Урсула К. Ле Гуин «Проклятый дар»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Люди из Нагорья обладают необычными и иногда даже смертельно опасными способностями. Девочка Грай может общаться с животными и ее родители не могут понять, почему она не хочет использовать свой дар для охоты...
Оррек — взглядом, словом и жестом способен разрушить все что угодно. К своему ужасу он не может управлять своим «диким даром». И тогда, что бы обрести контроль над ситуацией, его отец лишает Оррека зрения...
Оррек и Грай вместе познают истинную природу их даров и наконец решают, как им эффективно воспользоваться этим...
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
Премия ПЕН-центра США (Запад) / PEN USA Award, 2005 // Литература для детей и подростков |
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2005 // Подростковый роман | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Meillia, 18 апреля 2024 г.
Люблю этого автора, но именно это произведение читалось очень тяжело. Замысел интересный, написано, как и всегда, очень хорошо, но не пошло.
Во-первых, слишком замкнутый мир. Понятно, герои — жители гор, хозяева полей и лесов; территориальный размах большой, но мир однообразный.
Во-вторых, автор с первых страниц засыпала нас описаниями семей и их способностей, ещё и имена очень странные, запоминать их не легче, чем имена китайцев. Как ледяной водой окатили.
В-третьих, медленное повествование. Герои вроде бы всё время в движении, но это движение какое-то не продуктивное. Гораздо интереснее было читать, когда герои рассказывали какие-то истории, чем следить за ними самими.
Всё это привело к тому, что книга просто не зацепила. Просто не хотелось к ней возвращаться.
Ученик Дьявола, 29 марта 2023 г.
Если бы «Проклятый дар» написал кто-нибудь другой, то я отозвался бы об этой книге так: неплохое, вполне добротное фэнтези, рассчитанное, похоже, в основном на подростковую и юношескую аудиторию. По здешнему классификатору – типичное «становление/взросление героя», неразрывно связанное со «сверхъестественными способностями и супергероями». Да, так я и выразился бы… но автор в данном случае – Урсула Ле Гуин. Думаю, вы понимаете, к чему я клоню: невозможно читать «Проклятый дар» без того, чтобы невольно не сравнивать его с бессмертным шедевром жанра героического фэнтези – трилогией о Земноморье. Древний тисовый посох, хоть и не обладает здесь никакой магической силой, будет невольно казаться нам перенесенным в Каменный Дом Каспро из хижины Огиона Молчаливого или со склонов холма Рок, а за плечом главного героя, подростка Оррека, всегда будет незримо стоять образ его ровесника, взрослеющего Геда. Обоим приходится решать одну и ту же трудную задачу, о которой здесь сказано так: «Немного зла есть даже в самых лучших из людей, так не проще ли дать ему выход, признать его, а не лелеять его, не давать ему расти в темноте, или я не прав?» Да и само слово «Оррек», если напрячь память, в «Волшебнике Земноморья» тоже можно отыскать.
Причин тут несколько. Во-первых, мир, в котором происходит действие. Ему очень далеко до Земноморья и по замыслу, и по масштабу. По существу, это самая обыкновенная горная Шотландия – та, что называется the Highlands, – со всем, чему там полагается быть: суровыми горцами в килтах, враждующими или союзными кланами, замками, овцами, каменными изгородями… От реальной Шотландии этот мир отличается только одним: каждый клан обладает своим собственным магическим даром. Кто-то может призывать к себе зверей и птиц, кто-то умеет насылать на врагов медленно действующее смертельное проклятие, кто-то обладает властью над ножами и так далее. По сравнению с любовно и тщательно придуманным и описанным Земноморьем, в сущность которого магия вплетена искусно и неотрывно, такой прием «творения миров» выглядит слишком простым, даже примитивным, достойным какого-нибудь сочинителя средней руки, но никак не гранд-дамы мирового фэнтези.
