fantlab ru

Антон Чехов «Человек в футляре»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
680
Моя оценка:
-

подробнее

Человек в футляре

Рассказ, год; цикл «Маленькая трилогия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

Это поучительная история о простом учителе гимназии Беликове. Сей человек добровольно загнал себя самого в футляр, как в физическом смысле — в любую погоду был под зонтом, в калошах, отгораживался от улицы высоким воротником, так и в духовном — всю свою жизнь он проводил отгораживаясь от мира, кутаясь и страшась «Как бы чего не вышло». Но вот коллеги по гимназии, изнуренные его обществом, решили его сосватать, а далее, что же все таки из этого вышло...

Примечание:

Впервые — «Русская мысль», 1898, № 7, стр. 120—131. Подзаголовок: Рассказ. Подпись: Антон Чехов.

Вошло во второе издание А. Ф. Маркса («Приложение к журналу „Нива“ на 1903 г.»).

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, сербскохорватский и чешский языки.


Входит в:


Экранизации:

«Человек в футляре» 1939, СССР, реж. Исидор Анненский



Похожие произведения:

 

 


Избранные рассказы
1953 г.
Избранные произведения
1954 г.
Избранные рассказы
1959 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8
1963 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том третий
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1970 г.
Избранные рассказы
1972 г.
Дом с мезонином
1974 г.
Избранные произведения
1974 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1974 г.
Рассказы. Повести
1976 г.
Дом с мезонином и другие рассказы
1977 г.
Избранное
1977 г.
Рассказы
1977 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 10 1898-1903
1977 г.
Рассказы
1978 г.
Избранные сочинения. Том второй
1979 г.
Рассказы и повести
1979 г.
Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов
1980 г.
Повести и рассказы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Том 2. Повести, рассказы, пьесы
1980 г.
Повести и рассказы
1981 г.
Рассказы и повести
1981 г.
Антон Чехов. Сочинения в двух томах. Том 2
1982 г.
Избранное
1982 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Рассказы
1983 г.
А. П. Чехов. Избранное
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Рассказы и повести
1984 г.
Рассказы. Повести
1984 г.
Случай из практики
1984 г.
Человек в футляре. Крыжовник. О любви
1984 г.
Ионыч
1985 г.
Рассказы. Повести
1985 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 9
1985 г.
Избранные сочинения. Том второй
1986 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Рассказы
1989 г.
Рассказы
1994 г.
Путешествие к Чехову
1996 г.
Повести и рассказы
1997 г.
Повести. Рассказы. Пьесы
2002 г.
Русская проза начала XX века
2003 г.
Рассказы. Повести
2006 г.
Драма на охоте
2007 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
2007 г.
Избранное
2008 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
О любви. Вишневый сад
2010 г.
Человек, каков он есть
2011 г.
Вишневый сад. Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Вишневый сад
2014 г.
Рассказы
2015 г.
Дама с собачкой
2015 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Лошадиная фамилия. Рассказы
2018 г.
Рассказы и повести 1892-1903
2018 г.
Рассказы
2019 г.
Человек в футляре. Избранное
2019 г.
Рассказы
2020 г.
Дама с собачкой
2022 г.
Палата № 6
2022 г.
Дама с собачкой и другие рассказы
2023 г.
Рассказы
2024 г.
Рассказы
2024 г.

Аудиокниги:

Повести и рассказы
2002 г.
Повести и рассказы 1897-1903 гг.
2007 г.
Хрестоматия по литературе. 9 класс. Часть 2 (аудиокнига MP3)
2008 г.
«Дама с собачкой». Рассказы и повести 1897-1903 гг.
2009 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.
Рассказы 1888-1900
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Избранные произведения том 3. Рассказы и повести 1897-1903 гг.
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Повісті та оповідання
1949 г.
(украинский)
Годеница
1973 г.
(болгарский)
Ĉeriza ĝardeno
2004 г.
(эсперанто)
Дамата с кученцето
2005 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный пример мастерского владения словом. Вещь не особо и ироническая, хотя ирония безусловно присутствует — это же Чехов, — а по сути — философская. Автором обрисована довлеющая над человеком мания избегать всего — от дождика до «непочтительных» разговоров и побуждать к таковому поведению окружающих. То есть, существо, ни капли раба из себя не выжимающее, а наоборот — плотно укупоривающее эту консистенцию. Налицо классический для Антона Павловича Чехова объект порицания — низкопоклонство перед начальством и страсть к ограничению свободы.

Понятно, что такой гиперболизированный персонаж, как учитель древнегреческого языка Беликов вряд ли существовал в действительности, но воспринимается этот образ вполне отчётливо — в галошах и с зонтиком в самый жаркий летний день и любимой фразой: «вынужден буду донести начальству».

