Г. Ф. Лавкрафт «Книга»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: 20 век | Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Книга, просто книга или нечто другое? Ключ, открывающий дорогу к другим мирам.
Фрагмент.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «New Tales of the Cthulhu Mythos», 1980 г. > рассказ «Чёрная книга Алсофокуса», 1980 г.
— сборник «Marginalia», 1944 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— рассказ «Чёрная книга Алсофокуса», 1980 г.
— антологию «Реаниматор», 1992 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— антологию «Bound for Evil: Curious Tales of Books Gone Bad», 2008 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.
— антологию «Глубина. Погружение 29-е», 2020 г.
— антологию «Дом Червя», 2021 г.
- /языки:
- русский (13), английский (7), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (19), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Л. Володарская (3), В. Дорогокупля (3), Г. Кот (1), А. Мороз (1), Вл. Носенко (1), Ю.Р. Соколов (4)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 8 июля 2024 г.
Да, отрывок, но густой, насыщенный и очень-очень атмосферный… Лавкрафт умеет делать атмосферу, но редко в каких произведениях он делал её так густо.
Познание космических тайн ведёт к безумию – это мы тоже знаем из работ Лавкрафта. Но чаще он показывает это безумие со стороны. Здесь же – попытка (отрывок, поэтому лишь попытка) показать метаморфозы сознания измененного таинственным фолиантом изнутри. Ощущение крепкое, почти завораживающее.
В чём-то созвучно, по-моему, рассказу «Врата Серебряного ключа» (возможно тем, что свой Азатот, свои Ключ-и-Врата, тут тоже есть – но в виде магической книги, магических формул, магических символов). И почему-то кажется, будь этот рассказ окончен, он вполне бы мог достигнуть высоты «Врат Серебряного ключа» – по-моему, одного из сильнейших рассказов Лавкрафта.
vam-1970, 23 июня 2016 г.
Такой Рассказ с продолжением и без продолжения... С продолжением — когда читаешь замечательную книгу сам окунаешься в созданный мир и прочее и прочее.... Без продолжения- книга настолько великолепна, что страшно далее переворачивать страницу, автор, видно, это и не сделал.
sever28, 16 февраля 2014 г.
Доходишь до конца и возникает вопрос: «И что, это все?».
Ощущение незавершенности настолько сильное, что прочитав последнюю строчку, я даже поискала рассказ в других источниках, чтобы убедиться, что с моим файлом все в порядке и это, собственно, такая концовка.
Аж обидно. Тема такая интригующая: магическая книга, манускрипт с древним знанием.
Ну почему же история так резко обрывается, едва начавшись, и остается столько недосказанности?
Возможно, предполагается, что читатель должен как следует поломать себе голову, чтобы понять, в чем мораль. Но ведь для того, чтобы пофантазировать, читать что-либо не обязательно, фантазируй и фантазируй в своей голове. А книги и рассказы как раз-таки читают в поисках чего-то, поражающего воображение. Так что я склоняюсь к мысли, что рассказ просто не доработан, идея была превосходна, но этот набросок не стал чем-то большим.
Впрочем, обрывочность характерна и для прочих рассказов Лавкрафта, просто в этом она выражена особенно ярко.
wertuoz, 5 сентября 2013 г.
Короткое, но тем не менее очень сильное произведение автора. Можно смело отнести это произведение к Циклу Снов. Это довольно откровенное описание эмоций и чувств человека, пострадавшего от неимоверной силы, от знаний и возможностей, которые свалились на него, как снежный ком. И самое важное было бы — это совладать с этой силой и не дать ей взять контроль над разумом и телом. Что, по-видимому, у героя не получается, ведь по тексту видно, что он постепенно лишается рассудка и памяти. Но тем не менее, он успевает рассказать о книге и о возможностях, которые приобрел, просто читая ее.
Это сильное произведение в эмоциональном плане. Глазами героя мы можем видеть далекие уголки вселенной и параллельную реальность, в которую его закидывает силой книги. Мы можем видеть его переживания и чувства, а так же его горькую судьбу, которая неумолимо движется к своему концу.
Читать однозначно стоит, как пример того, что знание — это сила, но любопытство — это безответственность, обладая которым, не успеваешь подготовиться и совладать с этой самой силой, а она может быть огромной.
Caspian, 23 сентября 2012 г.
Перед нами нестандартное и достаточно яркое произведение маэстро из Провиденса. Лавкрафт в своём рассказе поднял весьма интересную и любопытную тему. Книга может являться своеобразным потенциальным порталом в другие миры. Ведь издревле книги считаются источником знания. Однако здесь писатель чётко обозначил и другую не менее важную грань: не каждое знание — сила. Есть книги, изучение которых может привести к непредсказуемым результатам. И будет ли конечный итог положительным или же фатальным для героя, дерзнувшего отдёрнуть полог, приоткрыв тем самым завесу тайны, решит только лишь суровый, неумолимый случай.
Рассказ «Книга» к прочтению обязателен. Отменное произведение легендарного писателя.
Yazewa, 16 февраля 2009 г.
Очень чувствуется, что это не самостоятельный рассказ, а лишь зарисовка, элемент чего-то большего. Удачно создана атмосфера повествования, «путешествие» героя затягивает, влечет за собой... Но не хватает продолжения.