Во-вторых, масштаб действия. Горцы, как барсуки, в основном сидят по своим замкам и на своих землях и разве что иногда наведываются к соседям в гости. Оррек – тоже не исключение, и места, где происходит действие, ограничиваются землями трех соседствующих кланов. Процесс взросления Оррека с его даром, в отличие от Геда с его Тенью, не несет в себе опасности для всего мира
Наконец, и сам Оррек здорово проигрывает в сравнении с Гедом. По сути, это анти-Гед, Гед наоборот. Тот, зная свою волшебную силу, рвался применить ее как можно скорее, из-за чего и угодил в беду. Оррек же свой дар – дар разрушения связей – использовать боится: я не хочу убивать крыс, я не хочу давить гадюк, я не хочу губить траву, я не хочу развязывать веревочный узел. Ладно – крысы и змеи: допустим, ему и впрямь было их жаль (хотя в детском возрасте все проходят через «охотничий» период и лишь потом начинают задумываться о том, стоит ли бросать камни в птиц или разорять муравейники). Но уж веревочный-то узел можно было бы попробовать распутать? Хорошо, допустим, Оррек отчаянно боится своего «дикого» дара и опасается причинить им вред окружающим. Но какой выход он находит? Добровольно лишиться зрения, постоянно нося на глазах плотную повязку. Он даже не пытается как-то исследовать и взять под контроль свои способности
Вывод, который я сделал для себя, перевернув последнюю страницу, таков: «Проклятому дару», конечно, далеко до «Волшебника Земноморья». Скорее, здесь больше общего с историей робинхоббовского Фитца – прежде всего из-за склонного к пустой рефлексии и унылому самокопанию главного героя. Однако на фоне прочего, написанного Урсулой Ле Гуин на закате ее творчества, – продолжений Хайнского цикла и «Земноморья» – «Проклятый дар» заметно выделяется в лучшую сторону. А это уже немало.
i_am_sansanich, 29 сентября 2024 г.
Оценить «Проклятый дар» однозначно — очень сложно, поскольку, «дуализм» происходящего просматривается здесь весьма явно. С одной стороны, посыл автора выглядит очевидным — гуманизм нового поколения, в лице Оррека и Грай, как фактор эволюции человека, абсолютно законен. Но то, почему первый отказывается пользоваться своим смертоносным даром даже для защиты близких, а вторая — не хочет призывать животных, чтобы прокормить семью, описано скудно. Из прочитанного складывается впечатление, что ни какая это не эволюция, а простой, ничем не аргументированный, подростковый протест. Других предпосылок такого поведения героев автор не предоставляет — нет в романе ни драматичных событий, ни каких-либо хитроумных умозаключений, способных отвернуть Оррека или Грай от родового Дара.
Простота повествования могла бы свидетельствовать о подростковости произведения, но скука, которую навевает эта простота, не дала бы мне дойти до финала, читай я эту книгу в детстве. Думаю, не будет преувеличением сказать, что роман получился скучным для любого возраста. Нет в нём ни харизматичных персонажей, ни описания мира, да и ожидаемой психологичности нет тоже. Поступки персонажей не обдуманы и глупы. Они сами напрашиваются на неприятности, а получив, стоически пожинают их плоды. Быт семьи Канока сводится к трём обычным лошадям, трём необычно белым коровам и двум собакам. Тяготы сельского существования почти не ощутимы (лишь бы что-то соседи не уволокли). И т.д. Всё очень просто и скучно.
В итоге, получаем лишь канву — отказ героев от «тёмного» Дара, которая по прочтении остаётся сырой и неубедительной.
Тимолеонт, 4 июля 2023 г.
Лезь в чёртового робота, Синдз... то есть разрушай связи, Оррек! Вообще хорошая история про воспитание, взросление и взаимоотношения детей и родителей. Многие люди возлагают на своих отпрысков кучу надежд, которые те чисто физически неспособны оправдать. Да и дети, зачастую принципиально не желающие принимать на себя ответственность, тоже хороши... Хотя Ле Гуин здесь всё же скорей на стороне молодёжи, ведь у неё есть шанс покончить со старыми раздорами и изменить мир к лучшему.
