусловно, умный. Инструкции к играм он, хотя и не всегда, но читает. Испытав на себе «Ковбойский костюм древней эпохи Американского Запада», он и сам не покалечился и своего непосредственного начальника Уайзмена избавил от неприятностей. Уайзмен заметно глупее. Ребёнок в его голове сидит где-то совсем близко к коре больших полушарий, и что бы с ним произошло при испытании ковбойского костюма, не окажись рядом Пинарио, представить себе не очень трудно. Когда Уайзмен произносит свой короткий монолог, анализируя военную игру с точки зрения статистики (как ему кажется) вопреки очевидному ходу игры, становится ясно, что в игре он ничего не понимает* и несёт свою ахинею, скорее всего, в расчёте на присутствующего тут же Фоулера. Этот — начальник Уайзмена — человек уже совершенно не соответствующий своему уровню (находящийся явно выше своего потолка) и просто опасный. Идея Уайзмена, обладающего неплохой фантазией, о том, что игрушка «Штурм Крепости» может быть крайне неприятным сюрпризом (его поддерживает Пинарио**), вызывает совершенно неадекватную реакцию Фоулера. Число солдат в ускоряющемся темпе уменьшается, игра приближается к предполагаемой непоправимой развязке, но на предложение Уайзмена вызвать эксперта-сапёра из министерства обороны Фоулер отвечает: «Сперва доиграем». Играют они в «Сделку» (тоже продукт ганимедской промышленности), разновидность (даже аналог) известной на Земле очень длительной игры «Монополия», доигрывать можно довольно долго, но начальник принял решение и поэтому эксперт появляется только в последний момент. Это двуногое без перьев из министерства обороны действует так оригинально, что кажется сбежавшим пациентом дурдома. Пытаясь перекусить провод кусачками с не изолированными ручками, он хватается за корпус крепости. Хорошо, что испытатель Пинарио и здесь оказывается на высоте.
Все эти люди никакая не фантастика, здесь сатирически изображено реальное положение дел, а именно — всем управляют тупые бюрократы, часто принимающие на работу ещё больших дебилов. Такие же тупицы на Ганимеде пишут инструкции для игр. В инструкции по «Штурму...» нет ничего о правилах игры, есть только список голосовых команд, которыми играющий ребёнок может руководить солдатами, благодаря чему у него сложится впечатление, что он на самом деле руководил штурмом. Игра действительно психотерапевтическая (это Уайзмен в инструкции нашёл), способствующая самоутверждению маленького будущего командира, и люди это поняли после первого испытательного прогона. Только придурок Уайзмен приписывает ганимедцам ход мысли, на который способен лишь такой же тип, как он сам, и собирается продолжать наблюдение за игрой, очевидно, бесполезное; но он упрям и будет сидеть до посинения (и испытателей заставит), изображая служебное рвение перед Фоулером. В инструкции по Ковбойскому костюму, который есть не что иное, как очень совершенный узкодиапазонный фантомат, лохи с Ганимеда забыли написать, что играющий должен быть зафиксирован в специальном кресле. Эту инструкцию можно дописать и разрешить эксплуатацию игрушки лицензированным игровым центрам.
Инструкция к «Сделке» написана каким-то совсем уж тупым деятелем. Сразу приходит в голову такая пара игр, как шашки и поддавки. Умных ходов в шашках всегда один, максимум два. В поддавках умные ходы это почти все остальные возможные. Соотношение «Монополии» и «Сделки» ровно такое же. «Монополия» развивает стратегическое и тактическое мышление в экономике, «Сделка» практически не требует мозгов и напоминает обыкновенный шопинг, когда на вопрос, зачем купил? (купила), следует ответ — чтобы было.