В общем, очередной гимн духовному освобождению русского общества от удушающих его пережитков проклятого деспотического прошлого.

Очень жаль, что автор так рано умер.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Человек в футляре» = «Смерть чиновника» + «Унтер Пришибеев». Если долго читать Чехова, то появляется способность писать подобные формулы. Что есть главный герой «Человека в футляре» Беликов? Это тот же самый унтер Пришибеев, только трусливый до предела. Пришибеев реально был способен на мордобой в отстаивании своих взглядов. А Беликов мог добиться своего только бесконечным нытьем и жалобами. Ну а «Смерть чиновника» подарила данному рассказу аналогичный финал. Главный герой помер переживая, что о нем подумают другие. И даже не те другие, которых он видел каждый день, а какое-то невидимое гипотетическое начальство, до которого информация может быть дойдет, а может и не дойдет. В «Смерти чиновника» главный герой хотя бы действительно сам чихнул на лысину большого человека. А тут вообще ничего. Беликова реально убил какой-то призрак, самозародившийся у него в голове.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Сразу перед глазами возникает портрет и рассказчиков, и самого «человека в футляре». История очень яркая, ажурная, и главное, жизненная.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А, чёрт возьми, как классно-то написано! Как ярко и живо изображает наш любимый Антон Палыч представителя известного всем типа людей — человека в футляре, человека-низзя, человека-ах-как-бы-чего-не-вышло. Избитая и затасканная мудрость гласит, что самые плохие люди — это люди равнодушные, потому что по их вине, по их равнодушию происходят самые плохие вещи в жизни. Но ещё хуже, пожалуй, это такие вот — которые вообще жить не любят. Сами не любят и никому любить не позволят. Потому что низзя, потому что как бы чего это того не вышло.

Для чего они такие нужны, для чего это они такие живут вообще? Не живут, конечно, а только существуют. В своих футлярах, втискивая всё окружающее в футляр, превращая окружающее в один большой, но футляр. Нет, голову терять, разумеется, не стоит, однако иметь в себе силы совершить поступок, капельку здорового безумия, чтобы решиться на что-то — это и есть то, что называется настоящей жизнью.

А эти футлярные люди так и проходят земной отрезок — невзрачно, боязливо, не в силах поменять работу, не в силах переехать в другой город, боясь сделать что-либо, что вытащит их из футляра, вытряхнет, как это говорят ныне, из зоны комфорта.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу отметить 2 нюанса. Удивляюсь насколько школа может отбивать охоту к литературе, в том числе и такой талантливой. Каждому произведению свое время и если заставлять читать через силу, то вот теперь, как я, можно с удивлением обнаруживать, что и не нудно вовсе, а наоборот интересно и познавательно.

Чехов в данном рассказе блестяще раскрывает один психотип — «человек в футляре», который в реальной жизни именно в таком крайнем виде встречается, наверно, достаточно редко, по крайней мере мне — не встречался. Но в более широком смысле, к сожалению, не так и редок. Самое страшное, как, кстати, и подмечает автор, сидели бы себе в своих футлярах и терзали бы самое себя, ан нет — они, добравшись до своих тепленьких мест чиновника, клерка или иного управленца, могут «держать в руках», изводить и портить кровь многим окружающим людям, со своим «Как бы чего не вышло» и «Как же можно».

А вот заканчивается рассказ на несколько иной, достаточно революционной ноте: «Видеть и слышать как лгут, и тебя же называют дураком, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!»

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Человек в футляре». «Краткость — сестра таланта», как говорил сам же Чехов. Уже в названии сказано, по сути, все содержание рассказа. Рассказ пойдет о человеке в футляре, замкнутом, подчиняющемся правилам, боящимся сделать что-то не так? Да. Но не только. В конце рассказа появляется другая суть. И тут название также ее отражает. «Человек» — это ведь не обязательно один, конкретный человек, это может также означать все человечество. «Человечество в футляре» — вот мораль сей басни. На несколько гротескном (хотя и возможном, и жизненном) примере Беликова Чехов показывает нам наш футляр. И это, пожалуй, главная мысль рассказа.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второе по значимости произведение о маленьком человеке после «Шинели». Но этот самый человек здесь подается автором несколько иначе. Тут ставится вопрос уже не об обстоятельствах его жизни, как в «Шинели», а, собственно, что он сам виновник этой своей жизни. И сочувствия к герою со стороны автора нет, есть одна лишь ирония. Особенно знаменателен момент — когда он лежал в гробу — «наконец-то обрел свой футляр». Произведение не слабее «Шинели», просто несколько иное.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх