Элона Демидова «Цепь»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Сумрак в конце туннеля», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 13 января 2014 г.
«Цель»
Мини-рецензия на «Цепь» Элоны Демидовой
Чтобы привести мысли в порядок касаемо сборника, я однажды решил подсчитать, сколько уже опубликованных в серии авторов приняло участие в создании «Сумрака в конце туннеля». Получилось, что четверо: Константин Бенев, Ольга Швецова, Никита Аверин и… Тимофей Калашников. Вернее, семьдесят пять процентов последнего. В смысле, Константин Баранов уже отметился в антологиях «Вселенной Метро 2033», а остальные камрады уже под своими именами представили свои небольшие творения.
Идейной создательницей «четырёхголового» писателя является, несомненно, Элона Демидова. Её «Цепь» для меня явилась компаньонквелом «Изнанки мира», только на этот раз все интриги коснулись Ганзы. (Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что компаньонквел — это произведение, АБСОЛЮТНО не связанное с оригиналом, но имеющее сходную идею или сюжет («Затура» и «Джуманджи» в качестве примера).)
Как известно, есть люди, имеющие дар синестезии. Хотя, на мой взгляд, им обладают все в большей или меньшей степени. Те, у кого он не проявляется, могут провести синестетический анализ. Я вот и «Изнанку», и «Цепь» мысленно окрасил в красные и бурые тона. Кровь и, гм, да, оно самое. Спутники мрака, а не качества! Но рассказ в какой-то момент перекрашивается, становится чернильно-чёрным, истинно мрачным. Такой резкий контраст с «Котёнком»!.. А я такое не люблю. Мне Свет подавай. Правда, это как с «1984» Джорджа Оруэлла. Прекрасная вещь, а мир не понравился ни капельки. Хотя сверхдержавы — это хорошо… Так вот «Цепь» из таких произведений, которое читаешь, не можешь оторваться, видно — нравится, а спросишь, как оно, и говоришь честно — ужас! Так всё мрачно и жестоко… Не по-женски. Уж не знаю, где Элона черпает вдохновение, но хочется, чтобы в её текстах было «посветлее».
Как следствие, я не могу сказать, понравилась мне «Цепь» или нет. Могу лишь констатировать: рассказ сильный, без дураков.
AlexxPrimoVictor, 13 января 2014 г.
Очень сильная работа... Интересная форма (звено за звеном плетётся цепь, а в финале замыкается), запоминающиеся герои... И простая, жестокая мораль: люди ничему не учатся, всё повторяется снова и снова, как в замкнутом круге или дурном сне.
Так вышло, что перед «Цепью» я читал только «светлые» рассказы («Котёнок», «Прошедший день» и т.д.). И вот — иная, тёмная, грань «Вселенной». Кто-то, возможно, назовёт эту грань «изнанкой», а я скажу иначе: это и есть лицо мира 2033. Да, страшное. Да, шокирующее. Прям не лицо, а харя оскаленная. А что вы хотели? Это Апокалипсис...
eka007, 13 января 2014 г.
AlexxPrimoVictor прямо изо рта схватил! Тоже хочу отметить оригинальную авторскую идею, где название рассказа или скорее повести, как бы вырастает из частей-глав-звеньев. И надо сказать, что благодаря этому возникает дополнительное ощущение какой-то философской кармичности всей истории. Своими поступками герои как бы выковывают свою судьбу. Т.е. конечно, так всегда в жизни и получается, но в данном рассказе это показано особенно выпукло, что ли.
И до последнего момента не угадаешь, кто же выйдет победителем из смертельного поединка двух героев, связанных цепью любви и мести.
Я не стала бы относить этот рассказ к темной стороне сборника. Да, ситуации достаточно драматичны, но в финале все-таки автор дает надежду, что сумрак развеется и проблеск света все-таки присутствует. Хорошо, что здесь нет слез и соплей, размазанных по тарелке. Если бы не знала, что автор Элона Демидова, то не угадала бы женскую руку.
Резюме: отличный текст, держащий в напряжении до самого конца.
Алекс Фриш, 11 января 2014 г.
Удивительно трогательная и в то же время жестокая история, написанная мастерским языком и переданная в отлично прописанных характерах. Когда уже начинаешь думать, будто понял все, открывается нечто новое, о чем и не подозревал — двойное дно, как в чемоданчике шпиона. И о чем повесть даже сказать трудно. О судьбе? О человеке, который пожалел ребенка? Или о выборе, который нам приходится делать? Обо всем разом, пожалуй. Это тот самый случай, когда выбирать приходится между плохим и очень плохим. Как в «Острове проклятых»: Что лучше: жить монстром или умереть человеком? Спасибо автору.