В конце рассказа, когда, прочитавшие инструкцию дети обнаруживают, что «разбогатевший» отец-то проиграл (!), становится ясно, что, поиграв немного в поддавки, дети бросят это бесполезное занятие и не будут принимать во внимание дурацкое правило, которым только и отличаются две игры. Ну и взрослые, конечно, объяснят. Так что, никакой «подставки (так в тексте)***, предназначенной отвлечь наше внимание» от «настоящих событий», которые «происходят где-то в другом месте», здесь нет. Есть только бюрократы и другие люди, занимающие чужие места в жизни, люди разной степени тупости и воображения, безразлично, на Земле они живут или это ганимедцы**** земного происхождения.
Паноптикум земных управленцев эффектно завершает «выигрывающий» в «Сделке» коммерческий директор (!) сети нью-йоркских магазинов для детей Джо Хоук, ворующий сам у себя новые игрушки. «У нас их тысячи — успокоил Хоук [жену]. — Всё битком набито. Никто не заметит».
*) Солдаты, постепенно проникают в крепость, и, чем больше их оказывается внутри, тем сильнее они мешают обороне. Когда все атакующие внутри, оборона крепости считается полностью парализованной и она переходит в руки нападавшей стороны. Этого нет в тексте рассказа, но я так представляю эту игру.
**) Идея Уайзмена совершеннейший бред (зачем это было бы нужно ганимедцам?), Пинарио просто считает не лишним перестраховаться.
***) Обычно в подобных случаях употребляется слово подстава.
****) Не в этом ли соль шутки, с которой я начал? Там сидят люди, желающие торговать игрушками на Земле. Очевидно, основы их экономического мышления заложены долгими упражнениями на «Сделке».
martinthegod9, 4 июля 2017 г.
Кажется, обнаружен потенциальный кандидат на одного из моих любимых авторов. Конечно, это лишь второй прочитанный у автора рассказ, но все его составляющие (уже второго) настолько меня удовлетворяют, что после прочтения остается чувство эйфории.
Рассказ сразу напоминает много чего: фильм «Солдатики» 1998 года, рассказ Кинга «Поле боя», повесть Мартина «Короли-пустынники», а также массу произведений об ощущении себя в иллюзорном мире (момент с плащом). Правительственная компания проверяет детские игрушки, поступающие с другого небесного тела, производители на котором, согласно разведданным, планируют совершить таким способом диверсию. На испытании в компании находятся три вещицы: энергетически заряженная крепость с дюжиной солдат, которые постоянно нападают на нее, каждый раз меняя тактику, и которые затем по одному, с сокращающимся интервалом, поглощаются этой крепостью; сомнительного вида плащ, больше похожий на лохмотья, который отправляет владельца в мир грез, в который веришь безоговорочно, не желая вспоминать о мире реальном; и обыкновенная настольная игра «Синдром», всеми параметрами напоминающая классическую «Монополию».
Сюжет настолько завораживает, интригует, что оторваться от чтения невозможно. Кажется, я догадываюсь, каков главный прием Филипа Дика — паранойя. И эта паранойя передается читателю. Описания содержатся именно в той мере, чтоб читающий мог с достаточной степенью прорисовки представить картину сюжета, нет каких-то особых образов, всё простецки просто. Интрига на уровне хорошего детектива, постоянно ждешь подвох, и это ощущение не ослабевает. В общем, я интеллектуально опьянен.
И при построении таких, казалось бы, ценных созданных фантазией автора предметов произведения (я про сами игрушки), мораль удивительно проста... Второе название рассказа — «Диверсия». Я юрист, поэтому мне нет необходимости смотреть в Консультант или Гарант, чтобы дать определение диверсии: совершение взрыва, поджога или иных действий, совершаемое в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности государства. То есть имеются две равнозначные цели. Забава рассказа в том, что во время всего чтения подозреваешь, что диверсия будет направлена на подрыв одного, а она в итоге наоборот — направлена против другого.
Эта мораль чрезвычайно проста, но заслуживает уважения. Зачем бить в лоб, если гораздо эффективнее тактика тихого выжидания. И это кровожадное тихое выжидание, направленное подрывом на детские умы так завораживает своей... грозностью что ли, что хочется похлопать автору. Рассказ отличный. Дик суров.
