Карлос Фуэнтес «Смерть Артемио Круса»
Одно из величайших литературных произведений XX века. Один из самых гениальных, многослойных, многоуровневых романов в истории щедрой талантами латиноамериканской прозы. Сколько лиц у революции? И правда ли, что больше всего повезло тем ее героям, которые успели вовремя погибнуть? Артемио Крус, соратник Панчо Вильи, умирает, овеянный славой — и забытый. И вместе с ним умирает и эпоха, и душа этой эпохи. Нет больше героев «времени перемен». И нет места в современном, спокойном мире тем, кто не успел красиво умереть на полях сражений.
Входит в:
— журнал «Иностранная литература № 7, 1965», 1965 г.
— журнал «Иностранная литература № 8, 1965», 1965 г.
- /языки:
- русский (9), английский (3), испанский (6)
- /тип:
- книги (16), периодика (2)
- /перевод:
- М. Былинкина (9), А. Макадам (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sibkron, 23 марта 2012 г.
«Ты будешь тем ребенком, который придет на эту землю, найдет эту землю, станет ее плотью и кровью, будет ее началом и встретит свою судьбу, сейчас, когда смерть уравнивает начало и судьбу, ибо, несмотря ни на что, начало свободно в выборе судьбы.»
Карлос Фуэнтес. Смерть Артемио Круса
Один из шедевров Фуэнтеса, ставший классикой мировой литературы.
Роман о вечных ценностях: о жизни, о смерти, о любви, о дружбе, о власти, о Боге и нашем месте в жизни.
Роман – эпическое полотно, вмещающее жизнь одного человека от рождения и до смерти, на фоне исторических событий в Мексике: революции междусобицы, борьба за власть, диктатура Порфирио Диаса, войны.
Произведение Карлоса Фуэнтеса построено при помощи интересного приема, позволяющего объективизировать события. Особое место уделяется повествованию от трех лиц:
«Я» — эго героя (время настоящее, линейное), «Ты» — совесть героя (время будущее, линейное), «Он» — память героя (время прошлое, дискретное).
Все действия происходят в сознании героя. В настоящем времени – больной умирающий старик, в будущем – все утраты, всё о чем можно пожалеть, потерянные друзья, потерянная бескорыстная любовь (Рехина), потерянный сын (Лоренсо) на войне в Испании.
Для чего человек жил? Что останется после него? В чем смысл жизни? Почему потеряны друзья, сын, единственная настоящая любовь?
«Ты оставишь в наследство ненужные смерти, мертвые имена; имена тех, кто погиб, чтобы не погибло твое имя; имена людей, лишенных всего, чтобы всем обладало твое имя; имена людей, забытых для того, чтобы никогда не было забыто твое имя.
Ты оставишь в наследство эту страну, оставишь свою газету, шепоток и лесть; совесть, убаюканную лживыми речами сереньких людишек; и оставишь закладные, разложившийся класс, власть без величия, обожествляемую тупость, плебейское тщеславие, шутовское понятие о долге, пустое краснобайство, боязнь перемен, мелкий эгоизм.
Ты оставишь в наследство политиканов-воров, синдикаты на службе предпринимателей, новые латифундии, американские капиталовложения, рабочих в тюрьмах, большую прессу, спекулянтов и батраков, скотоводов и тайных агентов, заграничные вклады, продажных биржевиков, депутатов-подхалимов, министров-стяжателей, элегантное политиканство, национальные юбилеи и памятные дни, грязь и червивые лепешки, неграмотных индейцев, безработных мужчин и женщин, толстобрюхое, вооруженных аквалангами и акциями; голодающих, вооруженных ногтями. Пусть берут свою Мексику, пусть берут твое завещание.»
В самом начале человек свободен в выборе своей судьбы. И пусть человек приходит в жизнь и уходит из неё один, то как он будет жить и с кем между началом и концом зависит именно от него самого. Видимо, этим Фуэнтес и подвёл итог своему повествованию, сведя смерть с рождением.
Однозначно, произведение must read, и лучше множество раз.
nostradamvs, 24 декабря 2012 г.
Не понравилось. Потому что роман «Смерть Артемио Круса» опубликован в 1962 году, а гениальный фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» вышел в 1941-м. И в «Гражданине Кейне» есть то главное, чего не сумел вложить в свой — точно такой же по смыслу, один в один, роман Фуэнтес. У Кейна есть внутренний стержень, нечто сокровенное, что никогда не оставляет его — и именно это сокровенное всплывает наружу в момент его смерти, давая начало сюжету. У Артемио Круса никакого стержня нет, он плавающий, неприятный, склизкий персонаж, который так и остаётся пустой куклой что в 30 лет, что в 50, что в 70. Тема нераскрыта. Особенно в сравнении с Уэллсом.