Джордж Р. Р. Мартин «Летящие сквозь ночь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Группа ученых отправляется вдогонку за существами, целенаправленно пересекающими всю вселенную. По дороге один из них, телепат, начинает чувствовать какую-то необъяснимую враждебность вокруг. Ситуация усложняется тем, что капитан корабля никогда не показывается перед пассажирами вживую, только посредством голограмм и радиосвязи. К концу полета напряженность, разлитая в воздухе, становится почти ощутимой физически. Что за опасность чувствует телепат? Кто такой капитан? Эти и многие другие загадки предстоит решить героям романа.
При переиздании 1981 г. повесть была расширена, впоследствии печатались оба варианта.
Входит в:
— цикл «Тысяча миров» > Повести и рассказы
— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Tenth Annual Collection», 1981 г.
— антологию «The 1981 Annual World's Best SF», 1981 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #10», 1981 г.
— сборник «Songs the Dead Men Sing», 1983 г.
— сборник «Nightflyers», 1985 г.
— антологию «13 Short Horror Novels», 1987 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.
— журнал «Если 1999'12», 1999 г.
— сборник «Ретроспектива», 2003 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1981 // Повесть | |
лауреат |
AnLab / AnLab award (Analog), 1981 // Повесть | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第14回 (1983) // Переводной рассказ | |
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Большая или малая повесть зарубежного автора (США, 1980) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1981 // Повесть |
Экранизации:
— «Ночной полёт» / «Nightflyers» 1987, США, реж. Роберт Коллектор
— «Летящие сквозь ночь» / «Nightflyers» 2018, США, реж. Эндрю Маккарти, Мэгги Кили, Майк Кэхилл
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DrinkFromTheCup, 25 февраля 2023 г.
Великолепный подростковый фанфик о том, как уберменш склоняет к половому сексу с собой унтерменшей, которым деваться некуда (с космического корабля посреди затяжной экспедиции то).
Где-то на заднем плане происходят душевные метания и секс унтерменшей, а так же некоторое количество аномальных активностей и членовредительства различной степени тяжести.
У этого произведения определённо есть сильные стороны — но терпеть творящееся в фокусе шапито ради этого нет смысла. Рынок пресыщен, есть альтернативы. Много.
Не то чтобы я страдал ханжеством. Да, на восьмидесятые пришёлся расцвет опошлённой фантастики, в т. ч. просто потому, что «стало можно». И многое из того, что было показано на страницах книг и экранах кино тогда, не пустили бы в продажу сейчас. Факт.
Но мы живём в бесконечно большом мире — в котором для ознакомления доступно бесконечно большое количество произведений и свободных идей куда более позитивного и/или куда менее околосексуального толка.
(я буду очень сильно удивлён, если окажется, что по мотивам этого произведения до сих пор не нарисовали полноценный хентай. Этот сюжет в этом жанре смотрелся бы уместно)
Тимолеонт, 20 сентября 2023 г.
Если бы не HAL 900 из «Космической одиссеи», то я был бы уверен, что SHODAN из «Системного шока», списана именно отсюда. Очень уж хорош образ опасного взбунтовавшегося ИИ. Парадоксально ещё, что несмотря на запредельную зрелищность и кинематографичность повести (даже настойчивая озабоченность и промискуитет персонажей дают просто бездну для демонстрации эротики и секса в кадре), обе экранизации вышли настолько ужасными, что лучше б их и не было.
А так в целом — качественное и хорошее космическое приключение. Я не очень понял, почему многие его прям так сильно превозносят, но то, что читаешь «Летящих сквозь ночь» с удовольствием — факт. Да и линия с загадочными ксеносами тоже неплоха.
biovikteam, 3 апреля 2023 г.
Отличная фантастическая повесть. Очень атмосферная. Загадочный корабль, его капитан и ещё более загадочные события. Возрастающее напряжение и ужас, пожалуй, не уступающие произведениям Стивена Кинга. Накал зверства — мое почтение. Очевидно, Мартин мастер не только в жанре фэнтези.
Экранизация повести, на мой взгляд, крайне слабая. Я бы к просмотру не рекомендовал. У них похожи только название и главная героиня негритянка — все. Всю сюжетную соль тут же слили в первой серии. Уникальная атмосфера отсутствует напрочь.
AlisterOrm, 2 декабря 2022 г.
Ну что же, надо отдать должное: умеет, чёрт возьми!
Теперь ясно, откуда растут ноги у уоттсовского «Blindsight», стилистика, атмосфера, типажи, отчасти — и сюжет тоже.
Чтобы написать качественный хоррор, нужно обладать высоким чувством меры, умением работать с психологией читателя и уметь грамотно развернуть их простые, в общем-то страхи в интересную сюжетную фабулу. Питер Уоттс пугал нас вампирами в космосе и неведомым инопланетным сознанием без разума. А чем хочет нас напугать Джордж Мартин?
В целом, всё просто и банально, и даже итоговый спич нас нисколько не впечатлит, хотя и вряд ли будет очевиден. Составных переменных уравнения здесь немного. Всё дело в таланте писателя, и его умении преподнести нам на блюдечке все те классические хоррорные завороты, которые есть в повести, причём делает это весьма любопытным способом. Начинается она как научная фантастика о Контакте, всё по классике, мы это уже неоднократно видели и в литературе, и в кино. Но постепенно SF уходит на второй план, а в конечном итоге и вовсе оказывается полным пшиком. А вот ужас смерти в замкнутом пространстве, посреди бескрайнего Космоса — вот это почти удалось, в сцена в кают-компании достигает почти того же эффекта, что и сцена в столовой из одного невероятно культового космо-триллера о ксеноморфах. Несмотря на банальность сюжетных поворотов, читаешь ты эту повесть на полдыхании, не замечая времени и не считая страницы до её концовки — захватывает.
В итоге — немного банальный по сюжету и приёмам космический триллер, который полностью окупается мастерством исполнителя. И, что ещё интереснее — в этой повести нет ни капли мистики, и даже у такого явления, как «призрак», можно найти научное, рациональное объяснение.
Радовал нас автор разнообразием автор, радовал. Путь бросает сагу о троне из сваренных мечей, и возвращается в литературу.
Double Black, 2 апреля 2022 г.
Этой повести при всем ее великолепии чего-то не хватает.
Мастерски накрученый сюжет, а заканчивается пшиком. Такое ощущение, что тебя поманили очень сладкой конфеткой, а дали в конце концов таблетку сахарозаменителя. Вроде сладко, а невкусно.
vorpol, 18 ноября 2017 г.
Книга так себе. С одной стороны, в сюжет вплетены две интриги, причем довольно оригинальные — корабль-убийца и поиски внеземной жизни. Эти задумки — интересные и необычные. Но вот реализация... каждые 10 страниц автор постоянно описывает, кто с кем спит и как это делает. Интрига с кораблем-убийцей по факту превращается в постоянное описание сцен летающей расчлененки и семейных проблем командира кораблся. Читать можно, но на один раз.
ash945, 28 января 2021 г.
Крепкий НФ костяк, немного детектива, изрядная порция хоррора — так вкратце можно охарактеризовать это произведение.
В общем-то, неплохо, но, на мой взгляд, можно было бы сделать и более внятно. Основная тема завязки — охота за Волкринами как-то к концу переродилась совсем не в то, что мы ожидали получить вначале. Уже в первой трети повести, основное внимание было полностью отвлечено на бурно развивающуюся хоррор-детективную линию, которая опять же к концу ушла куда-то не туда. Картонные герои со странными именами, абсолютно не запоминающиеся — путался в них постоянно. Плюс, опять же на мой взгляд, слишком много внимания уделяется сексу, которым все занимаются со всеми, и который не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки (просто захотелось, чтобы было, наверное). Плюс, немного попахивает нафталином — как-то несколько старомодно получилось, хотя может дело и в переводе.
Но несмотря на все это, читается легко, сюжет достаточно напряженный, в общем-то, не скучно.
technocrator, 7 марта 2020 г.
К сожалению, не зашло. Плохо воспринимается компот из космооперы и ужастика в стиле Хичкока. От красивой легенды о древних существах-путешественниках сквозь Галактику повествование перескакивает к описанию экспедиции странной компании несимпатичных учёных на судне капитана-вуайериста, и далее к жестокому триллеру. Соединительным элементом для всех компонентов сюжета служат псионические силы, но выглядит это как-то искусственно. В самой интриге ничего по сути нового не обнаружилось.
Впрочем, нет худа без добра: после раскрытия тайны капитана захотелось прочитать, наконец, классику триллера —
avsergeev71, 18 сентября 2017 г.
А ведь повесть, пожалуй, могла бы стать шедевром в жанре космо-хоррора.
Вот кто бы сказал, для чего автору понадобилось вплетать в произведение две абсолютно не связанные друг с другом сюжетные линии? И мало того, что не связанные, но и откровенно мешающие друг другу. Как будто из совершенно разных пазлов попытались сложить один, да к тому же так неудачно, что чужеродность отдельных кусков прямо-таки бросается в глаза.
Следуя общепринятым законам построения сюжета, в самом начале повествования автор пафосно заряжает огромное ружье и демонстративно вешает его на стену. Я имею в виду Волкринов. И хотя уже на этом этапе у читателя закрадываются некие подозрения, ружье исправно висит, не давая забыть, зачем вообще все затевалось. Но затем в повествование внезапно врывается совершенно посторонний сюжет и полностью перехватывает инициативу. Прямо на глазах изумленного читателя автор начинает заряжать не ружье даже, а целую пушку, и, ввиду отсутствия возможности повесить ее на стену, просто размещает прямо на переднем плане. Пока оторопевший читатель пытается на ходу перестроиться под новый ход мыслей автора, повесть незаметно переваливает за свой экватор и уверенно идет к финалу с новым сюжетом. А как же Волкрины? Справедливости ради отметим, что автор про них не забывает. Более того, постоянные напоминания о них, напрочь отравляет вторую сюжетную линию, вызывая у читателя когнитивный диссонанс на предмет того, какой же из сюжетов для автора важнее и дороже. Но это еще полбеды. В конце произведения настрадавшийся от сюжетных противоречий читатель вправе рассчитывать на эффектные финальные выстрелы и ружья, и пушки. И выстрел действительно звучит, красиво и оглушительно. Правда, только пушечный. А как же Волкрины, — спрашивает совершенно сбитый с толку читатель, — Волкрины то будут? Ну что же, будут и Волкрины. Правда не совсем в том виде, как надеялся читатель, учитывая тот размах, с которым они анонсировались. По крайней мере, лично я был сильно разочарован, — не стоили они шума, поднятого ради них. А легкость и будничность (а главное — полная бесполезность) финальной встречи с ними приводит на ум известный анекдот о Неуловимом Джо, которого никто не может поймать просто в силу того, что он никому не нужен.
Как по мне, так я бы вообще убрал Волкринов и все, что с ними связано, из этого произведения. Ей-Богу, оно стало бы значительно лучше. Думаю, что для такого автора, как Мартин не составило бы труда придумать более приличный мотив для того, чтобы собрать нескольких недотёп на летящем неизвестно куда звездолете. А для Волкринов (если уж они так дороги сердцу), можно было бы состряпать отдельное произведение. К слову сказать, даже в не слишком удачной киноверсии «Nightflyers», выпущенной в 1987 году по мотивам «Летящих сквозь ночь», посчитали за лучшее обойтись без Волкринов. Но, как говорится, автору виднее.
И все же, не смотря ни на что, ставлю 9 баллов. Исключительно за вторую сюжетную линию.
swedish_meatbal, 18 февраля 2018 г.
Некоторое время назад узнал, что есть планы экранизации этой книги в мини-сериал. Являясь давним поклонником другого (известно какого) сериала по мотивам произведений автора, я сразу же решил ознакомиться с повестью. Отличный сюжет, интрига загадки волкринов и неожиданная концовка убедили меня в том, что я не потратил время зря. Единственный минус — это огромное количество имён, которые словно ведро с холодной водой выливаются на читателя с первых же страниц книги. Сначала я пытался запомнить кто есть кто на этом мрачном корабле. Кто ксенобиолог, у кого фамилия Йхирл, кто мужчина, а кто женщина и, разумеется, почему они все так много занимаются сексом. Кстати занятия сексом ещё больше сбивали с толку по причине того, что опять же непонятно, кто мужчина, а кто женщина: зная нашего писателя, в этот процесс не обязательно должны быть вовлечены разнополые лица. В целом мне понравилось. Вторую половину прочитал на одном дыхании, да и размер повести не такой, чтобы раздумывать, читать её или нет.
geodem, 13 сентября 2017 г.
