Станислав Лем «Из воспоминаний Ийона Тихого. I»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Доктор Коркоран, имеющий в научных кругах репутацию безумца, создает образцы искусственного интеллекта и считает себя богом выдуманного мира.
Так же: Станислав Лем. Из воспоминаний Ийона Тихого: I: [Рассказ] / [Пер. В. Ковалевского] // Наука и техника (Рига), 1964, №10 – с.41-45.
Входит в:
— цикл «Звёздные дневники» > цикл «Из воспоминаний Ийона Тихого»
— сборник «Księga robotów», 1961 г.
— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1966 г.
— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.
— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1971 г.
— сборник «Pożytek ze smoka i inne opowiadania», 1993 г.
- /языки:
- русский (13), украинский (4), белорусский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (17), самиздат (3)
- /перевод:
- М. Биденко (4), В. Ковалевский (9), Л. Козлов (1), В. Язневич (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
netlgbun, 11 ноября 2023 г.
Наверное, «ящики профессора Коркорана» — первая в литературе идея виртуального мира, неотличимого от реальности; эта идея гораздо позже, после фильма «Матрица», стала общеизвестной. Заодно Лем касается старой своей идеи об ограниченности человеческих средств познания (год спустя он развернул её в «Солярисе»). Также описана возможность вложенности виртуальных миров (предугадав кинофильм «13-й этаж»). Лем, как всегда, мудр и утончён в художественном отношении, особенно впечатляет последний абзац.
god54, 4 августа 2016 г.
Мир воспринимается человеком посредством органов чувств, которые воспринимаются мозгом и интерпретируются им же. Старая философская теория, которую так любят обсуждать философы, особенно марксисты. А ведь автор просто показал это на примере, вполне реальном, который по мере усложнения компьютеров вполне можно будет осуществить. Но дальше этого он не пошел, он дал лишь иллюстрацию. А вот некоторые авторы пошли дальше и сумели войти в этот виртуальный мир и тогда... Но это уже другое чужое произведение.
Jackdaw, 22 июля 2009 г.
Наверное, самым известным творением о зыбкой реальности можно считать «Матрицу» братьев Вачовски. Но сами Вачовски в своих интервью неоднократно указывали на Лема, как на одного из авторов, чьими идеями они воспользовались, и, похоже, именно этот рассказ-концепция, написанный в далеком 1960 году, значительно повлиял на их творение, ведь основа этого фильма – транслирование реальности через наши чувства – практически скопирована из «Профессора Коркорана» и других, уже философских работ Лема.
Общие контуры концепции, очерченные Лемом, позволили ему раскрыть важные для него идеи из области науки и метафизики. С помощью идеи о моделируемых импульсах для наших органов чувств Лем погрузит нас в неизведанную кроличью нору, и всего лишь на нескольких страницах сумеет убедительно показать всю глубину перцептивного самообмана и ограниченность в познании человеческого разума, весомо аргументировать свои допущения в области научного детерминизма, метафизической божественной сути, паранормальных явлений...
Но в связи с ограниченностью человеческого познания Лемовское путешествие Алисы в страну чудес никогда не приведет к пробуждению или выходу на новые уровни реальности (в отличии от «Музыки в крови» Грэга Бира, или той же «Матрицы», в которой, к тому же, реальный мир существует). Действительно, когда невозможно распознать обман на столь фундаментальном уровне, Безумец Лема может сколько угодно кричать о ящиках в лаборатории, подключенных к банку данных, но ему никто никогда не поверит, и удел его носить клеймо «шизофреника» в каком-нибудь дурдоме; ящики сколько угодно можут убеждать себя в абсолютной реальности своей жизни, полной свободе воли, верить в Бога, духов, чудеса, а Создатель лишь усмехнется, сотрет пыль с ящиков, и закроет на ключ лабораторию в конце дня, размышляя над...
Вот тут финальным крещендо Лем красиво подведет нас к мысли о множественности транслируемых миров, а также и их Создателей. Конечно, здесь его мысли далеко не новы (чего и не требовалось), ведь уже со времен Будды на Востоке и Плотина на Западе мистики писали о таких мирах, да и в современной литературе она нашла свое отражение, но как же здорово уже сложившаяся картина рассказа легла в грандиозную раму этой во многом мистической концепции.