Внезапно убедительным оказалось и изображение местного протофеодализма — если доверять тем учебника и научным исследованиями, которые я читал, то примерно так оно всё и выглядело, не считая, конечно, сверхспособностей, ставших основой для формирования знати. Да и в целом читать про обычаи и образ жизни местного населения даже поинтересней, чем про сюжет, благо это грамотно встроено в повествование.
AlisterOrm, 25 сентября 2021 г.
Многим читателям не понравился этот короткий роман, или оставил в недоумении. Согласен, он не похож ни на странствия Геда, ни более странные приключения девочки Техану-Терру, мало общего у него и с буднями планет Хайн, Уриэл и Йейове, о которых Ле Гуин писала на закате своего творчества. Скажу честно, этот роман удивил и меня, причём именно тем, насколько он оказался неожиданно свеж. Почти ничего позднее «The Other Wind» (2001) я не читал, а этот роман вогнал меня в изрядное уныние, хотя я и смирился с его существованием. И — внезапно — новая трилогия, новый мир, новые сюжеты... Прошли долгие годы, прежде чем я всё же взялся за «Gifts» (2004), взялся без особых надежд и ожиданий.
Хотя насчёт будней Хайна — это я поспешил...
Сначала книга у меня шла очень медленно, на раскачку сюжета ушло время, тем более я постоянно сравнивал новый роман с «Rigante» Дэвида Геммела, казалось бы, написанном на схожую тему. Нужно признать, что романы Геммела в художественном плане будут побогаче и повыразительнее (если всё дело не в переводе Ирины Тогоевой, в оригинал, как всегда, лезть не хочется...), Ле Гуин здесь «посуховатее», однако не стоит бросать чтение — просто «Gifts» немного другие. В то время автор много писала псевдоэтнографических экскурсов, скажем, цикл о планете О, я уж не говорю о более раннем «Always Coming Home» (1985), и первая часть новой трилогии принадлежит той же славной когорте. И в плане социальном «Gifts», безусловно, ярче и выразительнее, чем цикл Геммела — насколько тонко в нём прорисованы мелкие социальные сцепки между кланами-семьями Верхних земель — у меня возникли ассоциации скорее с «Havamal», или великой «Njals saga», скандинавским «бытовым эпосом» — сразу видно тонкую руку и чёткий ум дочки Альфреда Крёбера. Шотландия напрашивается, но во вторую очередь... по крайней мере, мне.
Роман написан скупыми, тонкими графическими набросками,с лёгкими вкраплениями выразительной ретуши. Легко прочерчены характеры горцев, за которыми проступают глубокие и непростые личности, красота гор, деревьев, ручьёв, ночных звёзд проступает в тексте нечасто — но тем ярче они блещут, особенно на фоне вынужденной слепоты растущего мальчика Оррека. Вот чего в романе с избытком — это магии Дара, вокруг которой вращается всё, которая запускает всю историю, и валом катит её до самого конца. В этом состоит и процесс взросления нашего Оррека — он, живя в локальном, закольцованном мироздании, постепенно понимает, что не является его частью, что он другой — не колдун, способный мановением руки уничтожить всё, что угодно, не одальман, из года в год чинящий ограду своих владений, и не участник вечных, нескончаемых и бессмысленных вендетт горских кланов. Для этого ему нужно было уйти из этого мира в самого себя, в темноту за закрытой повязкой глаз, и стать там самим собой.
Локальный, не слишком яркий, статичный, но очень аккуратный роман, мягкий и выразительный. Да, удивила...
igor_pantyuhov, 29 мая 2017 г.
Начал знакомство с автором именно с этого романа. И только потом прочел отзывы. Судя по ним, большинство, называет этот роман «проходным» в творчестве автора. Ну что же, тем лучше. Если эта «проходная» вещь мне понравилась, то дальше будет еще лучше.
Роман действительно простой. Проще некуда. Да и мир не особо большой и богатый. Когда о нем читаешь, такое впечатление что мир находится на каком-то изолированном участке суши/пространства. Где все более мельче, чем в остальном мире. И надо сказать, что мне такой подход нравиться. Одним словом, если бы я познакомился с творчеством автора раньше творчества Робин Хобб, то уже Ле Гуин была бы моим любимым автором
kkk72, 4 января 2010 г.
Довольно необычное впечатление осталось у меня от этого романа. Честно говоря, не слишком ожидал от этой книги чего-то значительного. После ранних произведений Ле Гуин, которые я очень люблю, автор ударилась в не слишком интересные мне изыскания, в чрезмерный, на мой взгляд, феминизм. И я уже думал было, что ничем интересным Ле Гуин меня не порадует. Но неожиданно в весьма преклонном возрасте «бабушка американской фантастики» написала, нет не скажу шедевр, но очень душевную и мудрую книгу.
Но обо всем по порядку. С созданием оригинального мира автор на сей раз решила не усердствовать, а без лишних изысков взять за основу Шотландию позднего средневековья. Богатые земли с городами лежат в низинах, а в горных долинах живут неграмотные, но воинственные горцы, занимающиеся разведением скота да ведущие бесконечную вражду друг с другом. Единственное отличие от нашего мира — главы родов владеют особыми колдовскими дарами — каждый своим собственным, и используют их для защиты своих земель и для набегов на своих соседей. Канок Каспро обладает одним из самых сильных даров — способностью разрушать внутренние связи в живом и в неживом. А вот его сын Оррек, никак не научится пользоваться своим наследственным даром. Неожиданно дар Оррека проявляется, но выясняется, что он не может его контролировать и представляет опасность для всех окружающих. Орреку приходится носить, не снимая, повзку на глазах до тех пор, пока он не научится контролировать свой дар.
Начало романа показалось мне несколько скучным и затянутым, но постепенно я все глубже погружался в мир, где происходит действие, вживался в шкуру главного героя. После того, как Оррек оказался обречен на временную слепоту, словно бы обострилось не только его, но и мое восприятие всех тех мелочей, на которые нередко не обращаешь внимания. При этом сюжет романа очень небогат на события. Гораздо больше внимания автор уделила переживаниям главного героя, его отношениям с отцом, матерью, любимой девушкой. Но вот здесь очень точно и верно переданы тонкости взаимоотношений и чувств. Роман получился не масштабным, а «камерным».
Под стать характеру главного героя и стиль романа — мягкий, неспешный, размеренный. Не могу не отметить и красивый, литературный язык, очень удачно переданный переводчицей.
Главный конфликт «Проклятого дара» — между главным героем и его отцом, между новым и старым, между желанием жить так, как хочется самому, и долгом, традициями, обязанностями. Автор в этом невидимом споре на стороне Оррека, а у меня больше уважения вызвал Канок. Поэтому и концовка романа, которая, в общем-то совершенно закономерна, мне не слишком понравилась.
Общее мнение. «Проклятый дар» — удачный образец «женской фэнтези». Главное внимание здесь уделено не событиям, а чувствам и размышлениям, становлению личности главного героя. Действие развивается неспешно и плавно. Характер главного героя — мягкий и, я бы даже сказал, лиричный. Любителям насыщенного действия, изощренного колдовства, боевой фэнтези роман не понравится, а вот тем, кто ищет психологизм — стоит обратить внимание на этот роман. В качестве сходного по духу и стилю произведения могу назвать «Томаса Рифмача» Кашнер
kerigma, 7 января 2012 г.
По меркам Ле Гуин, это скорее более проходной роман, чем «программный». Более того, я была искренне удивлена, когда текст взял и закончился: я-то думала, что все повествование — не более, чем вступление к некоему глобальному сюжету, а оказалось, что оно и есть сюжет. Осталось ощущение, что сюжета очень не хватает именно на роман, это скорее большой рассказ, и по ощущениям, и по формальным признакам. Может, это из-за не слишком удачной архитектоники: есть некая точка в настоящем, из которой главный герой очень пространно описывает свое прошлое, доходит до этой точки в настоящем, потом происходит очень небольшое действие — и все. Создается впечатление затянувшегося пролога или вбоквелла к какой-то другой истории, но другой истории в этих же координатах нет.
Идея, впрочем, очень красива и необычна: есть некое племя горцев, которые живут, как феодалы в древности — каждый со своим «домом и дружиной», с четко поделенными границами между отдельными семьями. И у каждой семьи есть некий фамильный дар, по сути — магические способности — призывать животных, скажем, или определенным образом убивать противников. Роман представляет собой историю мальчика, выросшего в семье, обладающей таким даром. При всей формальной жесткости и даже жестокости, с которой герой — мальчик и его подружка — сталкиваются, роман все равно оставляет стойкое впечатление «литературы для детей и подростков». Я не могу даже толком объяснить, почему, но у всей хорошей подростковой литературы есть нечто общее — то ли очень тщательное и любовное описание окружающего мира (вещей, людей, природы, всего), то ли очень тонко, но сильно выведенная линия героя, его развития, взросления, метаний, решений и тд. Текст с одной стороны очень насыщенный деталями, а с другой стороны — очень медлительный в плане происходящего. Как в классических романах воспитания, до конца не происходит практически ничего такого, чего и так нельзя было бы предсказать логически — мальчик растет, у его семьи возникают трения с соседней семьей, он гуляет, общается с подружкой, пытается учиться пользоваться своим даром.
В целом — это роман из тех, которые доставляют удовольствие максимум как процесс, но не из тех, когда сюжет захватывает и ты с замиранием сердца следишь за его поворотами и перипетиями судьбы героев и боишься перевернуть страницу, потому что, кажется, уже и так все на грани. «Дар» в эмоциональном плане очень ровный текст, в нем почти нет никаких резких подъемов и спусков, никакого нагнетания, никаких неожиданностей. И читается он так же легко и ровно — в своем роде неплох, но не более того, потому что дальше развития изначальной идеи даров автор не идет. У Ле Гуин есть много вещей гораздо более сложных и интересных, но в данном случае текст сразу открывается весь «как есть», и понравится или нет — уже вопрос настроения и вкусов.
aznats, 26 декабря 2008 г.
Замечательный роман! Повествование неторопливо, вдумчиво и внешне просто. Но это простота широкой реки, простота дикой природы, простота самой жизни. Простота, которая проявляется, если суть очистить от суеты бесконечных действий и навязанной развлекательности. Простота самых сложных в мире вещей в чистом виде.
Герои, как часто у Ле Гуин, гордые сильные люди, живущие в довольно суровом мире. И наличие «даров» отнюдь не делает их существование легче. Как ни странно, наличие «даров» не отдаляет, а скорее сближает роман с реализмом. По сути этот «фантастизм» всего лишь позволяет расставить акценты, привлечь внимание к главному.
И обязательно надо отметить удивительно тонкие, сложные, многогранные, переливающиеся красками образы героев, выполненные очень бережно, тщательно и с большой любовью. Грай и Оррек, Меле и Канок — их не просто видишь и слышишь. Автору потрясающе удалось передать уникальность каждого человека, его абсолютную неповторимость, всю сложность внутренего мира — их просто чувствуешь как живых. И все это сделано легко , мимолетными штрихами! Да что там говорить — даже лошади и собаки в романе настолько носят черты индивидуальности, что их невозможно перепутать.
И еще. Благодаря этому роману я впервые на себе почувствовала, что значит потерять зрение. Не поняла, а именно прочувствовала. И скупые описания переживаний Оррека отличаются просто болезненной точностью и выразительностью. Впрочем, это относится и ко всему роману в целом.
А тема романа — одна из основных у Ле Гуин, успешно шагающая и развивающаяся от произведения к произведению. Это тема проблемы выбора и ответственности. Проблемы выбора, которую перед каждым из героев (как и перед каждым из нас) ставит сама жизнь. Проблема мучительного поиска своего пути. Можно ли что-то сделать, если все заранее предопределено? Возможен ли вообще выбор? И Как его можно найти? Именно такой сложный, тяжелый путь проходят Грай и Оррек.
Роман без единой фальшивой ноты. В безупречном исполнении. Сложный, глубокий, и местами горький как сама истина.
smartosmail, 13 октября 2012 г.
Неплохая книга. Повествование течёт очень медленно, но это даёт читателю возможность поглубже заглянуть в душу героям
Verveine, 1 ноября 2007 г.
Позволю себе не согласиться с предыдущим рецензентом :glasses: Как раз «погружение» в книгу в моем случае происходило очень тяжело, и интерес появился где-то после 50-ой страницы, но зато потом я уже оторваться от неё не смогла, пока не дочитала. Светлая и чистая дружба Оррека и Грай, перерастающая в любовь, трогательные отношения Канока и Меле — все это описано так, что героям веришь и сопереживаешь. Мне очень понравилось, что почти никто не говорит о любви вслух, но она видна в поступках: чего стоит один эпизод с шалью, о которой говорится лишь одно — она утратила запах женщины, её носившей. Должно быть, потому что тоскующий вдовец слишком часто брал эту шаль в руки, прятал в ней лицо, пытаясь ощутить запах той, кого потерял навсегда...
Некоторая «тягучесть» повествования связана с тем, что в нем большее значение придается мыслям и чувствам Оррека, а не тому, что происходит вокруг него. Поэтому роман никак не назовешь приключенческим, он психологический. Мотивация героев вовсе не показалась мне странной, их поступки вполне логичны и последовательны: если некто не может управлять «диким даром» и способен что угодно разрушить одним лишь взглядом, то его надо лишить зрения, а если твоей земле и твоим людям угрожает безжалостный и полубезумный враг, то сумеешь ли ты выбрать меньшее зло ради большого блага? Впрочем, мотивация Канока на самом деле ещё сложнее, в ней сочетается как желание защитить свой народ, так и стремление указать Огге Драму его место. Вообще, Канок — непростой персонаж.
Ещё мне очень понравилось, что главную интригу романа можно разгадать самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделает Оррек. Впрочем, читатель в моем лице очевидной подсказки не заметил и поддался отчаянию главного героя. :frown:
Резюме: не стоит читать этот роман тем, кто любит в фэнтези приключения, их тут нет. Но зато есть интересная история, достоверно описанные герои, живой мир... Я хотела поставить 9, но за шаль пусть будет высший балл. Таково мое мнение. :smile:
Dark Andrew, 27 октября 2007 г.
Абсолютно невыразительный тягучий роман. Начало отличное, заставляет погрузится, прочувствовать специфику Верхних Земель, но дальше! Дальше идёт тягомотное описание того, что происходит вокруг, а не происходит собственно ничего. Обыденная жизнь, причем неторопливая обыденная жизнь. Мотивация главного героя вначале вызывает сомнение, а после определенного момента становится просто странной. И возраст (подростковый) не является оправданием столь странных поступков.
Другое дело, что все плюсы книг Ле Гуин тоже присутствуют, но минусы перевешивают.
Итого: прочтения не стоит, лучше б я перечитал Хайнский цикл.
Lady Kenleh, 18 декабря 2010 г.
Ну что можно сказать о книге? Довольно скучное чтиво. Эти голые поля, необразованные, узколобые варвары, совершенно не ярко выраженные персонажи. Пытались создать психологизм, а получился блин комом. И волшебность мира на нуле. По-моему, это совсем не то, что нравится людям, взявшимся за это типо «фэнтези»...
mindoug, 16 декабря 2009 г.
Отличная книга. Без резни, гнили и прочей мясной атрибутики. Интересная история, которая читается на одном дыхании.
Это мое первое знакомство с автором, и оно произвело на меня только положительные впечатления.
Irulen, 23 февраля 2011 г.
тут пишут что книга мол не о приключениях а о развитии героев, о парадоксах человеческой души.
а что, у мадам Урсулы, есть хоть одно произведение НЕ посвященное парадоксам человеческой души и развитию героев?