Генрих Бёлль «Групповой портрет с дамой»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Книга, после которой Бёлль был удостоен Нобелевской премии. Книга с интереснейшей композицией – ведь о главной героине мы узнаем только со слов ее знакомых, друзей и врагов. Книга на стыке жанров – ведь этот роман скорее напоминает личное дело. Итак, знакомьтесь: Лени Пфайфер (урожденная Груйтен) – «самая немецкая девочка в школе», «любительница пения, кино и танцев» и «глупая гусыня». Странная женщина с чудаковатыми манерами и привычками, словно специально старающаяся нарушить все общепризнанные правила. Вся жизнь Лени – вызов окружающим, а ее непростая судьба – отражение эпохи военной и послевоенной Германии. Так кто же она на самом деле: грешница или святая, способная творить чудеса?
Входит в:
— журнал «Новый Мир № 2, 1973», 1973 г.
- /языки:
- русский (6)
- /тип:
- книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- В. Микушевич (2), Е. Михелевич (4), Л. Чёрная (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 3 ноября 2023 г.
Книга, публикация которой стала решающим аргументом в присуждении Генриху Бёллю Нобелевской премии в области литературы. Любовь нобелевского жюри к эпичности, социальным конфликтам и прочему реализму хорошо известна, так что, казалось бы, в общем и целом понятно, чего ждать от этого романа. Именно ожидание тоскливой нудной «социальной эпопеи» долгое время удерживало меня от прочтения этой книги, но, как оказалось, мои опасения были абсолютно необоснованными. :)
Автор, он же рассказчик и один из героев романа, рассказывает историю Лени Пфайфер — практически обычной немецкой девушки, а затем и женщины, в предвоенное, военное и послевоенное время. Информацию для своего повествования он черпает у людей, хорошо знающих героиню, её подруг и друзей, родственников, врагов и нанимателей. По поводу одних и тех же событий высказывается несколько мнений, зачастую полярных, автор своё личное мнение транслирует крайне осторожно, ссылаясь на то, что с Лени он, дескать, практически не знаком. Сюжет раскручивается весьма неспешно, изобилует отступлениями, размышлениями и философствованиями. На самом то деле не Лени — главная героиня, а некий собирательный образ жителей небольшого немецкого города в эпоху нацизма и послевоенной разрухи. Все эти люди очень разные, и по возрасту, и по социальному положению, и по политическим убеждениям.
Чтение книги требует определённой усидчивости, особенно в начале, остросюжетной её не назовёшь. Но терпеливый читатель будет вознаграждён довольно интересной картинкой германской жизни середины ХХ века, показанной максимально непредвзято, насколько это мог сделать писатель из ФРГ, и достаточно далёкой от того, что изображают русско- и англоязычные авторы, пребывающие в большинстве среди опубликованных на эту тему книг.