fantlab ru

Анджей Сапковский «Меч Предназначения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.92
Оценок:
8504
Моя оценка:
-

подробнее

Меч Предназначения

Miecz przeznaczenia

Сборник, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Аннотация:

Ведьмак Геральт, путешествуя по миру, оказывается свидетелем множества событий, в которых ему, волей или неволей, приходится участвовать.

Для этого произведения есть карта:

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.79 (4587)
-
32 отз.
8.48 (4486)
-
30 отз.
8.75 (4431)
-
29 отз.
8.75 (4440)
-
34 отз.
8.82 (4585)
-
26 отз.
8.96 (4548)
-
26 отз.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2004 // Антология/сборник (Польша)

лауреат
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2012 // Книга фэнтези (Польша; сборник)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Антология или сборник (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Ведьмак
1996 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2000 г.
Геральт
2004 г.
Геральт
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2004 г.
Последнее желание. Меч Предназначения
2007 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2008 г.
Меч Предназначения
2011 г.
Ведьмак
2012 г.
Геральт
2013 г.
Ведьмак. Меч Предназначения
2015 г.
Ведьмак. Последнее желание. Меч Предназначения
2020 г.
Ведьмак
2020 г.
Ведьмак: Меч Предназначения
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 1
2017 г.

Аудиокниги:

Последнее желание
2007 г.
Меч Предназначения
2013 г.
Меч Предназначения
2014 г.
Меч Предназначения
2018 г.
Меч Предназначения
2021 г.
Меч Предназначения
2021 г.

Издания на иностранных языках:

猎魔人2:宿命之剑
2015 г.
(китайский)
Відьмак: Меч призначення
2016 г.
(украинский)
Вядзьмар. Меч наканавання
2020 г.
(белорусский)
Sword of Destiny
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальное несовершенство

Вторая часть Саги о Ведьмаке — это все еще не роман, сборник новелл, хронологически более связных, чем первая книга, события которой происходят в хронотопе: «а вот был еще случай». Здесь все последовательно, и укладывается в десятилетний промежуток. Не случайно — жизнь Геральта из Ривии, прежде принадлежавшая лишь ему, теперь крепко связана с ребенком Паветты и Йожа, из которого ведьмак предполагал воспитать преемника, помните право неожиданности, в первой части, на которое я просила обратить внимание? Забегая вперед, скажу то, что вы и без меня знаете: дитя оказалось девочкой — такое случается там, где все ждали бы мальчика. Хотя сейчас, во времена мировой славы франшизы, невозможно представить на месте Цириллы из Цинтры какого-нибудь носителя XY-хромосом. Восьмилетняя Цири, дитя Предназначения впервые появится на страницах именно этой книги, встретится с Геральтом при драматичных (но это уж как водится) обстоятельствах. Но пока забота о ней еще не определяет для ведьмака всего. Итак, коротко о каждой из новелл сборника.

«Предел возможного» история с Драконом должна быть во всяком фэнтези, пан Сапковский не мог позволить себе обмануть ожиданий публики, и все же поиронизировал над ними в свойственной лишь ему манере. Аномальное скопление в одном месте разного рода странствующих рыцарей. менестрелей, торговцев и просто вооруженных чем попало кнехтов объясняется просто: в окрестностях видели дракона, а именно голова дракона потребна местному корольку, чтобы жениться на местной принцесске. Лютик предлагает Геральту поучаствовать в эпическом мероприятии, о котором надеется сложить балладу как очевидец, на что ведьмак отвечает ему и оказавшемуся рядом краснолюду Борху-три галки, что не убивает драконов принципиально, заодно уточняет, что легендарных золотых драконов не существует в природе. Ошибаясь, Золотой дракон в финале этой истории предскажет ему и Йенифер, что, созданные друг для друга, они не будут вместе и счастливы.

«Осколок льда», но пока вместе и счастливы, прибывают в грязный городок с романтичным названием Осколок льда, у Йенифер здесь дела. Вернее, одно дело — встретиться с колдуном и прежним любовником, с помощью которого надеется забеременеть (не тем способом о каком вы подумали, чародейки стерильны, как и ведьмаки, но надежда умирает — сами знаете). Для обоих, любящих ее, мужчин, все кончается расставанием.

«Вечный огонь». Совершенно очаровательная история с участием низушков (здешних хоббитов), доплера (если вы читали «Марсианские хроники» Бредбери, то вот этой идеальной способностью к мимикрии он наделил своих марсиан), и немыслимой красоты спекуляциями — место действия ярмарка. Не в пример большинству пессимистичных историй цикла, эта искрится задором и оптимизмом.

