Фольклорное произведение «Гуси-лебеди»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Перед тем как уйти в город, наказали родители дочери следить за младшим братцем, да заигралась девочка, отвлеклась. И унесли тогда его Гуси-лебеди в далёкие края. И вот отправляется девочка в путь на поиски брата.
Непростые испытания придется пройти маленькой девочке в поисках младшего брата, унесенного птицами.
Входит в:
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор народов Европы» > цикл «Славянские сказки» > цикл «Русские народные сказки»
— антологию «Волшебные сказки»
— сборник «Русские народные сказки в пересказах А. Н. Толстого»
— антологию «Золотой кувшин», 1952 г.
— антологию «Русские народные сказки», 1955 г.
— антологию «Сказки», 1956 г.
— антологию «Русские волшебные сказки», 1970 г.
— антологию «Терем–теремок», 1972 г.
— антологию «Хрестоматия по детской литературе», 1975 г.
— антологию «Русские народные сказки», 1976 г.
— сборник «Русские народные сказки», 1977 г.
— антологию «Fantastic Worlds: Myths, Tales, and Stories», 1979 г.
— антологию «Сестрица Алёнушка», 1981 г.
— антологию «Лесное яблочко», 1984 г.
— антологию «Ненаглядная краса», 1991 г.
— антологию «Вечер любимой сказки», 1992 г.
— антологию «Еду, еду к бабе, к деду…», 1992 г.
— антологию «Любимые сказки», 1993 г.
— антологию «Морозко. Русские народные сказки», 1993 г.
— антологию «Хрестоматия по литературе для дошкольников», 1999 г.
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы», 2006 г.
— антологию «Любимая сказка - любимый мультфильм», 2007 г.
— антологию «Сказки доброй феи», 2007 г.
— антологию «Сказки-мультфильмы А. Савченко», 2007 г.
— антологию «Полная хрестоматия для дошкольников», 2008 г.
— антологию «Энциклопедия детства», 2008 г.
— сборник «Мамины сказки», 2009 г.
— антологию «По щучьему велению», 2010 г.
— антологию «Хрестоматия. 1 класс», 2011 г.
— антологию «Новогодняя книга русских сказок», 2014 г.
— антологию «Сказки и стихи для всей семьи», 2014 г.
— антологию «Хрестоматия для младшей группы», 2014 г.
— антологию «Сказки с крупными буквами», 2015 г.
— антологию «Золотая книга сказок для малышей», 2017 г.
— антологию «Русские народные сказки», 2017 г.
— антологию «Русские сказки», 2017 г.
— антологию «Финист Ясный Сокол. Русские народные сказки», 2024 г.
Экранизации:
— «Гуси-лебеди» 1949, СССР, реж. Иван Иванов-Вано, Александра Снежко-Блоцкая
- /языки:
- русский (134), английский (1), белорусский (1)
- /тип:
- книги (126), периодика (1), аудиокниги (9)
- /перевод:
- (1), А.Н. Афанасьев (5), М. Булатов (3), Л. Елисеева (8), А.Н. Толстой (39), К. Ушинский (1), А. Якимович (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
martinthegod9, 5 января 2017 г.
Удивился, какую мораль нашел сейчас в этой сказке. Сестрица искала братца и, желая узнать у печки, яблони и речки, где ее братец, отказывалась от яблок яблони, от киселя речки и пр. А когда бежала с ним обратно — уже соглашалась и выпеть киселя, и покушать яблок, и съесть пирожок, лишь бы укрыться от гусей-лебедей.
Мораль проста: не умеешь договариваться и приходить к консенсусу — жизнь заставит:)
glupec, 23 марта 2014 г.
Няшность и кавайность этой нехитрой сказки — запредельны. (Помню, очень удивлялся, когда читал в интернете, что некоторые мамы сами ее боялись в детстве, и своим детям не читают: разве же это — страшная сказка? Тут и Баба-Яга, в общем-то, безобидная: даже если и хотела съесть детей, то не успела. И не могла успеть — она глупая, смешная неумеха, только корчит из себя «злыдню».
А сестрица (Машенька)? Казалось бы — типичная невоспитанная девчонка, которая за свое непослушание неминуемо будет наказана. Так нет же — все кончается хорошо; а поняла ли Машенька свою ошибку, стала ли в дальнейшем себя хорошо вести — этот вопрос вообще «вынесен за скобки». Наверное, отец и мать ее с легким сердцем простили. Как печка, речка и яблонька — они ведь тоже не держали на нее зла).
В этом, собственно, и есть мораль сказки: что не надо всюду искать мораль. Иногда не стоит морочиться такими вещами, а позволить себе быть немножко «ми-ми-ми» по отношению к другим. :smile:
PS А если вам нужна действительно СТРАШНАЯ сказка, от которой мурашки пробирают даже в шесть лет — то это «Баба-Яга». Она же (в украинской версии) «Про дедову дочку и бабу-ведьму». С похожим сюжетом, но совершенно другая по атмосфере.
«— Добрый день!
— Здравствуй, красавица, — ответила хозяйка и так посмотрела, что у девочки по спине мороз пошел.
Сестра мачехи была страшная-страшная: нос длинный, горбатый, зубы большие, желтые, а глаза огнем светятся. [...] Сиротка и услышала, что ведьма шепчет: «Иди, котик, выцарапай ей глаза, чтобы не видела, что мы делать будем». Девочка так испугалась, что и пошевелиться не могла.
И видит она: лезет в окно страшный черный кот». (Сказка — сказкой, а на ночь такое читать все-таки... не рекомендую).
PPS Можно еще много рассуждать насчет «Гусей-лебедей» — как и все другие сказки, эта выросла из мифа. Можно вспомнить, что «молочные реки, кисельные берега» — это Вырий, т.е., загробное царство (и девочка, попавшая туда, не просто так должна достать из печи хлеб: хлеб = солнце, т.к. он теплый, круглый, желтый... Кроме того, есть еще ритуал «перепекания» ребенка — часть посвящения во взрослую жизнь. Ну, и много других мифологических мотивов).
Вот только... зачем? Сказка — это сказка. И смысл ее не в древних ритуалах, а именно в ДОБРОТЕ. Которая понятна любому — и в 3 года, и в 7. И в 37 даже...