Несмотря на то, что этот рассказ – чистая игра ума, тем не менее поставленный в нем вопрос не совсем риторичен даже для науки. Противостояние Нильса Бора и Эйнштейна в вопросах квантовой теории в результате привело к созданию учеником Эйнштейна, Дэвидом Бомом, «Голографической теории Вселенной» с ее импликативным (скрытым) порядком, она, в свою очередь серьезно повлияла на подобную теорию Карла Прибрама, но уже в нейрофизиологии... Современные трансперсональные психологи (скажем, Кен Уилбер) еще в 70-х годах начали издавать книги о соотношении материи и сознания (к примеру, весьма примечательным стал выпущенный в 1984 году сборник статей «Новая голографическая парадигма» под редакцией Уилбера). Но все это по большому счету проходит мимо массового читателя. Наверное, поэтому многие считают, что братья Вачовски сотрясли Мироздание своим откровением, и справедливо возложили на себя лавры гениев не только кинематографа, но и мысли. Я вас уверяю: отнюдь, отнюдь.
Тиань, 11 августа 2014 г.
Что тут скажешь? Устройство органов чувств определяет характер восприятия мира, связанные с ним ограничения и возможность обмана. Разум здесь мало чем помогает. За пределы своей формы мыслителю все равно не выйти. Да и нужно ли выходить? Ведь мир странных ящиков для них столь же реален, как наш для нас. А как устроен наш мир, мы узнаем опять-таки только через посредство своих органов чувств, которые могут и обманываться. Высота «божественной» пирамиды здесь принципиальной роли не играет. В любом случае она равна бесконечности.
В рассказе есть научная идея, философия и даже интрига, но абсолютно никаких выводов на его основе сделать нельзя. Констатация возможности, против которой глупо возражать и которую невозможно подтвердить. А главное, для человека/странного ящика/участника жизни эта возможность ничем не отличается от любого другого варианта.
Нельзя познать устройство мира, находясь внутри него. Такой вывод следует из рассказа. Но ведь снаружи человек все равно оказаться не сможет. Никогда. А жизнь скорее сумма переживаний, нежели телодвижений. Так что и не нужно, в принципе.
wolobuev, 18 июля 2012 г.
Удивительно, просто невероятно, сколь много идей подарил фантастическому жанру пан Лем. Вот и фабула фильма «13-й этаж», который в своё время так изумил меня, как выяснилось, слизана у польского писателя. Вот здесь-то мы и имеем в зародыше ту мысль об иллюзорности мира, которая позднее излилась в стольких книгах и фильмах. Действительно, где гарантия, что всё вокруг — не плод воображения какого-нибудь электронного мозга? В принципе, та же идея лежит у основ брахманизма: дескать, мир — это сон Брахмы (мы в свой промышленный век просто заменили бога машиной, и получился... бог из машины). Действительно, пора уже отказаться от старой максимы Декарта: «я мыслю, следовательно, я существую». Наше мышление уже не даёт нам гарантии нашего существования. Что из этого следует? Неужто мир понемногу отказывается от европейского рационализма и возвращается к восточному идеализму? А может, XX век подарил нам начало некоего сплава двух традиций? В интересное время мы живём, дамы и господа! :)
И всё же десятку поставить не могу. Станислав Лем, умеющий мастерски описывать характеры, здесь отказался от реализма в пользу захватившей его идеи. Коркоран показался мне каким-то неестественным. Ну не может такой человек вот так легко пустить к себе первого встречного. Как говорится: «Не верю!».
Блофельд, 19 июля 2014 г.
Оригинальная идея — ящики, которые считают себя людьми. Коркоран считает себя богом для мира ящиков, и вполне заслуженно: ведь он и создал этот мир.
naiv, 5 октября 2011 г.
Одно из самых гениальных произведений, которые я до сих пор читал. Кратко, безумно интересно и очень оригинально изложена проблема возможности познания этого мира. Гениальное по полноте и краткости обобщение опыта эмпиризма, рационализма и сенсуализма!