«Немного жертвенности», Сапковский возвращается к фабуляции, выворачивая наизнанку андерсеновскую «Русалочку», но так блистательно, что фанаты сказки на него не в обиде. Князь приморского государства влюблен в сирену Шъееназ и пытается привлечь ведьмака посредником в переговорах с ней, чтобы уговорить прекрасную на магическую замену хвоста ногами (ага, ты будешь ходить как по острым ножам, а потом он полюбит другую, женится и ты превратишься в пену морскую). И, конечно, здесь совсем не так Шъееназ выставляет свои условия. Восхитительный аналог венка сонетов в прозе: все требуют от других немного жертвенности, не будучи готовыми жертвовать чем бы то ни было, пока кольцо не размыкает кто-то один.

«Меч Предназначения», в титульной новелле впервые встречаются Геральт и Цири — непокорная восьмилетка, которую бабушка Калантэ пытается уберечь от Предназначения, обручив с наследником соседнего королевства, сбегает и оказывается в смертельно опасном лесу Брокилон, дриады которого убивают мужчин и взрослых женщин, заступивших границы, а из девочек делают дриад. Излишне говорить, что с Цири у них ничего не выйдет. Герои встретятся, расстанутся, но незримая связь между Геральтом и его названой дочерью протянется отныне красной лентой, одной из тех, какими в китайском театре соединяют самых родных людей.

«Нечто большее» Геральт спасает купца, прося за помощь то, чего тот не ожидает встретить у себя дома. Его, смертельно раненного в бою, выхаживает чародейка, которая оказывается мамой ведьмака. Так мы узнаем, что не все чародейки стерильны и что генетика рулит. И мы почти не удивимся, когда тем, кого мужик не ожидал застать дома, окажется сиротка, дитя войны, которая прибилась к жене купца. Предназначение сильнее человеческих планов.

В следующих шести томах, которые будут уже полноценными романами с кругом персонажей, обозначенных первыми двумя, история Геральта, Йенифер и Цири будет развиваться, углубляясь и усложняясь. И по-своему прекрасная, нигде не повторит идеального несовершенства первых двух книг.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё, что чувствует Геральт к Йеннифэр и к Цири, выглядит стопроцентной симуляцией. Анджей Сапковский рассчитывал, что можно убедить читателя в любви Геральта к Йеннифэр просто регулярно повторяя «штампы»: что Геральт то вздрагивает при упоминании имени Йеннифэр, то в бреду произносит имя Йеннифэр, то боится, что Йеннифэр умерла. Но это так не работает. Это моя претензия номер один к книге.

Вторая моя претензия к книге: частенько персонажи книги читают друг другу часовые лекции-нотации, и при этом скучнейшие лекции-нотации, которые слушать-то устанешь.

А плюсы книги: великолепный юмор в рассказе «Вечный огонь» из этого тома и в истории сирены и князя в рассказе «Немного жертвенности» из этого тома. За этот юмор я поставила этому тому из цикла про ведьмака высокую оценку 9 баллов из 10 (оценку «ШИКАРНО»).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Баллады пишут не для того, чтобы в них верили. Их пишут, чтобы ими волновать»

Второй сборник рассказов посвященный ведьмаку Геральту за авторством Анджея Сапковского и изданный в 1992 году.

Ведьмак Геральт путешествуя по миру натыкается на множество событий в которых ему волей или неволей приходится участвовать.

По сравнению с первой книгой, лично для меня, это шаг назад. Небольшой такой шажок, но все же заметный. Что же такого было там, чего так не хватает здесь? Динамики и диалогов. Вспомните шикарные рассказы «Ведьмак», «Крупица истины» и «Меньшее зло». Сколько там было динамики, какой шикарный экшен, хлесткие диалоги. Здесь же все это отсутствует. Половина книги состоит из любовных терзаний Геральта к Йеннифэр или персонажей женского пола к Геральту. Вторая половина написана лучше, но это не сильно спасает.

Несмотря на вышесказанное прочитать данное произведение советую, как поклонникам цикла так и просто любителям фэнтези. Все же Сапковский и его ведьмак, это знак качества и классика жанра.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй сборник рассказов о Геральте. В отличие от первого, автор изначально планировал это собрание как единое целое. Поэтому здесь мы не увидим цементирующих отдельные кирпичики интерлюдий «Гласа разума».

Каждый из рассказов заслуживает отдельного разбора, но если рассматривать их в совокупности, как одно произведение, можно увидеть, как Сапковский проводит сквозь все рассказы одну мысль, касающуюся предназначения главного героя, которую тот всячески отрицает. Он будто проходит различные стадии принятия своей судьбы.

Чтобы усилить свою мысль, автор использует частые повторы, мы можем видеть это как на локальном уровне, когда в тексте рассказа несколько раз проговаривается название и главная его тема, так и на глобальном — тема предназначения всплывает снова и снова, в диалогах или внутреннем монологе Геральта.

Влияние судеб других персонажей на линию Геральта усиливается. Голос скепсиса, реализма и практичности Йеннефер соперничает с голосом идеала — Цири. Этот конфликт сопровождает ведьмака на протяжении всей книги.

И хотя читателю фэнтези с опытом тема предназначения (читай — избранности) героя порядком надоела, плюсы прозы Сапковского искупают этот недостаток.

Пану Анджею мало создать чудесный для читателя мир, населенный драконами, он не оставляет в праве на чудо и своих персонажей (золотые драконы в «Пределе возможного» — пример воплощенного чуда в фантастическом мире Сапковского, ведь их, как известно, не бывает). Кроме того, мастер не старается препарировать и описать все, с чем сталкиваются его персонажи. Вспомним рассказ «Немного жертвенности», когда таинственные ступени в водное царство так и остаются чем-то неизвестным и тайным. Замечательно, что терра инкогнита все же еще сохраняет белые пятна на карте мира Сапковского, который, тем не менее, быстро меняется под воздействием людей. Это сохраняет атмосферу тайны и волшебства.

Помимо прочего, автор искусно пользуется двумя известными приемами, которыми можно зацепить читателя. В одном рассказе он создает сюжет с лихими твистами («Предел возможного», «Вечный огонь»), в других — обращается к эмоциям. Прежде всего, это умение проявляется в последнем рассказе.

«Нечто большее» само по себе представляет сборник, который состоит из клочков бреда и воспоминаний Геральта. Каждое из них связывает воедино события из прошлого, настоящего и будущего. Этот же рассказ содержит в себе кульминацию всего собрания, дает ответы на некоторые старые вопросы и ставит новые, вводит тему большой войны, обещая продолжение, подготавливая почву для большого романа, который откроется «Кровью эльфов».

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие страницы этой книги посвящены Предназначению (оно же Провидение, оно же Судьба, оно же кинговское КА). Не удержусь, скажу пару слов и о своем собственном.

Прочитав «Последнее желание», я поставил на цикле о Ведьмаке изящный мальтийский крест и продолжать уже не намеревался. Библиотека моя велика, девственно-непрочитанных томов в ней хватает — так зачем же, уверял я себя, тратить время на заведомо слабую книжку? Но тут вмешались некие силы, пришло в действие мое собственное читательское Предназначеньице... и теперь у меня стало на одного любимого автора больше.

Для меня главное достоинство этой книги — неожиданный после «Последнего желания», тонкий психологизм. Странное это превращение: за пару лет автор из неуклюжей гусеницы превратился в бабочку с прекрасным узором на крыльях. Интереснее и глубже стал главный герой, Геральт — и вместе с тем он остается как бы матрицей, пустотой, которую временами заполняют разноцветные эмоции. Не знаю, думал ли об этом сам Сапковский, но характеру ведьмака эта черта вполне соответствует.

Женские образы... Йеннифэр, Эсси Давен, Браэнн, Цири, Эитнэ, Калантэ, Висена... Все это разные люди, по разному воспринимаешь их умом и чувствами — и через сознание Геральта, и через собственное. Подобную эмоциональную убедительность, задумчивость, теплоту я встречал лишь у Урсулы Ле Гуин — и тем неожиданней найти все это в книге, написанной мужчиной.

Тех, кого в первой книге цикла привлекла игра автора с известными сказками, наверняка встретят вторую с разочарованием. Нет, совсем автор этих мотивов не оставил, но теперь они вплетены в повествование с бОльшим изяществом и не так бросаются в глаза; на самом деле, об их не-сапковском происхождении быстро забываешь. Меньше стало и юмора: единственная часть сборника, в которой смешное преобладает над задумчивым и грустным — это «Вечный огонь», хотя и там проблематика не остается чисто развлекательной. Замечу, впрочем, что лично меня приключения ведьмака и его друзей в Новиграде заставили улыбнуться — в отличие от сальностей «Последнего желания».

Читая книгу, не раз задумывался, что фэнтезийный антураж — это именно декорации, а на самом деле Сапковский пишет о своих современниках. Пишет о взаимоотношениях мужчины и женщины, таких сложных, противоречивых и многообразных; о борьбе над самим собой, победах и поражениях в ней; о природе, которой грозит уничтожение, о гонимых и отверженных, о том же Предназначении... Но если бы автор и вправду избрал бы для своего замысла окружающее его «здесь и сейчас» (Польша, начало 90-х), то вряд ли мы увидели бы эти прекрасные страницы на русском. Хороший польский прозаик — это вовсе не то же самое, что хороший польский фантаст.

Читать, читать, читать — с удовольствием и неподдельной благодарностью Анджею Сапковскому...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Меч Предназначения» — более самостоятельный сборник, более цельный и приобретающий своё лицо.

Это уже не такой смелый и яркий на постмодерн сборник разрозненных историй, спаянных одним главным героем — Геральтом из Ривии.

Нет — Сапковский понял, что «Ведьмак» выстрелил, и пошел фигачить. И фигачить как!

Теперь перед нами полотно, широкое, но еще сокрытое от понимания. Уже вовсю имеются проблемы угнетенных рас и существ — эльфы, дриады, драконы, чародеек. Все они чувствуют своего рода притеснение и тревожатся на сей счет.

«Меч предназначения» — фактически обычное фэнтези, в меру мрачное, с задатками эпика, но оно по-прежнему написано до безумия вкуснющим языком, образным и затрагивающим то главное, о чем забывает большинство писателей — психология персонажей.

Бог бы с ними, с главными героями — Сапковский не забывает и об эпизодических лицах, и об этом я упоминал еще в обзоре на первый сборник. Сапковский внимателен, и ему не нужно много слов или флешбэков, чтобы показать, что за фрукт перед нами. По фразам, выбранным словам и повадкам мы поймем, с кем имеем дело.

Что касается Геральта— вроде бы как понятно, что это такой супермен, ты знаешь, что впереди ему уготовано 5 самостоятельных романов, что он обязательно победит, даст отпор и справится, но…

Но ты не чувствуешь, что он всесилен! Этого совсем не заметно! Да, он отличный воин, но! То ему помогут, то повезет в бою, то еще какое-то стечение обстоятельств. У него нет красивой хореографии и зрелищности. Есть цель и задача — выполнить ее. В драке он может споткнуться и как раз за счет этого выжить!

Почти всем рассказам я поставил не ниже 9 баллов, но отдельно мне хочется отметить один — «Немного жертвенности». Это самый чувственный рассказ. Это донельзя трагичный рассказ с мощной психологической концовкой и психологией в целом. Настоящая драма, выросшая из другой драмы, ставшей для ведьмака квестом.

В «Мече Предназначения» стало больше болтовни, но какая это болтовня! Каждая фраза — выверенная и четкая, ничего лишнего, с литературной и технической точек зрения абсолютный абсолют.

Герои преимущественно появляются только на один рассказ, но они раскрываются, и ты уживаешься с ними! На минуточку, за 40-60 страниц ты привыкаешь к ним более чем!

Еще рассказы сборника могут похвастаться классными первыми предложениями. Первое предложение — это очень важно. Кто-то использует это как трейлер, запихав туда самое интересное, и потом скатываются в пресную банальщину, а кто-то же просто умеет и знает, с чего лучше начать рассказ. Сапковский явно знает, как пользоваться данным приемом. И вообще, у Сапковского почти все предложения как первые. И эти первые предложения сразу и без церемоний кидают тебя в гущу событий. Успевай только следить да разбираться. Прям с места в карьер. А уж экспозицию можно обрисовать и после.

Очень живые диалоги без всякой атрибуции. Образцовые диалоги!

Пример:

– Я тебя поведу. За руку.

– Нет, – запротестовала Цири. – Я поведу. Браэнн?

– Хорошо, малышка.

– Геральт?

– Да?

– Что значит Гвин… блейдд?

– Белый Волк. Так меня называют дриады.

– Осторожней, корень. Не споткнись! Тебя так называют, потому что у тебя белые волосы?

– Да… А, черт!

– Я же сказала, корень.

Всё! Тут видно всё от и до! И не надо захламлять диалог всякими «прошептал он» или «выкрикнула она».

По языку никаких проблем. Всё на уровне. Очень запомнил сравнение: «Острые как рыбьи косточки глаза». Поверьте, у Сапковского такого много, и это всегда круто и уместно, а не ради красивостей и словесных декораций.

Геральт всё такой же угрюмый молчун, о чем ему и скажет Йен.

«— Знаешь, Геральт, больше всего мне не хватало твоего молчания».

Вот знаете, невероятный талант — создать атмосферу, показать персонажей и их отношения через какую-нибудь легкую форму диалога, как было у тех же Геральта и Йеннифэр. Это и романтично, но совсем не приторно. Оно несет шарм и какую-то чувственную тонкость и брутальность, что ли. Короче говоря, очень мощно. И я совсем не пойму — неужели современным писателям так сложно выстраивать диалоги похожего толка? А то и герои деревянные, и разговоры их пусты, схематичны и никакущи, словно сошли с сериала по НТВ. Рецепт ведь донельзя прост. А отрывок, кстати, напомнил Ремарка — он так же мог через диалоги показывать чувственность, тонкость и накал ситуации.

Что можно сказать по итогу:

Сапковский по-прежнему надламывает привычные канону, и драконы тут могут быть максимально неканоничными, равно как и эльфы, допустим.

