Томас Манн «Волшебная гора»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
История об обитателях дорогого туберкулезного санатория в Швейцарских Альпах, где время течет незаметно, жизнь и смерть как бы утрачивают смысл и значимость, а мельчайшие нюансы человеческих отношений, напротив, приобретают болезненную остроту. Любовь, веселье, дружба, вражда, ревность — для обитателей санатория все эти чувства словно отмечены тенью небытия. Кто-то из них выздоровеет и навсегда покинет Альпы. Кто-то умрет. Но никто еще не знает, какой будет его судьба...
Награды и премии:
лауреат |
100 книг века по версии Le Monde / Les cent livres du siècle, 1999 |
- /языки:
- русский (16), шведский (4)
- /тип:
- книги (20)
- /перевод:
- К. Бойе (4), В. Курелла (15), В. Станевич (15), Н. Холмберг (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mahasera, 31 января 2021 г.
Положа правую руку на сердце, а левую на увесистый и оттого ещё более любимый томище «Иосифа и его братьев», торжественно клянусь, что «Волшебную гору» Томаса Манна взялась читать по собственной воле, без всякого принуждения, хотя всю жизнь меня творчеством Манна пугали. Я, со своей стороны, в полный голос заявляю, что Томас Манн мною ни в каком занудстве, нечитаемости и неудобоваримости замечен не был, напротив, чтение его «Волшебной горы» доставляло мне состояние кайфа.
После моего несколько шутливого панегирика разрешите перейти к самому роману. «Волшебная гора» считается одним из самых сложных литературных произведений 20-го века. И дело тут не в языке или писательском стиле автора— стилист он непревзойдённый, дело в том, что этот роман многослоен и имеет множество вариантов прочтения. Можно, конечно, читать его как реализм, но этот путь будет ущербным и обманчивым. Не реализм это! Это чистой воды модернизм со своим символизмом и всеми вытекающими из этого последствиями.
Не буду касаться того, что в романе изображено множество человеческих типажей, идей, которые бродили в умах европейцев начала 20-го века и к чему это «брожение» умов в конце концов привело— всё это лежит на поверхности. На самом деле, в основе сюжета— «приключение плоти и духа», недаром автор в самом начале повествования называет Ганса Касторпа искателем приключений.
Не случаен и выбор места действия романа— высокогорный санаторий для больных туберкулёзом. Гора сравнима с Олимпом, где обитают небожители, а весь остальной мир, равнина,—это мир смертных. Туберкулёз— это, прежде всего, заболевание легких, органа дыхания, напрямую связанного с воздухом. Воздух—Pneuma— первичный элемент; третий из мировых стихий. Воздух ассоциируется с небом, мышлением.
Попав на эту Волшебную гору, Ганс Касторп становится зачарованным и выбраться оттуда сможет только через семь лет. Писатель прямо указывает на то, что 7— число магическое; оно имеет сакральное значение. Семь— это мистическая природа человека:7=3(ум, душа, дух)+4( мир).
«Волшебная гора»— роман о постижении главным героем Самости, о поисках и обретении своего «Я». Самость— понятие юнгианское. Томас Манн хорошо знал и фрейдизм и юнгианство. От Фрейда в произведении неоднократные рассуждения о либидо, антагонистическая пара Эрос—Танатос. Но сквозной темой романа всё же является юнгианство.
В санатории у Ганса Касторпа появляется несколько учителей: материалист— гофрат Беренс; психоаналитик— доктор Кроковский; либерализм и идеи прогресса олицетворяет собой литератор Лодовико Сеттембрини; консерватизм— Нафта; и самый последний наставник—жизнелюб и притягательная личность— мингер Пеперкорн. Все они оказывают определённое влияние на душу главного героя.
Сеттембрини и Нафта, два непримиримых идеологических противника, избрали Касторпа, этого «трудного дитя нашей жизни», объектом для своей «герметической педагогики». Итогом этой «алхимической трансмутации» становится превращение хорошенького белокурого буржуа с «влажным очажком» из простеца в правителя. Теперь Ганс Касторп готов отправиться в мир смертных— если он погибнет в кровавой мясорубке Первой Мировой войны, то эти приключения души станут самым лучшим в его жизни, если вдруг выживет, то не потеряется в большом и жестоком мире живых, потому что познал себя.
О «Волшебной горе» можно говорить бесконечно долго— настолько велик этот роман, но все слова меркнут рядом с гением Томаса Манна.
vgi, 10 октября 2023 г.
Я читал этот роман в Альпах... Хорошо звучит, и к тому же совершеннейшая правда. Как-то на выходных я решил забраться на гору в Гармиш-Патренкирхене, а в электронной читалке, чтобы скоротать два часа езды от Мюнхена, у меня была «Волшебная гора»... С тех пор я понял, что чтение любой литературы даёт очень интересные дополнительные ощущения, если вы находитесь сравнительно недалеко от мест, в ней описанных.
Теперь к делу. Роман мне понравился. Не имею ни желания, ни таланта писать о нём подробно. Кроме того, уверен, что под считанными мною смысловыми слоями находится целая геологическая формация смыслов, до которых я пока не докопался. Поэтому буквально пару слов, чтобы помочь вам определиться: читать или нет. Не читайте роман, если вы любите динамичное действие — роман довольно нетороплив, хотя не в коем случае не скучен. Это, без сомнения, Bildungsroman — «роман воспитания». Действие — если говорить о внешней сюжетной канве — происходит в туберкулёзном санатории. Однако основные события происходят в уме и душе главного героя.
«Волшебная гора» в моём личном ассоциативном поле размещается где-то неподалёку от «земной» прозы Станислава Лема — факт неожиданный, но, если вдуматься, вполне объяснимый. Сам Лем неоднократно говорил о своей симпатии именно к «романам воспитания» (кажется, и термин этот я впервые у него встретил). Да и Ганс Касторп своей неторопливостью, любознательностью и основательностью чем-то напоминает мне молодого пилота Пиркса.
r9snick, 2 апреля 2021 г.
От «Волшебной горы» Манна не нужно ждать сюжета и истории. Автор помещает главного героя, юного инженера Ганса Касторпа, в совершенно герметичный, закупоренный крошечный мир санатория не для того, чтобы рассказать какую-то бытовую, реалистичную повесть из жизни. Цель Манна — создать масштабную и объёмную панораму общественной мысли, нравов и идей Европы накануне Первой мировой войны. И этот масштаб по-настоящему впечатляет — устами разных героев автор подробно, рассудительно и без передёргиваний раскрывает идеологии, моральные ориентиры, взгляды на жизнь\смерть, любовь\дружбу, болезнь\здоровье с совершенно разных точек зрения.
Подобный подход, конечно, зайдёт не каждому. Герои у Манна — это лишь сферы мыслей, гонцы идей, сугубо функциональные фигуры, которые наполняют смыслом и движением главного героя, который приезжает стерильным и пустоватым, но с течением времени в каком-то философском смысле обретает себя.
«Волшебная гора» — произведение этапное, значимое во многих смыслах, но именно что интеллектуальное и разумное, а не эмоциональное или развлекательное. Порог вхождения сюда не так уж и силён, а вот для его переваривания, осознания и вдумчивого ознакомления от и до, конечно, требуется определённое усилие.
Paganist, 23 января 2021 г.
Уф, наконец-то я одолел эту книгу. И очень этому рад. В том смысле, что уже не придётся её мурыжить. Честно говоря, больше половины романа я слушал вполуха. Потому что уже к середине этого, как мне показалось, бесконечного романа я понял, что не будет в нем никаких сюрпризов и откровений. И был прав.
«Волшебная гора» заявлен как интеллектуальный роман. Не спорю, герои книги много и со вкусом рассуждают обо всём на свете (а чем ещё заняться в туберкулёзном санатории в начале 20 века?). Автор их устами демонстрирует недюжинную осведомлённость о религии, психологии, науке, политике и прочих сферах. Причём показывает разные точки зрения, да без морализаторства, что как бы ценно. Но всё это подано настолько занудно, прямо патологически педантично, что убивало любой интерес. А ведь я считал себя любознательным и падким на философские рассуждения в книгах. Но только не в «Волшебной горе».
И ведь дело не в том, что сюжета как такового нет. Это не проблема (у научно-популярных книг тоже сюжета нет, что не мешает им быть интересными). Проблема в том, как подана история. И если кому-то такая, извините, жвачка, по душе, то мне она оказалась совершенно безвкусной. Дослушивал исключительно из принципа. И был удивлён, что в конце автор вообще не знал, как завершать роман. Приплёл каких-то поляков, недоразумение среди которых расписывал так, будто это ключевое событие истории. Добавил спиритизма (какой же роман о начале 20 века без спиритизма?) и в итоге совершенно предсказуемо завершил Первой Мировой войной.
Знаю, что Манну дали Нобелевскую премию не за «Волшебную гору». Но все равно — пресно. Очень пресно. Занудно так, что аж скулы сводит.
Narayama, 23 сентября 2022 г.
Время как философская категория выступает главным объектом исследования в лучших произведениях Томаса Манна.Это,прежде всего,«Волшебная гора» и «Иосиф и его братья». В «Волшебной горе» перед читателем открывается гниющий заживо мирок богачей—пациентов туберкулезного санатория в Альпах,этакого оазиса мирной жизни,возвышающегося над утопающей в крови Европой.Особенность восприятия времени больными,оторванными от мира людьми,на фоне грандиозных исторических событий,далёкими отзвуками докатывающихся до их высокогорного убежища — придаёт роману тонкий психологизм и философскую глубину.
trabelsi, 1 октября 2018 г.
В начале автор пишет, что эту книгу вы не прочитаете за 7 дней, но возможно прочитаете за 7 недель или месяцев или может даже лет. Я рассчитывал, что прочитаю за 3-5 недель, но... в итоге у меня ушло 7-8 лет.)) Много раз откладывал эту книгу, но по истечении определенного периода времени возникало желание вернуться.
Книга не однозначная, очень трудно читается (это конечно зависит от уровня подготовки читателя), герои ведут дискуссии обо всем: политике, религии, времени, искусстве и список можно продолжать.
Сюжет сам по себе может быть и не очень держит в напряжении, но учитывая, что место действие пансионат в горах, где в принципе живут одни и те же люди и ничего не может происходить, кроме смерти пациента и заселения нового, то здесь априори ты ждешь немного других вещей... размышления обо всем на свете, что и представлено на суд читателя и в этом и состоит искусство писателя — не имея захватывающего сюжета, заставлять читателя возвращаться к чтению этой книги, что он и делает на моём примере.
В общем книгу рекомендую всем, но главное будьте готовы, что это не будет легкое чтиво и одолеете её с наскока, тут надо переваривать и обдумывать многое.
P.s. судя по не малому количеству оценок и всего 3 отзывам до меня — видно, что многим она давалась столь же постепенно.)
Wolfy903, 18 февраля 2015 г.
Честно говоря, мне очень не хотелось писать отзыв. Очень. Но я решил, что (возможно), если бы какие-то отзывы тут были, то это помогло бы мне принять решение — читать или не читать. И я бы, наверное, принял решение читать, но подобрал для такого чтения более подходящее время. Не буду отговаривать или уговаривать, ругать или хвалить. Опишу впечатления.
Впечатления... разные.
Роман — рассуждения автора о жизни, времени, политике, о духовном, о телесном, о свободе, религии, истории, искусстве и многом другом. С одной стороны, все это очень познавательно, поучительно и любопытно. С другой стороны, думаешь, а стоило ли ВСЕ это охватывать сразу? Не многовато ли? Потому что 80% текста — диалоги о вышеупомянутом. И если вам важен сюжет, развитие, то здесь вы этого не дождетесь.
Я взялся за Волшебную гору, потому что оно показывалось на этом сайте в «похожих» на Три товарища Ремарка (серьезно?! кто так считает — напишите мне в личку, что тут общего?). Но если у Ремарка живые люди, эмоции, юмор, трагедии... то у Манна, так кажется, персонажи созданы лишь для озвучивания того или иного политического (религиозного и тд) взгляда. Юмор академичен, диалоги (повторяюсь) позновательны, но монотонны и затянуты.
Советую тем, кто готов к размеренному и вдумчивому чтению. Кто хочет погрузится в философские (в полном смысле этого слова) и иные диспуты. Кто готов к чтению как к самообразованию и повышению своего общеобразовательного уровня. Книга для «ума».)) Как беседа с очень умным и начитанным человеком, но о тех темах, что интересуют его.
Я, пожалуй, вернусь к этой книге позже. Отнесусь внимательнее. А пока от литературы я хочу получать больше эмоций.
Задумчивая кошка, 10 апреля 2015 г.
Сей философский роман для меня куча слов не складывающихся в связный текст. Потому что он состоит из таких рассуждений, как например — «сострадание это в высшей степени преувеличено, больные его вовсе не заслуживают, оно не более как плод аберрации мысли и фантазии». А как странно объясняется в любви главный герой романа — «Да, молю тебя, дай мне вдохнуть в себя аромат твоей подколенной чашки, под которой удивительная суставная сумка выделяет скользкую смазку! Дай мне благоговейно коснуться устами твоей Arteria femoralis, которая пульсирует в верхней части бедра и, пониже, разделяется на две артерии tibia! Дай мне вдохнуть испарения твоих пор и коснуться пушка на твоем теле, о человеческий образ, составленный из воды и альбумина и обреченный могильной анатомии, дай мне погибнуть, прижавшись губами к твоим губам!»
Не надо говорить мне, что все произведение наполнено аллегориями и если их суметь понять, то приобщишься к великим тайнам бытия. На мой взгляд изложенная история проста, как две копейки.
Ганс Касторп, финансово независимый молодой человек, приезжает в санаторий для туберкулезных больных навестить двоюродного брата, поддается ленивому очарованию места и остается здесь жить. Ну разве можно его осуждать?! Вне стен санатория надо жить и работать, а это хлопотные и трудоемкие процессы. В «Берггофе» же надо всего лишь спать, есть, читать, гулять. У Касторпа есть веские основания к такому образу жизни — температура 37, 6 и «влажный очажок» в легких. «Герой» с серьезным вниманием к этим показателям проведет в санатории аж семь лет. Провел бы и больше, но случилась первая мировая война.
В общем, для меня «Волшебная гора» история о жалком человеке, ведущим жалкую жизнь. Не стоил он моего внимания.
Tanity, 29 января 2016 г.
Признаюсь честно, я не фанат книг таких глобальных масштабов. Но решила ознакомится с творчеством Томаса Манна, а без Волшебной горы этого не получится. Поэтому два месяца я была погружена в санаторий для туберкулезных больных на этой самой «волшебной горе». Произведение безусловно шедевральное. Его нельзя читать в транспорте, урывками, отвлекаясь или для того, чтобы тупо скоротать время. Это размеренное вдумчивое чтение, не терпящее спешки или факта «для галочки». Сюжет незамысловат, молодой человек приезжает навестить своего двоюродного брата в санаторий. За время, проведенное там, по сути ничего особенного не происходит. Он знакомится с обывателями этого заведения, в следствии чего завязываются все диалоги-монологи-рассуждения. Темы разнообразные: о времени, политике, болезнях, истории, физиологии, религии, литературе и прочем.
Томас Манн говорил о своей книге: «Персонажи — это гонцы и посланцы, представляющие духовные сферы, принципы и миры». В целом очень неплохо. Хотя в конце создалось впечатление, что автор сам устал писать и слишком быстро прервал произведение. Когда вышел этот роман, его признали чем-то вроде первым интеллектуальным, после которого стали выходить ему подобные. Действительно, он интеллектуальный, не поспоришь. И возможно , чтобы его полностью понять, нужно прочитать ещё и ещё раз. Но, признаюсь, у меня такое желание вряд ли возникнет. Тяжеловато у меня шло чтение. Но это произведение бесспорно стоит того , чтобы прочитать его хотя бы один раз.