Если вам нравится повествования в духе классического научно-фантастического хоррора, где в полной мере передан дух глубины человеческого безумия, а пугающий мир завораживает, то *Летящий сквозь ночь* для Вас. Все действие триллера разворачивается на борту космического корабля. Группа из нескольких ученых — ученых-авантюристов, а точнее ученых-неудачников, отправляется на поиски и поимку неизвестной и загадочной древней сущности, неких неведомых существ, которые многие тысячелетия бороздят просторы Вселенной. Никто из группы не знает, когда и где началось их путешествие, определить их конечную цель тоже не представляется возможным. Мало того, что цель экспедиции, возможно, лишь фикция, так ещё и на самом корабле не все в порядке... По мере того, как судно приближается к цели, окружающая невидимая враждебность начинает сгущаться, и люди начинают ее ощущать почти на физическом уровне. Что же это за опасность, кем является капитан судна? Тайны и загадки, а так же многое другое и предстоит разгадывать героям, а вместе с ними и читателям…
PS: Syfy экранизируют «Летящие сквозь ночь» Джорджа Мартина. Пока что Syfy объявила о съемках пилотного эпизода. Однако ходят слухи, что канал активно набирает сценаристов для этого проекта. Если они подтвердятся, то нас ждет полноценный сезон, а учитывая, что повесть не давала ответов на некоторые вопросы, у авторов будет свобода для творчества.
redmarie, 26 мая 2014 г.
Эта остросюжетная и необычная повесть Дж.Мартина, к сожалению, проигрывает в борьбе со временем. Все пиковые на момент написания идеи автора: телепаты, модифицированные люди, новинки научно-технического прогресса, сверхспособности человеческого разума, переход человека на более высокие ступени развития и иные планы существования сейчас уже не оригинальны. Понятно и то, почему в далеком 1987 повесть была экранизирована: индекс зрелищности от спецэффектов научно-фантастического космического антуража вкупе с кровавым месивом должен откровенно зашкаливать. Но от литературного произведения обычно ожидаешь иного или, скажем, не только откровенной образности. Картинка рисуется очень живая, этого у Мартина не отнять. Но обилие экшена вылилось в скупость описания характеров, поступков героев и недосказанность о научных составляющих путешествия.
Цель полета ученых-космонавтов, казавшаяся мне изюминкой и обещавшая стать наградой как для читателя так и для многострадального экипажа, оказалась пшиком... Волкрины, встречу с которыми Мартин преподносил как величайшее событие в истории человеческой цивилизации, явились вовсе не тем, чем нарисовали их люди в своем алчущем контактов с высокоразумной расой воображении.
Все же, достоинство повести в передаче «ночи», мрака из названия. Корабль, пронзающий темные космические бездны, в точку называется «Летящий сквозь ночь». Отрезанная от остального человечества в глубинах Вселенной группка людей наедине с неведомой враждебной силой. Неудивительно, что некоторыми овладевают тьма в разумах, мрак в душах и сердцах, чернота в помыслах. Тайны, крушение надежд, страх, смерть... И к финалу бесконечное однообразное преследование через «заполненные тьмой уголки пространства, в которые никто не заходит, сквозь пустоту и тишину без конца»...
Произведение для любителей кровавых триллеров, вписанных в габариты космического корабля. И для тех, кто разгадал загадку почти в начале, но желающих посмотреть, как из нее выпутаются герои и выкрутится автор.
aktinia, 2 марта 2016 г.
Великолепная повесть.
Когда читала ее в детстве, упивалась мастерски переданной атмосферой безнадежного ужаса, липкой темной тайны, пронзенной светом далеких звезд, согретой дыханием неизвестных науке существ.
Когда вернулась к ней через пять лет, поразилась героям, их видением мира, переживаниями. Все они получились яркими, выпуклыми, настоящими, в них веришь, некоторые вызывают отвращение.
Еще через пять лет удивилась, насколько мастерски Мартин прописал мир, гармонично вплел его в повествование, при этом оставив за тысячи световых лет от корабля.
Каждый найдет в повести что-то свое, ее можно перечитывать снова и снова, и она не перестает удивлять.
Serge_777, 7 февраля 2017 г.
Я поставлю высший балл, хотя не всё, что написал Джордж Мартин в фантастике мне однозначно нравится.
Летящие в никуда волкрины, преследуемые энтузиастами-учёными в стремлении разгадать древнюю тайну Вселенной, мистическая атмосфера космического корабля с весьма разными персонажами, сведёнными вместе — во всём этом чувствуется рука и фантазия мастера , будущего создателя мира «Игры Престолов».
ab46, 3 января 2017 г.
Космическая фантастика плюс сколько-то детектива и ужасов. Перемешанное умелой писательской рукой, это дало в результате интересную повесть. Возможно, роман на той же основе был бы ещё интереснее.