Стало больше Йеннифэр и любовных треугольников, которые придется решать именно Геральту, и не всегда это будет даваться легко.

Сборник стал более депрессивным, богатым на чувства и эмоции, которые если и пестрят, то преимущественно оттенками серого.

Рассказ «Осколок льда» прекрасен техникой цепной реакции поведения персонажей. Своего рода сообщающиеся сосуды — когда в одной ситуации ведьмак является принимающей стороной, то во второй, последующей — отдающей, но сама ситуация копируется, просто немного сдвигаются приемо-передатчики в виде героев.

Хэппи-эндов тут, считай, и нет.

Автор продолжает круто обыгрывать названия рассказов, из раза в раз и из случая к случаю, из диалога к диалогу повторяя то словосочетание, кое озаглавливает рассказ. И мы понимаем, что интерпретаций словосочетанию — полно.

За юмор тут отвечает рассказ «Вечный огонь» про доппельгангера известного купца, но мне он понравился меньше всех и напомнил дурашливого Асприна или Пратчетта. Я поставил ему 7 баллов.

За некую разбавку суровых рож — юная Цири, милая нахалка, история знакомства с которой не раз вызовет улыбку, особенно в моментах разговоров между ней и Геральтом.

Очень взрослый, зрелый и взвешенный сборник в рамках взаимоотношения персонажей и диалогов.

Железобетонная десятка!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большинству читателей фэнтези очень нравится цикл Анджея Сапковского «Ведьмак». Многие, и я в их числе, признают, что рассказы о Геральте лучше романов. Из двух сборников рассказов «Меч предназначения» нравится мне немного больше «Последнего желания», и сейчас я попробую объяснить почему.

1) Обратите внимание на сам сборник. Шесть рассказов, каждый из которых представляет собой законченную историю и является частью чего-то большего. Задел на грядущий эпик уже ощущается (в первом томе этого не было), но ничего конкретного мы не знаем, можем лишь предполагать. И это предвкушение меня и подкупило, и не важно, что часть надежд не оправдались.

2) Сами рассказы. Это уже полноценное героическое фэнтези, не лишенное, впрочем, расхожих сказочных мотивов. «Предел возможного» – эталон сочетания юмора и героики для меня, а «Немного жертвенности» – эталон переосмысления известной сказки. «Вечный огонь» – куда глубже, чем кажется на первый взгляд. «Осколок льда» помогает гораздо лучше увидеть главных героев и, что самое ценное, испытать по поводу происходящего бурю эмоций (лично я при чтении «Осколка...» испытывал и негодование, и разочарование, и надежду, и грусть). «Меч предназначения» и «Нечто большее» – главное блюдо в этом сборнике. Читать их стоит только вместе, недаром же один рассказ подарил название всему сборнику, а второй открыл ворота для еще пяти томов фэнтези-эпопеи. Но это уже совсем другая история.

3) Парадоксально, но я люблю «Меч...» за то, что здесь много Геральта. Позже он отойдет на второй план, но здесь с ним можно вдоволь пообщаться. Очень ценно для меня было и наличие рядом Лютика, без его важных и точных замечаний книга бы точно потеряла часть своего очарования. Йеннифер я рад был видеть не всегда, но сердцу ведьмака не прикажешь. Да и вносила чародейка определенный колорит в повествование.

Вот три глобальных причины, которые при желании я мог разбить на десяток. Но, думаю, это был бы перебор, да и пока писал этот отзыв, захотелось перечитать сборник еще раз. Так что не смею больше отнимать ваше время, самое главное, что хотел сказать, я уже сказал. Спасибо за внимание.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

И как я умудрялась при всей моей любви к фэнтези так долго игнорировать мир Ведьмака?

Вторая книга порадовала меня еще больше первой, тут уже не все так легко и просто, во всей своей красе раскрывается Геральт и окружающие его герои. Здесь есть конкретные завязки на будущее, раскрытие некоторых эпизодов из прошлой жизни, продолжение историй из первого тома.

Вторая книга так же состоит из рассказов, но уже без связующей истории. Приключения ведьмака в разных периодах времени, причем местами хронология скачет довольно сильно. Составление из этой мозаики портрета нашего героя — отдельное удовольствие. Геральта здесь куда больше, мы частично узнаем о его происхождении, и все прочитанное просто кричит о том, что он далеко не тот бесчувственный демон, каковым сам себя считает.

Хроника событий показывает Сапковского, как писателя, с очень разных сторон. Есть и поучительная история, есть и юмористическая зарисовка, есть и драма в красивом обрамлении. Отдельно хотелось бы сказать о последней истории, которая сама из себя представляет почти что копию первой книги — выделенная история о спасенном купце, в кою жемчужинками вписаны воспоминания-полубред Геральта, погружающие нас в прошлое.

Отдельное спасибо Сапковскому за закрытый финал. История Цири сделала мне больно, не хотелось бы потом мучаться вопросами.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга «Ведьмака» на первый взгляд продолжает традиции первой: те же отдельные истории, связанные общими героями, те же скитания Геральта из Ривии по дорогам в поисках чудовищ, которых нужно уничтожить, те же ужимки Лютика... Но при этом она намного, намного глубже!

Во-первых, вырисовывается История. На первый взгляд не связанные эпизоды нанизываются на ниточку, появляется общая канва, и всё сходится в одной точке — Цири. Круг замыкается, и дальше повествование уже не отходит от этих двоих.

Во-вторых, это уже не просто квесты «пойти туда, победить того». В каждом рассказе своя тема, своя острая проблема, своя философия. «Предел возможного»: имеем ли мы право уничтожить нечто непонятное нам, чего мы боимся, но нечто редкое, прекрасное? «Осколок льда»: как вынести чужую любовь, если не можешь ответить в полной мере? нужно ли бороться за свою любовь, которую не принимают? «Вечный огонь»: всё не то, чем кажется, но если это приносит только добро, стоит ли отстаивать абстрактные «правила»? «Немного жертвенности»: чем ты готов пожертвовать ради любви? и имеешь ли право требовать жертвы от другого? «Меч Предназначения»: стоит ли драться, если битва твоя обречена на поражение? «Нечто большее»: то, чему суждено исполниться, сбудется, и нет смысла бежать от этого.

В-третьих, гораздо более полно раскрываются персонажи. Происхождение Геральта, метания Йеннифэр, неспетые баллады Лютика... Неожиданно было увидеть в героическом фэнтези тонкий психологизм, философские раздумья.

Если «Последнее желание» мне понравилось, но не вызвало острого желания погрузиться глубже, то после «Меча Предназначения» однозначно предназначено читать цикл дальше.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ведьмак – совсем не легкое фэнтезийное чтиво, каким он мне запомнился по первому прочтению (полжизни прошло, елки). Рассредоточенность на несколько сюжетов, раскрывающихся в отдельных рассказах, оказалась настолько подкупающей, что я смаковала каждую новую историю и растягивала до пределов возможного, хотя иммерсия в этот мир гнала вперед будь здоров. В общем, я еще неделю отходила от второй книги о Ведьмаке – надо было осмыслить и выдохнуть.

Первые истории – шутливо-игривые, обыгрывающие старые знакомые сказки на новый лад, но в основе своей несущие конкретную мораль, а местами даже серьезные конфликты, неизбежно возникающие внутри социума. То есть в рассказе будет не только предложен заманчивый пересказ истории про диких лебедей или русалочку, но и показана картина общества со своими проблемами и признаками неизбежного увядания в ныне существующем виде. И если вся каруселька с тридцать страниц крутится вокруг Геральта и Йен, то окружающие декорации могут быть даже интереснее их междусобойчика. Последняя, кстати, дура дурой, ненавижу ее всей душой. Зато Лютик радует глаз и слух безмерно.

К последним историям шутливость превращается в горькую иронию, на первый план выступает грядущая война, то там, то здесь позвякивающая скорбными колокольчиками, чтобы в финале наконец взорваться. Здесь нет особенных сюжетных решений, это чистые эмоции, Геральт уже больше не может бежать от своего Предназначения, и впереди обещана только смерть. Восхитительно жестоко и обнадеживающе одновременно. И еще Цири. Как тут не реветь от накала эмоций – не знаю.

— В дворцовом парке деревьев не было, Цири? В Настроге? Вместо Брокилона могла бы влезть на дерево и сидеть там, на самой макушке, пока у Кистрина не прошла бы охота жениться.

— Смеешься?

— Ага.

— Тогда знаешь что? Не люблю тебя.

— Это ужасно, Цири. Ты поразила меня в самое сердце.

— Знаю, — поддакнула она серьезно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После отличной первой книги цикла вторая очевидно разочаровала. На вид она брат-близнец первой части — такое же деление на отдельные истории, тот же эффектный герой и даже размер приблизительно такой же. Но только на вид, стоит же только начать читать... Ни одна из историй этого, второго романа не дотягивает до уровня первой книги. Что читатель видел там — увлекательные, умные, довольно необычные рассказы/повести с неожиданными поворотами сюжета и, часто, с серьёзными морально-этическими проблемами.

И что автор предложил читателям во втором томе эпопеи — вяловатые блеклые копии того, что было в первой книге. Проблемы, скорее даже проблемки, малюсенькие, часто высосанные из пальца, а сам главный герой на протяжении всего повествования больше озабочен своими сердечными переживаниями да весёлым времяпрепровождением со своим дружком Лютиком, чем непосредственно борьбой с нечистью.

