Антон Чехов «Маленькая трилогия»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Три небольших жизненных истории, две из которых переповедают друг-другу охотники-любители учитель гимназии Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, а третью — их приятель помещик Алехин, у которого охотники остановились погостить и переждать дождь.
Замысел серии возник, очевидно, летом 1898 г., когда Чехов в короткий срок закончил всю трилогию. Однако сюжеты отдельных рассказов долго жили в его творческом сознании: запись, относящаяся к «Крыжовнику», находится в Первой записной книжке среди материалов 1895 г. (см. комментарии Е. Н. Коншиной — Из архива Чехова, стр. 130—131). Рядом с записями 1897—1898 гг., сделанными в Париже и Ницце, внесены и первые заметки к рассказу «О любви».
К «Человеку в футляре» в записных книжках относится лишь одна заметка: «человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашел идеал» (Зап. кн. III, стр. 30). Перенося эти строки в Первую записную книжку, Чехов несколько распространил их: «Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то казалось, улыбался: нашел свой идеал» (Зап. кн. I, стр. 86).
Точно установить время этой записи трудно; несомненно, однако, что она была сделана по возвращении из-за границы.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (99), английский (1), украинский (1), болгарский (2), эсперанто (1)
- /тип:
- книги (91), аудиокниги (13)
- /перевод:
- А. Корженков (1), А. Пентус (1), М. Пентус (1), В. Райчев (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kpr, 29 июня 2024 г.
Рассказы, составляющие «трилогию» Чехова, стоит воспринимать как поверхностное изложение изъянов характера определенных человеческих типов, а также их порочности в контексте общечеловеческого развития.
Учитель древнегреческого Беликов, при всей многогранности его психологического склада, отнюдь не описан с позиции исследования характера или же пристального внимания к обстоятельствам замкнутости и отрешенности. Акцент же сделан на искаженности его социальной роли, а также на экспансии мировоззрения персонажа в общественном масштабе:
Как и второстепенными героями романа, автором подчеркиваются лишь негативные аспекты жизни Беликова, злокачественное общественное влияние; переживания собственного героя автором в расчет не принимаются.
Схожая ситуация и с братом Ивана Ивановича – Николаем. Он также изображен лишь в качестве представителя общественного типа, выразителя изъянов и пороков мещанского сознания. В вину помещику вменяется приземленность желаний и удовлетворенность достигнутым комфортом; избранный им жизненный путь определен, как можно рассудить, «туннельным мышлением» или же свободным отказом от борьбы за высокие цели. Желания умиротворенности и душевного покоя представлены в качестве негативных личностных черт, что, опять же, оспоримо.
Рассказ «О любви», в свою очередь, изложен с претензией на трагизм, но вызывает скорее чувство отвращения к литературному повествователю, по совместительству являющемуся главным героем.
Не вызывают отклика ни его суждения о тягостях судьбы, ни причитания о несчастной любви – любви к даме, не довести до душевной болезни которую он попросту не решился.
Как кажется, непосредственно личности главного героя в третьей истории уделено большее внимание, нежели в первых двух. Однако же изысканной рефлексии Павел Константинович – рассказчик – не демонстрирует.
В изложенных произведениях Чеховым проявлены достойный слог и четкая манера изложения материала. С содержательной же точки зрения автором сделан намек на фундаментальный психологический дефект и личностный трагизм, однако основательному раскрытию они не поддаются. Читателю предложено довольствоваться лишь осуждениям человеческих типов – «ненужных» и «вредоносных» в условиях запроса на социальную активность и неустанную предприимчивость.
artem-sailer, 24 июля 2021 г.
При чтении постоянно вспоминалась хрестоматийная картина «Охотники на привале» Василия Григорьевича Перова, хотя именно такая сцена, как на картине, в текстах не описана. Но всё равно, сюжет упорно вызывает ассоциации: три охотника, в перерывах между основным занятием, травят байки. Ну, да, у Чехова вовсе не байки, а реальные жизненные ситуации, зачастую — очень даже драматические, но всё же.
Все три рассказа объединяет тема футлярности, как, впрочем, и многие другие произведения Антон Палыча. Тема устоявшихся условностей, в которые впихивает себя человек, тема социальных традиций, которые вносят искажения в жизнь.
Тема эта животрепещущая, болезненная и вечная. Читая классика, находишь много аналогий с нашей современной жизнью. Это и делает произведения великих авторов тоже великими — ведь произведения эти вне времени.