Barrell, 25 ноября 2019 г.
ЧИТАТЬ
Удивили две вещи. Первое, что Филип Дик за свои прокоммунистические, левые взгляды не подвергся жёсткому воздействию госдепа США.
И второе. Автор — замечательный художник. В таком коротком рассказе уместить и философско-социальную концепцию и несколько ярких, отдельных визуализированных картинок. Талант!
Кот Леопольд, 10 апреля 2019 г.
Рассказ захватывает и держит в напряжении до самого конца. Напряжённость постепенно возрастает и ближе к концу рассказа достигает апогея. Только вот финал подкачал и никак не соответствует всему уровню рассказа. Всё может быть, но как-то не верится, что какая-то игра может подорвать финансовое благополучие Земли. Кроме того, рассказ незапоминающийся: ранее читал, но забыл.
Muzzy29, 22 января 2017 г.
Мне понравилось.
Автор отлично показал психологию людей, которые находятся в постоянном стрессе и ждут подвоха от врага — они готовы увидеть угрозу там, где ее нет и в помине. А ведь так просто увести внимание человека от действительно важной вещи и направить его в другую сторону: на более яркую и зазывающую упаковку, и именно так достигается победа в противостоянии.
Эти методы никуда не делись и повседневно проявляют себя в нашей повседневной жизни, например, этим занимается политтехнологи, пиарщики и прочие..
Рассказ получился хороший, жизненный.
vam-1970, 11 августа 2017 г.
Рассказ можно толковать по разному.Это великолепно. Написать такое повествование — а вы , читатели, думайте.И недоверие к врагу или поставщику. И бюрократия в сертификации.
И игра на разорение!!!!
god54, 17 января 2011 г.
Очень оригинальный и необычный рассказ, написанный на пике подозрительности и враждебности двух систем. В то время на полном серьезе изучали самые возможные варианты диверсий друг против друга, в том числе все детские игры в СССР рассматривались именно с идеологических позиций. Поэтому рассказ придал этой фобии вполне реальные очертания. Хотя для страны социализма такая игра была бы просто находка, ведь этот строй предусматривает не накопление капитала, а его трату... Написано увлекательно, хотя и несколько скучновато.
fokker, 16 апреля 2010 г.
Шикарный рассказ. Шикарна идея культурно-экономической диверсии в виде игры, пагубно воздействующая на неокрепший детский разум. Верно ведь — дети подсознательно перенесут модель поведения из своих детских игр во взрослую жизнь. И сама реализация этой идеи на гране гениальности:
ХранительИдеи, 30 августа 2009 г.
На мой взгляд, это рассказ об очередном разгильдяйстве в среде людей власть имеющих, обернувшемся провалом. Инструкции пишут для того, чтобы их читали. :dont: Это забавный урок для многих из нас. :biggrin:
kkk72, 4 января 2008 г.
Хороший рассказ. Очень нестандартный, но вполне логичный подход к ситуации. Запутать противника отвлекающими действиями и при этом незаметно подсунуть ему то, что нужно, под видом совершенно привычной вещи — блестящая идея. Но так ли плохо, если тяга к наживе не будет определяющей для наших детей? Очень понравились идеи других детских игрушек. В общем, весьма запоминающийся рассказ.
Pupsjara, 10 июля 2007 г.
Инструкции надо читать всегда, особенно, если речь идет о чем-то новом, даже, если это всего лишь игра. Прекрасный рассказ, надо бы еще почитать что-нибудь у Дика.
Ruddy, 5 июня 2008 г.
Автор блестяще подал идею-вариацию разрушения устоявшегося уклада жизни человечества в будущем. И через кого это делать проще всего? Конечно, через детей. Вот и остережение от мастера, тонкий намёк, «инкрустированный» талантом.
ZiZu, 4 января 2008 г.
Грамотная политика ганимедцев. Они настолько приучили землян, что инструкциям доверять нельзя, что люди просто перестали на них обращать внимание.