Нельзя сказать, что книга плохо читается, но дело в том, что автор сам первой книгой поставил очень высокую планку качества для всего цикла :).

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот моё мнение: первая книга представляла из себя сборник сказок «на новый лад», слабосвязанных между собой. Она показала себя как добротное ЮФ с некоторыми удачными идеями в сказках и неплохим юмором, но кучей косяков (например, порой сбивающимся с логической линии сюжетом и невероятно необоснованной любовной линией), но не более того. Вторая книга же — это какая-то сопливая мелодрама, где главный герой на протяжении всех страниц страдает от неразделённой любви, размышляет о всякой фигне и ведёт себя как «девочка-в-16-которой-хочется-любви-как-в-сказке-но-реальность-сурова». В отзывах часто упоминается, что в дальнейших книгах будет много политики. Надеюсь, про неё будет читать интереснее, чем про любовные терзания Ведьмака, в которые... ну совершенно не верится. Мелодрама же, пока что, явно не сильная сторона автора.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые два тома саги о приключениях Геральта из Ривии можно рассматривать в качестве своего рода предыстории, оба они представляют собой сборники рассказов, хоть и имеющих генеральную сюжетную линию, но всё же больше они воспринимаются как отдельные истории с общим миром и героями. Это как в сериалах, когда каждая серия рассказывает отдельную историю с обязательным «монстром недели». И всё же первые книги мне нравятся больше всего, они какие-то более уютные, камерные, здесь ещё нет атмосферы тотальной войны «всех против всех», скандалов, интриг и расследований, которыми насыщены последующие романы, концентрирующиеся на глобальных «играх престолов» больше, чем на чувствах и взаимоотношениях персонажей. Автор продолжает заниматься деконструкцией волшебных сказок и мифологических архетипов, эти похождения Геральта чем-то напоминают приключения Геркулеса, совершающего свои 12 подвигов в ходе своего становления, инициации.

Во втором сборнике автор представляет своё видение сказок о Русалочке, диких лебедях, Золушке, Красной Шапочке, а также классического сказочного мотива драконоборчества. Автор продолжает развивать линию, связанную с Предназначением главного героя, больше внимания уделяется юной княжне Цинтры по имени Цири, которая становится для Геральта ребенком, предназначенным ему по праву неожиданности — тоже мотив нередко встречающийся в волшебных сказках. Нас ожидает встреча с рядом новых персонажей, новые локации и обязательные приключения. Раскрывая своих героев, автор даже, на мой взгляд, немного перестарался. Геральт всё больше напоминает не протагониста героического фэнтези, а какого-то лирического героя, утопающего в пучине рефлексий и непрерывных самокопаний. Всё хорошо в меру, иногда слишком пространные монологи персонажей на отвлеченные темы начинают несколько утомлять, одна и та же мысль разжёвывается до состояния кашицы.

От первого сборника рассказов «Меч предназначения» отличается и тем, что здесь нет интерлюдий, сквозной истории, каковой был «Глас рассудка». Разрозненность рассказов ощущается больше и по причине того, что автор решил поиграть с жанровыми миксами. Например в новелле «Вечный огонь», посвященной приключению с низушком-доппельгангером, мы встречаем ироническую комедию положений с социально-экономическим наполнением, а вот в «Немного жертвенности» (интерпретация Русалочки Андерсена) всё постепенно начинает напоминать сентиментальную женскую мелодраму и плюсом ко всему здесь есть прозрачная отсылка к творчеству Г.Ф. Лавкрафта, только вот там где у Лавкрафта все начинается, у Сапковского напротив — заканчивается. Заключительный же рассказ «Нечто большее» является своеобразным мостиком к последующим романам, погружающим нас в первые дни войны свободных королевств с империей Нильфгаарда, но это пока что лишь первые ласточки.

Любовная линия Геральт-Йеннифер в «Осколке льда» неожиданно превращается в классический любовный треугольник. Разбираться в подлинных чувствах персонажей дело неблагодарное, ведь даже они сами имеют лишь отдалённое понятие о том, что им на самом деле нужно от жизни. Йеннифер здесь примеряет маску Снежной королевы, чья любовь притягательна, но холодна, как лёд. Да и любовь ли это? Как понять, разобраться в своих чувствах женщине, испытавшей на себе практически всё за долгие столетия чародейской жизни. Вроде бы встретила на пути того самого, одного-единственного, но как понять, что он действительно тот самый, если таких вот неповторимых и «на всю жизнь» у неё уже был не один десяток. Иллюзии, которые играют разными бликами света, как стёклышки калейдоскопа, который вращает некая незримая рука (Провидения? Предназначения?). Получится ли из них сложить слово «Вечность» не понятно, другое же слово, не совсем приличное — это уж без сомнения.

