Антон Чехов «Человек в футляре»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это поучительная история о простом учителе гимназии Беликове. Сей человек добровольно загнал себя самого в футляр, как в физическом смысле — в любую погоду был под зонтом, в калошах, отгораживался от улицы высоким воротником, так и в духовном — всю свою жизнь он проводил отгораживаясь от мира, кутаясь и страшась «Как бы чего не вышло». Но вот коллеги по гимназии, изнуренные его обществом, решили его сосватать, а далее, что же все таки из этого вышло...
Впервые — «Русская мысль», 1898, № 7, стр. 120—131. Подзаголовок: Рассказ. Подпись: Антон Чехов.
Вошло во второе издание А. Ф. Маркса («Приложение к журналу „Нива“ на 1903 г.»).
При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, сербскохорватский и чешский языки.
Входит в:
— цикл «Маленькая трилогия»
— антологию «Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов», 1980 г.
Экранизации:
— «Человек в футляре» 1939, СССР, реж. Исидор Анненский
- /языки:
- русский (78), украинский (1), болгарский (2), эсперанто (1)
- /тип:
- книги (74), аудиокниги (8)
- /перевод:
- А. Пентус (1), М. Пентус (1), В. Райчев (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 11 октября 2023 г.
Отличный пример мастерского владения словом. Вещь не особо и ироническая, хотя ирония безусловно присутствует — это же Чехов, — а по сути — философская. Автором обрисована довлеющая над человеком мания избегать всего — от дождика до «непочтительных» разговоров и побуждать к таковому поведению окружающих. То есть, существо, ни капли раба из себя не выжимающее, а наоборот — плотно укупоривающее эту консистенцию. Налицо классический для Антона Павловича Чехова объект порицания — низкопоклонство перед начальством и страсть к ограничению свободы.
Понятно, что такой гиперболизированный персонаж, как учитель древнегреческого языка Беликов вряд ли существовал в действительности, но воспринимается этот образ вполне отчётливо — в галошах и с зонтиком в самый жаркий летний день и любимой фразой: «вынужден буду донести начальству».
В общем, очередной гимн духовному освобождению русского общества от удушающих его пережитков проклятого деспотического прошлого.
Очень жаль, что автор так рано умер.
lex_art, 17 января 2022 г.
«Человек в футляре» = «Смерть чиновника» + «Унтер Пришибеев». Если долго читать Чехова, то появляется способность писать подобные формулы. Что есть главный герой «Человека в футляре» Беликов? Это тот же самый унтер Пришибеев, только трусливый до предела. Пришибеев реально был способен на мордобой в отстаивании своих взглядов. А Беликов мог добиться своего только бесконечным нытьем и жалобами. Ну а «Смерть чиновника» подарила данному рассказу аналогичный финал. Главный герой помер переживая, что о нем подумают другие. И даже не те другие, которых он видел каждый день, а какое-то невидимое гипотетическое начальство, до которого информация может быть дойдет, а может и не дойдет. В «Смерти чиновника» главный герой хотя бы действительно сам чихнул на лысину большого человека. А тут вообще ничего. Беликова реально убил какой-то призрак, самозародившийся у него в голове.
Lunetta, 13 декабря 2023 г.
Понравилось. Сразу перед глазами возникает портрет и рассказчиков, и самого «человека в футляре». История очень яркая, ажурная, и главное, жизненная.
artem-sailer, 21 июля 2021 г.
А, чёрт возьми, как классно-то написано! Как ярко и живо изображает наш любимый Антон Палыч представителя известного всем типа людей — человека в футляре, человека-низзя, человека-ах-как-бы-чего-не-вышло. Избитая и затасканная мудрость гласит, что самые плохие люди — это люди равнодушные, потому что по их вине, по их равнодушию происходят самые плохие вещи в жизни. Но ещё хуже, пожалуй, это такие вот — которые вообще жить не любят. Сами не любят и никому любить не позволят. Потому что низзя, потому что как бы чего это того не вышло.
Для чего они такие нужны, для чего это они такие живут вообще? Не живут, конечно, а только существуют. В своих футлярах, втискивая всё окружающее в футляр, превращая окружающее в один большой, но футляр. Нет, голову терять, разумеется, не стоит, однако иметь в себе силы совершить поступок, капельку здорового безумия, чтобы решиться на что-то — это и есть то, что называется настоящей жизнью.
А эти футлярные люди так и проходят земной отрезок — невзрачно, боязливо, не в силах поменять работу, не в силах переехать в другой город, боясь сделать что-либо, что вытащит их из футляра, вытряхнет, как это говорят ныне, из зоны комфорта.
Oreon, 6 июля 2013 г.
Хочу отметить 2 нюанса. Удивляюсь насколько школа может отбивать охоту к литературе, в том числе и такой талантливой. Каждому произведению свое время и если заставлять читать через силу, то вот теперь, как я, можно с удивлением обнаруживать, что и не нудно вовсе, а наоборот интересно и познавательно.
Чехов в данном рассказе блестяще раскрывает один психотип — «человек в футляре», который в реальной жизни именно в таком крайнем виде встречается, наверно, достаточно редко, по крайней мере мне — не встречался. Но в более широком смысле, к сожалению, не так и редок. Самое страшное, как, кстати, и подмечает автор, сидели бы себе в своих футлярах и терзали бы самое себя, ан нет — они, добравшись до своих тепленьких мест чиновника, клерка или иного управленца, могут «держать в руках», изводить и портить кровь многим окружающим людям, со своим «Как бы чего не вышло» и «Как же можно».
А вот заканчивается рассказ на несколько иной, достаточно революционной ноте: «Видеть и слышать как лгут, и тебя же называют дураком, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!»
tim1997, 21 августа 2014 г.
«Человек в футляре». «Краткость — сестра таланта», как говорил сам же Чехов. Уже в названии сказано, по сути, все содержание рассказа. Рассказ пойдет о человеке в футляре, замкнутом, подчиняющемся правилам, боящимся сделать что-то не так? Да. Но не только. В конце рассказа появляется другая суть. И тут название также ее отражает. «Человек» — это ведь не обязательно один, конкретный человек, это может также означать все человечество. «Человечество в футляре» — вот мораль сей басни. На несколько гротескном (хотя и возможном, и жизненном) примере Беликова Чехов показывает нам наш футляр. И это, пожалуй, главная мысль рассказа.
viktor111, 6 августа 2012 г.
Второе по значимости произведение о маленьком человеке после «Шинели». Но этот самый человек здесь подается автором несколько иначе. Тут ставится вопрос уже не об обстоятельствах его жизни, как в «Шинели», а, собственно, что он сам виновник этой своей жизни. И сочувствия к герою со стороны автора нет, есть одна лишь ирония. Особенно знаменателен момент — когда он лежал в гробу — «наконец-то обрел свой футляр». Произведение не слабее «Шинели», просто несколько иное.