Чинуа Ачебе «Стрела бога»
В романе «Стрела бога» (1964) классика нигерийской литературы Чинуа Ачебе (род. 1930) богатейшая этническая и фольклорная канва искусно переплетается с глубочайшими проблемами, возникшими при столкновении цивилизаций — африканских племен с их традиционным укладом и пришедшей на Черный континент западной культурой.
Входит в:
— цикл «Африканская трилогия»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Линдабрида, 1 марта 2018 г.
Два мира, несходных, почти не способных понять друг друга, все же встретились. И Чинуа Ачебе не стал судить, который из них был прав, который виновен. Писатель просто рассказал историю, случившуюся однажды в деревне Умуаро.
Вот английские колониальные чиновники — неплохие, в сущности, люди. Они так искренне верят в то, что делают нужное и хорошее дело! Да и разве плохо — дать народам Нигерии блага прогресса? И вот в глухом уголке Африки строятся новые дороги, а прекрасная Окуата покупает в лавочке тарелки для своего приданого.
Вот верховный жрец Эзеулу, знать не знающий никакого прогресса. Хороший ли он человек? Не могу решить. Но он мудр, за ним стоит опыт и мудрость поколений. Нужна ли ему новая дорога? Нужна ли она вообще кому-то из жителей Умуаро? Трудно сказать. Их жизнь, как и жизнь Эзеулу, течет неспешно, как тысячи лет назад. По новой дороге они ходят пешком, как ходили по старым своим тропам. У них свои радости, интриги, конфликты и праздники, о которых европейцы не знают, да и знать не хотят.
Но логика глобализации все равно сталкивает два мира. Как-то живет Умуаро сегодня? Может быть, сын Матефи вчера позвонил ей из Лондона? А Одаче гоняет на джипе? А кто-то, наверное, и нигерийские письма рассылает? Должно быть. Священному питону придется уступить — злой бог прогресс уже никуда не уйдет. И да сопутствует удача людям речной страны и народам страны лесов!
osservato, 19 марта 2015 г.
Я отчего-то думала, что книга будет про кровавую колонизацию Африки и правый, но безнадежный бой с поганым белым отродьем. Но нет: автор благожелателен к белому человеку, который по сути не более, чем «нога судьбы» — одна из ее превратностей, которая кстати может быть использована во благо. Белый человек органично вплетается в богатую мифологическую картину мироздания и занимает там свою иерархическую ступеньку, таким образом становясь обыкновенным явлением. Вообще, очень неторопливая поэтичная книга — много ярких описаний традиционных обычаев и обрядов, много поговорок. Бонус- африканский вариант «Морозко», сказка об Энеке Нту-лукпе.