Как известно, все дороги ведут в Рим, с такой же неизбежностью линия жизни ведьмака ведёт его к встрече со своим предназначением, с маленькой Цири, для которой он должен сыграть роль приемного отца. Ребенок-неожиданность, лишь она может стать чем-то большим для двух ярких личностей — Йеннифер и Геральта, которые по стечению обстоятельств лишены возможности иметь собственных детей. Принять и понять это непросто, нужно времени которого у персонажей особо-то и нет, ведь они вовлечены в игру, решающую судьбы всего мира. Всё в большем количестве эпизодов начинают проскакивать эсхатологические мотивы неизбежности, обреченности всего сущего. Даже встреча с самой госпожой-смертью наяву не может смутить Геральта, ведь смерть извечно ходит за ним следом. К сожалению, каждый из живущих — смертен, вопрос лишь в том, что он оставит после себя — лишь своё имя на каменной плите или всё же... нечто большее.

В заключение ещё хотелось бы выразить претензию к языку изложения, который в целом работает на погружение в сюжет, создание атмосферы, вот только перебор с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов частенько режет глаз. Все эти «юбочки», «брючки», «комодики» и «грудки» создают какую-то атмосферу кукольного домика, смотрятся искусственно и неуместно, не знаю чья это находка — автора или всё же переводчика. Тем не менее, читать и перечитывать рассказы о Геральте — это огромное удовольствие, читаешь и вновь переживаешь всё, как в первый раз. Совершенно не важно, что ты, как читатель, уже досконально знаешь все сюжетные повороты, прекрасно знаком с героями, разбираешься в тонкостях мира, в их взаимоотношениях. Само погружение во вселенную, созданную А. Сапковским привлекает магнетически, сюда возвращаешься каждый раз с чувством довольства и умиротворения, а это означает, что данный фэнтезийный мир живёт и продолжает жить в сердцах читателей.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все знают о Ведьмаке всё. Все, но не я. До декабря прошедшего года я знала только, что есть какой-то известный фэнтезийный цикл, причем славянский. И – для меня – только потому интересный. Не мешало бы почитать как-нибудь, если подвернется под руку.

Подвернулся.

Все знают о Ведьмаке всё. Поэтому и рассказывать нет смысла. Скажу только вот о чем: есть две вещи, которые почти никто не умеет делать настолько хорошо, как это делает Сапковский.

• Так говорить о любви. Не важно какой – мимолетном, но искреннем увлечении, роковой страсти, подлинном чувстве на всю жизнь… Он найдет нужные слова, расскажет настоящую историю, улыбнется, загрустит. И ты будешь верить – следовать за автором, улыбаться, грустить – и верить.

• Создавать просто-таки гениальные финалы. Какое множество прекрасных историй заканчиваются пшиком – и перестают быть такими прекрасными, какими могли бы быть. Здесь все наоборот: каждый рассказ имеет продуманный, красивый, мудрый финал, окрашивающий всю историю новыми красками, придающий ей дополнительные смыслы.

А еще скажу о юморе. Детали, персонажи – уморительно смешны, но смешны изящно и по-доброму. Как мне нравится, когда автор любит своих героев – даже самых глупых, самых плохоньких, самых вредных или непутевых – всех-всех!

...И сказки. Не «сказки на новый лад» и не эксплуатация известных образов. Один намек, узнаваемая ситуация – и неожиданный взгляд на нее. А читатель весело улыбается и совершенно по-детски радуется: вон оно что! и как это так вышло?!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё-таки очень интересно соотносить время написания литературного произведения с событиями в жизни писателя. В одном из интервью Анджей Сапоковский рассказал, что на написание первого рассказа о Геральте его подвигло тщеславие. Очень хотелось выиграть литературный конкурс. В то время он работал во внешней торговле, где неплохо зарабатывал . Рассказы, вошедшие в сборник «Последнее желание» оказались бодрыми и в целом оптимистичными. Совсем другое дело истории из «Меча предназначения». Все они, за исключением «Предела возможного», написаны в 1992-м году. Так уж сложилось, что этот год принёс Польше, как и России, «Шоковую терапию», со всеми вытекающими последствиями. Фирма, где работал Сапковский разорилась и он решил переквалифицироваться в профессиональные писатели.

В написанных в это время рассказах Геральт оказывается в ситуации многих миллионов поляков. Старый мир рушится, уступая место новому. В воздухе витает чувство неопределённости. Всё это нашло отражение в рассказах о ведьмаке. Оказались в них и авантюристы всех мастей, которые как грибы после дождя, появляются во время больших перемен. Не обошлось и без бытовых подробностей — вспомните куртку Геральта, купленную в Новиграде.

В то же время рассказы показывают их героев с иной стороны, что идёт историям только на пользу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх