fantlab ru

Карлос Фуэнтес «Смерть Артемио Круса»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть Артемио Круса

La muerte de Artemio Cruz

Роман, год

Аннотация:

Одно из величайших литературных произведений XX века. Один из самых гениальных, многослойных, многоуровневых романов в истории щедрой талантами латиноамериканской прозы. Сколько лиц у революции? И правда ли, что больше всего повезло тем ее героям, которые успели вовремя погибнуть? Артемио Крус, соратник Панчо Вильи, умирает, овеянный славой — и забытый. И вместе с ним умирает и эпоха, и душа этой эпохи. Нет больше героев «времени перемен». И нет места в современном, спокойном мире тем, кто не успел красиво умереть на полях сражений.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Смерть Артемио Круса
1967 г.
Спокойная совесть. Смерть Артемио Круса. Повести и рассказы
1974 г.
Карлос Фуэнтес. Избранное
1983 г.
Замаскированные дни
2001 г.
Смерть Артемио Круса
2010 г.
Смерть Артемио Круса
2011 г.
Смерть Артемио Круса
2011 г.

Периодика:

«Иностранная литература» № 7, 1965
1965 г.
«Иностранная литература» № 8, 1965
1965 г.

Издания на иностранных языках:

La muerte de Artemio Cruz
1983 г.
(испанский)
The Death of Artemio Cruz
1991 г.
(английский)
La muerte de Artemio Cruz
1996 г.
(испанский)
La muerte de Artemio Cruz
1998 г.
(испанский)
La muerte de Artemio Cruz
2001 г.
(испанский)
The Death of Artemio Cruz
2006 г.
(английский)
The Death of Artemio Cruz
2009 г.
(английский)
La muerte de Artemio Cruz
2010 г.
(испанский)
La muerte de Artemio Cruz
2010 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ты будешь тем ребенком, который придет на эту землю, найдет эту землю, станет ее плотью и кровью, будет ее началом и встретит свою судьбу, сейчас, когда смерть уравнивает начало и судьбу, ибо, несмотря ни на что, начало свободно в выборе судьбы.»

Карлос Фуэнтес. Смерть Артемио Круса

Один из шедевров Фуэнтеса, ставший классикой мировой литературы.

Роман о вечных ценностях: о жизни, о смерти, о любви, о дружбе, о власти, о Боге и нашем месте в жизни.

Роман – эпическое полотно, вмещающее жизнь одного человека от рождения и до смерти, на фоне исторических событий в Мексике: революции междусобицы, борьба за власть, диктатура Порфирио Диаса, войны.

Произведение Карлоса Фуэнтеса построено при помощи интересного приема, позволяющего объективизировать события. Особое место уделяется повествованию от трех лиц:

«Я» — эго героя (время настоящее, линейное), «Ты» — совесть героя (время будущее, линейное), «Он» — память героя (время прошлое, дискретное).

Все действия происходят в сознании героя. В настоящем времени – больной умирающий старик, в будущем – все утраты, всё о чем можно пожалеть, потерянные друзья, потерянная бескорыстная любовь (Рехина), потерянный сын (Лоренсо) на войне в Испании.

Для чего человек жил? Что останется после него? В чем смысл жизни? Почему потеряны друзья, сын, единственная настоящая любовь?

«Ты оставишь в наследство ненужные смерти, мертвые имена; имена тех, кто погиб, чтобы не погибло твое имя; имена людей, лишенных всего, чтобы всем обладало твое имя; имена людей, забытых для того, чтобы никогда не было забыто твое имя.

Ты оставишь в наследство эту страну, оставишь свою газету, шепоток и лесть; совесть, убаюканную лживыми речами сереньких людишек; и оставишь закладные, разложившийся класс, власть без величия, обожествляемую тупость, плебейское тщеславие, шутовское понятие о долге, пустое краснобайство, боязнь перемен, мелкий эгоизм.

Ты оставишь в наследство политиканов-воров, синдикаты на службе предпринимателей, новые латифундии, американские капиталовложения, рабочих в тюрьмах, большую прессу, спекулянтов и батраков, скотоводов и тайных агентов, заграничные вклады, продажных биржевиков, депутатов-подхалимов, министров-стяжателей, элегантное политиканство, национальные юбилеи и памятные дни, грязь и червивые лепешки, неграмотных индейцев, безработных мужчин и женщин, толстобрюхое, вооруженных аквалангами и акциями; голодающих, вооруженных ногтями. Пусть берут свою Мексику, пусть берут твое завещание.»

В самом начале человек свободен в выборе своей судьбы. И пусть человек приходит в жизнь и уходит из неё один, то как он будет жить и с кем между началом и концом зависит именно от него самого. Видимо, этим Фуэнтес и подвёл итог своему повествованию, сведя смерть с рождением.

Однозначно, произведение must read, и лучше множество раз.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось. Потому что роман «Смерть Артемио Круса» опубликован в 1962 году, а гениальный фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» вышел в 1941-м. И в «Гражданине Кейне» есть то главное, чего не сумел вложить в свой — точно такой же по смыслу, один в один, роман Фуэнтес. У Кейна есть внутренний стержень, нечто сокровенное, что никогда не оставляет его — и именно это сокровенное всплывает наружу в момент его смерти, давая начало сюжету. У Артемио Круса никакого стержня нет, он плавающий, неприятный, склизкий персонаж, который так и остаётся пустой куклой что в 30 лет, что в 50, что в 70. Тема нераскрыта. Особенно в сравнении с Уэллсом.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх