Ллойд Биггл-младший «Музыкодел»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Если ты музыкант, то продал душу дьяволу от искусства. Если ты музыкант, то должен идти до конца и никогда не сворачивать с однажды выбранной дороги. Если ты музыкант, то должен быть готовым к тому, чтобы быть нищим.
Разумеется — если ты музыкант, а не музыкодел.
Входит в:
— журнал «If, August 1957», 1957 г.
— антологию «The Best Science Fiction Stories and Novels: Ninth Series», 1958 г.
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 3», 1965 г.
— антологию «Музы в век звездолётов», 1969 г.
— сборник «The Metallic Muse», 1972 г.
— антологию «The Warmest Memory», 1979 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 19 (1957)», 1989 г.
— антологию «Безработный робот», 1989 г.
— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.
— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.
— антологию «Бесконечная игра», 1992 г.
— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.
- /языки:
- русский (7), английский (7), итальянский (3)
- /тип:
- книги (16), периодика (1)
- /перевод:
- А. Иорданский (1), Д. Коссато (3), С. Сандрелли (3), Г. Усова (7)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 9 февраля 2025 г.
Недалекое будущее оказалось не совсем таким, каким его представляли себе писатели-фантасты. Вся жизнь человека в той или иной степени оказалась связана с производством товаров, поэтому на первое место выдвинулась реклама, которая постепенно подменила собой всё музыкальное творчество. Вначале исчезли независимые поэты и композиторы, а затем — музыка и песни. Точнее, они изменили свою функцию: главным их назначением стало продвижение товаров и услуг. Чистая музыка исчезла совсем, а вместо песен люди получили «коммерс» — музыкальную импровизацию обычной рекламы. Композиторы превратились в музыкоделов, сочиняющих свои творения с помощью мультикордов, а исполнять их стали дешевые певцы и певички, не способные запомнить и нескольких строф. Многие быстро смирились с этим, научившись даже танцевать под новоявленные клипы. Многие, но не все. К последним относит себя и герой данной новеллы Эрлик Бак, всеми силами цепляющийся за славное прошлое…
Хоть рассказ был написан более 60 лет тому назад, он многое угадал из нашего настоящего. В частности, столь любимую спонсорами музыкальную рекламу. Сегодня ее можно услышать и по радио, и по всем каналам телевидения. Похоже, она и действительно превратилась в особую форму искусства. Несмотря на удачность отдельных находок, в целом это — деградация и профанация в искусстве. Современная музыка ничем хорошим похвастаться не может — вот и перепрофилировалась на разного рода ремиксы и заимствования. Настоящая музыка с эстрадой осталась только на ретро-каналах, да еще на лазерных дисках и музыкальных кассетах. А современная молодежь не может выучить и пары строф из своих любимых песен. Получается, автор полвека назад предвидел такое развитие событий? Я лично этого не исключаю! Он даже сделал больше: не ограничившись простой констатацией фактов, выработал свои собственные методы борьбы с вырождением музыкальной культуры. Ведь хорошая музыка обладает высоким эмоциональным воздействием и вполне способна «зажечь» любую аудиторию. Главное — уметь ее сочинить, а затем хорошо исполнить. Чем герой рассказа и занимается. И тем самым навлекает на себя гнев «сильных мира сего». А миру в очередной раз придется пройти через семь кругов Ада, чтобы вернуть себе потерянное чувство прекрасного.
-------
РЕЗЮМЕ: культурная зарисовка из недалекого будущего, рассказывающая нам о борьбе настоящего композитора за чистоту своего творчества. Предвидение оказалось почти что провидческим, ибо современная культура может вызвать у настоящего гурмана одно только уныние.
Галина954, 4 сентября 2019 г.
Не согласна с последним комментатором. Рассказ, маленькая повесть Биггла- младшего не против коммерческой музыки, рокен- ролла. А против музыки на рекламу- мыло, сыр, куриный бульон...Впервые рассказ прочитала в Советское время. В сборнике Музы в век звездолета. Тоненькая книга, мягкий переплет. Понравилось, зацепило. Начало- в Центре кто- то цепляется за руки и спрашивает- вам нравится это? В финале- я это сделал. Я не смогу написать ярко, как в повести, почему меня это так зацепило. Бак действительно начал возрождение искусства.
Прошло время. В середине девяностых, мои племянники малолетки смотрели мультик. Реклама. Про какой- то куриный бульон. Песня пелась. И мои малолетки , все, запели ту песню. И смешно и грустно
И я вспомнила Музыкодела.
Только 10 баллов.
Arhc MC, 19 декабря 2013 г.
История о последнем композиторе и великом клавишнике на Земле. Вы думаете, что если Паганини смог играть на скрипке с одной струной, то перед клавишником таких проблем не встает? Прочитайте эту маленькую повесть! Рассказ о человеке, который дал импульс к мощному ренессансу искусства зомбированному и омохнатевшему человечеству. История о гении, рассказанная просто и гениально. Мне не хочется проводить параллелей между серединой прошлого века, когда был написан рассказ, и настоящим. Только просятся слова из совсем другого произведения: «Мы уйдем в неизвестность веков, преисполнясь тревоги, человечеству путь пролагать, умирая в дороге...».
KENGARAGS, 15 августа 2016 г.
Очень часто вспоминаю эту вещь в последнее время. Да практически каждые 15 минут, как звучит реклама. А рекламщики ныне даже не заказывают музыку, а используют классику, в том числе рок-музыки, да ещё и прошлых веков. Современные мелодии только для совсем молодёжной аудитории. Так что 60 лет назад был предсказан такой диалог:
- Классная песенка «Машины времени«!
-Какая «машина»? Это из рекламы кофе!
И будут великих музыкантов помнить по рекламным роликам тампонов, банков и автомобилей :(
artem-sailer, 29 июля 2015 г.
Рассказ очень понравился, несмотря на некоторую притянутую за уши концовку — имею в виду противостояние скромного музыканта и медиамагната. Не потянул бы простой музыкант такой схватки. Да и владельцу бара не совладать с воротилой шоу-бизнеса, не получилось бы у него отомстить за товарища. На мой взгляд, лишнее это было, изрядно подпортило впечатление от очень хорошего добротного произведения, которое до середины повествования держало... Даже цепляло где-то внутри.
Но в целом, если не брать во внимание некоторые моменты, оценка очень даже высока. Будущее коммерческого искусства, где люди слушают песенки, заказанные рекламодателям, смотрят клипы, снятые на эту тему. Современная культура, описанная ещё в 50-х.
asakuro, 21 сентября 2016 г.
Я наивно думал, что эпоха ТВ давно прошла, а вместо нее начался век интернета. Лично у меня телевизора нет больше 10 лет и совершенно не вижу в нем необходимости. Но прочитав комментарии, я удивился — люди, оказываются, до сих пор смотрят телевизор, но при этом не устают жаловаться на рекламу тампонов и «поющие трусы». Как будто кто-то их заставляет это смотреть и лишил право выбора. Неудивительно, что таким людям понравился рассказ — такое будущее для них уже наступило, они в нем живут и не видят ничего другого. Этих людей даже не жаль, они достойны жить в таком окружении. Мне же этот рассказ показался простенькой сказкой-антиутопией, совершенно неправдоподобной и с типично голливудским развитием сюжета. Но хотелось бы отметить не это. В середине 50-х с разницей в несколько лет были написан «451° по Фаренгейту» и «Музыкодел», два почти одинаковых произведения, в которых рассказывается о будущем, где телевидение заменило книги (Брэдбери) и музыку (Биггл). Я думаю практически никто из русскоязычных читателей не знает, что представляло собой американское телевидение 50-х и чем оно вызывало такую реакцию. А упоминание каких-то утренних ток-шоу в прямом эфире у советского читателя вообще должно было вызывать недоумение — в СССР ничего подобного в то время не было. А второй занимательный момент — это год издания, 1957. Первые годы рок-н-ролла и молодежной музыки. А музыка, о которой так переживает Биггл — это исключительно академическая музыка, Моцарт и Бах. Т.е. под остальными «музыкоделами» он и имел в виду тех, кто пишет популярную коммерческую музыку. Комментаторы, упоминавшие «Машину времени» и Адель просто не поняли рассказа. Все, кроме классической музыки, для Биггла -«музыкоделы», сочиняющие композиции на несколько минут. Именно они зарабатывают больше, чем «серьезные» композиторы. Против них и направлен этот рассказ. Хотели бы вы жить в мире, где есть только симфоническая музыка? Я — нет.
Orm Irian, 17 октября 2013 г.
Рассказ одновременно и наивен, и актуален.
Место действия — эдакая лайт-версия «прекрасного нового мира» Хаксли. Искусства нет, есть только РЕКЛАМА. Реклама вместо музыки, кино и телевидения. В ресторанах все танцуют под рекламные ролики, которые транслируются на большом экране. Правит всей этой жутью страшный капиталист, в руках которого вся власть в этой области бизнеса, и нет на него антимонопольного комитета. Все композиторы-поэты-музыканты объединены в свои гильдии, где их жестко контролируют. Качественная работа никому не нужна. Работаешь лучше — ролик актуален дольше — у тебя меньше работы — ты меньше зарабатываешь. А пипл хавает все, так что талантливым быть невыгодно. Но и здесь находится свой андеграунд. И чудак-композитор открывает музыку заново и начинает почти что революцию.
Если бы кроме реклам там присутствовала ужасная попса, написанная тем же синтетическим способом, то было бы во многом очень похоже на сегодняшний день, особенно у нас. В Британии время от времени «выстреливают» талантливые люди вроде Адель или Флоренс Велч. И ведь становятся популярнее, чем куча одинаковых старлеток! И у нас их крутят. Но почему-то наши отечественные продюсеры принципиально не хотят браться ни за что, кроме «поющих трусов». Потому что не формат. А рисковать страшно. Возможно потому, что для этого уже все-таки надо в музыке разбираться... И почему-то до них не доходит, что «ВиаГра» стала популярна не только благодаря сиськам, но еще и потому, что Константин Меладзе все-таки композитор, умеющий писать цепкие вещи. И достаточно неглупый, чтобы подобрать правильное соотношение сисек и мелодии. Но в «Океане Эльзы» сисек вообще нет, и это им не мешает быть жутко популярным коллективом... Думается мне, что господа продюсеры о нас худшего мнения, чем мы на это заслуживаем (это я еще не упоминаю о довольно обширном андеграунде, за который никто не хочет браться в финансовом плане, хотя при правильном подходе можно было бы и на этом заработать, и молодым музыкантам помочь). Так что ситуация в рассказе многим напоминает нынешнюю.
Но не все так плохо. Собственно, реклама уже стала отдельным видом искусства, и ролики делятся на коммерческие и фестивальные. Так что вряд ли когда-нибудь дойдет до описанной автором ситуации. Но главную мысль я с ним вполне разделяю. И теперь, когда искусство не служит больше какой-либо идеологии, будь то церковь, королевский двор или тоталитарное государство, оно в большинстве своем начало служить конъюнктуре со всеми вытекающими из этого последствиями. Но есть и другая часть — некоммерческое искусство. И на Западе ему уделяют все больше внимания. Такое впечатление, что мы понемногу начинаем понимать важность культуры для общества, и многие государства и частные меценаты уже довольно неплохо ее поддерживают. Так что хэппи-энд рассказа тоже кажется не таким уж нереальным, хотя в самом рассказе он возможно слишком наивен.
В целом, прочла как добрую такую светлую сказку с моралью. Не шедевр, но попало мне на многие важные для меня темы.
Мда, сумбурный какой-то отзыв получился. Больше на эмоциях, чем на анализе. Наверно потому, что слишком лично...
mogzonec, 24 декабря 2014 г.
Очень печальный, и даже трагический рассказ. Очень мало в фантастике произведений, в которых грусть и печаль были бы возведены в некое мерило совершенства. Недавно перечитывал этот рассказ, эмоциональное восприятие сохранилось. Это как раз то, за что я люблю классиков фантастики, и крайне осторожно воспринимаю современную фантастику, в которой, кстати, немало оригинальных и сильных работ.
armitura, 11 апреля 2009 г.
Всякий раз, когда я читаю такие книги, меня поражает способность писателей-фантастов заглянуть в будущее, предсказать грядущее развитие человечества.
«Музыкодел», написанный в далеком конце 50-х в данном случае не исключение — Ллойд Биггл-младший на примере музыки великолепно показал духовное обнищание человека. А ведь и в самом деле многие сейчас просто неспособны воспринять музыку сложнее, чем «Лёлик, солнце, я тебя люблю, но замуж не пойду».
Впрочем, по мнению автора, далеко не все еще потеряно — просто должен найтись тот гений, который сможет вывести человеческое восприятие прекрасного из тупика... Очень хотелось бы такого гения все-таки дождаться...
ZiZu, 24 ноября 2008 г.
А меня наоброт именно сейчас поразил этот рассказ. Ведь уже практически настало время, описанное в этом рассказе. Большинство людей слушают музыку без смысла. Банальный набор звуков, который создается за пару минут..
«Всё равно, что там пишут газеты
- Дети-зомби таращат глаза.»
Narizhna, 3 февраля 2009 г.
Удивительнейший рассказ: с первого до последнего слова он повествует о музыке, но при этом напряжен, будто хороший триллер. Сама тема, казалось бы, избита: в огромном количестве произведений описана деградация искусства в будущем и появление зомбирующе-примитивного телевидения, которое заменяет все (лично мне при прочтении все вспоминались «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и «Хранители» Джона Кристофера). Но воплощена эта тема великолепно, и то, что сам автор очень тесно связан с музыкальным искусством, придает рассказу особую яркость.
Один бал сниму за концовку — она показалась мне чуть жестковатой.
god54, 14 ноября 2009 г.
Придёт великое время возрождать то, что потеряет человечество. Сегодня ещё такое время не пришло. Современная музыка и вся массовая культура продолжает низводить человека до уровня восприятия лишь самых простых вещей, на уровне усвоения жвачки. И ведь те, кто это создает сами понимают, что создают! Но продолжают создавать. А те кто потребляет, то же сознает свою деградацию и продолжает потреблять. Получается замкнутый круг. Все мы хотим и получаем то, что хотим и получаем. А значит время возрождения на нашем веку не предстоит. А жаль...
xa0c, 7 сентября 2010 г.
Читала рассказ в детстве, в советском еще издании, и не прониклась совершенно. Повсеместные рекламные музыкальные ролики, забытая классика — все это казалось просто вычурной фантазией автора. Сейчас это все воспринимается совершенно другими глазами, поежиться хочется от того, насколько близко к реальности подошла эта фантазия.
Ank, 13 января 2007 г.
В советское время этот рассказ меня поразил. А сейчас перечитал – и не нашёл ничего особенного.
Egorro, 13 января 2007 г.
В те годы это был один из луших сборников в серии «Зарубежка». Одним из лучших расказов был Музыкодел.