Ксавье де Монтепен «Замок Орла»
Волею Провидения простой врач бедняков Пьер Прост в одночасье стал самым несчастным человеком на свете: он потерял и жену, и маленькую новорожденную дочь.
В ту ночь, когда его малютка покинула мир, к нему в дом нагрянуло трое неизвестных в черных масках. Главный требовал участия Пьера как врача в жизни больной, которой требовалась его помощь. Прост согласился, но маршрут оставался для него тайной, равно как и то, зачем Черной Маске потребовалось избавляться от появившегося на свет ребенка…
Спустя восемнадцать лет события той январской ночи напомнят о себе, а оставленный на своде отпечаток окровавленной ладони и медальон, переданный Пьеру матерью лишенной своего дитя, помогут сорвать маску с лица злодея, ведшего двойную игру…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Konbook, 23 мая 2020 г.
17 января 1620 года.
В одном из скромных домиков деревушки Лонгшомуа жил человек снискавший уважение и почтение обитателей во всем околотке на расстоянии трех-четырех лье. Сына простых землепашцев звали Пьер Прост.
Сначала он хотел стать священником, но чувство независимости возобладало в нем и отказавшись от карьеры врачевателя душ, молодой человек сделался врачевателем тел. Двадцатидвухлетний юноша начал жить не для себя, а для других, пользовал бедняков и добился на лекарском поприще невероятных успехов. Вознаграждение за медицинскую помощь он всегда неизменно отдавал местному кюре, с просьбой раздать деньги как подаяние.
Более десяти лет Пьер жил жизнью полной заботы о ближнем и самопожертвовании, пока однажды не встретил красивую девушку из окрестностей Сен-Клода — Тьенетту Левиллен. Красавица стала его женой. Но... но счастье было недолгим. Через два года, когда Тьенетта разрешилась бременем, родив Пьеру прелестную дочурку, она умерла. Пьер был безутешен. Но смерть супруги не стала единственным ударом, который готовилась нанести ему жестокая Судьба — ему, человеку, который всегда творил одно только добро, ничего не прося взамен...
Заболела и дочка... А на третью ночь после смерти Тьенетты в дом Пьера нагрянули гости...
Их было трое. Трое в черных плащах и масках из черного бархата. Особо выделялся один из них, все в нем говорило о благородстве и жажде к власти и подчинению.
Подчинился ему и Пьер Прост....
Когда странные ночные гости похоронили его малютку-дочь, Черная Маска потребовал, чтобы Пьер отправился с ними. Куда он держал путь — врач бедняков не знал, ему завязали глаза, но услышав чьи-то истошные крики по прибытии в таинственную обитель, понял: роженице требовалась его помощь.
Новорожденную отдали Пьеру — и приказали молчать, иначе болтливость будет стоить ему жизни. Но в память об этих событиях у Проста осталась не только девочка, но и медальон, отданный несчастной роженицей с просьбой позаботиться о ребенке и не давать ее в обиду...
Оставленный на своде отпечаток окровавленной ладони Пьера и станет тем знаком, который поможет сорвать с преступника маску...
Спустя восемнадцать лет события той январской ночи напомнят о себе...
Исторический роман Ксавье де Монтепена, повествующий о храбром молодом человеке — капитана Лакюзоне и его верных соратниках, готовых на все, чтобы остоять Франш-Конте и до поры до времени даже не подозревающие, что в их стане завелась ядовитая змея.
Отмечу, конечно, главного героя — Лакюзона, который мне был очень симпатичен: в меру уверенный в себе, но не самоуверен до потери пульса, смелый, отчаянный, великодушный, преданный друг и жесткий, но не жестокий и, конечно же, справедливый. Не вызывал раздражения, как герои некоторых исторических романов и романов «плаща и шпаги».
Увлекательно, в меру интригующе (все-таки это роман не уголовный, а на произведения с криминальным сюжетом Монтепен настоящий мастер) и в меру динамично.
Итог: 9 из 10
Лирическое отступление-размышление написанное не с целью отпугнуть читателей от романа, а напротив, чтобы заинтересовать.
Есть нюансы, на которые я как поклонник творчества Ксавье де Монтепена не мог не обратить внимания. Это касается стиля написания романа.
Ни для кого ни секрет, что изданию «Врача бедноты» сопутствовал громкий скандал, оставшийся в анналах литературной истории. Обвиняли Монтепена в плагиате и обвинял его тот, у кого успешный писатель на тот момент уже популярный романист (слава «Девиц из гипса» обеспечила модному автору успех в литературных кругах), позаимствовал материалы для книги — Луи Жуссерандо (Жюссерандо). Последний с пеной у рта утверждал, что Монтепен просто дал роману свою название и поместил свое имя на обложку, а не ограничился тем, что черпал материал для вдохновения (кстати, Монтепен дважды упоминает имя Жюссерандо на страницах книги, отдавая тому дань уважения). Конечно, успех был бы на стороне Монтепена при любом раскладе, в этом не стоит сомневаться...
Но...
Вот это «но» меня и тревожило на протяжении всего прочтения романа и вызывало любопытство. Я читал книгу и чувствовал — ну не Монтепен это. Можно допустить, что к 1861 году Монтепен еще не изобрел свой неповторимый стиль, что сомнительно, учитывая четырнадцатилетний литературный опыт. Достаточно прочесть «Марионетки сатаны», изданные годом раньше. Уже там (а может и еще раньше, не могу судить, поскольку романов изданных годами ранее не держал в руках), Монтепен строит повествования по своей излюбленной сюжетной конструкции, повторяющейся в «Фиакре №13», «Кровавом деле», «Разносчице хлеба» или «Красной колдунье» (конструкция, которая сулит успех произведению, поскольку плавно и уверенно затягивает читателя в водоворот страстей, да так мастерски, что книгу не хочется откладывать в сторону) указанные романы выдержаны в одном стиле.
Еще проще сравнить «Замок Орла» и «Повешенного». Два исторических романа, написанных одним человеком и в то же время так по-разному, стилистически несхоже.
Кто знает: быть может это была попытка Монтепена иначе сконструировать повествование, разнообразить своей стиль, но от которого он отказался, чувствуя его слабые стороны?
Что ж ответить на этот вопрос сможет каждый, кто прочитает «Замок Орла» и любое другое произведения Ксавье де Монтепена.
P.S. и все-таки мне больше по душе «уголовный» Монтепен, вот где ему, с набитой рукой мастера, есть, где развернуться!
GGL, 13 октября 2018 г.
Отличный историко-приключенческий роман в духе Дюма-отца.
Главные герои: капитан Лакюзон — молодой человек, стоявший во главе ополчения провинции Франш-Конте; его помощники, храбрые воины — священник Маркиз и полковник Варроз. А также антагонист романа, владетель Замка Орла — Антид де Монтегю.
В тройке доблестных борцов за независимость провинции можно без труда узнать Атоса, Портоса и Арамиса, а чуть позже, по законам жанра, к ним «прибьётся» и Д'Артаньян. Не случайно выбрана и эпоха — правление всё того же Людовика XIII-го. Так что легко понять откуда ветер дует.
Антагонист романа напомнил мне другого монтепеновского феодала — маркиза д'Эспиншаля — владетеля замка Мессиак. «Владетель Мессиака» тоже произведение 1860-х, а потому неудивительно, что черты характеров и атмосфера жилищ этих персонажей схожи.