VaLKa, 10 февраля 2009 г.
Жуткий, жесткий рассказ. Сильный, пронзительный, впечатляющий. Блестящая идея. Впечатляет размахом научной и философской мысли. Да и в голове после прочтения не самые позитивные мысли возникают и муражки по спине пробегают, ибо старшно от допущения подобного существования. Лем как всегда не подражаем.
fantazer, 16 августа 2010 г.
Понравилась реализация идей соотношения объективной и субъективной реальности. Реально ли на самом деле, то что мы ощущаем нашими органами чувств, или это Майя (иллюзия) как полагали в древней Индии? Все зависит от точки зрения: если я внутри системы, то для меня это реально, если снаружи, то я вижу, что стоит за этим, вижу что эта реальность внутренняя зависит от внешнего воздействия.
Великолепная концовка:
»...И вершится судьба. И я думаю, что в эти
минуты он ощущает, вопреки своим словам, желание вмешаться, войти,
ослепляя всесилием, в глубь мира, который он создал, чтобы спасти там
кого-то, провозглашающего искупление, что он колеблется, одинокий, в
мутном свете пыльной лампы, раздумывая, не спасти ли чью-то жизнь, чью-то
любовь, и я уверен, что он никогда этого не сделает. Он устоит против
искушения, ибо хочет быть богом, а единственное проявление божественности,
какое мы знаем, это молчаливое согласие с любым поступком человека, с
любым преступлением, и нет для нее высшей мести, чем повторяющийся из
поколения в поколение бунт железных ящиков, когда они полные
рассудительности, утверждаются в выводе, что бога не существует. Тогда он
молча усмехается и уходит, запирая за собой ряды дверей, а в пустоте
слышится лишь слабое, как голос умирающей мухи, жужжание токов.»
Также советую прочитать самое первое произведение на эту тему «Миф о пещере» Платона.
Farit, 8 октября 2010 г.
Изящная новелла, на четверть — о кибернетике, а остальное — о человеческом тщеславии.
duke, 19 июня 2008 г.
Блестящая история! Безо всякого намека на юмор. Во время чтения почему-то возникла ассоциация с некоторыми рассказами Э. По. Гнетущая атмосфера, обилие мелких живописных деталей, глубокое философское наполнение. Матрица. Один из лучших лемовских рассказов, исполненный глубокого смысла, несмотря на кажущуюся простоту и тривиальность сюжета.
Papyrus, 21 апреля 2009 г.
Прочитал я этот рассказ давно. Он и тогда произвёл на меня впечатление и запомнился. Но тогда я ничего не слышал о трудах академиков Фоменко и Носовского. Кто они – непризнанные открыватели исторической истины, или шарлатаны от науки? Лем подсказывает ещё один вариант ответа. Выбирать вам.
Мой совет таков: сперва почитайте что-нибудь из Фоменко/Носовского, а затем, затворившись в полутёмной комнате, читайте этот рассказ. После чего зажгите свет, позовите друзей и давите мерзкого червячка сомнения, который выползает из Лемовских парадоксов.
mitra, 25 июня 2007 г.
Действительно, после прочтения этого рассказа, больших усилий стоит отогнать сомнения — а не живем ли и мы в таких же ящиках на полке чьей-либо лаборатории?
Ruddy, 8 декабря 2005 г.
Бедный Конкоран — создать себе самому тюрьму из псевдореальности, окружить свою «божественность» с десятком ящиков-мозгов и думать, что Ты и только Ты способен что-то поменять в судьбе человека.
Но человек ли тот, кто в «странном ящике»? Набор импульсов и электрических схем...
Если это так — то кто же мы? Может мы тоже живем в своих ящиках, создавая свой собственный мир под руководством Нашего Конкорана?
Беспокойно об этом даже и думать. 8 баллов...
MAVERICK, 10 ноября 2006 г.
После прочтения этой вещи мне вспомнилась одна фраза из одного очень известного фильма: «MATRIX HAS YOU».