Леонид Добычин «Город Эн»
О жизни российской провинции в дореволюционное время. В стиле «наивного» реализма автор объективно и с налётом лёгкой иронии показывает обычную жизнь обыкновенных людей.
Входит в:
— журнал «Родник № 10 1988», 1988 г.
— журнал «Родник № 11 1988», 1988 г.
— журнал «Родник № 8 1988», 1988 г.
— журнал «Родник № 9 1988», 1988 г.
— антологию «Расколдованный круг», 1990 г.
— антологию «Трудные повести», 1990 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 25 августа 2023 г.
Надолго позабытая, вновь опубликованная в конце 1980-х годов, но так и не занявшая заслуженного места в читательских рейтингах книга. Роман во многом автобиографичен, действие разворачивается в начале 20 века в неназванном прибалтийском городе, прообраз которого — Двинск (латышский Даугавпилс) — город, где провёл детство примерно в те же годы сам Леонид Добычин.
Книга написана наивным языком, представляет собой фиксацию происходящего вокруг главного героя — мальчика, от лица которого ведётся повествование. Его мир наполнен огромным количеством бытовых подробностей, мелких вещей, грандиозные, казалось бы, события, зачастую практически не затрагивают его и упоминаются вскользь. По мере развития сюжета взрослеет и сам рассказчик, его восприятие меняется, а вместе с ним меняются и его оценки происходящего вокруг. В начинающем волноваться и бушевать большом мире маленький персональный мирок мальчика относительно стабилен и спокоен. Кстати, подобное инфантильно-простодушное описание происходящего вокруг использовалось в «Форресте Гампе».
Весьма оригинальная для своего времени книга, заклеймённая за формализм и забытая, в наше время не потерявшая своего очарования и, в чём-то, актуальности.
Ann.Mcart, 21 мая 2023 г.
Сбивчивый рассказ ребёнка потихоньку становится более ровным и рассудительным, первая невзаимная влюблённость, взросление героя, но всё такая же узкость взглядов, эгоистичность, холодность и поиски выгоды
«Снова на нас надвигались экзамены. Снова мы трусили, что попечитель учебного округа может явиться к нам. Мы были рады, когда вдруг узнали, что кто-то убил его камнем».
В книги нет места политике и исторические вехи можно увидеть лишь вскользь, когда герой упоминает бунты, расстрелы и забастовки, но паренька это не особо интересует, он живёт в некоем своём мире, сплетенном из сюжетов прочитанных книг, сказанных другими фраз или запомнившихся цитат, романтизирует и осуждает, строит воздушные замки и видит в конце концов их иллюзорность.
«Вечером, когда стало темно, я увидел, что звезд очень много и что у них есть лучи. Я стал думать о том, что до этого все, что я видел, я видел неправильно».
Groucho Marx, 14 января 2020 г.
Леонид Добычин практически неизвестен читателям, хотя по масштабу таланта вполне сравним с Джеймсом Джойсом, Сэлинджером и Натаниэлом Уэстом. А короткий роман «Город Эн» — самый объёмный и самый сложный его текст. В этом внешне простодушном повествовании применён необычайно сложный приём: всё происходящее описано изнутри рассказчика, без малейших призаков авторского вмешательства в череду фиксаций внешних впечатлений. За десять лет до «Города Эн» такой приём был введён в литературу Борисом Пастернаком в повести «Детство Люверс». Но Добычин ещё более усложнил структуру текста, сделав центральную фигуру так называемым «недостоверным рассказчиком», который, помимо прочего, говорит не «я», а «мы», идентифицируя свою точку зрения с высказываниями и интепретациями своей матушки — так, как он их понимает (а понимает он их неверно) и в силу своей близорукости попросту неспособен адекватно оценить окружающее.
«Город Эн» — книга необыкновенно изощрённая, одна из сложнейших в мировой литературе, прекрасная по всем литературным параметрам (за исключением параметров тривиальной литератры — увы, не остросюжетная), но до сих пор эта книга известна лишь очень ограниченному кругу и, кажется, даже не переводилась на иностранные языки.