Эмиль Золя «Завоевание Плассана»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Добиться победы на местных выборах, провести в парламент нужного кандидата, подчинить своей власти провинциальный городок — в романе Золя «Завоевание Плассана» излагается история человека, подчинившего себе целый город. Черствость, цинизм, неразборчивость в средствах, темные авантюры — у автора нет ни малейших сомнений в том, что жаждущий власти пойдет на все.
Входит в:
— цикл «Ругон-Маккары»
- /языки:
- русский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- К. Жихарева (4), А. Зельдович (4), Е. Клокова (1), Е. Рудинская (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
OneOfTheBeatles, 20 сентября 2020 г.
Какая же гадкая книга. Конечно же, по своему содержанию, а не по качеству. Её можно условно разделить на две части: первая, давшая имя произведению — завоевание Плассана, в котором политическая ситуация сложилась не так, как угодно действующей власти Империи, приезжим аббатом, который маленькими шажками подминает под себя не только непосредственно церковь, но и, через средства, которыми эта церковь обладает, а также с небольшой помощью спустившей его на Плассан верхушки, главные политические силы города и умы многих его жителей; вторая — практика автором в способности заставить относиться негативно к абсолютно каждому персонажу, который присутствует в этой книге. И если первая читается с интересом, особенно в начале Золя очень умело передаёт интриги через кивки, ухмылки и недосказанности, оставляя при этом читателю возможность самому догадаться о происходящем, то вторая лично мне далась тяжеловато.
И как будто бы ничего такого нового страшного автор в книге не раскрывал. Всё это презрение к любой другой человеческой жизни и желание хотя бы остаться на хорошем месте в обществе, а ещё лучше обрести место, где солнышко греет чуть сильнее, скрывающееся за улыбками, рукопожатиями и добрыми делами — всё это уже было и ещё будет, и у самого Золя тоже. Почему здесь это по мне так особенно ударило? Тяжело сказать, возможно просто попало в такое моё настроение, возможно дело в одном из эпизодов, где сводят с ума одного из героев. Он показался мне очень гиперболизированным, максимально нелогичным и намеренно сконструированным с единой целью вызвать отвращение к происходящему. Нисколько не сомневаюсь в человечестве, что такое происходило и не раз, и вообще реальность нереалистична и т.п., но здесь создалось впечатление, что описано это не особо умело. Вдобавок к этому, как это часто бывает в произведениях, которые очень сильно хотят донести мысль о том, что в жизни случаются омерзительные вещи, которые делаются омерзительными людьми, которым за это ничего не бывает, а жизнь идёт дальше и ничего не меняется, Золя в «Завоевании Плассана» не оставляет никакого шанса на существование добра. А если оно в итоге и проявляется, то сразу за это страдает. А если со «злом» что-то случается, то только на радость другому «злу».
Вроде бы и проблема не в этом всём, а конкретно в ощущении, что тебя намеренно накручивают и эксплуатируют твои чувства. Чтобы зачем? Заставить тебя чувствовать плохо? Да, отчасти это можно предъявить чуть ли не творчеству в принципе, но иногда это делается более изящно, здесь же мне это показалось слишком искусственным. Иногда, конечно, хочется себя намеренно помучить. Тогда эта книга явно не худший в этом плане выбор.
Помимо политических игрищ, из положительного в книге это небольшой комментарий на тему сумасшествия. В этой книге Золя раскрывает тему наследственности, которую выбрал для всего этого цикла, через склонность Аделаиды Фук к сумасшествию, которая частично проявляется в Марте и Франсуа Муре, а через лёгкое их двоюродное кровосмешение отчётливо проявилось в их дочери Дезире. И дело даже не в том, что такая тема в принципе была поднята, а скорее в паре деталей, которые при этом были использованы. Одна из них это невероятно абсурдная демонизация сумасшедшего человека, как только она переступает порог невинной наивности, такая демонизация, возможно, не в таких масштабах, как описано в книге, но всё равно всегда присутствует; вторая — это небрежно брошенная фраза о том, что в самом сумасшедшем доме можно сойти с ума даже здоровому, пусть и с точки зрения автора имеющему такую склонность, человеку. Занимательно, что это всегда было вещами очевидными, продолжает ими быть и, тем не менее, очевидность не превращается в какое-то действие.
Вот такое вот неоднозначное впечатление.
strannik102, 13 августа 2016 г.
У меня не очень гладкие отношения с религией. Нет-нет, я вовсе ничего не имею против права людей веровать в своих богов, соблюдать заповеди (соблюдать!) и отправлять религиозные культы. Но вот с церковью, как с организацией, оседлавшей это право людей, у меня отношения не складываются.
И в этом смысле прочитанный роман Эмиля Золя только подкинул хвороста в мой антиклерикальный настрой. Потому что фигура аббата Фожа никаких других чувств, кроме брезгливого отвращения и желания гнать таких духовных отцов метлой поганой из любого городка, не вызывает. Вот эта иезуитская вкрадчивая манера влезть в умы, сердца и души горожанских прихожан, тихой сапой закрутить колесо приязней и неприязней, поманипулировать сознанием как разных групп, так и отдельных людей, попользоваться влюбчивым женским сердцем как инструментом и не погнушаться растоптать какое-никакое, но всё-таки устоявшееся семейное благополучие семьи Муре — всё это только заставляет с негодованием и возмущением пыхтеть, бухтеть и сетовать на доверчивость людей.
Золя открыто не пишет, с какими именно целями приезжает в Плассан аббат Фожа, но из контекста понятно, что этот церковный деятель связан с определённым политическими проимперскими силами и по сути является рычагом, с помощью которого Империя стремится изменить общественное мнение плассанцев и расклад политических симпатий в этом городе в свою пользу. И, по всей видимости, книга эта довольно злободневна для той конкретной ситуации и времени, в которые она писалась — лезть куда-то в критику за уточнением ,совсем не хочется, да и противу моих собственных правил это, читать критические статьи и чужие рецензии до того, как родится свой отзыв на прочитанное. И понятно, что за прошедшие почти полтора столетия ситуация крепко изменилась, хоть в этом самом Плассане, хоть в Париже и Франции, хоть и во всём мире. Но! Не изменились сами принципы воздействия на умы, сердца и души, не изменилось стремление тех или иных политических групп, партий и течений владеть и управлять людьми, и не изменились, но скорее только усилились и стали более мощными и отточенными вообще все и всякие политтехнологии. Так что актуальность этого романа из цикла «Ругон-Маккары» неожиданно не слабеет и не мельчает.
Ну и, помимо изложенных размышлений о книге, нельзя не сказать, что здесь гораздо меньше всяких описаний, которыми обычно богат писатель Золя. Зато с экшеном всё в порядке, и наряду с неким мелодраматизмом есть и психологический триллер, и политический оттенок, и даже криминальное действо. А также картинки общественной жизни в провинциальном городке, и яркие красочные и характерные портреты героев и антигероев, персонажей и прочей человеческой живности того времени.